Друзья, продолжим тему про пассивную безопасность советских автобусов. Первый пост на эту тему был посвящен барбухайкам 1950-х годов с кузовами на деревянном каркасе, которые рассыпались в щепки при любом мало-мальски серьезном инциденте и вообще никак не защищали ни водителя, ни пассажиров. Сегодня посмотрим на автобусы второй половины 1960-х и начала 1970-х годов: это, в первую очередь, выпускавшиеся на Ликинском автобусном заводе модели ЗИЛ-158В и ЛиАЗ-677, а также львовские модели ЛАЗ-695Е и ЛАЗ-695М. Надо заметить, что все эти машины были спроектированы в то время, когда вопросу пассивной безопасности еще не уделялось практически никакого внимания. В стране тогда не существовало никаких нормативов на этот счет, не проводилось никаких испытаний кузова на предмет прочности его силовой структуры при столкновении. И долгое время никто не задавался вопросом: а что вообще происходит с кузовом автобуса в реальной аварии, что происходит с элементами интерьера и как переносят дорожные инциденты водитель и пассажиры? Фотографии из данного поста – это иллюстрации к одной из первых исследовательских работ в области пассивной безопасности наших автобусов. Авторы исследования собрали сведения по нескольким десяткам реальных дорожных происшествий, занимались детальным обследованием разбитых автобусов. Выявлялись особенности развития деформации кузова, прочность элементов салона и основные источники травмирования людей. Результаты исследования были в итоге переданы на завод ЛиАЗ.
Кроме подобных исследований, в конце 1960-х в НАМИ начали создавать методическую базу для проведения испытаний, которые сейчас принято называть краш-тестами (тогда такого слова в СССР, конечно, в ходу не было). Одним из обязательных видов испытаний для автобусной техники стало опрокидывание, позволявшее оценить прочность крыши. Но с подъема какой крутизны сбрасывать автобус? Какую угловую скорость он разовьет при вращении? И сколько оборотов должен он сделать? Ответов на эти вопросы не было, искать их пришлось экспериментально. И первый блин тут вышел комом: для первых подобных испытаний, которым был подвергнут автобус ЛАЗ-695Е, склон выбрали слишком длинный, и он успел сделать аж три с половиной оборота, получив за это время критические повреждения. В дальнейшем на полигоне был найден другой подходящий склон меньшей протяженности, при сбрасывании с которого автобусы обычно делали два полных оборота.