Автомобильный портал
  • Главная
  • Новости

    Бренд XCITE в июне 2025 года установил рекорд по продажам автомобилей

    TANK стал лидером по продажам премиальных автомобилей в РФ

    Минпромторг планирует увеличить скидки по программам господдержки автопрома

    Сколько новых автомобилей было продано в июне?

    Британская люксовая марка Bentley обновила свой логотип

    Эксперты сравнили кроссовер LADA Azimut с конкурентами

    Директором по маркетингу и рекламе КАМАЗа назначен Денис Дрягин

    Минпромторг планирует не допустить падения авторынка на 40%

    Первый тестовый кроссовер Haval M6 собран по полному циклу на заводе в Калуге

  • Авто

    Авто из Германии в Москву: правила и тонкости оформления

    Выбор фургона с пробегом: советы и правила

    Выбор фургона с пробегом: советы и правила

    Выкуп авто: как выбрать надежную компанию

    Выкуп авто: как выбрать надежную компанию

    Автомобиль TANK 300: описание

    Автомобиль TANK 300: описание

    Обзор автомобиля JETOUR T2

    Аренда кабриолетов в Сочи: кому и когда может быть интересна

    Аренда кабриолетов в Сочи: кому и когда может быть интересна

    Отзывы об автосалонах: вся правда про серых дилеров

    Отзывы об автосалонах: вся правда про серых дилеров

    Описание автомобиля Changan CS55PLUS UNI-S

    Описание автомобиля Changan CS55PLUS UNI-S

    Интеграция технологий для эффективного управления транспортом: мониторинг, сплит-системы и тахографы

    Интеграция технологий для эффективного управления транспортом: мониторинг, сплит-системы и тахографы

  • Ремонт
    Бронирование стекла пленкой для защиты окон

    Бронирование стекла пленкой для защиты окон

    Виды услуг по ремонту Ford

    Виды услуг по ремонту Ford

    Ремонт турбокомпрессоров: восстановление мощности двигателя

    Ремонт турбокомпрессоров: восстановление мощности двигателя

    Ремонт топливной аппаратуры Daf: инструкция

    Ремонт топливной аппаратуры Daf: инструкция

    Выкуп битых авто в Москве: кому и когда может быть интересен

    Выкуп битых авто в Москве: кому и когда может быть интересен

    Ремонт телевизоров Sony: частые поломки и профессиональное восстановление

    Ремонт кузова в автосервисе: все за и против

    Ремонт кузова в автосервисе: все за и против

    Ремонт пневмоподвески: в каких случаях проводится

    Ремонт пневмоподвески: в каких случаях проводится

    Ремонт грузовиков MAN: причины, профилактика поломок

    Ремонт грузовиков MAN: причины, профилактика поломок

  • ТО
    Почему система контроля давления в шинах необходима для современных автомобилей?

    Почему система контроля давления в шинах необходима для современных автомобилей?

    Масло MOBIL оптом: преимущества, параметры выбора и правила транспортировки

    Масло MOBIL оптом: преимущества, параметры выбора и правила транспортировки

    Как выбрать, сочетать и ухаживать за бижутерией: полезные советы

    Как выбрать, сочетать и ухаживать за бижутерией: полезные советы

    День рождения: сколько цветов дарить имениннику

    День рождения: сколько цветов дарить имениннику

    Мифы о техническом обслуживании автомобилей: что нужно знать владельцу

    Мифы о техническом обслуживании автомобилей: что нужно знать владельцу

    Определение и устранение типичных неисправностей автомобиля

    Определение и устранение типичных неисправностей автомобиля

    Диагностика и лечение сахарного диабета

    Диагностика и лечение сахарного диабета

    Вывод из запоя в Екатеринбурге: где искать помощи?

    Вывод из запоя в Екатеринбурге: где искать помощи?

    Косметика из Крыма «Царство Ароматов»: в чем ее достоинства

    Косметика из Крыма «Царство Ароматов»: в чем ее достоинства

  • Запчасти
    Выбор запчастей SOOSAN: советы экспертов

    Выбор запчастей SOOSAN: советы экспертов

    Учет на предприятиях-исполнителях ГОЗ: ключевые аспекты организации и ведения

    Учет на предприятиях-исполнителях ГОЗ: ключевые аспекты организации и ведения

    Персональные данные в 2025: актуальные правила уведомления

    Персональные данные в 2025: актуальные правила уведомления

    Кресла реклайнеры: удобство и функциональность

    Кресла реклайнеры: удобство и функциональность

    Выбор зимних шин для авто: советы экспертов

    Выбор зимних шин для авто: советы экспертов

    Выбор аккумулятора для автомобиля

    Выбор аккумулятора для автомобиля

    Кабельно-проводниковая продукция: виды и назначение

    Кабельно-проводниковая продукция: виды и назначение

    Кормоуборочные комбайны: современные технологии и особенности

    Кормоуборочные комбайны: современные технологии и особенности

    Выбор грузовых шин: советы экспертов

    Выбор грузовых шин: советы экспертов

  • Масла
    Выбор моторного масла: ключевые факторы

    Выбор моторного масла: ключевые факторы

    ‘Ароматы, преображающие жизнь: раскрываем тайны эфирных масел’

    ‘Ароматы, преображающие жизнь: раскрываем тайны эфирных масел’

    Моторные масла Motul: все что стоит знать

    Моторные масла Motul: все что стоит знать

    Замена масла в двигателе: периодичность и порядок выполнения

    Замена масла в двигателе: периодичность и порядок выполнения

    Ишемическая болезнь сердца

    Ишемическая болезнь сердца

    Аппаратная замена масла в АКПП с заменой фильтра: в каких случаях необходима? Как выполняется?

    Аппаратная замена масла в АКПП с заменой фильтра: в каких случаях необходима? Как выполняется?

    Моторное масло: что это такое? Где и для чего оно применяется? Как выбрать моторное масло в бочках?

    Моторное масло: что это такое? Где и для чего оно применяется? Как выбрать моторное масло в бочках?

    Масло для ДВС: критерии подбора

    Масло для ДВС: критерии подбора

    Масла Shell: разновидности и назначение

    Масла Shell: разновидности и назначение

  • Спецтехника
    Тягачи: История и Разновидности

    Тягачи: История и Разновидности

    Зеркало Volta Казино в Казахстане

    Зеркало Volta Казино в Казахстане

    Букмекеры: как ставить, выигрывать и не терять деньги

    Букмекеры: как ставить, выигрывать и не терять деньги

    Полный гайд по спецтехнике

    Полный гайд по спецтехнике

    Как выбрать экскаватор-погрузчик: ключевые параметры и характеристики

    Как выбрать экскаватор-погрузчик: ключевые параметры и характеристики

    Вилочный погрузчик 3 тонны: принцип работы, назначение, особенности

    Вилочный погрузчик 3 тонны: принцип работы, назначение, особенности

    Когда стоит вызывать грузовой эвакуатор

    Когда стоит вызывать грузовой эвакуатор

    Деревообрабатывающее оборудование: виды с описанием, назначение, особенности

    Деревообрабатывающее оборудование: виды с описанием, назначение, особенности

    Какая спецтехника востребована больше всего

    Какая спецтехника востребована больше всего

Безрезультатно
Просмотреть все результаты
Автомобильный портал
Безрезультатно
Просмотреть все результаты
Главная Авто

Чудеса советской эргономики: как устроен автобус ТА-6

28.05.2020
в Авто
0 0
Чудеса советской эргономики: как устроен автобус ТА-6

Друзья, наш прошлый пост был посвящен истории создания и производства автобуса ТА-6 — барбухайки, которую делали на авторемзаводе в эстонском городе Тарту почти четыре десятка лет! Будучи весьма современной машиной на момент появления в 1955-м, к началу 1990-х она уже превратилась в откровенного «динозавра». Тем интереснее познакомиться поближе с одним из сохранившихся до наших дней экземпляров ТА-6.

Знакомьтесь: вот он, единственный известный в России образец автобуса ТА-6. Именно он был героем одного из сюжетов Ивана Зенкевича в телепередаче «Утро России» в далеком 2012 году. Уже тогда состояние автобуса было крайне уставшим, и за прошедшее время лучше ему не стало. Однако он по-прежнему сохраняет практически полную комплектность и до сих пор не утратил способности к самостоятельному передвижению в пространстве. Так что это действительно очень достойный вариант для проведения реставрации!

Чудеса советской эргономики: как устроен автобус ТА-6

Вот только сама реставрация обещает быть непростой и весьма затратной, ведь в основе кузова этого автобуса лежит деревянный каркас. В его салоне не сохранилось заводской маркировочной таблички, а потому точная дата производства остается неизвестной. Однако по отдельным характерным особенностям (например, таким, как передние фонари) диапазон годов выпуска можно ограничить второй половиной 1970-х и первой половиной 1980-х. То есть возраст кузова этого автобуса — никак не меньше 33 лет, а то и все 40! И, как нетрудно догадаться, деревянные детали каркаса уже давным-давно требуют полной ревизии.

Чудеса советской эргономики: как устроен автобус ТА-6

Сильно пострадал от времени деревянный каркас водительской двери, что хорошо заметно на верхнем фото. Расползающиеся деревяшки когда-то даже попробовали на скорую руку сколотить металлической накладкой. Но дверь — дело поправимое. Гораздо ценнее в этом снимке другое: видно, что в салоне сохранились оригинальные сетчатые багажные полки с оригинальными кронштейнами из цветного литья. Воспроизвести их сейчас заново было бы очень непросто.

Чудеса советской эргономики: как устроен автобус ТА-6

Такую «мордашку» тартуские автобусы получили в 1971 году. Издалека можно подумать, что между фарами расположен поднимающийся люк для доступа в моторный отсек, но это не так. На самом деле, передняя панель кузова посажена на винты, и открываться в обычной эксплуатации ей решительно незачем, ведь за ней практически ничего нет. Мотор установлен глубоко внутри и полностью обслуживается из салона. А вот как выглядит кожух моторного отсека внутри автобуса:

Чудеса советской эргономики: как устроен автобус ТА-6

Да это не моторный отсек, это целый машинный зал! Не зная, можно подумать, что внутри запрятан какой-нибудь турбодизель V-12! Но нет, под этим «мавзолеем» скрывается самая обычная карбюраторная рядная «шестерка» модели ГАЗ-51: 3,5 литра, 70 «лошадей».

Чудеса советской эргономики: как устроен автобус ТА-6

Как видно, места под кожухом мотор занимает совсем немного. Зачем тогда нужна остальная массивная металлоконструкция справа? Так для работы калориферной системы отопления салона! На фото можно заметить, что радиатор установлен справа от двигателя, а сразу после радиатора идет металлический короб с дверкой в левой боковине. Дверка эта регулирует направление потока горячего воздуха, который прошел сквозь радиатор. В таком положении, как сейчас, нагретый воздух направляется к двигателю и выбрасывается затем на улицу, под кузов. А если дверку потянуть на себя, она перекроет окно в коробе, и значительная часть нагретого воздуха начнет поступать в салон через вот такой канал:

Чудеса советской эргономики: как устроен автобус ТА-6

Сиденье рядом с печкой, очевидно, изначально служило местом кондуктора и явно было самым теплым местом в салоне ТА-6! Предположу, что эффективности подобного отопления без разводки горячего воздуха по салону едва ли хватало для того, чтобы согреть пассажиров на самых задних сиденьях. Однако стоит напомнить, что крупносерийный автобус КАвЗ-651А, который выпускался до начала семидесятых годов, системы отопления салона не имел вовсе! Никакой! На нем имелся лишь обогрев ветрового стекла. А еще не могу не показать вот такое тартуское ноу-хау. Сообразите, что это за конструкция?

Чудеса советской эргономики: как устроен автобус ТА-6

Это и есть та самая дверка в отопительном канале, а Г-образный стержень с причудливым кронштейном — ее фиксатор. Стержень тут по сути выполнен в виде пружинящего торсионного вала, а потому надежно запирает дверку в любом из двух крайних положений.

Чудеса советской эргономики: как устроен автобус ТА-6

Салон машины сейчас находится в непотребном состоянии, но даже сейчас можно догадаться, что когда-то в нем было весьма уютно. На окошках висели занавески, на потолке даже сейчас видна «люксовая» отделка, а на оконных стойках крепились крючки для верхней одежды:

Чудеса советской эргономики: как устроен автобус ТА-6

Большая часть сидений в салоне — неродные, позаимствованные с автобуса КАвЗ-685. К сожалению, не сохранилась и спинка оригинального заднего 5-местного дивана, хотя подушки уцелели:

Чудеса советской эргономики: как устроен автобус ТА-6

Как видно, в задней стенке кузова, позади дивана, предусмотрен квадратный люк. Его можно назвать багажным, но правильнее — санитарным, поскольку задумывался он для погрузки в салон носилок с ранеными в случае наступления в стране «особого периода» (то есть войны). Аналогичный люк имелся на автобусах ПАЗ-672 и до сих пор имеется на ПАЗ-3205. Но только на «пазиках» крышка люка поднимается вверх, а на ТА-6 открывается вбок. К слову, наличие этого люка сделало возможной эксплуатацию автобусов ТА-6 ритуальными службами: экземпляры, предназначенные для такой работы, получали на заводе соответствующую окраску.

Чудеса советской эргономики: как устроен автобус ТА-6

А теперь самое интересное — экскурсия по кабине. Об особенностях эргономики автобуса ТА-6 — точнее, о полном отсутствии этой самой эргономики — можно написать целый трактат. Смотрите сами: сиденье водителя (нерегулируемое) по сути установлено не напротив, а слева от рулевой колонки. Щиток приборов расположен практически в горизонтальной плоскости и сильно смещен от водителя вправо, видимость показаний — никакая! Рычаг стояночного тормоза установлен слева от педального узла и в затянутом положении частично перекрывает дверной проем. Но все это — цветочки по сравнению с педальным узлом:

Чудеса советской эргономики: как устроен автобус ТА-6

Да, у ТА-6 из-за отсутствия свободного места (мешает рычаг КП) перепутаны местами педали! Справа — тормоз, а напольная педаль газа установлена по центру и сильнее других придвинута к водителю! В общем, управлять ТА-6 — та еще акробатика… Но знаете, что любопытно? Все три педали у тартуского автобуса необычайно легкие и не требуют сколько-нибудь серьезных усилий! Это просто удивительно.

Чудеса советской эргономики: как устроен автобус ТА-6

А угадаете, зачем нужен вот этот рычаг на передней части моторного кожуха? Если не догадаетесь, то вам никогда не угнать автобус ТА-6, ведь именно с помощью этого рычага включается стартер! А цилиндрический патрубок за рычагом стартера относится к системе отопления кабины. Через прорезь в его боковине горячий воздух нагревал правый бок водителя, а спереди на этот патрубок надевался гофрированный шланг, по которому тепло подводилось к ветровому стеклу. Но вот ногам и левому боку водителя тепла уже не доставалось.

* * *
Вот такой он был необычный и неоднозначный, автобус ТА-6. Будем надеяться, что этот памятник технической истории найдет нового фанатичного владельца, который не пожалеет сил и средств для возвращения столь редкой и экзотичной машины к полноценной жизни. Она того, право, заслуживает!

Предыдущая запись

Инспетор ДПС спросил «Куда едете, режим же». 3 недопустимых ответа, за которые вам точно выпишут немалый штраф. Кратко расскажу

Следующая запись

Какие автомобили делали в советских республиках? Узбекская ССР

Новое на сайте

Выбор запчастей SOOSAN: советы экспертов
Запчасти

Выбор запчастей SOOSAN: советы экспертов

02.07.2025
Новости

Бренд XCITE в июне 2025 года установил рекорд по продажам автомобилей

02.07.2025
Новости

TANK стал лидером по продажам премиальных автомобилей в РФ

02.07.2025
Новости

Минпромторг планирует увеличить скидки по программам господдержки автопрома

02.07.2025

Топ недели

Выбор моторного масла: ключевые факторы

Выбор моторного масла: ключевые факторы

27.06.2025

Бренд XCITE в июне 2025 года установил рекорд по продажам автомобилей

02.07.2025

Британская люксовая марка Bentley обновила свой логотип

02.07.2025

Тягачи: История и Разновидности

Тягачи: История и Разновидности

26.06.2025

Автомобильный портал

О нас

Автомобильный портал. Все про обслуживание и эксплуатацию автомобилей. Также новости автомобильного мира, тест драйвы, обзоры и многое иное

Выбор редактора

Кроссовер KGM Actyon официально появится в России в начале 2026 года

17.06.2025

АВТОВАЗ ожидает снижения продаж автомобилей LADA

03.06.2025

ТОП месяца

Выбор запчастей SOOSAN: советы экспертов

Выбор запчастей SOOSAN: советы экспертов

02.07.2025

Бренд XCITE в июне 2025 года установил рекорд по продажам автомобилей

02.07.2025

© 2019-2022 Tj-service.ru. Все права защищены.

Безрезультатно
Просмотреть все результаты
  • Tj-service.ru
  • Карта сайта
  • Контакты
  • Сайт об автомобилях

© 2019-2022 Tj-service.ru. Все права защищены.

Добро пожаловать!

Войдите в свой аккаунт ниже

Забыли пароль?

Восстановите ваш пароль

Введите имя пользователя или электронную почту для сброса пароля.

Войти