Автомобильный портал
  • Главная
  • Новости

    Бренд TENET реализовал 10 тысяч автомобилей в России

    КАМАЗ в ноябре вернется к полной рабочей неделе

    Рынок подержанных грузовиков в России снизился на 3%

    Названа стоимость автокредитов после снижения ключевой ставки до 16,5%

    АВТОВАЗ проверит партию автомобилей семейства LADA Largus

    Состоялась мировая премьера спецверсии Ultra кроссовера OMODA 4

    На российский рынок выйдет новый гибридный кроссовер Voyah Taishan

    Импорт автомобилей физлицами через Дальний Восток вырос на 38%

    «CarXL – 2025»: статистика масштабного форума автобизнеса

  • Авто
    Когда и кому может понадобиться помощь прикурить авто

    Когда и кому может понадобиться помощь прикурить авто

    Описание модельного ряда авто Changan

    Описание модельного ряда авто Changan

    Доставка грузов из Иу в Россию: тонкости

    Доставка грузов из Иу в Россию: тонкости

    Диагностика Ленд Ровер: когда и зачем проводить

    Диагностика Ленд Ровер: когда и зачем проводить

    Коммерческие автомобили: виды и особенности

    Коммерческие автомобили: виды и особенности

    Выбор автосалона: советы экспертов

    Выбор автосалона: советы экспертов

    Haval M6: Обзор и описание автомобиля

    Haval M6: Обзор и описание автомобиля

    Описание модельного ряда EXEED

    Описание модельного ряда EXEED

    Чери Аризо 8: описание авто

    Чери Аризо 8: описание авто

  • Ремонт
    Ремонт Jeep: причины неисправностей авто

    Ремонт Jeep: причины неисправностей авто

    Факторы, влияющие на стоимость автомобилей Lada

    Факторы, влияющие на стоимость автомобилей Lada

    Как снизить расход топлива на BMW

    Как снизить расход топлива на BMW

    Как выбрать автосервис для Porsche

    Как выбрать автосервис для Porsche

    Двухстоечные подъёмники: виды и применение

    Двухстоечные подъёмники: виды и применение

    Шины Shinko: Качественный выбор для мотоциклистов

    Шины Shinko: Качественный выбор для мотоциклистов

    Слесарный ремонт автомобиля: полезная информация

    Вскрытие сейфов: почему стоит обратиться к профессионалам

    Вскрытие сейфов: почему стоит обратиться к профессионалам

    Бронирование стекла пленкой для защиты окон

    Бронирование стекла пленкой для защиты окон

  • ТО
    Почему система контроля давления в шинах необходима для современных автомобилей?

    Почему система контроля давления в шинах необходима для современных автомобилей?

    Масло MOBIL оптом: преимущества, параметры выбора и правила транспортировки

    Масло MOBIL оптом: преимущества, параметры выбора и правила транспортировки

    Как выбрать, сочетать и ухаживать за бижутерией: полезные советы

    Как выбрать, сочетать и ухаживать за бижутерией: полезные советы

    День рождения: сколько цветов дарить имениннику

    День рождения: сколько цветов дарить имениннику

    Мифы о техническом обслуживании автомобилей: что нужно знать владельцу

    Мифы о техническом обслуживании автомобилей: что нужно знать владельцу

    Определение и устранение типичных неисправностей автомобиля

    Определение и устранение типичных неисправностей автомобиля

    Диагностика и лечение сахарного диабета

    Диагностика и лечение сахарного диабета

    Вывод из запоя в Екатеринбурге: где искать помощи?

    Вывод из запоя в Екатеринбурге: где искать помощи?

    Косметика из Крыма «Царство Ароматов»: в чем ее достоинства

    Косметика из Крыма «Царство Ароматов»: в чем ее достоинства

  • Запчасти
    Ангельские глазки для BMW и других автомобилей: что это, какие бывают и чем отличаются

    Ангельские глазки для BMW и других автомобилей: что это, какие бывают и чем отличаются

    Стальные столбики: прочность, стиль и защита города

    Стальные столбики: прочность, стиль и защита города

    Как правильно выбрать химию для бассейна: основные виды и назначение

    Как правильно выбрать химию для бассейна: основные виды и назначение

    Оборудование для автосервиса: современные решения

    Оборудование для автосервиса: современные решения

    Комнатный термостат Siemens: управление климатом в доме

    Комнатный термостат Siemens: управление климатом в доме

    Подшипники: типы, выбор и применение

    Подшипники: типы, выбор и применение

    Эффективность свечей зажигания DENSO GI3-3 в условиях российских дорог

    Эффективность свечей зажигания DENSO GI3-3 в условиях российских дорог

    Металлопрокат оптом: кому и когда может быть интересен

    Металлопрокат оптом: кому и когда может быть интересен

    Выбор ASIC майнера для криптомайнинга в 2025 году: как не прогадать с инвестициями

    Выбор ASIC майнера для криптомайнинга в 2025 году: как не прогадать с инвестициями

  • Масла
    Как короткие поездки «убивают» моторное масло

    Как короткие поездки «убивают» моторное масло

    Новые автомобили Lada

    Новые автомобили Lada

    Как выбрать моторное масло для автосервиса и магазинов

    Как выбрать моторное масло для автосервиса и магазинов

    Выбор моторного масла: ключевые факторы

    Выбор моторного масла: ключевые факторы

    ‘Ароматы, преображающие жизнь: раскрываем тайны эфирных масел’

    ‘Ароматы, преображающие жизнь: раскрываем тайны эфирных масел’

    Моторные масла Motul: все что стоит знать

    Моторные масла Motul: все что стоит знать

    Замена масла в двигателе: периодичность и порядок выполнения

    Замена масла в двигателе: периодичность и порядок выполнения

    Ишемическая болезнь сердца

    Ишемическая болезнь сердца

    Аппаратная замена масла в АКПП с заменой фильтра: в каких случаях необходима? Как выполняется?

    Аппаратная замена масла в АКПП с заменой фильтра: в каких случаях необходима? Как выполняется?

  • Спецтехника
    Гусеничные экскаваторы Амкодор — надежность и высокая производительность для любых задач

    Гусеничные экскаваторы Амкодор — надежность и высокая производительность для любых задач

    Варианты аренды ричтраков для краткосрочных и долгосрочных проектов

    Какое стекло подходит для спецтехники

    Новые автомобили Geely: инновации на дорогах

    Новые автомобили Geely: инновации на дорогах

    Высотные АГП выше 29 метров: назначение

    Высотные АГП выше 29 метров: назначение

    Автомобильный кран ZTC250V: технические характеристики и применение

    Автомобильный кран ZTC250V: технические характеристики и применение

    Современные технологии в производстве спецтехники

    Современные технологии в производстве спецтехники

    Правила выбора КАМАЗа: советы экспертов

    Правила выбора КАМАЗа: советы экспертов

    Аренда автокрана в Москве: кому и когда может быть интересна

    Аренда автокрана в Москве: кому и когда может быть интересна

Безрезультатно
Просмотреть все результаты
Автомобильный портал
Безрезультатно
Просмотреть все результаты
Главная Авто

Почему оказались не нужны поезда-БЖРК, возившие ядерный щит страны

04.09.2020
в Авто
0 0
Почему оказались не нужны поезда-БЖРК, возившие ядерный щит страны

Содержание

  • 1 Что это такое было – БЖРК?
  • 2 Как появились БЖРК?
  • 3 Какие локомотивы возили БЖРК
  • 4 С какими трудностями столкнулись при создании БЖРК
  • 5 Почему американцы боялись БЖРК?
  • 6 Как свернули проект?

Боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) находился на вооружении СССР и России совсем недолгий срок, но наделал столько шума, что о нем говорят до сих пор. Что это было и как так получилось, что мы отказались от мощного оружия, которое держало в страхе весь мир? Отвечаем на эти и другие вопросы о БЖРК.

Что это такое было – БЖРК?

Представьте себе поезд, вагоны которого выглядят, как обычные пассажирские, багажные и вагоны-рефрижераторы, но внутри которого пусковые установки с ядерным оружием. Ракетные комплексы носили название РТ-23 УТТХ.

Во время боевого дежурства БЖРК следовал по сети железных дорог общего пользования, перемещаясь за сутки на расстояния до 1500 км.

Всего в СССР, а потом и в России, было 12 таких составов, в каждом – по три пусковые установки. В остальных вагонах находились отсеки боевого управления и связи, жилые помещения, хранилища топлива и продовольствия. Дивизии дислоцировались под Костромой, в Пермской области и под Красноярском. Один такой состав мог накрыть ударом территорию, сопоставимую с крупным европейским государством типа Италии.

Как появились БЖРК?

В начале 1960-х годов в США задумались о создании ракетных поездов. Там этот проект не был доведен до конца, но в 1969 году в СССР был издан приказ «О создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой РТ-23».

Почему оказались не нужны поезда-БЖРК, возившие ядерный щит страны

После тщательнейшей проработки проекта в 1985-1987 гг были проведены летные испытания ракет для БЖРК на космодроме «Плесецк». Всего было осуществлено 32 пуска. Испытательные поезда исколесили более 400 тысяч километров по дорогам страны, включая различные климатические зоны (от тундры до пустынь).

В 1987 году на дежурство встал первый состав, к 1991 году их было уже четыре.

Какие локомотивы возили БЖРК

Для управления ракетным комплексом модернизировали тепловоз М62 (в простонародии «Машка»). Он получил новый заводской индекс ДМ62. Внешне от М62 он отличается квадратными фарами.

Фото: wikimedia / George Shuklin
Фото: wikimedia / George Shuklin

Кроме того, локомотив оборудовался системой, позволявшей распределять несколько тепловозов по длине состава и управлять ими с одного поста. Как правило, один БЖРК состоял из трех тепловозов и девяти вагонов, который мог разделиться на три самостоятельных поезда.

В локомотив установили специальную систему для снабжения бригады очищенным воздухом, к котором можно было подключить противогазы.

Читайте также: Эти тепловозы возили ядерный щит страны и работают по сей день. Рассказ машиниста

С какими трудностями столкнулись при создании БЖРК

В первую очередь инженерам нужно было обеспечить надежность и безопасность комплексов – шутка ли возить ядерные ракеты по железным дорогам общего пользования.

Вторая важная проблема, которую пришлось решать – это распределение массы вагона с ракетой. Пусковая установка вместе с ракетой весила порядка 200 тонн. Пришлось усиливать часть путей, а вагон ставить на восемь колесных пар вместо четырех. Кроме того, нагрузка с помощью особых устройств передавалась и распределялась между передним и задними вагонами.

Выход БЖРК с тепловозами ДМ62 на боевое дежурство. Фото из открытых источников.
Выход БЖРК с тепловозами ДМ62 на боевое дежурство. Фото из открытых источников.

Владимир Уткин, который проектировал ракету-носителя вспоминал:

«Задача, которую поставило перед нами советское правительство, поражала своей грандиозностью. В отечественной и мировой практике никто никогда не сталкивался с таким количеством проблем. Мы должны были разместить межконтинентальную баллистическую ракету в железнодорожном вагоне, а ведь ракета с пусковой установкой весит более 150 тонн. Как это сделать? Ведь железнодорожный состав с таким огромным грузом должен ходить по общегосударственным путям Министерства путей сообщения.

Как вообще перевозить стратегическую ракету с ядерной боеголовкой, как обеспечить абсолютную безопасность в пути, ведь нам была задана расчетная скорость состава до 120 км/ч. Выдержат ли мосты, не разрушится ли полотно, да и сам старт, как передать нагрузку на железнодорожное полотно при старте ракеты, устоит ли поезд на рельсах во время старта, как максимально быстро после остановки поезда поднять ракету в вертикальное положение?»

Все эти проблемы были решены.

Почему американцы боялись БЖРК?

Собственно, железнодорожные ракетные комплексы создавались для того, чтобы обеспечить скрытность базирования ядерного потенциала. С развитием космических средств разведки прятать места наземного расположения пусковых установок становилось все сложнее. Противник все их уже знал.

Размещая ракеты на поездах, решалась эта проблема. Поезд мог беспрепятственно преодолевать до тысячи километров в сутки, а из-за минимальных внешних отличий от гражданских поездов его практически невозможно было вычислить. Благодаря разветвленной сети железных дорог, поезда можно было легко перебазировать в любую точку страны.

Как свернули проект?

Я уже писал, что полностью проект развернули только в 1991 году. И уже в том же году Западные страны смогли договориться с советским руководство об отмене боевого патрулирования таких поездов. Таким образом, главное преимущество БЖРК в его скрытности оказалось сведено на нет.

В 1993 году в рамках договора СНВ-2 Россия взяла на себя обязательство ликвидировать комплексы. К 2005 году их сняли с вооружения и уничтожили. Впрочем, кроме того, что у России были соответствующие обязательства, было еще одно обстоятельство, которое не позволяло продолжать развивать проект. И пусковые установки, и тепловозы производились на украинских заводах. Переносить производство в Россию было бы неоправданно дорого.

Утилизация вагонов БЖРК. Фото: wikimedia / DTRA
Утилизация вагонов БЖРК. Фото: wikimedia / DTRA

Тепловозы модернизировали и отправили на линии общего пользования для работы с пассажирскими, пригородными, хозяйственными и нетяжелыми грузовыми составами. Автор этих строк ездил на пассажирском поезде под таким тепловозом не далее, как прошлым летом в Карелии.

Тепловоз ДМ62 на вокзале Петрозаводска. Фото: Кирилл Балберов
Тепловоз ДМ62 на вокзале Петрозаводска. Фото: Кирилл Балберов

Один из составов БЖРК можно с ракетой РТ-23 УТТХ можно увидеть сегодня в музее железных дорог на Балтийском вокзале в Петербурга.

Фото: wikimedia / Panther
Фото: wikimedia / Panther
Источник
Предыдущая запись

Почему таймер в метро показывает не сколько осталось до прибытия поезда, а сколько прошло после отправления

Следующая запись

Замерил расход топлива на маслах 5W-30 и 5W-40. Делюсь результатами

Новое на сайте

Новости

Бренд TENET реализовал 10 тысяч автомобилей в России

25.10.2025
Новости

КАМАЗ в ноябре вернется к полной рабочей неделе

25.10.2025
Новости

Рынок подержанных грузовиков в России снизился на 3%

25.10.2025
Когда и кому может понадобиться помощь прикурить авто
Авто

Когда и кому может понадобиться помощь прикурить авто

25.10.2025

Топ недели

Какие автомобили будут локализованы на заводе «Автотор»?

23.10.2025

Когда АВТОВАЗ вернется к режиму полной рабочей недели?

22.10.2025

Выпуск автомобильной техники в России продолжает сокращаться

22.10.2025

Впервые за 39 недель российский авторынок вышел «в плюс»

20.10.2025

Автомобильный портал

О нас

Автомобильный портал. Все про обслуживание и эксплуатацию автомобилей. Также новости автомобильного мира, тест драйвы, обзоры и многое иное

Выбор редактора

Toyota представила новый бренд Century

17.10.2025

Изменение цен на новые автомобили произошло в сентябре у 13 марок

01.10.2025

ТОП месяца

Бренд TENET реализовал 10 тысяч автомобилей в России

25.10.2025

КАМАЗ в ноябре вернется к полной рабочей неделе

25.10.2025

© 2019-2022 Tj-service.ru. Все права защищены.

Безрезультатно
Просмотреть все результаты
  • Tj-service.ru
  • Карта сайта
  • Контакты
  • Сайт об автомобилях

© 2019-2022 Tj-service.ru. Все права защищены.

Добро пожаловать!

Войдите в свой аккаунт ниже

Забыли пароль?

Восстановите ваш пароль

Введите имя пользователя или электронную почту для сброса пароля.

Войти