Это рекордная сумма за месяц с начала 2025 года
Газпромбанк Автолизинг и агентство «АВТОСТАТ» провели совместное исследование рынка новых легковых автомобилей в России и определили его финансовую емкость* по итогам июля 2025 года. Согласно результатам исследования, в середине лета россияне потратили на покупку новых машин 389,7 млрд рублей. Это на 35,5% больше, чем месяцем ранее (в июне — 287,7 млрд рублей), но на 3,7% ниже показателя годичной давности (в июле 2024-го — 404,7 млрд рублей). Также стоит отметить, что июльский результат является максимальным в нынешнем году. По итогам 7 месяцев финансовая емкость рынка уже преодолела отметку в 2 трлн рублей, что, впрочем, на 23% меньше, чем за тот же период прошлого года.
Доля премиум-сегмента снижается третий месяц подряд
Доля премиальных машин в структуре финансовой емкости продолжает падать. В июле в нашей стране было реализовано 10,1 тыс. новых автомобилей премиум-сегмента, включая люксовые марки (на 36,8% больше по сравнению с продажами июня), что вылилось в потраченные 87,9 млрд рублей (на 33,6% больше, чем месяцем ранее).При этом на фоне общего роста потраченных россиянами в июле на покупку новых легковых автомобилей средств доля премиальных машин в структуре затрат немного снизилась с 22,9% (в июне) до 22,6% (в июле).
Доля автомобилей массового сегмента в финансовой емкости, соответственно, продолжает расти. Так, за месяц она увеличилась с 77,1% до 77,4%. При этом объемы реализации, как и затраты в этом сегменте, тоже увеличились: было продано 110,5 тыс. машин (+33,6% по сравнению с июнем) на 301,8 млрд рублей (+36%).
Лучше всех прибавили «японцы»
За месяц затраты на покупку автомобилей сильнее всего выросли у японских брендов. В июле жители нашей страны потратили на них 28,3 млрд рублей — на 47,4% больше, чем месяцем ранее. У остальных марок эти показатели тоже увеличились. Так, затраты на покупку корейских машин за месяц выросли на 45,2% до 9 млрд рублей, европейских — на 36,4% до 50,2 млрд рублей, китайских — на 35,1% до 219,5 млрд рублей, российских — на 25,3% до 60,6 млрд рублей, американских — на 19,5% до 4,2 млрд рублей.
В структуре финансовой емкости абсолютное лидерство сохранили «китайцы», доля которых составила 56,3%. Далее в затратах июля следуют: отечественные бренды — 15,6%, европейские — 12,9%; японские — 7,3%; корейские — 2,3% и американские — 1,1%.
Если же рассматривать объемы реализации за прошлый месяц, то здесь тоже лидируют китайские марки (66,7 тыс. шт.), за которыми располагаются российские (36,3 тыс. шт.). Показатели остальных участников рынка составили менее 5 тыс. экземпляров.
Автомобили В-класса опустились ниже отметки в 10%
Доля автомобилей В-класса в структуре финансовой емкости уменьшилась до 8,7%. В июле их было продано в количестве 22,3 тыс. единиц на сумму 34 млрд рублей. За месяц затраты на них увеличились на 17,9%, но доля таких машин снизилась более чем на 1 процентный пункт (в июне — 10%).
Впрочем, лидерство по затратам на нашем рынке с огромным преимуществом сохраняет сегмент SUV, на долю которого в июле пришлось 79,7%. Так, за 86,6 тыс. новых кроссоверов и внедорожников россияне отдали 310,8 млрд рублей (+39,1% к июню). Напомним, что месяцем ранее их доля составляла 77,7%, т.е. была на 2 процентных пункта меньше.
В общей сложности на долю этих двух сегментов (SUV и B) суммарно пришлось 90,3% всех реализованных машин и 88,4% затраченных средств. Таким образом, суммарные показатели остальных сегментов рынка в середине лета составили 9,7% и 11,6% соответственно.
«Продажи новых легковых автомобилей по итогам июля оказались рекордными в нынешнем году, превысив рубеж в 120 тысяч штук. Соответственно, и сумма денег, которую потратили жители нашей страны на их покупку, тоже стала максимальной в 2025 году (почти 390 млрд рублей.) Но при этом стоит отметить и некоторое смещение рынка в сторону более дорогих машин, таких как кроссоверы и внедорожники, доля которых в июле выросла почти до 72% в количестве и примерно до 80% в деньгах. Во многом это связано с акциями и кредитными/лизинговыми предложениями, которые субсидируются со стороны дистрибьюторов», — объясняет Сергей Удалов, исполнительный директор агентства «АВТОСТАТ».
«Затраты на покупку новых машин во второй раз в этом году преодолели отметку в 300 млрд рублей, выйдя на максимум. По итогам семи месяцев эта сумма составила чуть более 2 трлн рублей, что на 23% меньше, чем за тот же период прошлого года. И если в 2024-м финансовая емкость рынка установила рекорд за этот период, то в 2025 году на это рассчитывать уже не приходится, поскольку продажи автомобилей сократились на 24%», — отмечает Николай Фомин, директор департамента продаж Газпромбанк Автолизинг.
* Финансовая емкость — сумма денег, которую в общей сложности потратили россияне на покупку новых легковых машин за отчетный период. Рассчитана на основе средневзвешенных цен новых легковых автомобилей и их продаж за отчетный месяц.
Фото: АВТОСТАТ