Автомобильный портал
  • Главная
  • Новости

    Mazda утратила право выкупа своих производственных активов в России

    Названы преимущества и недостатки маркировки автомобильных товаров

    Рынок пикапов с пробегом в сентябре вырос на 6%

    Грузовые автомобили БАЗ получили сертификацию для российского авторынка

    Средняя выплата по ОСАГО в России выросла на 15%

    Стали известны детали интерьера нового кроссовера Voyah Taishan

    Изменение цен на новые автомобили произошло в октябре у 26 марок

    Премьера нового минивэна JAC RF8 на российском рынке состоится в ноябре

    Эксперты объяснили рост импорта подержанных автомобилей из Китая

  • Авто
    Новые подходы и материалы в автодорожном строительстве

    Новые подходы и материалы в автодорожном строительстве

    Автомобиль OMODA C5 или автомобиль OMODA C7: что выбрать и почему

    Автомобиль OMODA C5 или автомобиль OMODA C7: что выбрать и почему

    Описание и преимущества нового автомобиля Chery Tiggo 7L

    Описание и преимущества нового автомобиля Chery Tiggo 7L

    Аренда автомобиля в СПб: правила

    Аренда автомобиля в СПб: правила

    Выбор Toyota с пробегом: советы и рекомендации

    Выбор Toyota с пробегом: советы и рекомендации

    Когда и кому может понадобиться помощь прикурить авто

    Когда и кому может понадобиться помощь прикурить авто

    Описание модельного ряда авто Changan

    Описание модельного ряда авто Changan

    Доставка грузов из Иу в Россию: тонкости

    Доставка грузов из Иу в Россию: тонкости

    Диагностика Ленд Ровер: когда и зачем проводить

    Диагностика Ленд Ровер: когда и зачем проводить

  • Ремонт
    Кузовной ремонт Porsche: причины и профилактика

    Кузовной ремонт Porsche: причины и профилактика

    Ремонт автоэлектроники Audi: причины и профилактика

    Ремонт автоэлектроники Audi: причины и профилактика

    Обслуживание Volvo: Правила и тонкости ухода за автомобилем

    Обслуживание Volvo: Правила и тонкости ухода за автомобилем

    Ремонт Jeep: причины неисправностей авто

    Ремонт Jeep: причины неисправностей авто

    Факторы, влияющие на стоимость автомобилей Lada

    Факторы, влияющие на стоимость автомобилей Lada

    Как снизить расход топлива на BMW

    Как снизить расход топлива на BMW

    Как выбрать автосервис для Porsche

    Как выбрать автосервис для Porsche

    Двухстоечные подъёмники: виды и применение

    Двухстоечные подъёмники: виды и применение

    Шины Shinko: Качественный выбор для мотоциклистов

    Шины Shinko: Качественный выбор для мотоциклистов

  • ТО
    Почему система контроля давления в шинах необходима для современных автомобилей?

    Почему система контроля давления в шинах необходима для современных автомобилей?

    Масло MOBIL оптом: преимущества, параметры выбора и правила транспортировки

    Масло MOBIL оптом: преимущества, параметры выбора и правила транспортировки

    Как выбрать, сочетать и ухаживать за бижутерией: полезные советы

    Как выбрать, сочетать и ухаживать за бижутерией: полезные советы

    День рождения: сколько цветов дарить имениннику

    День рождения: сколько цветов дарить имениннику

    Мифы о техническом обслуживании автомобилей: что нужно знать владельцу

    Мифы о техническом обслуживании автомобилей: что нужно знать владельцу

    Определение и устранение типичных неисправностей автомобиля

    Определение и устранение типичных неисправностей автомобиля

    Диагностика и лечение сахарного диабета

    Диагностика и лечение сахарного диабета

    Вывод из запоя в Екатеринбурге: где искать помощи?

    Вывод из запоя в Екатеринбурге: где искать помощи?

    Косметика из Крыма «Царство Ароматов»: в чем ее достоинства

    Косметика из Крыма «Царство Ароматов»: в чем ее достоинства

  • Запчасти
    Фаркопы на авто: виды и выбор

    Фаркопы на авто: виды и выбор

    Предочистители для спецтехники: полезная информация

    Предочистители для спецтехники: полезная информация

    Почему стоит взять запчасти для Пежо с разборки, а не купить новые?

    Почему стоит взять запчасти для Пежо с разборки, а не купить новые?

    Ангельские глазки для BMW и других автомобилей: что это, какие бывают и чем отличаются

    Ангельские глазки для BMW и других автомобилей: что это, какие бывают и чем отличаются

    Стальные столбики: прочность, стиль и защита города

    Стальные столбики: прочность, стиль и защита города

    Как правильно выбрать химию для бассейна: основные виды и назначение

    Как правильно выбрать химию для бассейна: основные виды и назначение

    Оборудование для автосервиса: современные решения

    Оборудование для автосервиса: современные решения

    Комнатный термостат Siemens: управление климатом в доме

    Комнатный термостат Siemens: управление климатом в доме

    Подшипники: типы, выбор и применение

    Подшипники: типы, выбор и применение

  • Масла
    Как короткие поездки «убивают» моторное масло

    Как короткие поездки «убивают» моторное масло

    Новые автомобили Lada

    Новые автомобили Lada

    Как выбрать моторное масло для автосервиса и магазинов

    Как выбрать моторное масло для автосервиса и магазинов

    Выбор моторного масла: ключевые факторы

    Выбор моторного масла: ключевые факторы

    ‘Ароматы, преображающие жизнь: раскрываем тайны эфирных масел’

    ‘Ароматы, преображающие жизнь: раскрываем тайны эфирных масел’

    Моторные масла Motul: все что стоит знать

    Моторные масла Motul: все что стоит знать

    Замена масла в двигателе: периодичность и порядок выполнения

    Замена масла в двигателе: периодичность и порядок выполнения

    Ишемическая болезнь сердца

    Ишемическая болезнь сердца

    Аппаратная замена масла в АКПП с заменой фильтра: в каких случаях необходима? Как выполняется?

    Аппаратная замена масла в АКПП с заменой фильтра: в каких случаях необходима? Как выполняется?

  • Спецтехника
    Гусеничные экскаваторы Амкодор — надежность и высокая производительность для любых задач

    Гусеничные экскаваторы Амкодор — надежность и высокая производительность для любых задач

    Варианты аренды ричтраков для краткосрочных и долгосрочных проектов

    Какое стекло подходит для спецтехники

    Новые автомобили Geely: инновации на дорогах

    Новые автомобили Geely: инновации на дорогах

    Высотные АГП выше 29 метров: назначение

    Высотные АГП выше 29 метров: назначение

    Автомобильный кран ZTC250V: технические характеристики и применение

    Автомобильный кран ZTC250V: технические характеристики и применение

    Современные технологии в производстве спецтехники

    Современные технологии в производстве спецтехники

    Правила выбора КАМАЗа: советы экспертов

    Правила выбора КАМАЗа: советы экспертов

    Аренда автокрана в Москве: кому и когда может быть интересна

    Аренда автокрана в Москве: кому и когда может быть интересна

Безрезультатно
Просмотреть все результаты
Автомобильный портал
Безрезультатно
Просмотреть все результаты
Главная Авто

Десять фактов о кузовах КУНГ

28.05.2020
в Авто
0 0
Десять фактов о кузовах КУНГ

Денис Дементьев, Николай Марков, фото из архива авторов

1) Правильная расшифровка

Знакомое каждому слово «КУНГ»… Сколько лет оно существует – столько же и не прекращаются споры о правильной его расшифровке. Правильно – «Кузов унифицированный нулевого габарита». Именно вот такая расшифровка, без каких-либо других вариаций на тему, фигурирует во всей проектной и технической документации на кузова типа «КУНГ». Прочие многочисленные вариации расшифровок («кузов универсальный нормального габарита» и т.д.), часто встречающиеся на различных форумах, являются ошибочными. Отдельно стоит упомянуть и про термин «нулевой габарит»: он обозначает возможность вписаться автомобилю (или любому другому грузу) на железнодорожной платформе в тоннели определенных размеров.

Опытный КУНГ-1 на шасси ЗИС-151 с цельнометаллической кабиной, 1952 г.

Со временем термин «КУНГ» неофициально распространился чуть ли не на все виды войсковых (да и не только) фургонов и прочно вошел в повседневную речь. Сегодня ведь так называют даже жёсткие надстройки на кузовах пикапов! Но настоящие КУНГи – это те самые деревянные кузова с характерной округлой формой крыши, которые и представлены на иллюстрациях к нашему посту.

Опытный КУНГ-1 на шасси ЗИС-151 с цельнометаллической кабиной, 1952 г.
Опытный КУНГ-1 на шасси ЗИС-151 с цельнометаллической кабиной, 1952 г.

2) Разработчики кузовов типа КУНГ

Семейство кузовов КУНГ разработали в ПКБ Министерства промышленности средств связи СССР в 1952 году. Но уже с января 1953 года все дальнейшие работы в отношении этих кузовов передали в ведение Министерства лесной и бумажной промышленности СССР, где при ЦПКБ Главмебельпрома в Москве даже был организован специальный отдел. В качестве головного изготовителя кузовов типа КУНГ был определен Завод № 471 (он же п/я 320) Минлеспрома СССР. Но пусть никого не пугает это непонятное номерное название, ибо так именовалось в те годы то предприятие, которое хорошо известно в наши дни как ОАО «Комбинат автомобильных фургонов» (г. Шумерля, Чувашская республика).

1 из 2
Десять фактов о кузовах КУНГ
Десять фактов о кузовах КУНГ
Опытный КУНГ-1 на шасси ЗИС-151 с комбинированной кабиной, 1952 г.

3) Зачем военным КУНГ?

Зачем Министерству обороны вообще потребовались в 1952 году деревянные фургоны, если к тому моменту уже было запущено производство армейских металлических кузовов серии «СН»? Дело в том, что наша промышленность с трудом могла бы обеспечить массовый выпуск металлических кузовов с такой сложной номенклатурой гнутых профилей различного сечения. К тому же трудоемкость изготовления металлических кузовов сильно ударяла и по их себестоимости. В противовес этому, дерево являлось самым дешевым и массово применяемым сырьем, к тому же простым в обработке. Наконец, деревянный КУНГ не электропроводен, что делало его хорошо приспособленным к монтажу радиоэлектронного оборудования.

1 из 2
Десять фактов о кузовах КУНГ
Десять фактов о кузовах КУНГ
Опытный образец кузова КУНГ-1 на шасси ЗИС-150, 1952 г.

4) Кузова КУНГ строили и для автомобилей, и для прицепов

Следом за кузовами КУНГ-1 в 1953 году в Шумерле были построены и испытаны пять опытных кузовов КУНГ-2 меньшей размерности, предназначенных для монтажа на шасси ГАЗ-51 и ГАЗ-63. А потом в ЦПКБ Главмебельпрома были разработаны фургоны типа КУНГ на шасси низкорамных прицепов. Их первые опытные образцы Завод № 471 построил в 1956 году. Назывались они КУНГ-П2 (на базе прицепа 2-ПН-2) и КУНГ-П4 (на базе 2-ПН-4). В данном случае в обозначении применялись цифры, обозначающие не порядковый номер модели (как у КУНГ-1 и КУНГ-2), а грузоподъемность прицепа (соответственно, 2 и 4 тонны).

1 из 2
Десять фактов о кузовах КУНГ
Десять фактов о кузовах КУНГ
КУНГ-П2 на шасси прицепа 2-ПН-2

5) Доводка перед началом производства

К опытным кузовам серии КУНГ-1 у испытателей возникло много претензий (большая масса, непрочное основание, плохая герметичность). Для их устранения в 1955 году ЦПКБ по мебели были разработаны модернизированные кузова КУНГ-1Л на шасси ЗИС-150 и ЗИС-151. Вместо прежнего металлического они получили деревянное основание, наружную обшивку для них сделали из водостойкого картона, а внутреннюю – из фанеры. Кроме того, для монтажа кузова КУНГ-1Л больше не требовалось сверлить раму шасси. По результатам испытаний модернизированные кузова после некоторых доработок были рекомендованы к производству. При этом из-за низкой долговечности на всех кузовах серии КУНГ решено было полностью отказаться от картонной наружной обшивки: на опытной партии кузовов допускалось использовать фанерную, а в серии затем требовалось перейти на металлическую.

1 из 2
Десять фактов о кузовах КУНГ
Десять фактов о кузовах КУНГ
Опытный образец КУНГ-1Л на шасси ЗИС-151

6) Когда началось производство КУНГов?

Массовый выпуск кузовов типа КУНГ начался со второй половины 1950-х годов, причем головной Шумерлинский мебельный комбинат – бывший Завод № 471 – был далеко не единственным их производителем, хотя и крупнейшим (с программой выпуска 5000 шт. в год). Задания по освоению КУНГов для нужд Министерсвта обороны СССР получили также крупные деревообрабатывающие предприятия Поволжья. Параллельно с этим появлялись и новые модификации кузовов – в частности, КУНГ-1М для шасси ЗИЛ-164 и ЗИЛ-157, отличавшийся уменьшенным весом, оптимизированными размерами и улучшенной теплоизоляцией. Позднее добавились кузова под новые шасси ЗИЛ-131, ГАЗ-66 и т.д.

КУНГ-1М на шасси ЗИЛ-157КЕ
КУНГ-1М на шасси ЗИЛ-157КЕ

7) Кто монтировал кузова на шасси?

Вопреки распространенному мнению, предприятия-изготовители КУНГов изготавливали только «голые» кузова, в которых не было ни отопления, ни освещения, и не ставили их на шасси. Заказчик (как правило, это завод-изготовитель внутреннего оборудования) самостоятельно комплектовал кузова «начинкой» в соответствии с будущим назначением и монтировал затем на соответствующие типы шасси. Техническим условиями были регламентированы различные варианты кузовов типа КУНГ в отношении размещения окон, дверей, люков, внутренних закладных деталей для крепления оборудования и т.д. При оформлении поставок заказчик мог выбрать на свое усмотрение необходимое количество, размеры и расположение тех или иных элементов кузова.

1 из 4
Десять фактов о кузовах КУНГ
Десять фактов о кузовах КУНГ
Десять фактов о кузовах КУНГ
Десять фактов о кузовах КУНГ
Опытный образец кузова КУНГ-2 на шасси ГАЗ-51

8) Когда кузова типа КУНГ перестали использоваться армией?

Во второй половине 1960-х Минобороны СССР взяло курс на отказ от закупок КУНГов, на замену которым были разработаны новые типы армированных панельных кузовов серии «К». В этой связи основные заводы-производители к концу десятилетия перепрофилировались на выпуск другой продукции. В частности, Шумерлинский мебельный комбинат прекратил производство КУНГов в 1967 году. Документацию же на эти кузова Всесоюзный проектно-конструкторский технологический институт мебели (ВПКТИМ, реорганизован из ЦПКБ по мебели в 1963 году) начал продавать предприятиям гражданского сектора. Те охотно брались за выпуск дешевых и практичных КУНГов, широко востребованных в качестве основы для передвижных лабораторий, мастерских и т.д.

1 из 2
Десять фактов о кузовах КУНГ
Десять фактов о кузовах КУНГ
КУНГ-П4 на шасси прицепа 2-ПН-4

9) Кузова типа КУНГ выпускали десятки предприятий

Кузова КУНГ явились рекордсменами среди всех советских кузовов не только по объемам и масштабам выпуска, но и по продолжительности – более 50 лет! К началу 1990-х выпуском кузовов такого типа занимались десятки заводов: Красноярский ДОК, Пеновский ДОК (Тверская обл.), Пестовский ДОК (Новгородская обл.), Гомельский ДОК, Марийское ПДО «Волжск» (Марийская АССР), Куйбышевский ремонтный трамвайно-троллейбусный завод, Владимирский завод по изготовлению и пропитке деталей опор, Вахтанский комплексный леспромхоз (Горьковская обл.), Краснобаковский лесокомбинат (Горьковская обл., пос. Ветлужский), Новолялинский ЦБК (Свердловская обл.), Краснокамский ЦБК (Пермская обл.), Ковылкинский ЭМЗ (Мордовская АССР) и другие.

КУНГ-1.П6М-01 на шасси МАЗ-8926
КУНГ-1.П6М-01 на шасси МАЗ-8926

10) Когда сделали последний КУНГ?

Введенная в 1992-1993 гг. процедура обязательной сертификации автотранспорта заставила многих прежних производителей КУНГов отказаться от их установки на шасси грузовиков и переключиться на прицепные варианты – к ним нормативные требования были проще. «Последними из могикан» были АО «Ударник» (до 1993 года – Краснобаковский лесокомбинат) и АО «Крона» (до 1993 года – Вахтанский леспрохоз), которые продолжали выпускать КУНГи на автомобильных шасси вплоть до 1995–1996 гг. Причем «Крона» на основе кузовов типа КУНГ строила даже вахтовые автобусы!

Вахтовый автобус ВМ-4310 производства АО «Крона» на основе кузова типа КУНГ
Вахтовый автобус ВМ-4310 производства АО «Крона» на основе кузова типа КУНГ

Последней моделью унифицированного деревянного кузова на автомобильном шасси считается модель КУНГ-3307, разработанная ВПКТИ НПО «Лесмаш» (так назывался кузовной отдел Минлеспрома СССР с 1988 года) и выпускавшаяся в Вахтане, а вот моделей кузовов для прицепов на рубеже 1980-1990-х годов стало намного больше: КУНГ-1.П2М (на шасси СМЗ-8326), КУНГ-1.П4М (ГКБ-782Б), КУНГ-1.П6М-02 (МАЗ-8926). От прежних моделей они мало чем отличались – под них просто использовались более современные шасси. Как это ни удивительно, но кузова КУНГ выпускались и в 2000-х годах. Это были прицепы -фургоны для размещения дизель-генераторных станций. На сегодняшний день последним изготовителем кузовов КУНГ-1.П6М-02 считается Ковылкинский ЭМЗ. Хотя, возможно, мы просто не всё знаем…

Предыдущая запись

Стоит ли переплачивать за климат-контроль и в чем отличие от кондиционера

Следующая запись

«Как угоняют машины за 20 секунд» — большинство водителей не знают о кнопке Valet и пин-коде

Новое на сайте

Новости

Mazda утратила право выкупа своих производственных активов в России

05.11.2025
Новости

Названы преимущества и недостатки маркировки автомобильных товаров

05.11.2025
Кузовной ремонт Porsche: причины и профилактика
Ремонт

Кузовной ремонт Porsche: причины и профилактика

05.11.2025
Ремонт автоэлектроники Audi: причины и профилактика
Ремонт

Ремонт автоэлектроники Audi: причины и профилактика

05.11.2025

Топ недели

Mazda утратила право выкупа своих производственных активов в России

05.11.2025

Купе-кроссовер Haval H6 GT будут производить в Казахстане

29.10.2025

Ремонт автоэлектроники Audi: причины и профилактика

Ремонт автоэлектроники Audi: причины и профилактика

05.11.2025

Фаркопы на авто: виды и выбор

Фаркопы на авто: виды и выбор

01.11.2025

Автомобильный портал

О нас

Автомобильный портал. Все про обслуживание и эксплуатацию автомобилей. Также новости автомобильного мира, тест драйвы, обзоры и многое иное

Выбор редактора

«CarXL – 2025»: детально рассмотрим рынок комтранса

10.10.2025

Когда и кому может понадобиться помощь прикурить авто

Когда и кому может понадобиться помощь прикурить авто

25.10.2025

ТОП месяца

Mazda утратила право выкупа своих производственных активов в России

05.11.2025

Названы преимущества и недостатки маркировки автомобильных товаров

05.11.2025

© 2019-2022 Tj-service.ru. Все права защищены.

Безрезультатно
Просмотреть все результаты
  • Tj-service.ru
  • Карта сайта
  • Контакты
  • Сайт об автомобилях

© 2019-2022 Tj-service.ru. Все права защищены.

Добро пожаловать!

Войдите в свой аккаунт ниже

Забыли пароль?

Восстановите ваш пароль

Введите имя пользователя или электронную почту для сброса пароля.

Войти