Почему оказались не нужны поезда-БЖРК, возившие ядерный щит страны

Боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) находился на вооружении СССР и России совсем недолгий срок, но наделал столько шума, что о нем говорят до сих пор. Что это было и как так получилось, что мы отказались от мощного оружия, которое держало в страхе весь мир? Отвечаем на эти и другие вопросы о БЖРК.

Что это такое было – БЖРК?

Представьте себе поезд, вагоны которого выглядят, как обычные пассажирские, багажные и вагоны-рефрижераторы, но внутри которого пусковые установки с ядерным оружием. Ракетные комплексы носили название РТ-23 УТТХ.

Во время боевого дежурства БЖРК следовал по сети железных дорог общего пользования, перемещаясь за сутки на расстояния до 1500 км.

Всего в СССР, а потом и в России, было 12 таких составов, в каждом – по три пусковые установки. В остальных вагонах находились отсеки боевого управления и связи, жилые помещения, хранилища топлива и продовольствия. Дивизии дислоцировались под Костромой, в Пермской области и под Красноярском. Один такой состав мог накрыть ударом территорию, сопоставимую с крупным европейским государством типа Италии.

Как появились БЖРК?

В начале 1960-х годов в США задумались о создании ракетных поездов. Там этот проект не был доведен до конца, но в 1969 году в СССР был издан приказ «О создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой РТ-23».

После тщательнейшей проработки проекта в 1985-1987 гг были проведены летные испытания ракет для БЖРК на космодроме «Плесецк». Всего было осуществлено 32 пуска. Испытательные поезда исколесили более 400 тысяч километров по дорогам страны, включая различные климатические зоны (от тундры до пустынь).

В 1987 году на дежурство встал первый состав, к 1991 году их было уже четыре.

Какие локомотивы возили БЖРК

Для управления ракетным комплексом модернизировали тепловоз М62 (в простонародии «Машка»). Он получил новый заводской индекс ДМ62. Внешне от М62 он отличается квадратными фарами.

Фото: wikimedia / George Shuklin
Фото: wikimedia / George Shuklin

Кроме того, локомотив оборудовался системой, позволявшей распределять несколько тепловозов по длине состава и управлять ими с одного поста. Как правило, один БЖРК состоял из трех тепловозов и девяти вагонов, который мог разделиться на три самостоятельных поезда.

В локомотив установили специальную систему для снабжения бригады очищенным воздухом, к котором можно было подключить противогазы.

Читайте также: Эти тепловозы возили ядерный щит страны и работают по сей день. Рассказ машиниста

С какими трудностями столкнулись при создании БЖРК

В первую очередь инженерам нужно было обеспечить надежность и безопасность комплексов – шутка ли возить ядерные ракеты по железным дорогам общего пользования.

Вторая важная проблема, которую пришлось решать – это распределение массы вагона с ракетой. Пусковая установка вместе с ракетой весила порядка 200 тонн. Пришлось усиливать часть путей, а вагон ставить на восемь колесных пар вместо четырех. Кроме того, нагрузка с помощью особых устройств передавалась и распределялась между передним и задними вагонами.

Выход БЖРК с тепловозами ДМ62 на боевое дежурство. Фото из открытых источников.
Выход БЖРК с тепловозами ДМ62 на боевое дежурство. Фото из открытых источников.

Владимир Уткин, который проектировал ракету-носителя вспоминал:

«Задача, которую поставило перед нами советское правительство, поражала своей грандиозностью. В отечественной и мировой практике никто никогда не сталкивался с таким количеством проблем. Мы должны были разместить межконтинентальную баллистическую ракету в железнодорожном вагоне, а ведь ракета с пусковой установкой весит более 150 тонн. Как это сделать? Ведь железнодорожный состав с таким огромным грузом должен ходить по общегосударственным путям Министерства путей сообщения.

Как вообще перевозить стратегическую ракету с ядерной боеголовкой, как обеспечить абсолютную безопасность в пути, ведь нам была задана расчетная скорость состава до 120 км/ч. Выдержат ли мосты, не разрушится ли полотно, да и сам старт, как передать нагрузку на железнодорожное полотно при старте ракеты, устоит ли поезд на рельсах во время старта, как максимально быстро после остановки поезда поднять ракету в вертикальное положение?»

Все эти проблемы были решены.

Почему американцы боялись БЖРК?

Собственно, железнодорожные ракетные комплексы создавались для того, чтобы обеспечить скрытность базирования ядерного потенциала. С развитием космических средств разведки прятать места наземного расположения пусковых установок становилось все сложнее. Противник все их уже знал.

Размещая ракеты на поездах, решалась эта проблема. Поезд мог беспрепятственно преодолевать до тысячи километров в сутки, а из-за минимальных внешних отличий от гражданских поездов его практически невозможно было вычислить. Благодаря разветвленной сети железных дорог, поезда можно было легко перебазировать в любую точку страны.

Как свернули проект?

Я уже писал, что полностью проект развернули только в 1991 году. И уже в том же году Западные страны смогли договориться с советским руководство об отмене боевого патрулирования таких поездов. Таким образом, главное преимущество БЖРК в его скрытности оказалось сведено на нет.

В 1993 году в рамках договора СНВ-2 Россия взяла на себя обязательство ликвидировать комплексы. К 2005 году их сняли с вооружения и уничтожили. Впрочем, кроме того, что у России были соответствующие обязательства, было еще одно обстоятельство, которое не позволяло продолжать развивать проект. И пусковые установки, и тепловозы производились на украинских заводах. Переносить производство в Россию было бы неоправданно дорого.

Утилизация вагонов БЖРК. Фото: wikimedia / DTRA
Утилизация вагонов БЖРК. Фото: wikimedia / DTRA

Тепловозы модернизировали и отправили на линии общего пользования для работы с пассажирскими, пригородными, хозяйственными и нетяжелыми грузовыми составами. Автор этих строк ездил на пассажирском поезде под таким тепловозом не далее, как прошлым летом в Карелии.

Тепловоз ДМ62 на вокзале Петрозаводска. Фото: Кирилл Балберов
Тепловоз ДМ62 на вокзале Петрозаводска. Фото: Кирилл Балберов

Один из составов БЖРК можно с ракетой РТ-23 УТТХ можно увидеть сегодня в музее железных дорог на Балтийском вокзале в Петербурга.

Фото: wikimedia / Panther
Фото: wikimedia / Panther
Источник
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector