ЗАЗ-1103: «легковушка» с полным приводом

В девяностые и двухтысячные годы под индексом ЗАЗ-1103 выпускался псевдоседан «Славута» – вариация на тему «Таврии», получившая 5-дверный кузов типа лифтбек с выступающим сзади багажником. Однако первоначально это цифровое обозначение принадлежало совсем другому автомобилю!

Переднеприводную «легковушку», будущую «Таврию», в Запорожье начали проектировать по инициативе главного конструктора В.П. Стешенко еще в VIII пятилетке: первый макетный образец с мотором Morris построили в 1967 году. На поиски оптимальной внешней формы кузова новой машины ушло больше десятилетия: за это время было построено несколько серий опытных образцов, очень сильно отличающихся друг от друга. Базовой версией являлся автомобиль ЗАЗ-1102 с двухобъемным кузовом («Таврией» он тогда еще не назывался):

ЗАЗ-1102
ЗАЗ-1102

Под обозначением ЗАЗ-1104 скрывался длиннобазный седан с отдельным выступающим багажником:

ЗАЗ-1104
ЗАЗ-1104

А вот индекс ЗАЗ-1103 тогда присвоили машине с двухобъемным кузовом и полноприводной трансмиссией, предназначенной для эксплуатации в сельской местности!

ЗАЗ-1103
ЗАЗ-1103

Первый «полноприводник» ЗАЗ-1103 собрали ориентировочно в 1972 году. Этот образец получил 2-дверный кузов типа фастбек (такой же, как у ЗАЗ-1102): его задняя стенка была наклонной, как у хэтчбека, однако заднее стекло не поднималось, а небольшой люк вел в изолированный от салона 300-литровый багажник. Машина вмещала четырех пассажиров и отличалась предельной компактностью: величина колесной базы не превышала двух метров, а задний свес кузова был столь же коротким, как и передний. Под капотом стоял 1-литровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения модели МеМЗ-201, развивающий 55 л.с.

ЗАЗ-1103
ЗАЗ-1103

Второй полноприводный ЗАЗ-1103 построили в период 1974–1975 годов. Этот образец получил новый кузов – классический 3-дверный хэтчбек с подъемной остекленной багажной дверью. Примечательно, что автомобиля ЗАЗ-1102 с полностью аналогичным по дизайну кузовом сделано не было. Двигатель изменений не претерпел, в отличие от ходовой части. Благодаря введению колесных редукторов дорожный просвет увеличился со 180 до 220 мм. Вкупе с компактными свесами кузова это обеспечило машине прекрасные показатели геометрической проходимости: угол въезда – 48 градусов, угол съезда – 52 градуса. При использовании пониженной передачи ЗАЗ-1103 мог устойчиво двигаться со скоростью всего 2 км/ч, а «максималка» доходила до 130 км/ч. При снаряженной массе порядка 840 кг полезная нагрузка этой машины составляла 340 кг, что эквивалентно весу четырех человек и 60 кг багажа.

ЗАЗ-1103
ЗАЗ-1103
ЗАЗ-1103
ЗАЗ-1103

В 1976 году к проектированию перспективной переднеприводной модели для Запорожского автозавода по приказу Министра автомобильной промышленности В.Н. Полякова подключили конструкторов Волжского автозавода. В результате к 1978 году был разработан совершенно новый автомобиль с прежним индексом ЗАЗ-1102, который после проведения доводочных работ и превратился в серийную «Таврию». Вот только полноприводного исполнения он уже больше не имел.

ЗАЗ-1103
ЗАЗ-1103

Этот пост представляет собой главу из книги «Советские полноприводные. Том 1. Легковые». Публикуется с разрешения авторов.

Спасибо за внимание! Не забываем ПОДПИСЫВАТЬСЯ на канал, СТАВИТЬ ЛАЙК и ДЕЛИТЬСЯ материалом с друзьями!

Источник

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector