13 февраля в России будут названы автомобили, которые меньше теряют в цене. Так, в ходе форума «ForAuto – 2025» агентство «АВТОСТАТ» огласит итоги ежегодной премии «Сохранность остаточной стоимости автомобиля (Residual value – 2025)». Естественно, что среди претендентов есть и китайские модели. А что об этом думают дилеры и эксперты автобизнеса?
Несмотря на то, что китайские автомобили по итогам 2024 года заняли около 60% продаж новых автомобилей, их ликвидность на вторичном рынке все еще небольшая. Основная причина в том, что россияне пока недостаточно доверяют китайским моделям, особенно бывшим в эксплуатации. Такое мнение агентству «АВТОСТАТ» высказал руководитель дилерского направления автомобильного маркетплейса FRESH Евгений Житнухин, отметив, что китайские автомобили в возрасте до 3 лет зачастую можно приобрести примерно за ту же стоимость, что и 5-летние иномарки ушедших брендов, ассортимент которых на вторичном рынке существенно превосходит сегмент новых машин.
Китайские автомобили до сих пор воспринимаются многими через накопленный негатив. Настороженное отношение постепенно исправят покупательские привычки, на формирование которых уйдет лет пять, а то и больше. До этого времени китайский автопром будет дешеветь быстрее других иномарок. Но надо отдать должное «китайцам»: в качестве своих автомобилей они сильно прибавили за последние годы», — рассуждает руководитель управления по работе с импортерами «Газпромбанк Автолизинг» Александр Корнев.
В свою очередь, директор департамента автомобилей с пробегом ГК «АВТОДОМ» и ГК «АвтоСпецЦентр» Андрей Гришаков считает, что на данный момент, если говорить именно о брендах китайских производителей, отсутствие дефицита новых машин, а также наполнение вторичного рынка снижает стоимость сегментов рынка автомобилей с пробегом. Учитывая отсутствие статистики по эксплуатации машин китайских брендов старше 3 лет и снижение стоимостей сегментов рынка автомобилей с пробегом, оптимальный срок смены машины на данный момент составляет 2 – 3 года. Быстрая смена модельных рядов, добавление полезных опций в новые автомобили и исправление выявленных недостатков также приводят к снижению остаточной стоимости уже эксплуатируемого парка.
По словам коммерческого директора сети дилерских центров «Прагматика» Александра Шапринского, автомобили китайских брендов все больше начинают появляться на рынке машин с пробегом. В структуре стока дилеров их доля неуклонно растет: в среднем с 4 – 5% на начало 2024 года до 7 – 8% на начало 2025 года. Фактором роста является наличие специальных программ от производителей: оставаясь в бренде, потребители могут воспользоваться программой лояльного трейд-ин, по которой автомобили имеют достаточно хорошую остаточную стоимость.
О том, стоит ли в текущих рыночных и экономических условиях рассматривать китайский автомобиль как инвестицию, – читайте в нашей рубрике «Экспертное мнение».
Фото: АВТОСТАТ