Первым промышленным предприятием в Узбекской ССР, имеющим отношение к автотракторной технике, стал 1-й Ташкентский авторемонтный завод, вступивший в строй еще до войны. Совершенно точно, что помимо собственно авторемонтной деятельности, в середине 1950-х годов там уже строили автобусы АТ-1. Это были «коробочки» с деревометаллическими кузовами на шасси ГАЗ-51 по проекту Тосненского авторемзавода, централизованно принятому Министерством автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР для освоения на различных республиканских ремзаводах. Но скорее всего, простейшие автобусные кузова на шасси грузовиков ЗИС-5 в Ташкенте начали строить еще раньше – с конца 1940-х годов, просто этой информации пока не удалось найти документального подтверждения.
Другое предприятие из столицы Узбекской ССР – Ташкентский машиностроительный завод по сборке автомобилей и прицепов «Ташавтомаш» – еще с 1950-х годов делал прицепы и полуприцепы к грузовым автомобилям и тракторам. Наиболее известные его изделия, попавшие во множество советских справочников, это самосвальные полуприцепы-хлопковозы ГАЗ-707 для тягачей ГАЗ-63Д и ТМЗ-879 для грузинской «Колхиды».
Тогда же, в самом начале 1960-х, хлопковозные автопоезда начали делать на Вревском авторемзаводе в Ташкентской области путем переоборудования грузовых автомобилей ЗИЛ-164 и бортовых прицепов ИАПЗ-754В. На них ставили высокобортные металлические кузова, которые могли опрокидываться на левый бок. Вот только собственного подъемного механизма ни тягач, ни прицеп не имели: разгрузка происходила при помощи специального передвижного подъемника, имевшегося в пункте назначения. Тягач и прицеп попеременно вставали под стрелу подъемника, который при помощи лебедки поднимал и опускал грузовую платформу.
Что же касается «Ташавтомаша», то в дальнейшем он стал называться Ташкентским тракторным заводом и сосредоточился на выпуске трехколесных хлопководческих тракторов – Т-28Х4 (разработка Владимирского тракторного завода; тиражи – до 27 тысяч штук в удачные годы) и МТЗ-80Х (разработка Минского тракторного завода, в Ташкенте производилось только дооборудование машин в объемах до 5 тыс. шт. в год). А выпуск тракторных прицепов со временем перенесли в Андижанскую область, на Ленинский филиал Ташкентского тракторного завода в городе Ленинск (в 1991-м этот город переименовали в Асаку, а предприятие — в Асакинский завод тракторных прицепов).
С 1992 года ТТЗ стал называться промышленным концерном «Узавтосозлаш», продолжив ту же деятельность. А еще в столице действовал Ташкентский экскаваторный завод. Ниже на картинке – один из примеров его продукции: универсальный гусеничный экскаватор Э-352, выпускавшийся в начале 1960-х годов.
Из предприятий, выпускавших спецнадстройки для автомобильных шасси, нужно назвать Андижанский завод ирригационных машин, он же «Андижанирмаш». В начале 1960-х там делали, например, топливные цистерны АЦ-4-164 на шасси УралЗИС-355М. Со второй половины 1960-х им на смену пришли бензовозы АЦ-2,9-53Ф на шасси ГАЗ-53Ф и АЦ-4,2-53А на шасси ГАЗ-53А (цистерны аналогичной конструкции выпускали также на нескольких заводах в РСФСР и КазССР). А в 1970-х на предприятии освоили выпуск специальных машин для заливки швов МБ-16 на шасси ГАЗ-53А.
В той же Андижанской области, в поселке Куйганяр, действовало Куйганярское экспериментальное предприятие Минводхоза УзССР, где некоторое время строили «вахтовки» ПДП на шасси УАЗ и «Волгарь» на шасси ГАЗ (первые из них были разработаны в Вологде, вторые – во Львове). Фотографий этих вахтовок именно узбекской сборки науке британские ученые пока не обнаружили, так что для иллюстрации использую фотографии вологодского и львовского прототипов:
А в городе Бектемир Ташкентской области функционировали Бектемирские экспериментальные ремонтно-механические мастерские, силами которых по документации института ГОСНИТИ выпускались мастерские технической помощи модели ГОСНИТИ-2.
Как видно, по Узбекской ССР у нас получилось не так уж и мало! Впрочем, по-настоящему автомобильным государством Узбекистан стал в середине 1990-х, когда в Асаке на базе цехов Асакинского завода тракторных прицепов построили новый завод UzDaewooAuto проектной мощностью 250 тысяч автомобилей в год. Ныне предприятие называется ДжиЭм Узбекистан и располагает уже тремя сборочными площадками — в Асаке, Хорезме и Ташкенте. Кроме того, в Узбекистане действует Самаркандский автомобильный завод, занимающийся производством грузовиков Isuzu, автобусов собственной конструкции и спецнадстроек, а также завод MAN Auto-Uzbekistan по сборке немецких грузовиков MAN в Джамбайском районе Самаркандской области.