Этот совершенно необычный микроавтобус – яркое подтверждение тому, что оригинальные технические идеи в нашей стране есть! Другое дело, что многие интересные проекты по причине отсутствия инвестиций в годы кризисов просто оказались закрытыми… Вот именно такая участь постигла и «Бурку» – грузопассажирский микроавтобус с колесной формулой 6х6, разработкой которого в 2013 году под руководством Т.Д. Дзоценидзе занимался коллектив Лаборатории транспортных средств сельхозназначения при МГАУ им. Горячкина.
Первый вопрос, который обычно возникает у людей, впервые видящих «Бурку» – это вопрос «зачем»? Зачем микроавтобусу или малотоннажному фургону третий ведущий мост?! Есть же, в конце концов, полноприводная «ГАЗель», а если ее мало – то есть… Действительно, а что есть для тех случаев, когда полутора тонн грузоподъемности «ГАЗели» 4х4 оказывается недостаточно? Только «Садко»… Но это – уже среднетоннажный грузовик со всеми вытекающими последствиями: большими габаритами, большой погрузочной высотой, большой металлоемкостью. О комфорте в такой машине речи уже нет, об использовании ее в качестве повседневного транспортного средства – тоже. Да и микроавтобуса, как ни крути, «Садко» не заменит – даже с двухрядной кабиной его вместимость будет составлять всего 5 человек…
Между тем, в Европе уже давно выпускаются модификации легких коммерческих автомобилей с колесной формулой 6х6: например, австрийская компания Oberaigner «подкатывает» третью ведущую ось под фургоны и грузовички Mercedes-Benz Sprinter. В результате их грузоподъемность возрастает вдвое, проходимость достигает удивительных пределов, а комфорта при этом не убавляется ни на грамм. Правда, цена таких конверсий уже откровенно «кусается», но хотя бы существует сама возможность приобретения! А что в нашей стране? Еще в семидесятых годах с трехосной схемой экспериментировал УАЗ. В восьмидесятые годы тему легкого внедорожника с колесной формулой 6х6 для эксплуатации в горных районах пытался продвигать грузинский изобретатель Гурам Квернадзе. Он даже построил несколько опытных образцов таких вездеходов, информация о которых разлетелась по стране по каналам ТАСС. Но серийного воплощения ни одна из этих разработок не получила.
Вот на эту пустующую нишу и замахнулся коллектив конструкторов во главе с профессором Дзоценидзе. Построенный ими в рамках проекта «Бурка» автомобиль не стоит воспринимать в буквальном виде как законченный продукт. По сути это был лишь макет, созданный для практической отработки компоновочной схемы легкого внедорожника типа 6х6 и демонстрации его преимуществ возможным инвесторам. А потому строился он буквально из подручных материалов: донором рамы и кабины вместе с ее интерьером послужил китайский грузовичок Foton Aumark; 149-сильный дизель Cummins ISF 3.8 и дисковые тормозные механизмы с пневматическим приводом взяли у «Валдая»; а ведущие мосты и заднюю часть кузова сделали из деталей «Соболя». И ведь как удачно получилось сложить все эти «кубики» воедино! По крайней мере, внешне благодаря вниманию к мелочам «Бурка» оставляет впечатление серийного изделия, а не макета – для нее даже изготовили оригинальный пластиковый обвес!
Но самое интересное в проекте «Бурка», конечно не кузов – он ведь по сути может быть любым. Самое интересное – это оригинальная трансмиссия. Именно в ней кроется главная особенность машины. Все серийные трехосные «полноприводники» традиционно строятся по двум схемам: либо с постоянным приводом на все колеса, либо с отключаемым передним мостом. У «Бурки» же отключаемым сделан не передний, а задний мост, а момент между передней и средней осями распределяется через межосевой дифференциал (естественно, с возможностью принудительной блокировки). Согласно исследованиям Т.Д. Дзоценидзе, такая кинематическая схема обеспечивает более выгодные показатели по управляемости и устойчивости в обычных режимах движения.
Раздаточная коробка «Бурки» – экспериментальная: точно такая же ранее использовалась при постройке опытного образца трехосного «тракторомобиля» НАМИ-3333. В ней всего одна ступень, так как необходимое для тяжелого бездорожья понижение обеспечивает очень короткая первая передача в «грузовой» 6-ступенчатой коробке передач ZF. При этом межосевая блокировка и подключение заднего моста активируются кнопками на панели приборов, так что на полу в кабине нет никаких «лишних» рычагов, равно как и связанных с ними шумов и вибраций.
У «раздатки» – три выходных вала: под отдельный кардан для каждого моста. Это теоретически позволяет агрегатировать ее практически с любыми серийными мостами, не меняя принципиальным образом их конструкцию, требуется лишь смонтировать промопору карданной передачи заднего моста на картере среднего моста. Еще один полностью оригинальный узел «Бурки» – рессорно-балансирная подвеска мостов задней тележки, дополненная четырьмя амортизаторами и четырьмя реактивными штангами: она обладает хорошей приспособляемостью к рельефу местности и обеспечивает машине весьма достойную плавность хода. Завершают картину оригинальные колесные диски «грузовой» 19,5-дюймовой размерности, специально изготовленные в Челябинске для проекта «Бурка».
Единственный построенный образец «Бурки» экспонировался на агропромышленной выставке «Золотая осень» в Москве, где его, по словам создателей, несколько раз порывались купить, «не отходя от кассы». То есть интерес-то к технике такого рода в стране есть. Но для дальнейшего развития проекта требовался инвестор, готовый на долгосрочные вложения. А едва начатые переговоры на эту тему прервали известные кризисные события 2014 года…