Автомобильный портал
  • Главная
  • Новости

    Автомобили УАЗ получили новое устройство вызова экстренных служб

    Внедорожник TANK 400 получил версию Arctic Trucks

    Таможни Уссурийска и Владивостока перешли на круглосуточный режим работы

    Старт производства новой модели TENET запланирован на 2026 год

    Дилер объяснил рекордные продажи новых гибридов в октябре

    В РФ стартовал прием заказов на обновленный кроссовер Voyah Free Sport+

    04.12

    Первый предсерийный электромобиль «Атом» сошел с конвейера

    Кроссовер GAC S7 прошел сертификацию в России

  • Авто
    Автомобиль Jetour X70: описание, преимущества

    Автомобиль Jetour X70: описание, преимущества

    Правила выбора нового авто для большой семьи

    Правила выбора нового авто для большой семьи

    Hyundai с пробегом: взвешиваем плюсы и минусы

    Hyundai с пробегом: взвешиваем плюсы и минусы

    Модельный ряд авто Лексус: описание

    Модельный ряд авто Лексус: описание

    Грузовые автомобили: современные решения

    Грузовые автомобили: современные решения

    Обслуживание BMW: особенности и выбор автосервиса

    Модельный ряд автомобилей Джейку

    Модельный ряд автомобилей Джейку

    Продажа лизингового автомобиля: подробное пошаговое руководство

    Гидравлическая система сцепления: устройство и особенности

    Гидравлическая система сцепления: устройство и особенности

  • Ремонт
    Ремонт Land Rover: причины и профилактика

    Ремонт Land Rover: причины и профилактика

    Важность проверки и ремонта АКПП в автомобилях BMW

    Важность проверки и ремонта АКПП в автомобилях BMW

    Кузовной ремонт Porsche: причины и профилактика

    Кузовной ремонт Porsche: причины и профилактика

    Ремонт автоэлектроники Audi: причины и профилактика

    Ремонт автоэлектроники Audi: причины и профилактика

    Обслуживание Volvo: Правила и тонкости ухода за автомобилем

    Обслуживание Volvo: Правила и тонкости ухода за автомобилем

    Ремонт Jeep: причины неисправностей авто

    Ремонт Jeep: причины неисправностей авто

    Факторы, влияющие на стоимость автомобилей Lada

    Факторы, влияющие на стоимость автомобилей Lada

    Как снизить расход топлива на BMW

    Как снизить расход топлива на BMW

    Как выбрать автосервис для Porsche

    Как выбрать автосервис для Porsche

  • ТО
    Почему система контроля давления в шинах необходима для современных автомобилей?

    Почему система контроля давления в шинах необходима для современных автомобилей?

    Масло MOBIL оптом: преимущества, параметры выбора и правила транспортировки

    Масло MOBIL оптом: преимущества, параметры выбора и правила транспортировки

    Как выбрать, сочетать и ухаживать за бижутерией: полезные советы

    Как выбрать, сочетать и ухаживать за бижутерией: полезные советы

    День рождения: сколько цветов дарить имениннику

    День рождения: сколько цветов дарить имениннику

    Мифы о техническом обслуживании автомобилей: что нужно знать владельцу

    Мифы о техническом обслуживании автомобилей: что нужно знать владельцу

    Определение и устранение типичных неисправностей автомобиля

    Определение и устранение типичных неисправностей автомобиля

    Диагностика и лечение сахарного диабета

    Диагностика и лечение сахарного диабета

    Вывод из запоя в Екатеринбурге: где искать помощи?

    Вывод из запоя в Екатеринбурге: где искать помощи?

    Косметика из Крыма «Царство Ароматов»: в чем ее достоинства

    Косметика из Крыма «Царство Ароматов»: в чем ее достоинства

  • Запчасти

    Диагностика кофемашины Saeco при ошибках на дисплее

    Как выбрать автозапчасти для иномарки

    Как выбрать автозапчасти для иномарки

    Как составить заявку, от которой заказчик не сможет отказаться?

    Как составить заявку, от которой заказчик не сможет отказаться?

    КПП Fast Gear 12JS200T: Обзор и особенности

    КПП Fast Gear 12JS200T: Обзор и особенности

    Автомобильные диски: виды, выбор

    Автомобильные диски: виды, выбор

    ТОП 5 производителей турбин в 2025 году

    ТОП 5 производителей турбин в 2025 году

    Шины 235 R16: Размер и характеристики

    Шины 235 R16: Размер и характеристики

    Фаркопы на авто: виды и выбор

    Фаркопы на авто: виды и выбор

    Предочистители для спецтехники: полезная информация

    Предочистители для спецтехники: полезная информация

  • Масла
    Роль моторного масла в охлаждении и защите двигателя от износа

    Роль моторного масла в охлаждении и защите двигателя от износа

    Как короткие поездки «убивают» моторное масло

    Как короткие поездки «убивают» моторное масло

    Новые автомобили Lada

    Новые автомобили Lada

    Как выбрать моторное масло для автосервиса и магазинов

    Как выбрать моторное масло для автосервиса и магазинов

    Выбор моторного масла: ключевые факторы

    Выбор моторного масла: ключевые факторы

    ‘Ароматы, преображающие жизнь: раскрываем тайны эфирных масел’

    ‘Ароматы, преображающие жизнь: раскрываем тайны эфирных масел’

    Моторные масла Motul: все что стоит знать

    Моторные масла Motul: все что стоит знать

    Замена масла в двигателе: периодичность и порядок выполнения

    Замена масла в двигателе: периодичность и порядок выполнения

    Ишемическая болезнь сердца

    Ишемическая болезнь сердца

  • Спецтехника
    Продажа автомобильной спецтехники: правила и тонкости

    Продажа автомобильной спецтехники: правила и тонкости

    Эвакуатор: когда стоит вызвать

    Эвакуатор: когда стоит вызвать

    Гусеничные экскаваторы Амкодор — надежность и высокая производительность для любых задач

    Гусеничные экскаваторы Амкодор — надежность и высокая производительность для любых задач

    Варианты аренды ричтраков для краткосрочных и долгосрочных проектов

    Какое стекло подходит для спецтехники

    Новые автомобили Geely: инновации на дорогах

    Новые автомобили Geely: инновации на дорогах

    Высотные АГП выше 29 метров: назначение

    Высотные АГП выше 29 метров: назначение

    Автомобильный кран ZTC250V: технические характеристики и применение

    Автомобильный кран ZTC250V: технические характеристики и применение

    Современные технологии в производстве спецтехники

    Современные технологии в производстве спецтехники

Безрезультатно
Просмотреть все результаты
Автомобильный портал
Безрезультатно
Просмотреть все результаты
Главная Авто

Колхида и задний мост с двумя скоростями

03.06.2020
в Авто
0 0
Колхида и задний мост с двумя скоростями

В 1967-м Кутаисский автомобильный завод им. Серго Орджоникидзе начал производство седельных тягачей КАЗ-608 вместо прежней модели КАЗ-606А. Главное отличие новой машины заключалось в 8-цилиндровом двигателе ЗИЛ-130Я5, который был в полтора раза мощнее, чем 6-цилиндровый движок на старой «Колхиде». Но вместе с новым мотором на тягачи КАЗ-608 навесили и более весомые «социалистические обязательства», разом подняв допустимый вес полуприцепа с 9,5 до 15,5 тонн! А чтобы «Колхида» с таким грузом за спиной смогла нормально разгоняться, на ней решили применить многоступенчатую трансмиссию. Что из этого вышло?

Текст: Николай Марков, фото из архива автора

Еще на рубеже 1950-х и 1960-х годов конструкторы МосЗИЛа разработали для перспективных тягачей 130-й серии 2-скоростные ведущие мосты. Имея возможность поменять на ходу передаточное число редуктора главной передачи, водитель располагал уже не пятью, а десятью передачами. Это, конечно же, помогало полнее использовать потенциал двигателя. А поскольку автозавод в Кутаиси с самого начала своего существования ориентировался именно на широкую унификацию с автомобилями марки ЗИЛ, то и многоступенчатую трансмиссию грузинские конструкторы начали создавать по тому же самому принципу.

КАЗ-608-717 и КАЗ-608Б-717
КАЗ-608-717 и КАЗ-608Б-717

Перспективную «Колхиду» с 2-скоростным задним мостом нарекли индексом КАЗ-608Б. Первое упоминание об этой машине в прессе относится к концу 1966 года (см. октябрьский номер журнала «За рулем»). Если на тягаче КАЗ-608 стоял ведущий мост с главной парой 7,63, то на КАЗ-608Б мост имел передаточные числа 9,11 и 7,12. Переключение передач осуществлялось посредством электропневматического привода. Разумеется, 2-скоростной мост, будучи укомплектованным еще и уширенными тормозными колодками, оказался заметно тяжелее обычного – почти на 150 кг. При этом вес груженого автопоезда КАЗ-608Б + КАЗ-717 доходил до 20 тонн.

Образцы «Колхид» для выставок и государственных испытаний отличались от обычных серийных машин нестандартной окраской и наличием на передней панели кабины фирменной эмблемы в виде кокарды с узорными буквами «КАЗ» и индексом модели. Только по этой надписи и можно было внешне отличить КАЗ-608Б от КАЗ-608
Образцы «Колхид» для выставок и государственных испытаний отличались от обычных серийных машин нестандартной окраской и наличием на передней панели кабины фирменной эмблемы в виде кокарды с узорными буквами «КАЗ» и индексом модели. Только по этой надписи и можно было внешне отличить КАЗ-608Б от КАЗ-608

В 1968 году два опытных образца КАЗ-608Б прошли междуведомственные испытания, на которых собрали множество замечаний. После этого еще дважды, в 1970 и 1972 годах, тягачи КАЗ-608Б отправляли на автополигон НАМИ для проведения контрольных испытаний, где оценивалась эффективность внедренных заводом конструктивных мероприятий по устранению недостатков. Особое внимание уделялось работоспособности 2-скоростного заднего моста. Можно сказать, что к 1972 году конструкция автомобиля КАЗ-608Б окончательно сформировалась, и на тягач даже оформили временные технические условия (ТУ 608Б-3902010). Но стать серийным ему это не помогло, и вот почему.

Колхида и задний мост с двумя скоростями

Показатели экономичности автопоездов КАЗ-608Б-717 по сравнению с серийными автопоездами КАЗ-608-717 при одинаковой 11,5-тонной загрузке оказались практически одинаковыми. Точнее говоря, одинаково высокими – минимум по 50 л/100 км на равнинных трассах даже при самом аккуратном вождении. На горных же дорогах (например, в районе Туапсе) «Колхиды» сжигали уже до 80 литров на сотню! Выигрыш автопоездов с тягачами КАЗ-608Б при попеременном использовании обеих передач ведущего моста наблюдался лишь в некотором увеличении средней скорости движения. Но это было едва ли не единственным их преимуществом, тогда как абсолютные величины средней скорости все равно оставались весьма и весьма невысокими.

Колхида и задний мост с двумя скоростями

Но и это еще не все. Водителю еще нужно было исхитриться воспользоваться этой самой возможностью сменить передачу в редукторе заднего моста. Мало того, что переключатель располагался очень неудобно (на панели приборов, под рулем), так еще и исполнительные механизмы на скоростях более 50 км/ч зачастую просто отказывались срабатывать! Кроме того, даже самые последние образцы КАЗ-608Б 1972 года постройки так и не избавились от проблем с качеством опытных узлов и агрегатов. В ходе испытаний из-за нарушения технологии изготовления был отмечен случай поломки дифференциала на одном из тягачей, а из-за попадания воды трижды закисал электропневматический клапан переключения ступеней заднего моста. Впрочем, качество «Колхид» всегда хромало на обе ноги…

«Колхида» с одноосным полуприцепом ОдАЗ-898 на ВДНХ СССР
«Колхида» с одноосным полуприцепом ОдАЗ-898 на ВДНХ СССР

Тягово-скоростные показатели опытных тягачей также остались неудовлетворительными. Из-за низкого качества сборки двигатели ЗИЛ-130Я5 не выдавали паспортных показателей мощности, а покрышки Ереванского шинного завода имели чрезвычайно высокое сопротивление качению. В результате один из автопоездов вместо прописанных по техусловиям 78 км/ч смог набрать только 71 км/ч, а второй едва разгонялся до 65. Кроме того, на ведущую ось КАЗ-608 при работе с 15,5-тонным полуприцепом приходилось только 30% полной массы, и из-за этого при трогании в подъем тягач порой начинал пробуксовывать даже на мокром асфальте. Так что одним только удвоением числа передач в трансмиссии все проблемы «Колхиды» решить не удалось.

Посадка водителя в тягаче КАЗ-608Б образца 1972 года
Посадка водителя в тягаче КАЗ-608Б образца 1972 года

После испытаний 1972 года госкомиссия выдала Кутаисскому автозаводу несколько рекомендаций по дальнейшей доводке тягачей КАЗ-608Б. Они уместились всего на одном листе отчета, однако первый же пункт ставил крест на опытном тягаче в его нынешнем виде. В этом пункте предписывалось применить дизельный двигатель и увеличить сцепной вес за счет перехода на колесную формулу 4х4. Фактически это означало, что грузинским конструкторам предложили начать всю работу сначала, ведь решение проблемы сцепного веса путем внедрения переднего ведущего моста делало абсолютно неактуальными все прежние работы по 2-скоростному заднему мосту! Это обстоятельство, а также ограниченный объем выпуска двухосных полуприцепов КАЗ-717 вообще ставило под сомнение целесообразность постановки на конвейер КАЗ-608Б взамен КАЗ-608, ибо с буксировкой одноосных полуприцепов ОдАЗ-885 полной массой 10,35 т нормально справлялись и серийные «Колхиды» с обычной 5-ступенчатой трансмиссией.

Стрелкой показано размещение переключателя передач заднего моста КАЗ-608Б на панели приборов
Стрелкой показано размещение переключателя передач заднего моста КАЗ-608Б на панели приборов

Взвесив все за и против, в Минавтопроме решили переводить КАЗ на выпуск полноприводной техники: соответствующий приказ № 43 был подписан 28 февраля 1974 года. А проект КАЗ-608Б за сим тихо сошел на нет, и о 2-скоростных мостах в СССР больше не вспоминали.

Предыдущая запись

Почему нельзя класть ноги на торпедо (очень наглядно)

Следующая запись

«У нас сначала принимают законы, а потом думают, как реализовать» — операторы не понимают, как будет работать реформа ТО

Новое на сайте

Новости

Автомобили УАЗ получили новое устройство вызова экстренных служб

28.11.2025
Новости

Внедорожник TANK 400 получил версию Arctic Trucks

28.11.2025
Новости

Таможни Уссурийска и Владивостока перешли на круглосуточный режим работы

28.11.2025
Автомобиль Jetour X70: описание, преимущества
Авто

Автомобиль Jetour X70: описание, преимущества

28.11.2025

Топ недели

Сертификат на урок экстремального вождения: отличный подарок

Сертификат на урок экстремального вождения: отличный подарок

27.11.2025

Таможни Уссурийска и Владивостока перешли на круглосуточный режим работы

28.11.2025

УАЗ «Буханка» в экспедиционной версии временно снята с производства

26.11.2025

Lamborghini Urus в октябре стал самым популярным люксовым автомобилем с пробегом

26.11.2025

Автомобильный портал

О нас

Автомобильный портал. Все про обслуживание и эксплуатацию автомобилей. Также новости автомобильного мира, тест драйвы, обзоры и многое иное

Выбор редактора

Автозавод «Автомобильные технологии» вышел на полную мощность

12.11.2025

Дилер сообщил о дефиците кроссовера EXEED LX

07.11.2025

ТОП месяца

Автомобили УАЗ получили новое устройство вызова экстренных служб

28.11.2025

Внедорожник TANK 400 получил версию Arctic Trucks

28.11.2025

© 2019-2022 Tj-service.ru. Все права защищены.

Безрезультатно
Просмотреть все результаты
  • Tj-service.ru
  • Карта сайта
  • Контакты
  • Сайт об автомобилях

© 2019-2022 Tj-service.ru. Все права защищены.

Добро пожаловать!

Войдите в свой аккаунт ниже

Забыли пароль?

Восстановите ваш пароль

Введите имя пользователя или электронную почту для сброса пароля.

Войти