Эксперты агентства уже сообщали о том, что во 2 квартале нынешнего года количество дилерских контрактов по продаже и обслуживанию легковых автомобилей в РФ снизилось на 4%. Если в апреле их насчитывалось 4 516, то в июле – 4 347. Получит ли эта тенденция свое развитие?
Как рассказал агентству «АВТОСТАТ» генеральный директор ГК «Аларм-Моторс» Роман Слуцкий, отказы от франшиз со стороны дилерских сетей произошли в большинстве случаев по причине несостоятельности самих дистрибьюторов или предлагаемых ими неэффективных бизнес-моделей по работе с дилерами. Где-то бизнес «не взлетел» (как в случае с Kaiyi, BAIC, FAW, Jetta и Dongfeng). Где-то дилеров оказалось слишком много, чтобы обеспечить хотя бы окупаемость отделов продаж в текущей конъюнктуре.
По оценкам директора департамента новых автомобилей компании «РОЛЬФ» Николая Иванова, дилерская сеть в России, завышена в два раза, и, скорее всего, она продолжит сокращаться. Нынешнее количество дилеров – под объем рынка в 2,5 млн новых автомобилей в год. А будет он в этом году на уровне 1,1 – 1,15 млн машин.
«Общее количество дилерских контрактов, скорее всего, продолжит сокращаться, но не думаю, что больше, чем на 5 – 10%, так как сейчас подписываются новые соглашения с новыми марками (Lixiang, EXLANTIX и т.д.). Есть ожидания выхода новых брендов на рынок (iCAUR, Deepal). Также многие компании, прекращая продажи автомобилей некоторых марок по ряду причин, не спешат разрывать само дилерское соглашение. Все вместе взятое будет во многом компенсировать расторжения. Наиболее перспективны для дилеров, прежде всего, масс-марки, имеющие локализованное в РФ производство», — комментирует генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» Андрей Терлюкевич.
В свою очередь, руководитель пресс-службы Ассоциации «РОАД» Вера Павлова отмечает, что под наибольшим риском сейчас находятся небольшие монобрендовые дилеры в регионах, особенно те, кто работает с массовым сегментом. Конечно, относительно устойчиво чувствуют себя крупные мультибрендовые холдинги с диверсифицированной выручкой, хорошим финансовым управлением и сильным присутствием в крупных городах. Тем не менее, даже крупные игроки испытывают сегодня серьезное давление долговой нагрузки, и вряд ли кто-то может чувствовать себя по-настоящему в безопасности.
О том, какие пути выживания и возможного развития дилерского бизнеса существуют в России в текущих рыночных и экономических условиях, – читайте в нашей рубрике «Экспертное мнение».
Фото: АВТОСТАТ