Скорее всего, вы слышали про гусеничный вездеход ГАЗ-34039 «Ирбис», использующий кузов ГАЗели. Серийная модель была представлена в 2010 году в Нижнем Тагиле, а массовый выпуск стартовал в 2011 году.
Фактически, он представлял собой проверенное временем армейское гусеничное шасси ГАЗ-34039 с новым «гражданским» кузовом от ГАЗели. При этом мало кто знает, что первый «Ирбис» появился не в 2010 году, а на 9 лет раньше!
Первый образец гусеничного вездехода «Ирбис» был изготовлен небольшой фирмой «Буран-Стайлинг» из Чкаловского района нижегородской области.
Заказчиком выступил сам ЗЗГТ (Заволжский Завод Гусеничной Техники), который в настоящее время входит в «Группу ГАЗ» и занимается выпуском тех самых «Ирбисов».
Концептуальный ЗЗГТ-34039 «Ирбис» технически был схож с серийными моделями, но использовал оригинальный кузов из композитных материалов вместо модифицированного цельнометаллического кузова от ГАЗели. Впервые его показали на форуме «Россия Единая» в 2001 году в Нижнем Новгороде.
Внешность прототипа получилась очень стильной и запоминающейся. Он имел сильно наклоненную переднюю часть и крышу переменной высоты (выше над местом водителя и переднего пассажира).
А двери — это вообще шедевр. Для открывания они поворачивались на 90 градусов, как у суперкаров Lamborghini. Не знаю, насколько это решение оказалось бы практичным в реальной эксплуатации, но выглядит невероятно круто.
Вход в пассажирский семиместный салон осуществлялся через откидной трап в задней части кузова. В салоне, кстати, нашлось даже место для небольшого столика.
Полностью оригинальной была и передняя панель. Тут использовался руль от «Нивы» и часть пластиковых элементов от других российских моделей.
На некоторых фотографиях интерьера видны дополнительные рычаги, как у обычных гусеничных вездеходов. Скорее всего они появились позже в дополнение к первоначальному управлению обычным автомобильным рулем.
Серийный же «Ирбис» выглядит иначе. Он совсем не такой элегантный, как прототип, зато намного более практичный и, главное, использует максимум серийных элементов.
И это очень важно для снижения его себестоимости при мелкосерийном производстве.
Любопытно выглядят некоторые варианты салонов серийных экземпляров, представляющие собой интерьер ГАЗели без рулевого колеса. Взрыв шаблона, не правда ли?