Автомобильный портал
  • Главная
  • Новости

    Рынок тяжелых грузовиков в 1 полугодии рухнул более чем вдвое

    Альфа-Лизинг запустил акцию на покупку техники с пробегом для предпринимателей и частных покупателей

    Кроссовер OMODA C7 получил возможность управления через мобильное приложение

    На автомобилях Соболь NN, Газель NN и Газель NEXT стали доступны подушки безопасности

    Продажи новых автобусов в 1 полугодии упали почти на 60%

    Импорт новых автомобилей в июне упал на 63%, а подержанных – вырос на 20%

    Продажи среднетоннажных грузовиков в 1 полугодии упали на 44%

    Chery Tiggo 4 впервые вошел в ТОП-5 самых продаваемых кроссоверов в РФ

    Новый кросс-лифтбек LADA Granta появился у дилеров

  • Авто

    Авто из Германии в Москву: правила и тонкости оформления

    Выбор фургона с пробегом: советы и правила

    Выбор фургона с пробегом: советы и правила

    Выкуп авто: как выбрать надежную компанию

    Выкуп авто: как выбрать надежную компанию

    Автомобиль TANK 300: описание

    Автомобиль TANK 300: описание

    Обзор автомобиля JETOUR T2

    Аренда кабриолетов в Сочи: кому и когда может быть интересна

    Аренда кабриолетов в Сочи: кому и когда может быть интересна

    Отзывы об автосалонах: вся правда про серых дилеров

    Отзывы об автосалонах: вся правда про серых дилеров

    Описание автомобиля Changan CS55PLUS UNI-S

    Описание автомобиля Changan CS55PLUS UNI-S

    Интеграция технологий для эффективного управления транспортом: мониторинг, сплит-системы и тахографы

    Интеграция технологий для эффективного управления транспортом: мониторинг, сплит-системы и тахографы

  • Ремонт
    Бронирование стекла пленкой для защиты окон

    Бронирование стекла пленкой для защиты окон

    Виды услуг по ремонту Ford

    Виды услуг по ремонту Ford

    Ремонт турбокомпрессоров: восстановление мощности двигателя

    Ремонт турбокомпрессоров: восстановление мощности двигателя

    Ремонт топливной аппаратуры Daf: инструкция

    Ремонт топливной аппаратуры Daf: инструкция

    Выкуп битых авто в Москве: кому и когда может быть интересен

    Выкуп битых авто в Москве: кому и когда может быть интересен

    Ремонт телевизоров Sony: частые поломки и профессиональное восстановление

    Ремонт кузова в автосервисе: все за и против

    Ремонт кузова в автосервисе: все за и против

    Ремонт пневмоподвески: в каких случаях проводится

    Ремонт пневмоподвески: в каких случаях проводится

    Ремонт грузовиков MAN: причины, профилактика поломок

    Ремонт грузовиков MAN: причины, профилактика поломок

  • ТО
    Почему система контроля давления в шинах необходима для современных автомобилей?

    Почему система контроля давления в шинах необходима для современных автомобилей?

    Масло MOBIL оптом: преимущества, параметры выбора и правила транспортировки

    Масло MOBIL оптом: преимущества, параметры выбора и правила транспортировки

    Как выбрать, сочетать и ухаживать за бижутерией: полезные советы

    Как выбрать, сочетать и ухаживать за бижутерией: полезные советы

    День рождения: сколько цветов дарить имениннику

    День рождения: сколько цветов дарить имениннику

    Мифы о техническом обслуживании автомобилей: что нужно знать владельцу

    Мифы о техническом обслуживании автомобилей: что нужно знать владельцу

    Определение и устранение типичных неисправностей автомобиля

    Определение и устранение типичных неисправностей автомобиля

    Диагностика и лечение сахарного диабета

    Диагностика и лечение сахарного диабета

    Вывод из запоя в Екатеринбурге: где искать помощи?

    Вывод из запоя в Екатеринбурге: где искать помощи?

    Косметика из Крыма «Царство Ароматов»: в чем ее достоинства

    Косметика из Крыма «Царство Ароматов»: в чем ее достоинства

  • Запчасти
    Выбор запчастей SOOSAN: советы экспертов

    Выбор запчастей SOOSAN: советы экспертов

    Учет на предприятиях-исполнителях ГОЗ: ключевые аспекты организации и ведения

    Учет на предприятиях-исполнителях ГОЗ: ключевые аспекты организации и ведения

    Персональные данные в 2025: актуальные правила уведомления

    Персональные данные в 2025: актуальные правила уведомления

    Кресла реклайнеры: удобство и функциональность

    Кресла реклайнеры: удобство и функциональность

    Выбор зимних шин для авто: советы экспертов

    Выбор зимних шин для авто: советы экспертов

    Выбор аккумулятора для автомобиля

    Выбор аккумулятора для автомобиля

    Кабельно-проводниковая продукция: виды и назначение

    Кабельно-проводниковая продукция: виды и назначение

    Кормоуборочные комбайны: современные технологии и особенности

    Кормоуборочные комбайны: современные технологии и особенности

    Выбор грузовых шин: советы экспертов

    Выбор грузовых шин: советы экспертов

  • Масла
    Выбор моторного масла: ключевые факторы

    Выбор моторного масла: ключевые факторы

    ‘Ароматы, преображающие жизнь: раскрываем тайны эфирных масел’

    ‘Ароматы, преображающие жизнь: раскрываем тайны эфирных масел’

    Моторные масла Motul: все что стоит знать

    Моторные масла Motul: все что стоит знать

    Замена масла в двигателе: периодичность и порядок выполнения

    Замена масла в двигателе: периодичность и порядок выполнения

    Ишемическая болезнь сердца

    Ишемическая болезнь сердца

    Аппаратная замена масла в АКПП с заменой фильтра: в каких случаях необходима? Как выполняется?

    Аппаратная замена масла в АКПП с заменой фильтра: в каких случаях необходима? Как выполняется?

    Моторное масло: что это такое? Где и для чего оно применяется? Как выбрать моторное масло в бочках?

    Моторное масло: что это такое? Где и для чего оно применяется? Как выбрать моторное масло в бочках?

    Масло для ДВС: критерии подбора

    Масло для ДВС: критерии подбора

    Масла Shell: разновидности и назначение

    Масла Shell: разновидности и назначение

  • Спецтехника
    Тягачи: История и Разновидности

    Тягачи: История и Разновидности

    Зеркало Volta Казино в Казахстане

    Зеркало Volta Казино в Казахстане

    Букмекеры: как ставить, выигрывать и не терять деньги

    Букмекеры: как ставить, выигрывать и не терять деньги

    Полный гайд по спецтехнике

    Полный гайд по спецтехнике

    Как выбрать экскаватор-погрузчик: ключевые параметры и характеристики

    Как выбрать экскаватор-погрузчик: ключевые параметры и характеристики

    Вилочный погрузчик 3 тонны: принцип работы, назначение, особенности

    Вилочный погрузчик 3 тонны: принцип работы, назначение, особенности

    Когда стоит вызывать грузовой эвакуатор

    Когда стоит вызывать грузовой эвакуатор

    Деревообрабатывающее оборудование: виды с описанием, назначение, особенности

    Деревообрабатывающее оборудование: виды с описанием, назначение, особенности

    Какая спецтехника востребована больше всего

    Какая спецтехника востребована больше всего

Безрезультатно
Просмотреть все результаты
Автомобильный портал
Безрезультатно
Просмотреть все результаты
Главная Авто

Почему оказались не нужны поезда-БЖРК, возившие ядерный щит страны

04.09.2020
в Авто
0 0
Почему оказались не нужны поезда-БЖРК, возившие ядерный щит страны

Содержание

  • 1 Что это такое было – БЖРК?
  • 2 Как появились БЖРК?
  • 3 Какие локомотивы возили БЖРК
  • 4 С какими трудностями столкнулись при создании БЖРК
  • 5 Почему американцы боялись БЖРК?
  • 6 Как свернули проект?

Боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) находился на вооружении СССР и России совсем недолгий срок, но наделал столько шума, что о нем говорят до сих пор. Что это было и как так получилось, что мы отказались от мощного оружия, которое держало в страхе весь мир? Отвечаем на эти и другие вопросы о БЖРК.

Что это такое было – БЖРК?

Представьте себе поезд, вагоны которого выглядят, как обычные пассажирские, багажные и вагоны-рефрижераторы, но внутри которого пусковые установки с ядерным оружием. Ракетные комплексы носили название РТ-23 УТТХ.

Во время боевого дежурства БЖРК следовал по сети железных дорог общего пользования, перемещаясь за сутки на расстояния до 1500 км.

Всего в СССР, а потом и в России, было 12 таких составов, в каждом – по три пусковые установки. В остальных вагонах находились отсеки боевого управления и связи, жилые помещения, хранилища топлива и продовольствия. Дивизии дислоцировались под Костромой, в Пермской области и под Красноярском. Один такой состав мог накрыть ударом территорию, сопоставимую с крупным европейским государством типа Италии.

Как появились БЖРК?

В начале 1960-х годов в США задумались о создании ракетных поездов. Там этот проект не был доведен до конца, но в 1969 году в СССР был издан приказ «О создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой РТ-23».

Почему оказались не нужны поезда-БЖРК, возившие ядерный щит страны

После тщательнейшей проработки проекта в 1985-1987 гг были проведены летные испытания ракет для БЖРК на космодроме «Плесецк». Всего было осуществлено 32 пуска. Испытательные поезда исколесили более 400 тысяч километров по дорогам страны, включая различные климатические зоны (от тундры до пустынь).

В 1987 году на дежурство встал первый состав, к 1991 году их было уже четыре.

Какие локомотивы возили БЖРК

Для управления ракетным комплексом модернизировали тепловоз М62 (в простонародии «Машка»). Он получил новый заводской индекс ДМ62. Внешне от М62 он отличается квадратными фарами.

Фото: wikimedia / George Shuklin
Фото: wikimedia / George Shuklin

Кроме того, локомотив оборудовался системой, позволявшей распределять несколько тепловозов по длине состава и управлять ими с одного поста. Как правило, один БЖРК состоял из трех тепловозов и девяти вагонов, который мог разделиться на три самостоятельных поезда.

В локомотив установили специальную систему для снабжения бригады очищенным воздухом, к котором можно было подключить противогазы.

Читайте также: Эти тепловозы возили ядерный щит страны и работают по сей день. Рассказ машиниста

С какими трудностями столкнулись при создании БЖРК

В первую очередь инженерам нужно было обеспечить надежность и безопасность комплексов – шутка ли возить ядерные ракеты по железным дорогам общего пользования.

Вторая важная проблема, которую пришлось решать – это распределение массы вагона с ракетой. Пусковая установка вместе с ракетой весила порядка 200 тонн. Пришлось усиливать часть путей, а вагон ставить на восемь колесных пар вместо четырех. Кроме того, нагрузка с помощью особых устройств передавалась и распределялась между передним и задними вагонами.

Выход БЖРК с тепловозами ДМ62 на боевое дежурство. Фото из открытых источников.
Выход БЖРК с тепловозами ДМ62 на боевое дежурство. Фото из открытых источников.

Владимир Уткин, который проектировал ракету-носителя вспоминал:

«Задача, которую поставило перед нами советское правительство, поражала своей грандиозностью. В отечественной и мировой практике никто никогда не сталкивался с таким количеством проблем. Мы должны были разместить межконтинентальную баллистическую ракету в железнодорожном вагоне, а ведь ракета с пусковой установкой весит более 150 тонн. Как это сделать? Ведь железнодорожный состав с таким огромным грузом должен ходить по общегосударственным путям Министерства путей сообщения.

Как вообще перевозить стратегическую ракету с ядерной боеголовкой, как обеспечить абсолютную безопасность в пути, ведь нам была задана расчетная скорость состава до 120 км/ч. Выдержат ли мосты, не разрушится ли полотно, да и сам старт, как передать нагрузку на железнодорожное полотно при старте ракеты, устоит ли поезд на рельсах во время старта, как максимально быстро после остановки поезда поднять ракету в вертикальное положение?»

Все эти проблемы были решены.

Почему американцы боялись БЖРК?

Собственно, железнодорожные ракетные комплексы создавались для того, чтобы обеспечить скрытность базирования ядерного потенциала. С развитием космических средств разведки прятать места наземного расположения пусковых установок становилось все сложнее. Противник все их уже знал.

Размещая ракеты на поездах, решалась эта проблема. Поезд мог беспрепятственно преодолевать до тысячи километров в сутки, а из-за минимальных внешних отличий от гражданских поездов его практически невозможно было вычислить. Благодаря разветвленной сети железных дорог, поезда можно было легко перебазировать в любую точку страны.

Как свернули проект?

Я уже писал, что полностью проект развернули только в 1991 году. И уже в том же году Западные страны смогли договориться с советским руководство об отмене боевого патрулирования таких поездов. Таким образом, главное преимущество БЖРК в его скрытности оказалось сведено на нет.

В 1993 году в рамках договора СНВ-2 Россия взяла на себя обязательство ликвидировать комплексы. К 2005 году их сняли с вооружения и уничтожили. Впрочем, кроме того, что у России были соответствующие обязательства, было еще одно обстоятельство, которое не позволяло продолжать развивать проект. И пусковые установки, и тепловозы производились на украинских заводах. Переносить производство в Россию было бы неоправданно дорого.

Утилизация вагонов БЖРК. Фото: wikimedia / DTRA
Утилизация вагонов БЖРК. Фото: wikimedia / DTRA

Тепловозы модернизировали и отправили на линии общего пользования для работы с пассажирскими, пригородными, хозяйственными и нетяжелыми грузовыми составами. Автор этих строк ездил на пассажирском поезде под таким тепловозом не далее, как прошлым летом в Карелии.

Тепловоз ДМ62 на вокзале Петрозаводска. Фото: Кирилл Балберов
Тепловоз ДМ62 на вокзале Петрозаводска. Фото: Кирилл Балберов

Один из составов БЖРК можно с ракетой РТ-23 УТТХ можно увидеть сегодня в музее железных дорог на Балтийском вокзале в Петербурга.

Фото: wikimedia / Panther
Фото: wikimedia / Panther
Источник
Предыдущая запись

Почему таймер в метро показывает не сколько осталось до прибытия поезда, а сколько прошло после отправления

Следующая запись

Замерил расход топлива на маслах 5W-30 и 5W-40. Делюсь результатами

Новое на сайте

Новости

Рынок тяжелых грузовиков в 1 полугодии рухнул более чем вдвое

05.07.2025
Новости

Альфа-Лизинг запустил акцию на покупку техники с пробегом для предпринимателей и частных покупателей

04.07.2025
Новости

Кроссовер OMODA C7 получил возможность управления через мобильное приложение

04.07.2025
Новости

На автомобилях Соболь NN, Газель NN и Газель NEXT стали доступны подушки безопасности

04.07.2025

Топ недели

Альфа-Лизинг запустил акцию на покупку техники с пробегом для предпринимателей и частных покупателей

04.07.2025

Стало известно о замедлении спроса на новые мотоциклы

30.06.2025

В Госдуму внесен законопроект о возврате скидки в 50% при оплате штрафа за нарушение ПДД

03.07.2025

Продажи новых автобусов в 1 полугодии упали почти на 60%

04.07.2025

Автомобильный портал

О нас

Автомобильный портал. Все про обслуживание и эксплуатацию автомобилей. Также новости автомобильного мира, тест драйвы, обзоры и многое иное

Выбор редактора

Каким будет Nissan Leaf третьего поколения?

05.06.2025

Работа в РЖД: возможности и перспективы

Работа в РЖД: возможности и перспективы

20.06.2025

ТОП месяца

Рынок тяжелых грузовиков в 1 полугодии рухнул более чем вдвое

05.07.2025

Альфа-Лизинг запустил акцию на покупку техники с пробегом для предпринимателей и частных покупателей

04.07.2025

© 2019-2022 Tj-service.ru. Все права защищены.

Безрезультатно
Просмотреть все результаты
  • Tj-service.ru
  • Карта сайта
  • Контакты
  • Сайт об автомобилях

© 2019-2022 Tj-service.ru. Все права защищены.

Добро пожаловать!

Войдите в свой аккаунт ниже

Забыли пароль?

Восстановите ваш пароль

Введите имя пользователя или электронную почту для сброса пароля.

Войти