В рамках мероприятия Analytic Day директор агентства «АВТОСТАТ» Сергей Целиков обозначил шесть главных трендов авторынка на конец 2024 года и озвучил ряд ключевых тезисов, связанных с ними.
Эксперт отметил, что за последние три года структура рынка кардинально изменилась. Так, если в 2020 году 75% российского рынка принадлежало, условно говоря, глобальным брендам (из Японии, Южной Кореи, Европы), то в 2024 году у нас от них осталось всего 10%. Китайским маркам сейчас принадлежит 59%, российским — 31%. Что будет дальше?
По мнению Целикова, доля китайских брендов больше расти не будет. Но будет расти некая прослойка их псевдо-брендов (искусственные бренды на базе китайских марок). Какие-то из них мы будем относить (и уже относим) к российским, если он создан специально для России, чтобы уйти от санкций, а какие-то — к китайским. Доля глобальных марок продолжит сжиматься. Следующий год политически непредсказуем, но от него будет многое зависеть.
Доля сегмента SUV на российском рынке приближается к 70% — за счет роста продаж китайских моделей. Сейчас она составляет 68%. При этом в 2021 году половина рынка была за SUV, а другая половина — за всеми остальными сегментами.
Средняя цена нового автомобиля превысила 3 млн рублей. Таким образом, по данным АВТОСТАТ, за 10 лет новые автомобили подорожали в 3 раза. Емкость рынка выросла до 5 трлн рублей. Столько денег на новые автомобили в нашей стране никогда раньше не тратилось.
Импорт автомобилей растет. При этом доля так называемого альтернативного импорта в общем объеме снижается. Ввоз новых автомобилей активно рос до октября 2024 года. Доля альтернативного импорта в 2022 — 2023 гг. взлетела до 35-37%. В 2024 году альтернативный импорт «задушили» утильсбором.
Рост продаж электромобилей «выдохся», а вот гибридов — набирает обороты. Активный рост рынка чистых электромобилей (BEV) шел до апреля 2024 года. После изменений условий ввоза месячный объем продаж BEV сократился почти в 2 раза. 2024-й стал годом быстрого роста сегмента гибридов (HEV). В первую очередь рост произошел за счет моделей последовательных гибридов таких марок, как Lixiang, Voyah, Aito.
Дилерские сети проходят через серьезную трансформацию, пик которой пришелся на 2 — 3 кварталы 2023 года. На первый взгляд, число дилеров выросло. Но если посмотреть немного глубже — выросло и растет число дилерских контрактов, особенно в связи с заходом новых марок. Но в действительности они не растут. Так, по приблизительным расчетам число дилерских контрактов выросло до 4 тысяч, однако число именно дилерских центров (где-то только один бренд под крышей, где-то несколько) — около 3 тысяч, число локаций — около 2 тысяч, число владельцев — около 1 тысячи. Ключевые тезисы здесь: новые ДЦ не строятся, просто «выделяют угол» для нового бренда; начался процесс отказов от китайских брендов с небольшим объемом продаж; некоторые ДЦ успели «сменить» вывески по два раза.