Большинство автолюбителей считает, что бензин производится только из нефти. Но сейчас высокую долю сырья при изготовлении топлива имеет газовый конденсат. Об этой смеси жидких углеводородов информации значительно меньше. При этом, среди части водителей устоялось мнение, что газоконденсатный бензин значительно хуже «обычного». Я поговорил с сотрудником НПЗ и разобрался, стоит ли бояться подобного топлива.
Статья будет полезной? Не забудьте поставить «палец вверх» и подписаться на канал!
Сразу отмечу, что эта тема очень обширна, и для её полного понимания следует изучить большое количество информации со специализированными терминами. Я постараюсь донести основную мысль простыми словами.
Недры нашей планеты полны различными видами энергоносителей. Природный газ находится в газообразном состоянии, уголь и торф в твёрдом. Жидкое состояние имеют нефть и газовый конденсат, хотя в залёжах второй также часто представляет собой газ.
Газовый конденсат светлее нефти. Его получают из месторождений и при сепарации нефти. В качестве сырья вещество выступает при производстве бензина, керосина и масел. Впервые широкое обсуждение газоконденсатного бензина началось ещё в 90-х годах. И уже тогда он стал обретать славу не самого качественного топлива. Сотрудник НПЗ рассказал, почему так получилось.
Если контроль за добычей и переработкой нефти был достаточно жёстким, то с газовым конденсатом ситуация наблюдалась иная. Часто газовый конденсат воровали крупными партиями, а затем использовали для производства бензина. Его изначальная оптовая стоимость также была значительно ниже по сравнению с нефтью.
Полученный различными путями газовый конденсат перерабатывали для получения бензина. При этом, технологии тех лет не позволяли добиться высокого качества горючего. Сперва требовалась сепарация для отделения пластовых вод. Газовый конденсат содержит достаточно высокое содержание парафинов, которые также нужно удалять для достижения правильных характеристик.
По итогу часто на АЗС можно было встретить прямогонный бензин низкого качества с обилием всевозможных присадок. Автовладельцы сталкивались с появлением газовых пробок в топливном насосе и избыточным давлением в бензобаке. Часто на газоконденсатном бензине наблюдалась детонация в двигателе при высоких оборотах.
Все эти характерные «симптомы» вызывали плохую репутацию бензина, выполненного из газового конденсата. До конца 2010-х такое топливо часто встречалось на маленьких АЗС. Производитель мог предлагать привлекательную цену за счёт низкой стоимости базового сырья. На старых карбюраторных двигателях такое топливо работало неплохо, но современные автомобили «кушали» его с явными проблемами.
Технологии постепенно развивались и производить бензин из газового конденсата стали крупные топливные компании. Сейчас эта практика распространена по всему миру. При соблюдении технологий и применении современного оборудования газоконденсатный бензин не уступает «нефтяному». Нередко два вида топлива смешивают между собой, о чём автолюбители даже не догадываются.
Получается, что современный газоконденсатный бензин с АЗС проверенной компании не страшен. Отличить его от «обычного» вряд ли получится даже в лаборатории. Современное оборудование позволяет сделать бензин даже из твёрдого сырья. Нарваться на «левое» газоконденсатное топливо можно только на сомнительных заправках.