Содержание
Высокооктановый бензин
Превращение синтез-газа или непосредственно метанола в высокооктановый бензин остается важнейшей задачей для нефтяной и нефтехимической промышленности. Решение ее возможно только на базе новых высокоселективных и эффективных полифункциональных гетерогенных катализаторов.
Высокая стоимость оборудования нефтеперерабатывающих заводов, производящих высокооктановый бензин, требует изыскания более экономичных путей повышения детонационной стойкости бензинов.
Продукты эти могут быть переработаны путем реформинга в высокооктановый бензин. Если используется движущийся катализатор, процесс гидрирования окиси углерода называется гидрокол-процессом.
По бензину: 1 — нефть, содержащая высокооктановый бензин ( о.
Создание новых технологических процессов по переработке метанола в высокооктановый бензин, этанол, уксусную кислоту и другие продукты вызывает повышенный спрос на это сырье.
Продукты эти могут быть переработаны путем реформинга в высокооктановый бензин. Если используется движущийся катализатор, процесс гидрирования окиси углерода называется гидрокол-процессом.
Создание новых технологических процессов по переработке метанола в высокооктановый бензин, этанол, уксусную кислоту и другие продукты вызывает повышенный спрос на это сырье.
Во-первых, резко возрос спрос на легкие нефтепродукты ( высокооктановый бензин и газойлевые фракции), что привело к сокращению выпуска топочных мазутов и переходу на переработку их в легкие нефтепродукты, а наиболее простым и дешевым способом получения дистиллятных фракций из тяжелых остатков является коксование.
Каждый, кто покупает бензин, знает, что высокооктановый бензин лучше и дороже. Некоторые знают, почему он лучше, но вряд ли кто-нибудь знает, почему он дороже.
Во-первых, резко возрос спрос на легкие нефтепродукты ( высокооктановый бензин и газойлевые фракции), что привело к сокращению выпуска топочных мазутов и переходу на переработку их в легкие нефтепродукты, а наиболее простым и дешевым способом получения дистиллятных фракций из тяжелых остатков является коксование.
На установке каталитического крекинга ( элемент 4) вырабатывается высокооктановый бензин, поступающий на производство автобензинов А-76 и АИ-93, и газовая фракция, идущая на сдачу. В блоке компаундирования ( элемент 5) производятся бензины двух марок А-76 и АИ-93. На указанных установках функционируют АСУ ТП, которые решают задачи локальной оптимизации с частотой 6 — 8 раз в сутки. Однако независимое функционирование АСУ ТП, как будет показано, приводит к снижению их эффективности. Поэтому помимо задач АСУ ТП решается еще и координирующая задача. При этом, с учетом прогнозного значения внешних возмущений, критерии задач АСУ ТП подстраиваются под целевую функцию и ограничения верхнего уровня.
Каждый, кто покупает бензин, знает, что высокооктановый бензин лучше и дороже. Некоторые знают, почему он лучше, но вряд ли кто-нибудь знает, почему он Дороже.
Развивается и процесс каталитического гидрокрекинга, при помощи которого получают высокооктановый бензин и дизельное топливо из средних и тяжелых дистиллятов.
Катализаторы на цеолитовых носителях позволили, в частности, получить высокооктановый бензин из метанола, что очень перспективно. При этом цеолитовые катализаторы значительно меньше коксуются.
Компонентами бензина А-76 служат бензин прямой гонки установки ЭЛОУ-АВТ, высокооктановый бензин установки каталитического крекинга, нефтепродукты, поступающие с установок, не рассмотренных на схеме, которые мы объединяем в один нефтепродукт с усредненным октановым числом, и этиловая жидкость. Необходимое количество этиловой жидкости определяется из того условия, что октановое число бензина должно быть равно требуемой величине.
Высокооктановый бензин
Добыча нефти и газового конденсата в России ( тыс. т. |
В XX веке на первый план выходит другой продукт нефтепереработки — высокооктановый бензин. В США автомобиль становится новым божеством.
В этом пробеге пилотной установки ароматический циркулирующий газойль удалось превратить в высокооктановый бензин при работе с циркуляцией до полной переработки на протяжении 4 месяцев непрерывной работы под давлением 56 ат. Работа промышленной установки при низких температурах отчетливо отражает высокую каталитическую активность разработанного катализатора.
Технологическая схема установки платформинга. |
Я — сухой углеводородный газ; IV — стабильная головка; V — стабильный высокооктановый бензин; VI — 15 % — ный раствор моноэтаноламина, насыщенный сероводородом; VII — свежий 15 % — ный раствор моноэтаноламина.
Оптимальными являются такие условия, которые позволяют с высокими выходами получать высококачественное топливо ( высокооктановый бензин и газойль) и газообразные соединения, используемые для химических синтезов.
Мне кажется, что поднятый Б. С. Стечкиным вопрос о перегреве двигателя при переводе его на высокооктановый бензин связан с опережением зажигания. Опытами доказано, что при переходе на высокооктановое топливо требуется увеличение угла опережения зажига-ния, возможно, вследствие увеличения индуктивного периода. Детально этот вопрос, однако, еще не разработан.
Преобладание в составе синтина алкановых углеводородов нормального строения не дает возможности получать из него высокооктановый бензин без дополнительных процессов переработки. В то же время этот процесс обеспечивает получение больших количеств высокоцетановых дизельных топлив.
Основные проблемы возникают при переработке фракции, кипящей при температуре выше 343 С, в высокооктановый бензин. Выход бензина при проведении в кипящем слое каталитического крекинга тяжелого остатка трубчатой печи ( атмосферной), подвергнутого предварительной гидроочистке, равен 54 %, что вполне сравнимо с 54 % — выходом из нефтяного сырья со средним содержанием газойля.
Схема установки селектоформинга. |
На выходе из реактора продукты охлаждают и разделяют на водородсодержащий газ, сжиженный газ и высокооктановый бензин.
Обработанная фтористоводородной кислотой отбеливающая глина сама по себе является катализатором деструктивного гидрирования, на котором образуется высокооктановый бензин. Этот катализатор требует более высоких температур и поэтому, чтобы избежать потери активности, его следует применять ори давлениях выше 300 атм. Бензины с повышенным октановым числом получаются также и в том случае, если на обработанную фтористым водородом отбеливающую глину вместо сульфида вольфрама нанести соединения железа. Катализаторы этого типа, вероятно, применялись на предприятии ICI в Биллингхэме ( Англия) при гидрировании креозотового масла и фирмой ANIC в Италии при гидрировании нефтяных масел.
Большое значение имеет ускоренное завершение разработок новых систем каталитического риформинга и процесса изорифор-минга, что Позволит производить высокооктановый бензин без эти-лирования и обеспечит экономию капитальных вложений.
Действительно, что это за электростанция, со складов которой ежедневно отправляют, как с нефтеперегонного завода, высокооктановый бензин и минеральные удобрения, бочки со смазочными маслами и крупнопанельные строительные блоки. И что это за завод, который непрерывно вырабатывает электроэнергию и отдает ее в общую энергосеть страны, как заправская ТЭЦ, отправляет по трубам огромное количество горячей воды для обогрева зданий и технологических нужд предприятий.
В последующем у процесса олигомеризации появилась альтернатива — — сернокислотное алкилирование, также позволяющее перерабатывать эти газы в высокооктановый бензин. Нов этом процессе образуется большой объем отработанной серной кислоты, утилизация которой представляет серьезную экологическую проблему. По этой причине алкилирование все же не в состоянии достойно конкурировать с процессом олигомеризации.
Уменьшение риска детонации подручными средствами
- Добавление к бензину 10% этилового или любого другого спирта способно повысить его октановое число на 3 единицы. Недостатком этого способа является образование в бензопроводах паровых пробок, которые затрудняют работу топливной системы. Связано это с довольно низкой температурой кипения спиртов, что особенно заметно при жаркой погоде. Еще один минус этого приема в том, что спирты очень гигроскопичны и хорошо впитывают влагу из воздуха, которая в сильный мороз будет застывать, образуя в топливопроводе ледяные пробки. Разумеется, доступ бензину в таком случае будет перекрыт.
- Повышать детонационную устойчивость бензинового топлива можно, доливая в него ацетон. По данным, опубликованным в сети самодеятельными экспериментаторами, добавление 1 литра ацетона к 20 литром бензина повышает его октановое число на 6 единиц. Измерения они, правда, не проводили, ориентируясь только по детонации. Автомобиль, двигатель которого рассчитан на АИ-98, заправляли АИ-92, и добавляли к топливу ацетон до исчезновения детонации.
- Использование присадок для повышения детонационной устойчивости бензина, продающихся в магазинах автохимии. Нужно иметь в виду, что если верить отзывам, наиболее эффективны присадки, содержащие железо и аминные соединения. Учтите, что присадки, содержащие железо, могут, особенно при систематическом использовании, стать причиной выхода из строя свечей зажигания.
https://youtube.com/watch?v=6Ww3IVClwWI
Низкооктановой бензин
Низкооктановые бензины следует рассматривать как замыкающее сырье, при помощи которого может быть сведен баланс пиролизного сырья.
Низкооктановые бензины содержатся в парафинистых неф-тях, залегающих в нижних горизонтах. И, наконец, нефти 2 — й группы также залегают в нижних горизонтах и отличаются от нефтей 3 — й группы большей смолистостью и малым содержанием твердых парафинов.
Низкооктановые бензины прямой перегонки далеко не целиком состоят из углеводородов с малыми октановыми числами. Низкое октановое число бензина прямой перегонки зависит от наличия некоторого количества нормальных алканов с очень низким октановым числом. Удаляя эти углеводороды при помощи четкой ректификации бензина, можно получить вполне доброкачественный бензин.
Детонационная стойкость компонентов автомобильного бензина прямой перегонки из нефтей типа ромашкинской. |
Низкооктановые бензины прямой перегонки характеризуются высокой приемистостью к ТЭС.
Переработка низкооктановых бензинов при бутилен-диви-нильном режиме ведет к образованию пироконденсата, единственное направление использования которого после гидрогенизации в настоящее время заключается в добавлении его в качестве высокооктанового компонента к автомобильным бензинам.
Использование низкооктановых бензинов для пиролиза позволит также применяемые в настоящее время керосин термокрекинга и вакуумные отгоны высвободить для каталитического крекинга.
Характеристика, бензинов прямой перегонки сернистых нефтей. |
С низкооктановых бензинов прямой перегонки имеют октановые числа соответственно 74 и 68 и используются в качестве компонентов при производстве автомобильных бензинов. Фракции 62 — 180 и 85 — 180 С бензинов прямой перегонки являются сырьем для выработки бензинов каталитического реформинга.
На низкооктановом бензине работать нельзя, двигатель быстро будет изнашиваться либо будут происходить поломки и серьезные повреждения деталей цилиндро-поршневой группы.
Выход углеводородов С4 при разных режимах пиролиза прямогонного бензина. |
При пиролизе низкооктановых бензинов выход бутадиена и н-бутиленов значительно выше, чем при пиролизе газообразных углеводородов. Получение бутадиена и н-бутиленов при пиролизе нефтепродуктов снижает себестоимость получаемых пиролизом этилена и пропилена.
Общие ресурсы низкооктановых бензинов ( с учетом рафина-тов), которые могут быть использованы в производстве олефинов, к 1975 г. составят не менее 5 0 млн. т / год. Однако эти ресурсы децентрализованы и в большинстве точек для производства олефинов может быть выделено от 80 до 170 тыс. т бензина, в то время как минимальная потребность одной пиролизной установки исчисляется 250 — 300 тыс. т, а для современных крупных установок эта потребность будет равна 1200 — 1400 тыс. г в год.
Основным преимуществом пиролиза низкооктановых бензинов по сравнению с пиролизом углеводородных газов является возможность получать одновременно с этиленом и пропиленом значительные количества бутадиена и н-бутиленов. Благодаря этому снижаются затраты на процесс пиролиза и газоразделения, относимые на этилен и пропилен.
Материальный баланс процесса изориформинга. |
Высокооктанового бензин
Кроме высокооктанового бензина и ароматических углеводородов при каталитическом риформинге в результате дегидрогенизации и дегидроизомеризации нафтеновых и дегидроциклизации парафиновых углеводородов образуется водородсодержащий газ. Он содержит водорода 70 — 90 объемн.
Производство высокооктанового бензина имеет для народного хозяйства большое значение.
Кроме высокооктанового бензина и ароматических углеводородов при каталитическом риформинге в результате реакций дегидрирования образуется водородсодер-жащий газ с содержанием 70 — 90 объемн. Большое количество газа и высокая концентрация в нем водорода позволяют использовать этот газ для гидроочистки нефтяных фракций от соединений серы, а также для производства аммиака и метилового спирта.
Производство высокооктанового бензина из метанола — одно из быстро развивающихся направлений переработки метанола. Этот процесс разработан фирмой Mobil Oil и в ближайшие годы предполагается его внедрение. Необходимо, однако, отметить, что внедрение процесса будет сдерживаться ограниченностью ресурсов метанола, поскольку для получения достаточных количеств бензина необходимо во много раз увеличить объем производства метанола на основе угля. Поэтому в ближайшие 15 — 20 лет процесс может получить развитие в регионах, не располагающих запасами нефти, но богатых дешевым углем.
Кроме высокооктанового бензина на установках каталитического крекинга получают также углеводородный газ, легкий и тяжелый газойли.
Для получения высокооктанового бензина разработаны две модификации процесса: если содержание серы в сырье менее 0 1 %, то предварительная гидроочистка сырья отсутствует. Очистке от Сероводорода подвергают циркулирующий водородсодержащий газ; при содержании серы более 0 1 % процессу риформинга предшествует гидроочистка сырья при помощи алюмокобальтмолибдено-вого катализатора.
Для выработки высокооктанового бензина этот вариант не представляет интереса, поскольку произведение октано-тонна в процессе практически сохраняется постоянным. В случае выработки авиабензина, в котором лимитируется содержание ароматических, этот вариант становится экономически выгодным благодаря экономии весьма дорогого алки-лата.
Для получения высокооктанового бензина Премиум-95 в объеме 68159т в год, удовлетворяющего по качеству требованиям Евро-4 ( содержание ароматических углеводородов не более 30 %, бензола — не более 1 %), необходимо вовлечь в компаундирование 57935т бензина процесса РИГИЗ ( смесь гидроизомеризата с фракцией 115 С — КК риформата, табл. 7) и 10224т метилтретбутилового эфира.
Применяется для получения высокооктанового бензина. По сравнению с никель-палладиевым катализатором отличается большими изомеризующими свойствами.
Получение при гидроочистке высокооктанового бензина, а при гидродеалкилировании, наряду с нафталином, бензола увеличивает экономичность процесса.
Характеристика типовых бензиновых фракций. |
Для получения компонента высокооктанового бензина наиболее ценными являются четкие фракции 85 — 180 С и 105 — 180 С; для получения ароматических углеводородов используются фракции 62 — 105 С, 105 — 140 С и 62 — 140 С.
При разработке рецептуры товарного высокооктанового бензина руководствуются прежде всего двумя наиболее важными показателями: требованиями по детонационной стойкости и испаряемости.
Выход и качество высокооктанового бензина каталитического риформинга ( риформата) зависит от фракционного и химического состава исходного сырья, от марки катализатора ( его состава), а также от режима процесса каталитического риформинга.
Возможности катализатора по производству высокооктанового бензина полностью не используются из-за ограниченной мощности регенератора.
Понижение — октанового число
Понижение октанового числа более заметно у низкооктановых, чем у высокооктановых бензинов. В связи с этим необходимо учитывать, что разница в степени сжатия, соответствующая одной единице октанового числа, не всегда идет параллельно шкале октановых чисел. Действительно, для высоких значений степени сжатия разница для каждого изменения на одну единицу октанового числа значительно больше, чем при более низких значениях.
Понижение октанового числа, вызываемое повышением содержания серы, невидимому, стремится к пределу.
Понижение октанового числа при хранении может достигать 10 единиц и больше в последние стадии процесса.
Понижение октанового числа катализата, увеличение концентрации в нем непредельных соединений, появление зеленовато-желтой окраски его.
Обычно удлинение цепи парафиновых углеводородов связано с понижением октанового числа; разветвление цепи обычно его увеличивает.
Как правило, удлинение цепи парафиновых углеводородов связано с понижением октанового числа, разветвление же цепи обычно его увеличивает.
Потери легких фракций бензина приводят к ухудшению товарных качеств, понижению октанового числа, повышению температуры кипения, а иногда и к переводу нефтепродукта в более низкие сорта.
При эквивалентном содержании серы наибольшее влияние оказывают меркаптаны, тогда как понижение октанового числа, вызываемое сульфидами я дисульфидами, невидимому, одного и того же порядка.
Производство горючего с низким содержанием свинца на существующих нефтеочистительных установках возможно лишь при понижении октанового числа, что, в свою очередь, приведет к снижению мощности двигателя.
Без изменения конструкции нефтеочистительных установок производство горючего с низким содержанием свинца возможно лишь при понижении октанового числа.
Химическая стабильность карбюраторных топлив определяется содержанием в них нестабильных олефинов, легко подвергающихся окислению. Окисление приводит к понижению октанового числа бензина и повышению его склонности к нагарообразованию. Стабильность против окисления оценивают содержанием в бензине фактических и потенциальных смол. Количество фактических смол определяют выпариванием горючего на водяной бане в струе воздуха. Вес остатка, отнесенный к 100 мл бензина, принимается за содержание фактических смол. Оно не должно превышать 4 л г / 100 мл для авиационных и 7 мг / iOO мл для автомобильных бензинов.
В процессе хранения, транспортирования и применения бензинов возможны изменения в их химическом составе, обусловленные реакциями окисления и полимеризации. Окисление приводит к понижению октанового числа бензина и повышению его склонности к нагарообра-зованию. Для оценки химической стабильности бензинов используют показатели содержания фактических смол, индукционного периода окисления. Высокой химической стабильностью обладают компоненты, не содержащие алкенов, — прямогонные бензины, бензины каталитического риформинга, алкилаты и изомеризаты. В бензинах коксования, термического и каталитического крекинга, напротив, содержатся в достаточном количестве алкены, которые легко окисляются с образованием смол.
Химическая стабильность карбюраторных топлив определяется содержанием в них нестабильных олефинов, легко подвергающихся окислению. Окисление приводит к понижению октанового числа бензина и повышению его склонности к нагарообразованию. Стабильность против окисления оценивают содержанием в бензине фактических и потенциальных смол. Количество фактических смол определяют выпариванием горючего на водяной бане в струе воздуха. Вес остатка, отнесенный к 100 мл бензина, принимается за содержание фактических смол.
Характерной особенностью непредельных углеводородов, входящих в состав бензинов термического и каталитического крекинга, является их низкая сопротивляемость окислению. Окисление сопровождается осмоленном и, как следствие, понижением октанового числа бензина, более высоким нагарообразованием.
С отодвинуты к концам цепи. Наоборот, смещение четвертичного углеродного атома к центру молекулы приводит к понижению октанового числа углеводорода.
Степень сжатия и октановое число бензина атмосферного двигателя
1. Если степень сжатия 12 и выше — заливать не ниже АИ-98.2. Если степень сжатия 10 и до 12 — заливать не ниже АИ-95.Объем камеры сгорания с такой степенью сжатия сделан именно под это число.92 как бы можно заливать, но не нужно, расход будет больше.3. Если степень сжатия ниже 10 — заливать октановое число АИ-92 (кроме турбо).Экзотические АИ-102 и АИ-109 — от 14 и от 16 соответственно.Для турбодвигателей минимум АИ-95 и выше!
Степень сжатия — это геометрическая безразмерная величина, вычисляется как отношение полного объёма цилиндра к объёму камеры сгорания.
https://youtube.com/watch?v=vvEsoKjNbNA
Компрессия — это физическая величина, давление в цилиндре в конце такта сжатия. Измеряется в атмосферах или кг/см2 при прокрутке стартером на хорошо заряженном аккумуляторе и выкрученными свечами для замера.
Оптимальная компрессия мотора очень приблизительно высчитывается умножением степени сжатия на 1.4 атмосферы.
Бензин с высоким октановым числом.
Список источников
- AutoLirika.ru
- avtofun.ru
- www.ngpedia.ru