Автомобильный портал
  • Главная
  • Новости

    В Самарской области налажено производство комплектующих для сидений LADA Vesta и Aura

    Российский автопром в октябре упал более чем на 40%

    Газпромбанк Автолизинг: в октябре россияне потратили на покупку новых автомобилей рекордные 568 млрд рублей

    В России начались продажи нового городского автобуса Citymax 8

    Lamborghini Urus в октябре стал самым популярным люксовым автомобилем с пробегом

    Инвестпрограмма АВТОВАЗа в 2025 и 2026 годах может составить по 45 млрд рублей

    На программы поддержки автопрома за три года выделят 164 млрд рублей

    Объявлены официальные цены на автомобили Lixiang для рынка РФ

    Стали известны перспективы использования ИИ-технологий в автобизнесе

  • Авто

    Обслуживание BMW: особенности и выбор автосервиса

    Модельный ряд автомобилей Джейку

    Модельный ряд автомобилей Джейку

    Продажа лизингового автомобиля: подробное пошаговое руководство

    Гидравлическая система сцепления: устройство и особенности

    Гидравлическая система сцепления: устройство и особенности

    Лада: скорость и комфорт в одном автомобиле

    Лада: скорость и комфорт в одном автомобиле

    Новые подходы и материалы в автодорожном строительстве

    Новые подходы и материалы в автодорожном строительстве

    Автомобиль OMODA C5 или автомобиль OMODA C7: что выбрать и почему

    Автомобиль OMODA C5 или автомобиль OMODA C7: что выбрать и почему

    Описание и преимущества нового автомобиля Chery Tiggo 7L

    Описание и преимущества нового автомобиля Chery Tiggo 7L

    Аренда автомобиля в СПб: правила

    Аренда автомобиля в СПб: правила

  • Ремонт
    Ремонт Land Rover: причины и профилактика

    Ремонт Land Rover: причины и профилактика

    Важность проверки и ремонта АКПП в автомобилях BMW

    Важность проверки и ремонта АКПП в автомобилях BMW

    Кузовной ремонт Porsche: причины и профилактика

    Кузовной ремонт Porsche: причины и профилактика

    Ремонт автоэлектроники Audi: причины и профилактика

    Ремонт автоэлектроники Audi: причины и профилактика

    Обслуживание Volvo: Правила и тонкости ухода за автомобилем

    Обслуживание Volvo: Правила и тонкости ухода за автомобилем

    Ремонт Jeep: причины неисправностей авто

    Ремонт Jeep: причины неисправностей авто

    Факторы, влияющие на стоимость автомобилей Lada

    Факторы, влияющие на стоимость автомобилей Lada

    Как снизить расход топлива на BMW

    Как снизить расход топлива на BMW

    Как выбрать автосервис для Porsche

    Как выбрать автосервис для Porsche

  • ТО
    Почему система контроля давления в шинах необходима для современных автомобилей?

    Почему система контроля давления в шинах необходима для современных автомобилей?

    Масло MOBIL оптом: преимущества, параметры выбора и правила транспортировки

    Масло MOBIL оптом: преимущества, параметры выбора и правила транспортировки

    Как выбрать, сочетать и ухаживать за бижутерией: полезные советы

    Как выбрать, сочетать и ухаживать за бижутерией: полезные советы

    День рождения: сколько цветов дарить имениннику

    День рождения: сколько цветов дарить имениннику

    Мифы о техническом обслуживании автомобилей: что нужно знать владельцу

    Мифы о техническом обслуживании автомобилей: что нужно знать владельцу

    Определение и устранение типичных неисправностей автомобиля

    Определение и устранение типичных неисправностей автомобиля

    Диагностика и лечение сахарного диабета

    Диагностика и лечение сахарного диабета

    Вывод из запоя в Екатеринбурге: где искать помощи?

    Вывод из запоя в Екатеринбурге: где искать помощи?

    Косметика из Крыма «Царство Ароматов»: в чем ее достоинства

    Косметика из Крыма «Царство Ароматов»: в чем ее достоинства

  • Запчасти
    Как составить заявку, от которой заказчик не сможет отказаться?

    Как составить заявку, от которой заказчик не сможет отказаться?

    КПП Fast Gear 12JS200T: Обзор и особенности

    КПП Fast Gear 12JS200T: Обзор и особенности

    Автомобильные диски: виды, выбор

    Автомобильные диски: виды, выбор

    ТОП 5 производителей турбин в 2025 году

    ТОП 5 производителей турбин в 2025 году

    Шины 235 R16: Размер и характеристики

    Шины 235 R16: Размер и характеристики

    Фаркопы на авто: виды и выбор

    Фаркопы на авто: виды и выбор

    Предочистители для спецтехники: полезная информация

    Предочистители для спецтехники: полезная информация

    Почему стоит взять запчасти для Пежо с разборки, а не купить новые?

    Почему стоит взять запчасти для Пежо с разборки, а не купить новые?

    Ангельские глазки для BMW и других автомобилей: что это, какие бывают и чем отличаются

    Ангельские глазки для BMW и других автомобилей: что это, какие бывают и чем отличаются

  • Масла
    Роль моторного масла в охлаждении и защите двигателя от износа

    Роль моторного масла в охлаждении и защите двигателя от износа

    Как короткие поездки «убивают» моторное масло

    Как короткие поездки «убивают» моторное масло

    Новые автомобили Lada

    Новые автомобили Lada

    Как выбрать моторное масло для автосервиса и магазинов

    Как выбрать моторное масло для автосервиса и магазинов

    Выбор моторного масла: ключевые факторы

    Выбор моторного масла: ключевые факторы

    ‘Ароматы, преображающие жизнь: раскрываем тайны эфирных масел’

    ‘Ароматы, преображающие жизнь: раскрываем тайны эфирных масел’

    Моторные масла Motul: все что стоит знать

    Моторные масла Motul: все что стоит знать

    Замена масла в двигателе: периодичность и порядок выполнения

    Замена масла в двигателе: периодичность и порядок выполнения

    Ишемическая болезнь сердца

    Ишемическая болезнь сердца

  • Спецтехника
    Продажа автомобильной спецтехники: правила и тонкости

    Продажа автомобильной спецтехники: правила и тонкости

    Эвакуатор: когда стоит вызвать

    Эвакуатор: когда стоит вызвать

    Гусеничные экскаваторы Амкодор — надежность и высокая производительность для любых задач

    Гусеничные экскаваторы Амкодор — надежность и высокая производительность для любых задач

    Варианты аренды ричтраков для краткосрочных и долгосрочных проектов

    Какое стекло подходит для спецтехники

    Новые автомобили Geely: инновации на дорогах

    Новые автомобили Geely: инновации на дорогах

    Высотные АГП выше 29 метров: назначение

    Высотные АГП выше 29 метров: назначение

    Автомобильный кран ZTC250V: технические характеристики и применение

    Автомобильный кран ZTC250V: технические характеристики и применение

    Современные технологии в производстве спецтехники

    Современные технологии в производстве спецтехники

Безрезультатно
Просмотреть все результаты
Автомобильный портал
Безрезультатно
Просмотреть все результаты
Главная Авто

Чудеса советской эргономики: как устроен автобус ТА-6

28.05.2020
в Авто
0 0
Чудеса советской эргономики: как устроен автобус ТА-6

Друзья, наш прошлый пост был посвящен истории создания и производства автобуса ТА-6 — барбухайки, которую делали на авторемзаводе в эстонском городе Тарту почти четыре десятка лет! Будучи весьма современной машиной на момент появления в 1955-м, к началу 1990-х она уже превратилась в откровенного «динозавра». Тем интереснее познакомиться поближе с одним из сохранившихся до наших дней экземпляров ТА-6.

Знакомьтесь: вот он, единственный известный в России образец автобуса ТА-6. Именно он был героем одного из сюжетов Ивана Зенкевича в телепередаче «Утро России» в далеком 2012 году. Уже тогда состояние автобуса было крайне уставшим, и за прошедшее время лучше ему не стало. Однако он по-прежнему сохраняет практически полную комплектность и до сих пор не утратил способности к самостоятельному передвижению в пространстве. Так что это действительно очень достойный вариант для проведения реставрации!

Чудеса советской эргономики: как устроен автобус ТА-6

Вот только сама реставрация обещает быть непростой и весьма затратной, ведь в основе кузова этого автобуса лежит деревянный каркас. В его салоне не сохранилось заводской маркировочной таблички, а потому точная дата производства остается неизвестной. Однако по отдельным характерным особенностям (например, таким, как передние фонари) диапазон годов выпуска можно ограничить второй половиной 1970-х и первой половиной 1980-х. То есть возраст кузова этого автобуса — никак не меньше 33 лет, а то и все 40! И, как нетрудно догадаться, деревянные детали каркаса уже давным-давно требуют полной ревизии.

Чудеса советской эргономики: как устроен автобус ТА-6

Сильно пострадал от времени деревянный каркас водительской двери, что хорошо заметно на верхнем фото. Расползающиеся деревяшки когда-то даже попробовали на скорую руку сколотить металлической накладкой. Но дверь — дело поправимое. Гораздо ценнее в этом снимке другое: видно, что в салоне сохранились оригинальные сетчатые багажные полки с оригинальными кронштейнами из цветного литья. Воспроизвести их сейчас заново было бы очень непросто.

Чудеса советской эргономики: как устроен автобус ТА-6

Такую «мордашку» тартуские автобусы получили в 1971 году. Издалека можно подумать, что между фарами расположен поднимающийся люк для доступа в моторный отсек, но это не так. На самом деле, передняя панель кузова посажена на винты, и открываться в обычной эксплуатации ей решительно незачем, ведь за ней практически ничего нет. Мотор установлен глубоко внутри и полностью обслуживается из салона. А вот как выглядит кожух моторного отсека внутри автобуса:

Чудеса советской эргономики: как устроен автобус ТА-6

Да это не моторный отсек, это целый машинный зал! Не зная, можно подумать, что внутри запрятан какой-нибудь турбодизель V-12! Но нет, под этим «мавзолеем» скрывается самая обычная карбюраторная рядная «шестерка» модели ГАЗ-51: 3,5 литра, 70 «лошадей».

Чудеса советской эргономики: как устроен автобус ТА-6

Как видно, места под кожухом мотор занимает совсем немного. Зачем тогда нужна остальная массивная металлоконструкция справа? Так для работы калориферной системы отопления салона! На фото можно заметить, что радиатор установлен справа от двигателя, а сразу после радиатора идет металлический короб с дверкой в левой боковине. Дверка эта регулирует направление потока горячего воздуха, который прошел сквозь радиатор. В таком положении, как сейчас, нагретый воздух направляется к двигателю и выбрасывается затем на улицу, под кузов. А если дверку потянуть на себя, она перекроет окно в коробе, и значительная часть нагретого воздуха начнет поступать в салон через вот такой канал:

Чудеса советской эргономики: как устроен автобус ТА-6

Сиденье рядом с печкой, очевидно, изначально служило местом кондуктора и явно было самым теплым местом в салоне ТА-6! Предположу, что эффективности подобного отопления без разводки горячего воздуха по салону едва ли хватало для того, чтобы согреть пассажиров на самых задних сиденьях. Однако стоит напомнить, что крупносерийный автобус КАвЗ-651А, который выпускался до начала семидесятых годов, системы отопления салона не имел вовсе! Никакой! На нем имелся лишь обогрев ветрового стекла. А еще не могу не показать вот такое тартуское ноу-хау. Сообразите, что это за конструкция?

Чудеса советской эргономики: как устроен автобус ТА-6

Это и есть та самая дверка в отопительном канале, а Г-образный стержень с причудливым кронштейном — ее фиксатор. Стержень тут по сути выполнен в виде пружинящего торсионного вала, а потому надежно запирает дверку в любом из двух крайних положений.

Чудеса советской эргономики: как устроен автобус ТА-6

Салон машины сейчас находится в непотребном состоянии, но даже сейчас можно догадаться, что когда-то в нем было весьма уютно. На окошках висели занавески, на потолке даже сейчас видна «люксовая» отделка, а на оконных стойках крепились крючки для верхней одежды:

Чудеса советской эргономики: как устроен автобус ТА-6

Большая часть сидений в салоне — неродные, позаимствованные с автобуса КАвЗ-685. К сожалению, не сохранилась и спинка оригинального заднего 5-местного дивана, хотя подушки уцелели:

Чудеса советской эргономики: как устроен автобус ТА-6

Как видно, в задней стенке кузова, позади дивана, предусмотрен квадратный люк. Его можно назвать багажным, но правильнее — санитарным, поскольку задумывался он для погрузки в салон носилок с ранеными в случае наступления в стране «особого периода» (то есть войны). Аналогичный люк имелся на автобусах ПАЗ-672 и до сих пор имеется на ПАЗ-3205. Но только на «пазиках» крышка люка поднимается вверх, а на ТА-6 открывается вбок. К слову, наличие этого люка сделало возможной эксплуатацию автобусов ТА-6 ритуальными службами: экземпляры, предназначенные для такой работы, получали на заводе соответствующую окраску.

Чудеса советской эргономики: как устроен автобус ТА-6

А теперь самое интересное — экскурсия по кабине. Об особенностях эргономики автобуса ТА-6 — точнее, о полном отсутствии этой самой эргономики — можно написать целый трактат. Смотрите сами: сиденье водителя (нерегулируемое) по сути установлено не напротив, а слева от рулевой колонки. Щиток приборов расположен практически в горизонтальной плоскости и сильно смещен от водителя вправо, видимость показаний — никакая! Рычаг стояночного тормоза установлен слева от педального узла и в затянутом положении частично перекрывает дверной проем. Но все это — цветочки по сравнению с педальным узлом:

Чудеса советской эргономики: как устроен автобус ТА-6

Да, у ТА-6 из-за отсутствия свободного места (мешает рычаг КП) перепутаны местами педали! Справа — тормоз, а напольная педаль газа установлена по центру и сильнее других придвинута к водителю! В общем, управлять ТА-6 — та еще акробатика… Но знаете, что любопытно? Все три педали у тартуского автобуса необычайно легкие и не требуют сколько-нибудь серьезных усилий! Это просто удивительно.

Чудеса советской эргономики: как устроен автобус ТА-6

А угадаете, зачем нужен вот этот рычаг на передней части моторного кожуха? Если не догадаетесь, то вам никогда не угнать автобус ТА-6, ведь именно с помощью этого рычага включается стартер! А цилиндрический патрубок за рычагом стартера относится к системе отопления кабины. Через прорезь в его боковине горячий воздух нагревал правый бок водителя, а спереди на этот патрубок надевался гофрированный шланг, по которому тепло подводилось к ветровому стеклу. Но вот ногам и левому боку водителя тепла уже не доставалось.

* * *
Вот такой он был необычный и неоднозначный, автобус ТА-6. Будем надеяться, что этот памятник технической истории найдет нового фанатичного владельца, который не пожалеет сил и средств для возвращения столь редкой и экзотичной машины к полноценной жизни. Она того, право, заслуживает!

Предыдущая запись

Инспетор ДПС спросил «Куда едете, режим же». 3 недопустимых ответа, за которые вам точно выпишут немалый штраф. Кратко расскажу

Следующая запись

Какие автомобили делали в советских республиках? Узбекская ССР

Новое на сайте

Новости

В Самарской области налажено производство комплектующих для сидений LADA Vesta и Aura

27.11.2025
Новости

Российский автопром в октябре упал более чем на 40%

26.11.2025
Новости

Газпромбанк Автолизинг: в октябре россияне потратили на покупку новых автомобилей рекордные 568 млрд рублей

26.11.2025
Новости

В России начались продажи нового городского автобуса Citymax 8

26.11.2025

Топ недели

Число дилерских контрактов по LCV в 3 квартале чуть уменьшилось

20.11.2025

КПП Fast Gear 12JS200T: Обзор и особенности

КПП Fast Gear 12JS200T: Обзор и особенности

23.11.2025

АВТОВАЗ проиндексирует цены на автомобили LADA

21.11.2025

Продажи автомобилей в Европе растут четвертый месяц подряд

25.11.2025

Автомобильный портал

О нас

Автомобильный портал. Все про обслуживание и эксплуатацию автомобилей. Также новости автомобильного мира, тест драйвы, обзоры и многое иное

Выбор редактора

Готовы ли в России страховать беспилотники?

15.11.2025

Газпромбанк Автолизинг: 410 млрд рублей потратили жители РФ в августе на покупку новых автомобилей

28.10.2025

ТОП месяца

В Самарской области налажено производство комплектующих для сидений LADA Vesta и Aura

27.11.2025

Российский автопром в октябре упал более чем на 40%

26.11.2025

© 2019-2022 Tj-service.ru. Все права защищены.

Безрезультатно
Просмотреть все результаты
  • Tj-service.ru
  • Карта сайта
  • Контакты
  • Сайт об автомобилях

© 2019-2022 Tj-service.ru. Все права защищены.

Добро пожаловать!

Войдите в свой аккаунт ниже

Забыли пароль?

Восстановите ваш пароль

Введите имя пользователя или электронную почту для сброса пароля.

Войти