В начале 2000-х годов в институте НАМИ под руководством профессора Т.Д. Дзоценидзе шли активные работы по созданию ММТС – многофункциональных мобильных транспортных средств, сочетающих в себе признаки грузовика и трактора. Это были своего рода аналоги немецкого «Унимога», на которых можно было и груз перевезти, и поработать со сменным навесным оборудованием. В обиходе такие машины получили меткое прозвище «тракторомобили».
Всего группой Дзоценидзе были разработаны унифицированные «тракторомобили» трех типоразмерных групп, одна из которых была принята к освоению на заводе «Автоспецоборудование» в Новгороде. Серийные машины получили собственную марку «Силант». Ныне, после крайнего кризиса, их производство перебазировали на новые площади во Владимир. Вот фотография серийного «Силанта»:
Но пост вовсе не о них. Если про все эти машины в свое время было достаточное количество публикаций в специализированной прессе, то вот трехосная разновидность «тракторомобиля» осталась практически в тени. Исправим этот недочет! Встречайте – экспериментальный вездеход НАМИ-3333, построенный командой Т.Д. Дзоценидзе в 2010 году!
Концепция этой машины такова: ее создатели поставили задачу добиться двукратного повышения грузоподъемности (с 1 до 2 тонн) при сохранении столь же высокой проходимости, как у двухосных «тракторомобилей», и доступной цены (что достигалось за счет большого процента унификации). К тому же «трехоска» по-прежнему должна была соответствовать агротехническим требованиям по допустимому удельному давлению на грунт, чтобы иметь возможность применения в сельском хозяйстве.
Работы в отношении НАМИ-3333, по сути, велись в инициативном порядке, на голом энтузиазме молодых специалистов, занимавшихся в НАМИ темой транспорта сельскохозназначения. Чтобы удешевить затраты на НИОКР, опытный образец машины построили с использованием агрегатов от двухосного ММТС модели НАМИ-2868, который уже прошел полный цикл испытаний: от него взяли и кабину, и силовой агрегат (3-цилиндровый дизель-«воздушник» Владимирского тракторного завода мощностью 65 л.с. с 4-ступенчатой КП). На весь процесс создания вездехода от задумки до постройки ходового образца и завершения испытаний у авторов ушло 2 года.
НАМИ-3333 получил необычную трансмиссию. Постоянно включенными у него являются передний и средний мосты, между которыми крутящий момент распределяется через межосевой дифференциал с принудительной блокировкой. А вот задний мост жестко подключается на бездорожье: он приводится от оригинальной «раздатки» отдельным карданным валом. Эта схема позволила сохранить на машине обычные «газелевские» ведущие мосты. Но почему отключаемым решили сделать именно задний мост, а не передний? Оказалось, что подобное решение обеспечивает более выгодные параметры управляемости и устойчивости во всех режимах движения.
Переключение режимов работы раздаточной коробки производится кнопками на панели приборов, все исполнительные механизмы – электрические. Передача в ней, кстати, всего одна: с коробкой передач от трактора потребности в «понижайке» просто не возникает.
Другим оригинальным узлом НАМИ-3333 оказалась балансирная подвеска задней тележки, созданная с применением листов передней рессоры грузовика ГАЗ-3307. Необычным решением является портальная ось балансира, через арочную часть которой пропущен карданный вал к последнему мосту.
До освоения производства этой машины дело так и не дошло, однако она смогла послужить на благо отечественной науки, став экспериментальной базой для написания трех кандидатских диссертаций.