Доля автомобилей, продаваемых в кредит, несмотря на высокую ключевую ставку Центробанка, снова растет. Если в феврале 2025 года этот показатель по новым легковым автомобилям был на уровне 46%, то в июне даже при общем падении рынке эксперты оценивают его уже в 60%. Об этом стало известно в ходе онлайн-эфира «АВТОСТАТ Оперативка. Оперативная информацию по авторынку России. Итоги июня 2025 года». Специалисты объясняют это тем, что ставки по автокредитам сегодня субсидируются как дистрибьюторами, так и производителями.
В рамках эфира исполнительный директор агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов озвучил июньскую статистику, полученную от ведущих автокредитных банков (на основе программы обмена данными АВТОСТАТ Лайт + Frank RG). В первый месяц лета число выданных кредитов на новые легковые автомобили в России снизилось по отношению к июню 2024 года всего на 12% (при общем падении авторынка на 28%), а в рублевом отношении – на 22%.
На вторичном рынке ситуация немного другая: к июню прошлого года – минус 52% в штуках и минус 57% в рублях. Но при этом стоит отметить, что кредиты продолжают выдаваться и на автомобили с пробегом. Доля всех выдаваемых автокредитов в июне распределялась примерно так: 60% из них выдавалось на новые машины, 40% – на подержанные.
Эксперт также напомнил, что ЦБ в текущем году продолжит вводить новые ограничения и заниматься регулированием кредитования. Буквально с июля уже введены новые правила выдачи автокредитов, в зависимости от ПДН (предельно долговой нагрузки) клиента. Она рассчитывается по тому, какое количество денег от своих доходов потенциальный заемщик может тратить на кредиты. На самом деле банки уже под эту систему подстроились в течение всего прошлого года, а сейчас просто началось более жесткое регулирование со стороны ЦБ.
Однако дальше будет вводиться еще целый ряд требований, например, по обязательному документальному подтверждению доходов заемщика (уже ясно, что значимая часть клиентов не сможет подтверждать). И пока не понятно, будет ли распространяться на автокредиты вводимое регулятором ограничение так называемых периодов охлаждения для выдачи заемных денег – на 24 – 48 часов. Это делается для борьбы с мошенниками по всем видам кредитов, чтобы у клиента была возможность отказаться в течение этого времени от заемных денег. Пока не понятно, выведут ли из этого автокредиты (в силу их специфики), но многое говорит о том, что процессы их выдачи в нашей стране будут замедляться.
Фото: АВТОСТАТ