Содержание
Обгон опасен всегда, даже если встречная полоса свободна. Многое зависит и от того, какой именно объект обгоняется. Если это, к примеру, мотоцикл или мопед, задача упрощается. Сложнее всего дело обстоит с длинномерными транспортными средствами. Чтобы обогнать фуру, водителю приходится продолжительное время находиться на встречной полосе. Поэтому каждый автомобилист должен знать основные ошибки, допускаемые новичками при выполнении данного маневра. Тогда риск при обгоне фуры будет сведен к минимуму.
Несоблюдение дистанции
Перед тем как покинуть свою полосу, некоторые водители вплотную прижимаются к грузовому автомобилю. В результате человек, сидящий за рулем, существенно ограничивает себе обзор. Даже если трасса прямая, автомобилист рискует не заметить машину, собирающуюся выехать со второстепенной дороги, особенно если она примыкает с правой стороны. Поэтому нельзя слишком сильно приближаться к задней части длинномера. Лишние 5-10 метров дистанции не сильно отразятся на продолжительности маневра, однако сделают его безопаснее.
Существует еще один важный момент, о котором многие автомобилисты забывают. На дороге нужно не только хорошо видеть обстановку. Не менее важно самому быть видимым со всех сторон.
Обгон не всегда производится при свободной встречной полосе: на ней может находиться другая машина. Главное – чтобы расстояние позволяло вовремя вернуться в исходное положение. Если впереди медленно «ползет» фура, за ней вполне может прятаться еще одна «легковушка». Если прижаться к обгоняемому длинномеру вплотную, водитель машины не заметит вас. Он может решить, что успеет обогнать «свою» фуру, и выскочить на «встречку» одновременно с вами. Итог может быть плачевным.
Стремление обогнать фуру любым путем
В автошколах часто учат курсантов тому, что начатый маневр обязательно нужно завершить (мол, если пошел на обгон, доводи его до конца). Однако в некоторых ситуациях это может выглядеть безрассудно.
Не все длинномеры движутся медленно. Некоторые дальнобойщики предпочитают скорость не ниже 100-110 км/ч. Водитель-новичок не всегда способен верно рассчитать время для обгона. Потому если фура едет быстро, маневр нередко затягивается. Ситуация усугубляется, если мощность мотора невелика, или если дорога идет на подъем. В итоге до завершения обгона на трассе может внезапно появиться встречный автомобиль. Водитель же, которого учили не отступать ни при каких обстоятельствах, продолжает давить на педаль газа.
Конечно, можно надеяться на то, что автомобилист, едущий навстречу, успеет сбросить скорость. А если нет? Если маневр не задался, а до того, чтобы поравняться с «носом» фуры еще далеко, нужно тормозить. При этом необходимо взять как можно правее, даже если сбоку находится еще один автомобиль. Водитель машины, идущей параллельно, интуитивно притормозит и даст вам возможность вернуться на свою полосу.
Ни в коем случае нельзя уходить от столкновения на встречную обочину. По статистике именно так происходит большинство ДТП. Водитель встречной машины по инерции повернет туда же. В результате авария станет неизбежной.
Бывает, что человек, сидящий за рулем грузовика, просто не замечает «легковушку». Он начинает ускоряться именно тогда, когда его транспорт собираются обогнать. Для подобных ситуаций существует пункт 19.10 ПДД. Он разрешает подавать звуковой сигнал, чтобы оповестить другого водителя о начале маневра.
Боковой интервал
Легковой автомобиль занимает на полотне немного места. Узкий кузов обеспечивает достаточное расстояние до краев дороги и слева, и справа. Фура же зачастую занимает всю ширину полосы.
При обгоне длинномерного транспорта водители-новички непроизвольно начинают отслеживать боковое расстояние до борта фуры. Они косятся вправо, инстинктивно боясь зацепить грузовик зеркалом. При этом левая обочина остается без внимания: а зря. Стараясь не притираться к длинномеру, автомобилисты нередко цепляют ее левым колесом. Результат бывает трагичным.
Важно помнить, что ориентироваться при обгоне нужно на обочину и центр дороги. Если все делать правильно, касания зеркалом не произойдет: ведь фура движется по другой полосе. При наработке практики вождения нужно сразу потрудиться над тем, чтобы раз и навсегда «отпустить» этот страх.
Пренебрежение сигналами
Дальнобойщики часто помогают водителям легковых машин совершать обгон. Из высокой кабины открывается широкий обзор. Поэтому тот, кто сидит за рулем грузовика, видит намного больше. Если дорожная обстановка не позволяет начать маневрирование, дальнобойщик включает левый «поворотник». Если трасса свободна, он мигает правым. Об этих условных знаках знает большинство водителей.
Излишне самоуверенные автомобилисты могут игнорировать подаваемые сигналы. Между тем это может быть опасно. Дорога редко бывает идеально гладкой. Низменности, как правило, чередуются с возвышенностями. В результате шоссе то «ныряет» вниз, то вновь уходит вверх. В такой «ямке» способен полностью скрыться легковой автомобиль. Поэтому если пойти на обгон вопреки условному знаку дальнобойщика, можно спровоцировать аварию. Даже если кажется, что дорога впереди свободна, рисковать не стоит.
При обгоне длинномеров нельзя забывать про зеркала заднего вида. Важно, чтобы за автомобилем не было того, кто уже приступил к маневрированию. Также нужно помнить про недопустимость обгона «паровозиком». Впрочем, это уже универсальные рекомендации. Они актуальны при обгоне любого транспорта.