Серый и долгий – не то, что раньше. Каким был и каким стал поезд Петербург – Севастополь

Поездом, которому выпало открывать железнодорожное сообщение с Крымом в 2019 году, стал поезд №7/8 сообщением Петербург – Севастополь. Это исторический состав. В советские годы он носил статус фирменного и назывался «Нева», а до революции ходил даже быстрее, чем сейчас.

Плацкартный вагон перевозчика «Гранд сервис экспресс» аналогичный тому, что будет включен в состав поезда Петербург – Севастополь. Фото: Кирилл Балберов
Плацкартный вагон перевозчика «Гранд сервис экспресс» аналогичный тому, что будет включен в состав поезда Петербург – Севастополь. Фото: Кирилл Балберов

Сообщение Петербург (Петроград) – Севастополь до революции

Железная дорога из Петербурга до Севастополя была открыта в 1875 году, однако тогда еще не было пассажирских поездов на такие длинные расстояния. Первые годы существования новой «железки» пассажирам приходилось ехать с пересадками, хотя поезда и были согласованы друг с другом, и ждать долго было не нужно.

Так в 1882 году пассажирам, которые хотели добраться из Петербурга в Севастополь, нужно было сделать две пересадки – в Москве и Харькове. Время в пути составляло 64 часа 30 минут.

В 1895 году появились беспересадочные вагоны из Петербурга в Севастополь. Они уходили из столицы (тогда это был Петербург) в 22:00 с поездом №11 и прибывали на Николаевский вокзал Москвы на следующий день в 17:00. Спустя 25 минут после прибытия вагоны отправлялись на станцию Москва-Курская, куда прибывали в 17:50, и в 18:15 отправлялись с курьерским поездом №1 в Севастополь. Дорога продолжалась две ночи и день. В 10:12 поезд прибывал на побережье.

С 1899 года был назначен новый поезд сообщением Санкт-Петербург – Севастополь. В 1912 году он идет уже всего 39 часов. В Москве, Харькове и Симферополе он стоял всего по 10 минут.

Советский период и поезд «Нева»

После революции и в годы гражданской войны поезд приходит в упадок (как и многое после прихода к власти большевиков), его курсирование сокращается до одного раза в неделю, а время в пути растет. В 1920-е годы время в пути достигало уже 65 часов.

В начале 1930-х годов сообщение между Ленинградом и Крымом прекращается, а в 1935 году вновь назначается поезд Ленинград – Севастополь под номером 17/18, который курсировал вплоть до начала Великой Отечественной войны.

Первый послевоенный поезд связал Ленинград и Севастополь в 1950 году, но в 1953 году он был отменен. Постоянное сообщение между двумя городами было восстановлено в 1954 году, когда был назначен поезд №7/8. Первые годы он ходил до Симферополя, а в 1959 году был продлен до Севастополя и не отменялся вплоть до 2014 года.

С 1959 по 1964 год поезд следовал через Лихославль – Вязьму – Брянск – Льгов – Харьков, время в пути составляло 47 часов.

С 1965 года поезд становится фирменным, получает название «Нева», его маршрут становится кратчайшим – через Москву и Харьков, а время в пути сокращается до 31 часа 25 минут.

На черно-белых кадрах хроники не разобрать, какой цвет имел состав. Газета «Гудок» писала о темно-вишневом цвете на старте, блогер yapet из ЖЖ утверждает, что поначалу цвет был синим, позже стал красным, затем зеленым.

В 1978 году поезд пустили в обход Москвы, так что время следования вновь начало увеличиваться.

Международный поезд в новой России

После распада СССР крымским поездам добавили длинные остановки для прохождения погранично-таможенного контроля, что еще больше увеличивало время хода. Однако «семерка» вновь была пущена через Москву и имеет очень удобное время в пути, но в 1999 года с нее сняли «фирму».

Несмотря на все таможенные формальности, в 2011 году поезд проделывает маршрут всего за 34 часа 5 минут (отправление из Петербурга в 20:00, прибытие в Севастополь в 05:05).

В 2000-е годы поезд переживает не лучшие времена с точки зрения комфортности. В Сети можно найти такие отзывы:

Ехал в купе 9 мая на участке Москва-Питер. Вагон – старейший, переделанный из плацкартного. Окна не закрываются до конца, поэтому дуло жутко. Из тамбура на весь вагон тянуло сигаретным дымом, из туалета – сами понимаете чем. Но в целом вагон чистый, штоки-коврики хорошие. Проводница поддерживала все на должном уровне;

***

Вчера вечером поданный под посадку на Московском вокзале произвел тягостное впечатление. Один купейник от «Мегаполиса» или «Двух столиц», еще один ТВЗ 21 века, а остальные латаные-перелатанные немцы, хоть и серые. Плацкарты мне показались еще хуже.

Я ездил на этом поезде примерно в 2012-2013 годах. Тогда группа купейных вагонов была уже более-менее современной – с кондиционерами и биотуалетам, плацкарты были старые.

Номер сохранили, название нет

В 2019 году поезд Петербург – Севастополь возобновлен. Ему вернули исторический номер 7/8, но вот название дали не «Нева», а «Таврия». Причем называться так будет не только этот поезд, но и поезд Москва – Симферополь. На моей памяти это первый случай, когда два поезда с разными номерами и маршрутами получают одинаковые названия.

Время в пути поезда составит 47 часов 25 минут. Из-за измененного маршрута и долгих стоянок для пропусков «Сапсанов» на участке Петербург – Москва – это дольше, чем дореволюционные 39 часов.

Составили поезд из новейших плацкартных вагонов (2019 года выпуска) и не очень свежих купе. Летом он будет ходить каждый день, а вне сезона – раз в два дня.

Интересную работу провел ЖЖ-блогер trainfanat. Он сравнил по годам расписания поездов на участке Джанкой – Симферополь – Бахчисарай – Севастополь. Оказалось, что нынешний поезд идет 1 час 22 минуты, в то время, как в 2010 году на преодоление этого же расстояния поезду требовался 1 час 10 минут. Участок Симферополь – Бахчисарай поезд 2019 года преодолевает за 40 минут, а в 1982 году шел за 30 минут. Наконец, на отрезок Бахчисарай – Севастополь в нынешнем расписании заложено 58 минут, хотя в том же 1982 году нужна была 51 минута.

В последние годы РЖД отказались от красивых уникальных ливрей для фирменных поездов. Все они однообразные и серые. И хотя поезда «Таврия» обслуживаются не РЖД, ливреи их – такие же унылые.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector