Автомобильный портал
  • Главная
  • Новости

    В Беларуси стартовали продажи рестайлингового кроссовера Belgee X70

    Казахстанский авторынок в августе вырос на 1%

    Geely выведет на российский рынок гибридный кроссовер EX5 EM-i

    Haval Jolion вернул себе звание лидера рынка среди иномарок

    В России могут ввести дополнительные показатели для расчета утильсбора

    Названы причины успешных продаж Belgee в августе

    Лада: ТОП-причин выбрать этот автомобиль

    Лада: ТОП-причин выбрать этот автомобиль

    Продажи новых мотоциклов в августе выросли на 22%

    Какие марки могут получить допуск к таксомоторным перевозкам?

  • Авто
    Новые автомобили Geely: инновации и качество

    Новые автомобили Geely: инновации и качество

    Lada: все что стоит знать об авто

    Lada: все что стоит знать об авто

    Выбор Lada: советы экспертов

    Выбор Lada: советы экспертов

    Автомобили Lada: от чего зависит стоимость

    Автомобили Lada: от чего зависит стоимость

    Автомобили Lada: как выбрать авто для большой семьи

    Автомобили Lada: как выбрать авто для большой семьи

    Модельный ряд автомобилей SOUEAST

    Модельный ряд автомобилей SOUEAST

    Седельные тягачи SITRAK: Обзор и особенности

    Седельные тягачи SITRAK: Обзор и особенности

    Срочный выкуп авто в Санкт-Петербурге: кому и когда может быть интересен

    Срочный выкуп авто в Санкт-Петербурге: кому и когда может быть интересен

    Выбор Lada для города: советы и рекомендации

    Выбор Lada для города: советы и рекомендации

  • Ремонт
    Факторы, влияющие на стоимость автомобилей Lada

    Факторы, влияющие на стоимость автомобилей Lada

    Как снизить расход топлива на BMW

    Как снизить расход топлива на BMW

    Как выбрать автосервис для Porsche

    Как выбрать автосервис для Porsche

    Двухстоечные подъёмники: виды и применение

    Двухстоечные подъёмники: виды и применение

    Шины Shinko: Качественный выбор для мотоциклистов

    Шины Shinko: Качественный выбор для мотоциклистов

    Слесарный ремонт автомобиля: полезная информация

    Вскрытие сейфов: почему стоит обратиться к профессионалам

    Вскрытие сейфов: почему стоит обратиться к профессионалам

    Бронирование стекла пленкой для защиты окон

    Бронирование стекла пленкой для защиты окон

    Виды услуг по ремонту Ford

    Виды услуг по ремонту Ford

  • ТО
    Почему система контроля давления в шинах необходима для современных автомобилей?

    Почему система контроля давления в шинах необходима для современных автомобилей?

    Масло MOBIL оптом: преимущества, параметры выбора и правила транспортировки

    Масло MOBIL оптом: преимущества, параметры выбора и правила транспортировки

    Как выбрать, сочетать и ухаживать за бижутерией: полезные советы

    Как выбрать, сочетать и ухаживать за бижутерией: полезные советы

    День рождения: сколько цветов дарить имениннику

    День рождения: сколько цветов дарить имениннику

    Мифы о техническом обслуживании автомобилей: что нужно знать владельцу

    Мифы о техническом обслуживании автомобилей: что нужно знать владельцу

    Определение и устранение типичных неисправностей автомобиля

    Определение и устранение типичных неисправностей автомобиля

    Диагностика и лечение сахарного диабета

    Диагностика и лечение сахарного диабета

    Вывод из запоя в Екатеринбурге: где искать помощи?

    Вывод из запоя в Екатеринбурге: где искать помощи?

    Косметика из Крыма «Царство Ароматов»: в чем ее достоинства

    Косметика из Крыма «Царство Ароматов»: в чем ее достоинства

  • Запчасти

    Автостекло оптом — выгодно или нет

    Автомобили Lada: от чего зависит стоимость

    Автомобили Lada: от чего зависит стоимость

    Автомобильные ключи: виды и особенности

    Автомобильные ключи: виды и особенности

    Подшипники незаметная опора всей промышленности

    Гидромоторы в промышленности: применение и особенности

    Гидромоторы в промышленности: применение и особенности

    Запчасти для Chevrolet: Обзор и советы по выбору

    Запчасти для Chevrolet: Обзор и советы по выбору

    Мойка двигателя авто: пошаговая инструкция

    Мойка двигателя авто: пошаговая инструкция

    Анализ рынка пиломатериалов в России: текущая ситуация и ключевые тренды

    Анализ рынка пиломатериалов в России: текущая ситуация и ключевые тренды

    Выбор запчастей SOOSAN: советы экспертов

    Выбор запчастей SOOSAN: советы экспертов

  • Масла
    Новые автомобили Lada

    Новые автомобили Lada

    Как выбрать моторное масло для автосервиса и магазинов

    Как выбрать моторное масло для автосервиса и магазинов

    Выбор моторного масла: ключевые факторы

    Выбор моторного масла: ключевые факторы

    ‘Ароматы, преображающие жизнь: раскрываем тайны эфирных масел’

    ‘Ароматы, преображающие жизнь: раскрываем тайны эфирных масел’

    Моторные масла Motul: все что стоит знать

    Моторные масла Motul: все что стоит знать

    Замена масла в двигателе: периодичность и порядок выполнения

    Замена масла в двигателе: периодичность и порядок выполнения

    Ишемическая болезнь сердца

    Ишемическая болезнь сердца

    Аппаратная замена масла в АКПП с заменой фильтра: в каких случаях необходима? Как выполняется?

    Аппаратная замена масла в АКПП с заменой фильтра: в каких случаях необходима? Как выполняется?

    Моторное масло: что это такое? Где и для чего оно применяется? Как выбрать моторное масло в бочках?

    Моторное масло: что это такое? Где и для чего оно применяется? Как выбрать моторное масло в бочках?

  • Спецтехника

    Какое стекло подходит для спецтехники

    Новые автомобили Geely: инновации на дорогах

    Новые автомобили Geely: инновации на дорогах

    Высотные АГП выше 29 метров: назначение

    Высотные АГП выше 29 метров: назначение

    Автомобильный кран ZTC250V: технические характеристики и применение

    Автомобильный кран ZTC250V: технические характеристики и применение

    Современные технологии в производстве спецтехники

    Современные технологии в производстве спецтехники

    Правила выбора КАМАЗа: советы экспертов

    Правила выбора КАМАЗа: советы экспертов

    Аренда автокрана в Москве: кому и когда может быть интересна

    Аренда автокрана в Москве: кому и когда может быть интересна

    Тягачи: История и Разновидности

    Тягачи: История и Разновидности

    Зеркало Volta Казино в Казахстане

    Зеркало Volta Казино в Казахстане

Безрезультатно
Просмотреть все результаты
Автомобильный портал
Безрезультатно
Просмотреть все результаты
Главная Авто

Почему оказались не нужны поезда-БЖРК, возившие ядерный щит страны

04.09.2020
в Авто
0 0
Почему оказались не нужны поезда-БЖРК, возившие ядерный щит страны

Содержание

  • 1 Что это такое было – БЖРК?
  • 2 Как появились БЖРК?
  • 3 Какие локомотивы возили БЖРК
  • 4 С какими трудностями столкнулись при создании БЖРК
  • 5 Почему американцы боялись БЖРК?
  • 6 Как свернули проект?

Боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) находился на вооружении СССР и России совсем недолгий срок, но наделал столько шума, что о нем говорят до сих пор. Что это было и как так получилось, что мы отказались от мощного оружия, которое держало в страхе весь мир? Отвечаем на эти и другие вопросы о БЖРК.

Что это такое было – БЖРК?

Представьте себе поезд, вагоны которого выглядят, как обычные пассажирские, багажные и вагоны-рефрижераторы, но внутри которого пусковые установки с ядерным оружием. Ракетные комплексы носили название РТ-23 УТТХ.

Во время боевого дежурства БЖРК следовал по сети железных дорог общего пользования, перемещаясь за сутки на расстояния до 1500 км.

Всего в СССР, а потом и в России, было 12 таких составов, в каждом – по три пусковые установки. В остальных вагонах находились отсеки боевого управления и связи, жилые помещения, хранилища топлива и продовольствия. Дивизии дислоцировались под Костромой, в Пермской области и под Красноярском. Один такой состав мог накрыть ударом территорию, сопоставимую с крупным европейским государством типа Италии.

Как появились БЖРК?

В начале 1960-х годов в США задумались о создании ракетных поездов. Там этот проект не был доведен до конца, но в 1969 году в СССР был издан приказ «О создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой РТ-23».

Почему оказались не нужны поезда-БЖРК, возившие ядерный щит страны

После тщательнейшей проработки проекта в 1985-1987 гг были проведены летные испытания ракет для БЖРК на космодроме «Плесецк». Всего было осуществлено 32 пуска. Испытательные поезда исколесили более 400 тысяч километров по дорогам страны, включая различные климатические зоны (от тундры до пустынь).

В 1987 году на дежурство встал первый состав, к 1991 году их было уже четыре.

Какие локомотивы возили БЖРК

Для управления ракетным комплексом модернизировали тепловоз М62 (в простонародии «Машка»). Он получил новый заводской индекс ДМ62. Внешне от М62 он отличается квадратными фарами.

Фото: wikimedia / George Shuklin
Фото: wikimedia / George Shuklin

Кроме того, локомотив оборудовался системой, позволявшей распределять несколько тепловозов по длине состава и управлять ими с одного поста. Как правило, один БЖРК состоял из трех тепловозов и девяти вагонов, который мог разделиться на три самостоятельных поезда.

В локомотив установили специальную систему для снабжения бригады очищенным воздухом, к котором можно было подключить противогазы.

Читайте также: Эти тепловозы возили ядерный щит страны и работают по сей день. Рассказ машиниста

С какими трудностями столкнулись при создании БЖРК

В первую очередь инженерам нужно было обеспечить надежность и безопасность комплексов – шутка ли возить ядерные ракеты по железным дорогам общего пользования.

Вторая важная проблема, которую пришлось решать – это распределение массы вагона с ракетой. Пусковая установка вместе с ракетой весила порядка 200 тонн. Пришлось усиливать часть путей, а вагон ставить на восемь колесных пар вместо четырех. Кроме того, нагрузка с помощью особых устройств передавалась и распределялась между передним и задними вагонами.

Выход БЖРК с тепловозами ДМ62 на боевое дежурство. Фото из открытых источников.
Выход БЖРК с тепловозами ДМ62 на боевое дежурство. Фото из открытых источников.

Владимир Уткин, который проектировал ракету-носителя вспоминал:

«Задача, которую поставило перед нами советское правительство, поражала своей грандиозностью. В отечественной и мировой практике никто никогда не сталкивался с таким количеством проблем. Мы должны были разместить межконтинентальную баллистическую ракету в железнодорожном вагоне, а ведь ракета с пусковой установкой весит более 150 тонн. Как это сделать? Ведь железнодорожный состав с таким огромным грузом должен ходить по общегосударственным путям Министерства путей сообщения.

Как вообще перевозить стратегическую ракету с ядерной боеголовкой, как обеспечить абсолютную безопасность в пути, ведь нам была задана расчетная скорость состава до 120 км/ч. Выдержат ли мосты, не разрушится ли полотно, да и сам старт, как передать нагрузку на железнодорожное полотно при старте ракеты, устоит ли поезд на рельсах во время старта, как максимально быстро после остановки поезда поднять ракету в вертикальное положение?»

Все эти проблемы были решены.

Почему американцы боялись БЖРК?

Собственно, железнодорожные ракетные комплексы создавались для того, чтобы обеспечить скрытность базирования ядерного потенциала. С развитием космических средств разведки прятать места наземного расположения пусковых установок становилось все сложнее. Противник все их уже знал.

Размещая ракеты на поездах, решалась эта проблема. Поезд мог беспрепятственно преодолевать до тысячи километров в сутки, а из-за минимальных внешних отличий от гражданских поездов его практически невозможно было вычислить. Благодаря разветвленной сети железных дорог, поезда можно было легко перебазировать в любую точку страны.

Как свернули проект?

Я уже писал, что полностью проект развернули только в 1991 году. И уже в том же году Западные страны смогли договориться с советским руководство об отмене боевого патрулирования таких поездов. Таким образом, главное преимущество БЖРК в его скрытности оказалось сведено на нет.

В 1993 году в рамках договора СНВ-2 Россия взяла на себя обязательство ликвидировать комплексы. К 2005 году их сняли с вооружения и уничтожили. Впрочем, кроме того, что у России были соответствующие обязательства, было еще одно обстоятельство, которое не позволяло продолжать развивать проект. И пусковые установки, и тепловозы производились на украинских заводах. Переносить производство в Россию было бы неоправданно дорого.

Утилизация вагонов БЖРК. Фото: wikimedia / DTRA
Утилизация вагонов БЖРК. Фото: wikimedia / DTRA

Тепловозы модернизировали и отправили на линии общего пользования для работы с пассажирскими, пригородными, хозяйственными и нетяжелыми грузовыми составами. Автор этих строк ездил на пассажирском поезде под таким тепловозом не далее, как прошлым летом в Карелии.

Тепловоз ДМ62 на вокзале Петрозаводска. Фото: Кирилл Балберов
Тепловоз ДМ62 на вокзале Петрозаводска. Фото: Кирилл Балберов

Один из составов БЖРК можно с ракетой РТ-23 УТТХ можно увидеть сегодня в музее железных дорог на Балтийском вокзале в Петербурга.

Фото: wikimedia / Panther
Фото: wikimedia / Panther
Источник
Предыдущая запись

Почему таймер в метро показывает не сколько осталось до прибытия поезда, а сколько прошло после отправления

Следующая запись

Замерил расход топлива на маслах 5W-30 и 5W-40. Делюсь результатами

Новое на сайте

Спецтехника

Какое стекло подходит для спецтехники

15.09.2025
Запчасти

Автостекло оптом — выгодно или нет

15.09.2025
Новости

В Беларуси стартовали продажи рестайлингового кроссовера Belgee X70

15.09.2025
Новости

Казахстанский авторынок в августе вырос на 1%

15.09.2025

Топ недели

Haval Jolion вернул себе звание лидера рынка среди иномарок

15.09.2025

Продажи новых пикапов в августе упали на 40%

09.09.2025

В Смоленской области будет налажено производство тормозных систем

12.09.2025

В Тольятти запущено производство автокомпонентов для LADA Largus

12.09.2025

Автомобильный портал

О нас

Автомобильный портал. Все про обслуживание и эксплуатацию автомобилей. Также новости автомобильного мира, тест драйвы, обзоры и многое иное

Выбор редактора

С конвейера Nissan сошел последний R35 GT-R

27.08.2025

35-я неделя на авторынке РФ — лучше предыдущей: рост по всем сегментам, кроме MCV

01.09.2025

ТОП месяца

Какое стекло подходит для спецтехники

15.09.2025

Автостекло оптом — выгодно или нет

15.09.2025

© 2019-2022 Tj-service.ru. Все права защищены.

Безрезультатно
Просмотреть все результаты
  • Tj-service.ru
  • Карта сайта
  • Контакты
  • Сайт об автомобилях

© 2019-2022 Tj-service.ru. Все права защищены.

Добро пожаловать!

Войдите в свой аккаунт ниже

Забыли пароль?

Восстановите ваш пароль

Введите имя пользователя или электронную почту для сброса пароля.

Войти