Справочник химика 21 Моторные масла противоизносные свойства

Для работы мотора характерны три типа трения

  • мокрое трение;
  • граничное трение;
  • сухое трение.

Если мокрое трение безопасно для мотора, то граничное и сухое трение
ответственны за износ мотора.

Мокрое трение — это идеальная ситуация при работе
мотора. В этом случае трущиеся детали разделены масляной пленкой
и не касаются друг друга. Но это именно идеальная ситуация, так
как для этого мотор должен работать в одном режиме и никогда не
останавливаться.

Граничное трение — это ситуация наиболее характерна
для работы двигателя в городских условиях: запуск, ускорение, торможение,
остановка… При граничном трении масляная пленка настолько тонка,
что микрорельефы трущихся деталей вступают в периодический контакт,
что ведет к износу.

Сухое трение — это довольно редкая ситуация, но она
особенно разрушительна для мотора. Это случается если уровень масла
ниже нормы, а так же всегда в первые секунды после запуска мотора,
пока смазка не заполнит все масляные каналы. К тому же оптимальные
смазочные свойства масла проявляются только тогда, когда оно прогрето
т.е. не раньше 15 минут после запуска.

Езда на короткие расстояния особенно губительна для моторов!

Вопреки общему мнению, это не общий пробег разрушает моторное масло,
а то в каких условиях оно эксплуатировалось. Худшими из условий
эксплуатации машины являются короткие поездки в городском цикле,
при которых мотор остается недостаточно прогретым: масло плохо циркулирует,
в него попадает водяной конденсат, оно разбавляется топливом. За
несколько тысяч километров пробега масло теряет большинство своих
свойств. В этих условиях мотор изнашивается значительно быстрее,
чем мотор на машине, используемой на более длинных пробегах, но
на трассе.

Автомобиль постоянно совершенствуется, и соответственно смазочные
материалы должны становиться лучше и лучше. Они должны соответствовать
новым условиям работы двигателей:

  1. Более высокие температуры — они имеют место в современных высокофорсированных
    двигателях (особенно с турбонаддувом и с 4-мя клапанами на цилиндр).
  2. Уменьшение количества заливаемого масла — это делается для улучшения
    соотношения вес/мощность. Помимо уменьшения веса кузова это достигается
    применением алюминия в конструкции мотора и уменьшением объема масла
    в картере.
  3. Увеличение срока эксплуатации масла — следствие стремления сократить
    эксплуатационные расходы. При этом особое значение приобретает качество
    масла.

Таким образом современные моторы становятся чрезвычайно чувствительны
к условиям к условиям эксплуатации и качеству сервиса. Однако Лубрифилм-Металл,
как самый современный препарат, позволяет избежать износа мотора
и последствий нештатных режимов эксплуатации. Лубрифилм-Металл —
активная защита Вашего мотора. Мотор потребляет топливо, масло,
и..-металл, металл деталей, съедаемых трением в процессе работы.
Обычно, когда начинают задумываться о «расходе» металла,
бывает поздно что-либо предпринимать. Мотор теряет мощность, а потребление
топлива и масла резко возрастает.

Существует много способов, что бы притормозить этот процесс: применение
лучших масел. Они хорошо смазывают, но не способны восстановить
уже изношенные поверхности.

различные, в том числе загущающие, присадки к маслам. Но речь идет
только об изменении химического состава масла, но не физического
состояния деталей двигателя. Чтобы восстановить металлические поверхности,
изношенные трением. Можно использовать только металл. И эту возможность
предоставляет только Лубрифилм-металл, самый совершенный в мире
реметаллизант, произведенный в Швейцарии по самой совершенной технологии.

Наилучшее антифрикционное свойство

Наилучшие антифрикционные свойства имеют среди полиметил — У — трифторпропилсилоксанов полиметил — У-трифторпропилсилоксан звездчатого строения, а среди полиметил — трифторпропилдихлор-фенилсилоксанов — полиметил — — трифторпропилдихлорфенилсилок-сан Т — образного строения.

Наилучшими антифрикционными свойствами обладают вы-сокооловяниетыс баббиты Б89, Б83, однако из-за высокой стоимости и дефицитности в подшипниках скольжения имеют весьма ограниченное применение.

Наилучшими антифрикционными свойствами обладают оловянные и в особенности оловяпно-фос-фористые бронзы.

Наилучшими антифрикционными свойствами обладают оло-вянно-фосфорные бронзы; их применяют при больших скоростях скольжения, но они дороже безоловянных бронз.

Наилучшими антифрикционными свойствами обладает высоко-оловянистый баббит Б-83, поэтому он находит применение в ответственных машинах, авиационных и автомобильных моторах. Однако баббит Б-83 дороже и дефицитнее других марок, а потому его заменяют более дешевыми материалами.

Наилучшими антифрикционными свойствами из цветных сплавов обладают оловянистые бронзы, которые используются для тяжелонагруженных подшипников, допускают удельные нагрузки и температуру выше, чем баббиты, однако плохо прирабатываются. Алюминиевые антифрикционные сплавы воспринимают большие нагрузки, имеют высокую усталостную прочность, хорошую теплопроводность и по механическим свойствам близки к высокопрочным баббитам. Недостатком антифрикционных алюминиевых сплавов является высокий коэффициент теплового расширения.

Наилучшими антифрикционными свойствами обладают оловян-но-фосфорные бронзы; их применяют при больших скоростях скольжения, но они дороже безоловянных бронз.

Диаграмма изменения момента трения шарикоподшипника до и после работы для сепараторов из разных материалов.

Как видно из рис. 107, наилучшие антифрикционные свойства имеют аман-4 и аман-7. Аман-13 сильно увеличивает момент трения шарикоподшипников в процессе работы, очевидно, из-за большого скопления продуктов износа, среди которых возможно имеются компоненты, повышающие момент трения подшипника.

Оловянные бронзы, в особенности оловянно-фос-форные, имеют наилучшие антифрикционные свойства, но по механической прочности уступают некоторым безоловянным бронзам.

Бронзы оловянные ( БрО10Ф1, БрОбЦбСЗ и др.) обладают наилучшими антифрикционными свойствами. Алюминиево-железные ( БрА9ЖЗ и др.), свинцовые ( БрСЗО) имеют достаточно высокие механические характеристики, но сравнительно плохо прирабатываются, вызывают повышенное изнашивание цапф, поэтому применяются в паре с закаленными цапфами. Бронзы широко применяют в крупносерийном и массовом производстве.

В качестве материала для подшипников наибольшее распространение получили текстолита 2 и 2Б, обладающие наилучшими антифрикционными свойствами. Используются также текстолит 3, специальные марки текстолита ПТК и ПТ и текстолит из крошки, изготовляемый горячим прессованием обрезков хлопчатобумажной ткани, пропитанной искусственными смолами. Текстолит из мелких обрезков дает возможность прессовать подшипники любой конфигурации. Текстолит толщиной до 8 мм называется текстолитом в листах, а толщиной более 8 мм — текстолитом в плитах.

Оловянистые, свинцовистые и алюминиевые бронзы могут работать при v 10 м / с и р: с 150 даН / см2; оловяни-стые бронзы имеют наилучшие антифрикционные свойства, но они дефицитны.

Бронзы, как правило, обладают высокими антифрикционными свойствами, коррозионной стойкостью, хорошо обрабатываются резанием. Наилучшие антифрикционные свойства у оловянных бронз, но они значительно дороже безоловянных. Бронзы широко используют в узлах трения — подшипниках скольжения, гайках ходовых и грузовых винтов, червячных и винтовых колесах.

Процесс фосфатирования заключается в нанесении на поверхность заготовок стойкого при высоких давлениях пористого слоя кристаллических фосфатов. Наилучшие антифрикционные свойства имеют цинкофосфатные пленки, пропитанные стеаратом Т-2 или НБ5 ( 70 — 90 г / л), раствором 60 — 72 % — ного мыла.

Где действует Лубрифилм-металл

На всех смазываемых поверхностях, где имеет место интенсивное трение:

продольное трение: Лубрифилм-металл восстанавливает
стенки цилиндров под воздействие трения со стороны поршневых колец.

круговое трение: Лубрифилм-металл восстанавливает
вкладыши коренных и шатунных подшипников, а так же шестерни трансмиссий.
В моторе Лубрифилм-металл восстанавливает так же распредвал и приводы
клапанов, что помогает улучшить работу мотора с нормальной компрессией,
но изношеным распредвалом. Кроме того, мотор, в котором находится
с Лубрифилм-металл, оказывается более стоек к нештатным ситуациям,
таким, как перегрев, холодный пуск, дефицит масла в топливной системе.

Принцип действия

Действие антифрикционных присадок направлено на создание защитного слоя для смягчения взаимодействия деталей. В сложных эксплуатационных условиях при высоких температурных нагрузках составляющие добавки, обволакивающие элементы механизмов, выравнивают их поверхности, сглаживая трение. Антифрикционная присадка создаёт прочную маслянистую плёнку, в результате чего существенно снижается износ взаимодействующих деталей.

Сбалансированный комплекс компонентов, содержащихся в добавке, поддерживает стабильность работы мотора или трансмиссии, продлевая сроки эксплуатации. Характер создаваемого покрытия, толщина плёнки, которую обеспечивают поверхностно-активные вещества присадки между контактирующими механизмами, могут отличаться в зависимости от химического состава средства. Реметаллизирующие добавки заполняют микротрещины и другие повреждения, выравнивая поверхность деталей. Производители используют технические масла, жиры или полимеры, а также другие вспомогательные компоненты, расширяющие спектр действия присадки.

Сфера применения

В зависимости от разновидности антифрикционная присадка может заливаться в моторное масло или трансмиссионную жидкость для АКПП или МКПП. Учитывая свойства специальных составов, добавки служат для облегчения взаимодействия контактирующих элементов, поэтому могут применяться также в любых механизмах с подвижными деталями. Дополнительное использование антифрикционных присадок, не входящих в состав основного смазочного материала, должно проводиться с учётом рекомендаций производителя оборудования. Любое современное масло состоит из базы, загустителя и комплекта присадок

Составы тщательно сбалансированы, поэтому при дополнительном введении добавок для усиления свойств важно убедиться в актуальности применения средства, чтобы не получить обратного эффекта

Антифрикционные материалы

В разделе Техника на вопрос Что такое антифрикционные свойства заданный автором Максим Подрез лучший ответ это Может это Вам подойдет?Антифрикционные материалы* (от анти… и лат. frictio — трение) , материалы, применяемые для деталей машин (подшипники, втулки и др.) , работающих при трении скольжения и обладающих в определённых условиях низким коэффициентом трения. Отличаются низкой способностью к адгезии, хорошей прирабатываемостью, теплопроводностью и стабильностью свойств. В условиях гидродинамической смазки, когда детали (не деформирующиеся под влиянием давления в смазочном слое) полностью разделены сравнительно толстым слоем смазочного материала, свойства материала этих деталей не оказывают влияния на трение. Антифрикционность материалов проявляется в условиях несовершенной смазки (или при трении без смазки) и зависит от физических и химических свойств материала, к которым относятся: высокие теплопроводность и теплоёмкость; способность образовывать прочные граничные слои, уменьшающие трение; способность материала легко (упруго или пластически) деформироваться или изнашиваться, что способствует равномерному распределению нагрузки по поверхности соприкосновения (свойство прирабатываемости). К антифрикционности относятся также микрогеометрическое строение поверхности, а именно определённая степень шероховатости или пористости, при которых масло удерживается в углублениях, и способность материала «поглощать» твёрдые абразивные частицы, попавшие на поверхность трения, предохраняя тем самым от износа сопряжённую деталь. Проявлению антифрикционности в условиях сухого трения способствует наличие в материале таких компонентов, которые, сами обладая смазочным действием и присутствуя на поверхности трения, обеспечивают низкое трение (например, графит, дисульфид молибдена и др.). Одним из важных свойств А. м. , обусловливающих антифрикционность при всех условиях трения, является его неспособность или малая способность к «схватыванию» (адгезии) с материалом сопряжённой детали. Наиболее склонны к «схватыванию» при трении одноимённые пластичные металлы в паре, имеющие гранецентрированную и объёмноцентрированную кубической решётки. При трении по стали наименее склонны к «схватыванию» серебро, олово, свинец, медь, кадмий, сурьма, висмут и сплавы на их основе.Наиболее распространены как А. м. подшипниковые материалы (ПМ) , применяемые для подшипников скольжения. Кроме антифрикционных свойств, они должны обладать необходимой прочностью, сопротивлением коррозии в среде смазки, технологичностью и экономичностью. Вследствие различия в требованиях к материалу подшипника, образующему поверхность трения (антифрикционность) , и к остальной части подшипника (достаточная прочность) получили распространение ПМ и подшипники, у которых основа состоит из прочного конструкционного материала (например, стали) , а поверхность трения — из слоя А. м. (например, баббита). А. м. наносится литейным способом на заготовку подшипника или на непрерывно движущуюся стальную ленту; из полученной биметаллической калиброванной ленты (см. Биметалл) подшипники (вкладыши и втулки) изготовляются штамповкой.

Разновидности антифрикционных присадок

На рынке автохимии антифрикционные присадки представлены в широком ассортименте, но все их можно разделить на основные группы:

  • реметаллизаторы трения;
  • тефлоновые присадки;
  • полимерные;
  • эпиламные;
  • ремонтно-восстановительные составы.

Реметаллизаторы трения. При использовании таких составов на соприкасающихся деталях за счёт оседания металлических частичек образуется защитная плёнка, заполняющая неровности. Для поддержания слоя реметаллизатор должен применяться постоянно, потому что при замене масла защитное покрытие перестанет существовать. Кроме того, подводные камни кроются в невозможности отказа от присадки данного вида, если уже однажды механизм подвергся обработке. Даже недолгое отсутствие реметаллизатора часто приводит к заклиниванию двигателя вследствие трения поршневых колец по поверхности цилиндров.

Присадки, в составе которых имеется тефлон, называемый самым скользким материалом и обладающий прекрасными антифрикционными, а также антипригарными свойствами. Эффект достигается только при регулярном применении. Тефлон также является теплоизолятором, его наличие на стенках камеры сгорания способно привести к росту температур газа в цилиндре. Частицы материала провоцируют повышение ядовитых токсинов выхлопных газов.

Полимерные добавки носят кратковременный эффект защиты. Оно и понятно, ведь изначально данный вид присадок создавался для боевой техники, а цель длительной эксплуатации транспортного средства не преследовалась. Полимеры также засоряют масляные каналы, провоцируя повышение давления, а по окончании действия добавки велика вероятность повышения расхода топлива, а также износа элементов двигателя и уменьшения мощности механизмов.

Эпиламные присадки. Защитное покрытие на всех деталях механизма формируется под действием высоких контактных давлений и температур. Повреждённые участки элементов заполняются образовавшимися в результате реакции металлическими соединениями. После применения присадки поверхности деталей отличаются чистотой и прочностью.

Минеральные ремонтно-восстановительные составы создают стойкий металлокерамический слой при помощи распада минерала серпантивита в местах сильного трения. Минусом использования этих присадок может стать температурная нестабильность двигателя.

Наиболее популярны среди разнообразия спецсредств антифрикционные присадки таких производителей:

  1. RVS Master. Торговая марка славится своими ремонтно-восстановительными составами, представляющими собой сложный комплекс соединений. Создаваемый металлокерамический слой на поверхности элементов механизмов обеспечивает устойчивую защиту. Применение присадки способно восстанавливать геометрические параметры деталей и существенно продлевать их ресурс.
  2. Liqui Moly. Продукция немецкого производства отличается высоким качеством составов. Бренд уже немолодой и прочно зарекомендовавший себя с положительной стороны. Антифрикционная присадка на основе дисульфида молибдена, аналогичная первой произведённой добавке Ликви Моли, прошла долгий путь от основания компании до сегодняшнего дня. Сейчас она носит название Oil Additiv и подходит современным конструкциям механизмов.

  • Присадки украинского производства также пользуются большим спросом среди автовладельцев. Многие отмечают дороговизну продукции, но качественный состав и эффективность добавок оправдывают свой ценник.
  • Достаточно популярные среди автолюбителей составы отличаются приятной ценой и хорошим качеством. Производитель заявляет, что присадки Супротек не меняют свойств масел, а выполняют свои функции параллельно им.

Применять добавки или нет – дело каждого автовладельца. Для нового автомобиля при условии использования высококачественного оригинального масла не имеет смысла дополнительно вводить присадку, к тому же многие автопроизводители даже не рекомендуют этого делать. Но машины с большим пробегом требуют усиленного внимания, и именно старые механизмы часто спасают спецсредствами, заменяющими ремонт. Однако не стоит предписывать присадкам чудодейственные свойства и ожидать, что они смогут воскресить совсем изношенный двигатель.

Тиксотропность

Тиксотропность – физико-химическое свойство, определяющее изменение реологических характеристик пластичного нефтепродукта при постоянной температуре в результате разрушения структурного каркаса при деформировании и дальнейшем изменении характеристик после прекращения деформирования.

Тиксотропные свойства пластичных нефтепродуктов (смазок) в первую очередь определяются свойствами и концентрацией применяемого при их производстве загустителя. Внешними факторами, определяющими тиксотропность смазок, являются температурные режимы эксплуатации, продолжительность и интенсивность деформации. Под влиянием воздействия внешних факторов, структурный каркас смазок разрушается, дисперсная система разжижается. После прекращения воздействия внешних факторов, структурная система восстанавливается, смазки загустевают. Величина и скорость подобных превращений, оказывают влияние на потери смазок в узлах трения в результате их выдавливания. А также на изменение величин сопротивления и трения при работе механизмов.

Уровень тиксотропности смазок оценивается показателями (рис. 4), характеризующими параметры изменения их свойств в результате деформации.

Рис. 4. Показатели качества, характеризующие реологические изменения свойств смазок

3.1 Определение индекса разрушения и индекса тиксотропного восстановления смазок

Для оценки данных показателей используется ГОСТ 19295-73 «Смазки пластичные. Метод определения механической стабильности».

Требованиями данного стандарта устанавливается метод определения механической стабильности пластичных смазок, которая выражается индексом разрушения (Кр) и индексом тиксотропного восстановления (Кв).

Индекс разрушения характеризует степень разрушения смазки при ее интенсивном деформировании, индекс тиксотропного восстановления характеризует степень тиксотропного восстановления смазки.

Сущность метода испытаний заключается в определении изменения предела прочности на разрыв в результате интенсивного деформирования смазки в зазоре между ротором и статором тиксометра и при последующем тиксотропном восстановлении.

Для определения механической стабильности смазок используют тиксометр (рис. 5) с пределами измерения от 50 до 7500 Па.

Проведение испытаний организовывается в 3 этапа.

На первом этапе навеску смазки, помещенную в тиксометр, при помощи поршня выдавливают через выделенный капилляр. При этом, собирают оторвавшиеся, в результате превышения массой выдавившейся смазки предела ее прочности, столбики согласно требованиям стандарта.

Рис. 5. Принципиальная схема тиксометра: 1 – электродвигатель; 2 – корпус; 3 – подшипник; 4 – капилляр для выхода разрушенной смазки; 5 – подшипник; 6 – ротор; 7 – капилляр для выхода неразрушенной смазки; 8 – статор; 9 – термостатирующая рубашка; 10 – поршень; 11 – кронштейн; 12 – ходовая гайка; 13 – защелка; 14 – винт; 15 – электродвигатель; 16 – муфта

На втором этапе, навеску смазки, разрушенную между ротором и статором тиксометра, выдавливают через другой капилляр и собирают аналогично первому этапу.

При проведении третьего этапа испытаний, к капилляру тиксометра, предназначенному для выхода разрушенной смазки присоединяют трубку тиксотропного восстановления. Смазка, после заполнения трубки тиксотропного восстановления, выходит через ее нижний капилляр. Сбор смазки осуществляется аналогично ранее описанным способом.

В случаях, когда для определения индекса тиксотропного восстановления нормативной документацией на испытуемую смазку указывается более длительное время на восстановление, трубку тиксотропного восстановления отсоединяют от тиксометра и хранят в защищенном от света месте установленное время. После чего, трубку присоединяют к капилляру тиксометра, предназначенного для проведения испытаний по первому этапу и осуществляют выдавливание восстановленной смазки свежим продуктом.

Предел прочности на разрыв (σп.ч) испытуемой смазки, в Па, вычисляют по формуле:

, (148)

где m – среднее арифметическое значение массы столбика оторвавшейся смазки;

d – диаметр капилляра.

Индекс разрушения (Кр), в процентах вычисляют по формуле:

, (149)

где σи – предел прочности на разрыв исходной (неразрушенной) смазки, Па;

σр – предел прочности на разрыв смазки после разрушения, Па.

Индекс тиксотропного восстановления (Кв), в процентах, вычисляют по формуле:

, (150)

где σв – предел прочности на разрыв смазки после разрушения и тиксотропного восстановления, Па.

Время восстановления у индекса Кв указывается в скобках, например: Кв (30 минут) = 30%.

Просмотров:
54

Пакет присадок к маслам может содержать следующие виды

Диспергирующие присадки к маслам – одни из основных
компонентов в композициях присадок (их доля составляет около половины
общего количества присадок в масле). Повышают дисперсность попадающих
в масло нерастворимых загрязнений, стабилизируют образующуюся суспензию.

Моющие присадки к маслам (детергенты) – добавляют
для предотвращения образования нагара или лакообразных отложений
на наиболее нагревающихся деталях.

Загущающие (или вязкостные) присадки к маслам – макрополимеры,
имеющие переменную растворимость в масле при разной температуре,
повышают вязкость, уменьшают степень ее изменения при изменении
температуры в широком диапазоне.

Депрессорные присадки к маслам – понижают температуру
застывания масла, препятствуют образованию кристаллов парафина в
маслах при низкой температуре.

Противопенные присадки к маслам – уменьшают склонность
масла к образованию пены.

Противоизносные присадки к маслам – препятствуют изнашиванию
поверхностей трения деталей двигателя, являются одними из первых
химических присадок.

Противозадирные присадки к маслам – являются разновидностью
противоизносных присадок и применяются при высоких нагрузках и температурах.

Антикоррозионные присадки к маслам – для защиты от
коррозии деталей из сплавов цветных металлов.

Антиокислительные присадки к маслам – вводят в моторные
масла для уменьшения скорости окисления основы и скорости накопления
в масле продуктов глубокого окисления.

Модификаторы трения или антифрикционные присадки к маслам
– обеспечивают экономию топлива путем снижения мощности трения,
увеличивают КПД двигателя.

Что собою представляют

Известно, что от характеристик масла зависят эксплуатационные показатели двигателя или трансмиссии. Антифрикционные присадки позволяют добиться максимального продления ресурса агрегата, повысив мощность, уменьшив нагрузку на механизмы, устранив шумы, появляющиеся при работе. Добавки усиливают свойства масла, при этом удаётся достичь также увеличения интервалов замены смазочного состава. Антифрикционные присадки производятся как для двигателей, так и для трансмиссии. Вторые подразделяют на типы, применимые для автоматической коробки передач или механической.

Чем больше пробег автомобиля и тяжелее условия эксплуатации, тем важнее для него применение дополнительных средств защиты мотора и трансмиссии. Под воздействием высоких температур и давления масло постепенно утрачивает свои свойства, тогда как добавление подходящих по составу присадок помогает создать дополнительную защиту трущимся механизмам. Вследствие уменьшения трения повышается КПД мотора, сокращается потребление топлива.

Антифрикционное свойство — масло

Изменение антифрикционных свойств масел в зависимости от.

Антифрикционные свойства масел характеризуются моментом сил трения и температурой поверхности цилиндра.

Износ латуни Л-62 и бронзы ОЦС-6-6-3 при продольном ( заштриховано и поперечном шлифовании нижнего стального образца. 1 3 5 7 — масло СУ. 2 4 6 8 — то же 1 % трибополимеробразующей.

Антифрикционные свойства масла с трибополимеробразующей присадкой изучали на машине трения МДП-1, представлявшей собсй вращающийся диск и прижатые к нему три пальца из исследуемых сплавов.

Все большее распространение находят присадки, улучшающие антифрикционные свойства масел и обеспечивающие снижение механических потерь в двигателе и экономию топлива.

В последние годы особый интерес вызывают маслорастворимые молибденсодержащие органические соединения; они не только снижают износ при трении, но и улучшают антифрикционные свойства масел.

Потери мощности на взбалтывание масла и выдавливание его из зазоров между контактирующими поверхностями определяются вязкостью масла и, как указывалось, только условно характеризуют антифрикционные свойства масел.

Потери мощности на взбалтывание масла и выдавливание его из зазоров между контактирующими поверхностями определяются вязкостью масла и, как указывалось, только условно характерп-зуют антифрикционные свойства масел.

Потери мощности на взбалтывание масла и выдавливание его из зазоров между контактирующими поверхностями определяются вязкостью масла и, как указывалось, только условно характеризуют антифрикционные свойства масел.

Старение масла способствует увеличению коррозийной агрессивности, повышению содержания нерастворимых в масле веществ, выпадающих в осадок и затрудняющих работу масляной системы, недопустимому увеличению вязкости. Но в отдельных случаях старение масла приводит к образованию смол и кислот, улучшающих нротивоизносные и антифрикционные свойства масел. Однако положительное их действие проявляется на сравнительно коротком отрезке времени. Коррозия стальных и чугунных поверхностей происходит при наличии воды п масле. Она может попасть в масло за счет конденсации водяных паров из атмосферы при значительной разнице температур или же за счет применения на машинах и оборудовании эмульсий, водных растворов и чистой воды. Поэтому масляные системы такого оборудования должны быть надежно защищены от воды. Коррозия может иметь место и при использовании недоброкачественных присадок.

В части противоизносных свойств к маслам для текстильных машин предъявлять особые требования обычно нет необходимости ввиду незначительной величины удельных давлений на трущихся поверхностях их деталей

Наблюдаются, однако, два случая, относящиеся к смазке веретен прядильных машин, когда наряду с антифрикционными свойствами масел имеют важное значение их противоизносные свойства.
. В первом случае испытания проводятся при постоянной величине напряжения питания электромагнита, что обеспечивает постоянство тангенциального усилия сдвига шара

При этом амплитуда проскальзывания характеризует антифрикционные свойства масел в реверсивном режиме трения. Для трансмиссионных масел в сравнении с моторными и авиационными наблюдается малая амплитуда проскальзывания, свидетельствующая о низких антифрикционных свойствах.

В первом случае испытания проводятся при постоянной величине напряжения питания электромагнита, что обеспечивает постоянство тангенциального усилия сдвига шара. При этом амплитуда проскальзывания характеризует антифрикционные свойства масел в реверсивном режиме трения. Для трансмиссионных масел в сравнении с моторными и авиационными наблюдается малая амплитуда проскальзывания, свидетельствующая о низких антифрикционных свойствах.

Влияние масла на диаметр пятна износа стали У10 при трении с рубином ( радиус кривизны сферы 1 5 мм, скорость вращения 60 об / мин.

Показатели смазочной способности не нормируются, так как их измерение связано с известными трудностями

Однако это свойство приборных масел настолько важно, что необходимо хотя бы проверять антифрикционные свойства масел при граничном режиме смазки.

Вере — т / опп.

1. ПРИРОДА ФРИКЦИОННОСТИ И АНТИФРИКЦИОННОСТИ

Природа фрикционности и антифрикционности обусловлена двойственной природой трения (наличие молекулярной и деформационной составляющих сил трения), а также тем, что в процессе трения твердых тел участвуют лишь поверхностные слои, свойства которых (твердость, прочность на сдвиг) могут заметно отличаться от объемных свойств. Совокупность этих требований, отличающих граничный слой от объема материала, сводится к необходимости создания на контакте положительного градиента механических свойств.

Фрикционные материалы должны иметь высокий коэффициент трения, а антифрикционные, наоборот, низкий. Фрикционный материал обладает низким модулем упругости при упругом контакте или низкой твердостью — при пластическом. Это обеспечивает повышение адгезионной составляющей коэффициента трения за счет увеличения фактической площади контакта и высокое значение деформационной составляющей коэффициента трения за счет низкого модуля упругости и, соответственно, более глубокого внедрения неровностей.

У антифрикционных материалов площадь фактического контакта невелика и, по возможности, формируется за счет упругой деформации микронеровностей. Для этого антифрикционный материал должен иметь достаточную твердость и высокий модуль упругости. Следует стремиться к снижению относительного внедрения (h/R) и гистерезисных потерь (а « 1).

Помимо требований, исходящих из назначения, к фрикционным и антифрикционным материалам предъявляются дополнительные требования:

  • — способность легко подвергаться механической обработке, простота технологии получения и отсутствие в их составе дорогих компонентов;
  • — стабильное значение коэффициента трения;
  • — способность быстро прирабатываться и иметь низкий износ;
  • — обладать коррозионной стойкостью, теплостойкостью, хорошей теплопроводностью и иметь низкий коэффициент теплового расширения;
  • — продукты износа не должны быть абразивными, токсичными и опасными в пожарном отношении.

Кроме того, фрикционные материалы в ходе торможения не должны загораться открытым пламенем, набухать при наличии влаги, коэффициент трения должен укладываться в интервал 0,2…0,5.

Антифрикционные материалы должны быть прочными, обеспечивая преимущественно упругий контакт, сохранять работоспособность узла трения при надежной смазке, хорошо смачиваться смазочными материалами и иметь низкий коэффициент трения.

Положительные и отрицательные качества

Использование антифрикционных присадок имеет множество преимуществ, позволяющих улучшить работу систем автомобиля без физического вмешательства с разборкой устройства:

  • за счёт снижения трения контактирующих поверхностей достигается увеличение ресурса элементов механизмов;
  • действие добавки особенно заметно на моторах с большим пробегом, средство существенно продлевает срок службы агрегата, восстанавливает геометрию износившихся деталей;
  • снижается вероятность резкого отказа двигателя во время движения автомобиля и необходимости срочного ремонта;
  • устраняются посторонние шумы в процессе работы;
  • при правильном применении антифрикционная присадка в моторное масло обеспечивает сокращение расхода топлива и смазочного состава;
  • в некоторых случаях введение спецсредства заменяет капремонт механизмов;
  • уменьшается токсичность выхлопных газов.

Несмотря на множество плюсов применения, существует и обратная сторона медали. К недостаткам можно отнести тот факт, что некоторые составляющие присадки могут быть несовместимыми с компонентами моторного или трансмиссионного масла, что способно вызвать конфликт химических веществ составов. Это может крайне негативно сказаться на элементах механизмов и даже спровоцировать выход из строя устройства. Длительное применение полимерных видов присадок становится причиной образования отложений, забивающих каналы фильтрующих элементов или поршневых колец, что приводит к их перегреву, увеличению расхода масла.

Среди высококачественных антифрикционных добавок, заливаемых в двигатель, можно отметить продукцию Ликви Моли, хорошо совместимую с разными моторными или трансмиссионными маслами. Но перед применением любого продукта следует изучить состав средств и совместимость с системами автомобиля.

Список источников

  • bmwgtn.ru
  • ViborMasla.ru
  • ozlib.com
  • 22oa.ru
  • www.ngpedia.ru
  • extxe.com
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector