Какие автомобили делали в советских республиках? Азербайджанская ССР

Друзья, у меня родилась идея сделать этакие небольшие экскурсы на автомобильно-историческую тему и рассказать о заводах автомобильного профиля, которые работали в различных республиках Советского Союза. Но я не буду ограничиваться одними только общеизвестными автозаводами, такими как запорожский ЗАЗ или белорусский МАЗ, а разбавлю это повествование упоминанием предприятий, которые делали еще и всевозможные спецавтомобили. Уверена, что про большинство из них вы даже и не слышали – и тем интереснее, надеюсь, вам будет смотреть! Итак, часть первая – техника Азербайджанской ССР.

Автомобильные производства – в Азербайджане? На самом деле, да: таковые были! Дети 1980-х и более старшее поколение наверняка помнят, как продукты в гастрономы привозили на бело-синих «пазиках»-фургонах, на задней двери которых были нарисованы довольные пингвины. Вот они:

Ностальгическая фотка от Сергея Андреева из восьмидесятых годов: «пазик» московского автокомбината №34 привез в магазин бидоны с молоком
Ностальгическая фотка от Сергея Андреева из восьмидесятых годов: «пазик» московского автокомбината №34 привез в магазин бидоны с молоком

Но если эти фургоны назывались ПАЗ, то каким боком они к Азербайджану? Ответ прост: разработал их действительно Павловский автобусный завод, находившийся в РСФСР, Горьковской области. А вот массово выпускать их начали как раз в АзССР, на Бакинском заводе специализированных автомобилей (с 1978 года). Всего делали две модификации: ПАЗ-37421 с простым изотермическим кузовом для перевозки охлажденных продуктов и ПАЗ-3742 со здоровенным «холодильником» внутри, который «съедал» чуть ли 20% свободного места в грузовом отсеке. Холодильные установки для них, кстати, тоже делали в Азербайджане.

А вот тут и пингвинчиков на задней дверце хорошо видно!
А вот тут и пингвинчиков на задней дверце хорошо видно!

Выпуск таких «пазиков» продолжался в Баку до начала 1990-х годов, когда им на смену пришли машины упрощенной конструкции: от изначального «пингвина» оставили только кабину, к которой стали приваривать сзади прямоугольную будку. Никакой, понимаешь, эстетики…

Упрощенный бакинский «пингвин» 1991 года. Фотка Олега Чалкова
Упрощенный бакинский «пингвин» 1991 года. Фотка Олега Чалкова

Уже в независимом Азербайджане из этих «пингвинов» попробовали делать пассажирские автобусы, прорезав в боковинах будки окошки и поставив внутри сиденья. Но качество сборки этих машин, получивших марку БакАЗ-3219, было ужасным: в массе своей они развалились или сгнили в труху еще до конца 1990-х. Хотя у нас в Туле один такой невесть откуда взявшийся «баказик» продержался на маршруте аж до 2006 года.

БакАЗ-3219 – попытка сделать автобус из фургона. Фотка Алексея Салмина
БакАЗ-3219 – попытка сделать автобус из фургона. Фотка Алексея Салмина

А еще в Баку хотели наладить производство более крупных фургонов, которые представляли собой настоящую сборную солянку из «чужих» узлов: рама – зиловская, движок и мосты – пазовские, кабина – мазовская! Этот гибрид назывался БЗСА-4706, а разработал его Всесоюзный конструкторско-экспериментальный институт автобусостроения из украинского города Львов. До распада Союза наладить массовое производство не успели: дело ограничилось примерно сотней собранных машин.

Было в Баку и еще одно предприятие, которое строило грузовые фургоны на базе автобусов – СП «Бакинский автобус». Только за основу там брали не маленький «пазик», а большой городской автобус ЛиАЗ-677М, который превращали в грузопассажирский – с небольшим салоном в передней части кузова и грузовым отсеком в задней. Соучредителем предприятия выступал сам Ликинский автобусный завод, поставлявший в Баку кузова под переделку. Правда, до полноценного серийного производства дело тут тоже дойти не успело.

Грузовая версия автобуса ЛиАЗ-677М – продукция СП «Бакинский автобус»
Грузовая версия автобуса ЛиАЗ-677М – продукция СП «Бакинский автобус»

Теперь о предприятиях сугубо специализированных, выпускавших надстройки для стандартных грузовых шасси. Вот, например, в ведении Миннефтегазстроя СССР находился машиностроительный завод «Бакинский рабочий». По проекту СКБ «Газстроймашина» там делали автопоезда ПВ-204 на базе грузовиков КрАЗ для перевозки труб на строительствах нефтепроводов и газопроводов.

Трубоплетевоз ПВ-204 на базе КрАЗ-255Б – продукция машзавода «Бакинский рабочий»
Трубоплетевоз ПВ-204 на базе КрАЗ-255Б – продукция машзавода «Бакинский рабочий»

Завод нефтепромыслового машиностроения им. Касимова, также располагавшийся в Баку, строил спецмашины для исследования скважин, лаборатории и трубовозные автопоезда на шасси грузовиков ГАЗ, ЗИЛ и КамАЗ, а также на базе гусеничных транспортеров ГАЗ-71.

Установка для исследования скважин «АзИНМАШ-8А» на шасси ГАЗ-66
Установка для исследования скважин «АзИНМАШ-8А» на шасси ГАЗ-66
Газетная заметочка 1988 года о буднях Завода нефтепромыслового машиностроения им. Касимова
Газетная заметочка 1988 года о буднях Завода нефтепромыслового машиностроения им. Касимова

А вот Ремонтно-механический завод им. 26 Бакинских комиссаров строил на шасси грузовиков ГАЗ так называемые агрегаты технического обслуживания: они распределялись через систему Госкомсельхозтехники по совхозам и колхозам и использовались для ремонта и обслуживания тракторной техники прямо в полях.

Агрегат технического обслуживания АТО-4822 завода им. 26 Бакинских комиссаров
Агрегат технического обслуживания АТО-4822 завода им. 26 Бакинских комиссаров

Ну что, продолжать аналогичные обзорчики по другим республикам?

Источник

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector