В России автомобилисты столкнулись с проблемой изъятия своих автомобилей, купленных по так называемому «параллельному импорту». Руководитель экспертного центра «Автокриминалист» Максим Шелков рассказал изданию «Газета.Ru», что крупная афера затронула порядка 800 автомобилей, привезенных из Казахстана, в основном корейских и японских брендов.
Известно, что почти все автомобили россияне приобрели в прошлом году. Все транспортные средства были официально зарегистрированы в России, получили ЭПТС и СБКТС. Кроме того, машины продавались через автосалоны как привезенные из Казахстана по «серому» или параллельному импорту. Однако уже в феврале 2024 года граждане Казахстана начали обращаться в полицию с заявлением о том, что их обманули мошенники.
Максим Шелков рассказал, что мошенническая схема выглядела следующим образом. К гражданам Казахстана стали обращаться злоумышленники с просьбой оформить на себя кредит на автомобиль. За это мошенники предлагали вознаграждение в 2 млн тенге (около 400 тысяч рублей). Преступники объясняли доверчивым согражданам, что эти автомобили будут использованы в такси и автопрокатах. При этом они обещали, что будут выплачивать кредит за заемщиков, а после его погашения переоформят автомобиль на таксопарк или службу проката, или же выкупят по льготной стоимости.
Договоренности были устными, а свои обязательства злоумышленники в феврале 2024 года перестали исполнять, после чего казахстанские банки начали массово требовать с заемщиков выплаты по долговым обязательствам. Обманутые граждане, в свою очередь, пошли в полицию. Правоохранители возбудили уголовное дело и объявили автомобили в международный розыск.
После того, как о мошеннической схеме стало известно в публичном пространстве, в полицию Казахстана стали поступать десятки заявлений. При этом россияне, оказавшиеся втянутыми в аферы, теперь вынуждены доказывать, что они являются добросовестными покупателями.
Российская полиция сейчас выявляет автомобили, проданные по мошеннической схеме. О том, что автомобиль в розыске чаще всего становится ясно, когда сам владелец обращается в ГИБДД. Например, при продаже автомобиля, смене фамилии, замене свидетельства о регистрации и в других подобных случаях. Часть объявленных в розыск автомобилей изымается и отправляется на спецстоянки, другие остаются у нынешних владельцев, но под расписку без права продажи. Часть же россиян продолжают ездить на автомобилях, не подозревая о случившемся.
Максим Шелков поясняет, что машины до сих пор стоят на учете в Казахстане, закредитованные и находятся в международном розыске. При покупке в нашей стране эту информацию не проверить, так как в Казахстане она предоставляется по госномеру машины и номеру свидетельства о регистрации, а не по VIN-номеру как в России.
Автомобили чаще всего продавались через автосалоны в Санкт-Петербурге. Они были заявлены как абсолютно новые, не стоявшие на учете в Казахстане. В основном это модели бренда Hyundai (Elantra, Creta, Sonata, Tucson), а также Toyota Camry.
Автоюрист Сергей Смирнов разъясняет, что пострадавшие россияне теперь вынуждены обращаться к продавцам, у которых приобретали автомобиль и требовать возместить ущерб. Однако если автосалон понимал, что участвует в мошенничестве, то мог уже объявить себя банкротом и не иметь активов.
Также россияне, владеющие автомобилями, попавшими в розыск, могут обратиться в суд и заверить, что они являются добросовестными покупателями. Однако предстоит доказать, что они не знали и не могли знать, что машины находятся в залоге. Ограничения, наложенные на автомобили в Казахстане, не могли отобразиться на российских ресурсах, прокомментировал Сергей Смирнов.
Фото: hyundai-premium.kz