Друзья, у меня родилась идея сделать этакие небольшие экскурсы на автомобильно-историческую тему и рассказать о заводах автомобильного профиля, которые работали в различных республиках Советского Союза. Но я не буду ограничиваться одними только общеизвестными автозаводами, такими как запорожский ЗАЗ или белорусский МАЗ, а разбавлю это повествование упоминанием предприятий, которые делали еще и всевозможные спецавтомобили. Уверена, что про большинство из них вы даже и не слышали – и тем интереснее, надеюсь, вам будет смотреть! Итак, часть первая – техника Азербайджанской ССР.
Автомобильные производства – в Азербайджане? На самом деле, да: таковые были! Дети 1980-х и более старшее поколение наверняка помнят, как продукты в гастрономы привозили на бело-синих «пазиках»-фургонах, на задней двери которых были нарисованы довольные пингвины. Вот они:
Но если эти фургоны назывались ПАЗ, то каким боком они к Азербайджану? Ответ прост: разработал их действительно Павловский автобусный завод, находившийся в РСФСР, Горьковской области. А вот массово выпускать их начали как раз в АзССР, на Бакинском заводе специализированных автомобилей (с 1978 года). Всего делали две модификации: ПАЗ-37421 с простым изотермическим кузовом для перевозки охлажденных продуктов и ПАЗ-3742 со здоровенным «холодильником» внутри, который «съедал» чуть ли 20% свободного места в грузовом отсеке. Холодильные установки для них, кстати, тоже делали в Азербайджане.
Выпуск таких «пазиков» продолжался в Баку до начала 1990-х годов, когда им на смену пришли машины упрощенной конструкции: от изначального «пингвина» оставили только кабину, к которой стали приваривать сзади прямоугольную будку. Никакой, понимаешь, эстетики…
Уже в независимом Азербайджане из этих «пингвинов» попробовали делать пассажирские автобусы, прорезав в боковинах будки окошки и поставив внутри сиденья. Но качество сборки этих машин, получивших марку БакАЗ-3219, было ужасным: в массе своей они развалились или сгнили в труху еще до конца 1990-х. Хотя у нас в Туле один такой невесть откуда взявшийся «баказик» продержался на маршруте аж до 2006 года.
А еще в Баку хотели наладить производство более крупных фургонов, которые представляли собой настоящую сборную солянку из «чужих» узлов: рама – зиловская, движок и мосты – пазовские, кабина – мазовская! Этот гибрид назывался БЗСА-4706, а разработал его Всесоюзный конструкторско-экспериментальный институт автобусостроения из украинского города Львов. До распада Союза наладить массовое производство не успели: дело ограничилось примерно сотней собранных машин.
Было в Баку и еще одно предприятие, которое строило грузовые фургоны на базе автобусов – СП «Бакинский автобус». Только за основу там брали не маленький «пазик», а большой городской автобус ЛиАЗ-677М, который превращали в грузопассажирский – с небольшим салоном в передней части кузова и грузовым отсеком в задней. Соучредителем предприятия выступал сам Ликинский автобусный завод, поставлявший в Баку кузова под переделку. Правда, до полноценного серийного производства дело тут тоже дойти не успело.
Теперь о предприятиях сугубо специализированных, выпускавших надстройки для стандартных грузовых шасси. Вот, например, в ведении Миннефтегазстроя СССР находился машиностроительный завод «Бакинский рабочий». По проекту СКБ «Газстроймашина» там делали автопоезда ПВ-204 на базе грузовиков КрАЗ для перевозки труб на строительствах нефтепроводов и газопроводов.
Завод нефтепромыслового машиностроения им. Касимова, также располагавшийся в Баку, строил спецмашины для исследования скважин, лаборатории и трубовозные автопоезда на шасси грузовиков ГАЗ, ЗИЛ и КамАЗ, а также на базе гусеничных транспортеров ГАЗ-71.
А вот Ремонтно-механический завод им. 26 Бакинских комиссаров строил на шасси грузовиков ГАЗ так называемые агрегаты технического обслуживания: они распределялись через систему Госкомсельхозтехники по совхозам и колхозам и использовались для ремонта и обслуживания тракторной техники прямо в полях.
Ну что, продолжать аналогичные обзорчики по другим республикам?