Это на 1% больше, чем в мае
Газпромбанк Автолизинг и агентство «АВТОСТАТ» провели совместное исследование рынка новых легковых автомобилей в России и определили его финансовую емкость* по итогам июня 2025 года. Согласно результатам исследования, в начале лета жители РФ потратили на покупку новых машин 287,7 млрд рублей. Это на 0,9% больше, чем месяцем ранее (в мае — 285,2 млрд рублей), но на 21,7% ниже показателя годичной давности (в июне 2024-го — 367,3 млрд рублей). Между тем в 1 полугодии на новые автомобили было потрачено 1,67 трлн рублей, что на 26,4% меньше, чем за 6 месяцев прошлого года.
Доля премиум-сегмента продолжает падать
Доля премиальных машин в структуре финансовой емкости снижается второй месяц подряд. В июне в нашей стране было реализовано 7,4 тыс. новых автомобилей премиум-сегмента, включая люксовые марки (на 9,4% меньше по сравнению с продажами мая), что обернулось потраченными 65,8 млрд рублей (на 4,4% меньше, чем месяцем ранее). Как следствие, доля премиальных машин в структуре затрат снизилась с 24,1% (в мае) до 22,9% (в июне). Более того, данный показатель падает уже второй месяц подряд, а по сравнению с апрельским максимумом (26,8%) он потерял почти 4 процентных пункта.
Доля автомобилей массового сегмента в затратах, соответственно, продолжает расти. Так, за месяц она увеличилась с 75,9% до 77,1%. При этом объемы реализации в этом сегменте снизились, а затраты, напротив, выросли: было продано 82,7 тыс. машин (-0,4% по сравнению с маем) на 221,9 млрд рублей (+2,5%).
«В минусе» оказались «европейцы» и «китайцы»
За месяц затраты на покупку автомобилей уменьшились лишь у европейских и китайских марок. В структуре финансовой емкости абсолютное лидерство сохраняют «китайцы», доля которых в июне составила 56,5%. Далее следуют: отечественные бренды — 16,8%, европейские — 12,8%; японские — 6,7%; корейские — 2,1% и американские — 1,2%.
Также стоит отметить, что в начале лета сократились затраты на покупку машин европейских марок — на 11,5% до 36,8 млрд рублей. Кроме них, они снизились и у китайских брендов — на 0,4% до 162,4 млрд рублей. А вот у остальных марок затраты увеличились: российских — на 4,9% до 48,4 млрд рублей; корейских — на 8,5% до 6,2 млрд рублей; японских — на 19,8% до 19,2 млрд рублей; американских — на 21,9% до 3,5 млрд рублей.
Если же рассматривать объемы реализации за месяц, то здесь тоже лидируют китайские бренды (48,6 тыс. шт.), за которыми располагаются российские (29,8 тыс. шт.). Показатели остальных участников рынка составили менее 4 тыс. экземпляров.
Кроссоверы и внедорожники собрали порядка 80% всех денег
Доля сегмента SUV в июне увеличилась. Так, в прошлом месяце было продано 61,7 тыс. новых кроссоверов и внедорожников, а потрачено на них — 223,4 млрд рублей. Таким образом, на долю автомобилей сегмента SUV пришлось 68,5% в штуках и 77,7% в деньгах. Стоит отметить, что в мае эти показатели были ниже — 66,3% и 75,4% соответственно.
Вторыми по популярности у россиян остаются автомобили В-класса. По итогам первого месяца лета было реализовано 19,2 тыс. новых таких машин на сумму 28,9 млрд рублей. Их доля составила 21,3% в объеме продаж и 10% — в финансовой емкости.
Что касается остальных сегментов российского авторынка, то доля каждого из них по итогам июня как в количественном, так и в денежном выражении составила менее 3%.
«Несмотря на небольшое снижение продаж новых легковых автомобилей в июне по отношению к маю (на 1,2%), сумма потраченных на их покупку денег, наоборот, за месяц чуть выросла (на 0,9%). Во многом это связано с некоторым изменением структуры рынка. Так, в июне по сравнению с маем было реализовано больше машин японских, корейских и американских марок, которые имеют средневзвешенную цену заметно выше, чем в целом по рынку», — объясняет Сергей Удалов, исполнительный директор агентства «АВТОСТАТ».
«На покупку новых легковых автомобилей россияне потратили в июне почти 288 млрд рублей. Если рассматривать эти суммы по месяцам, то она оказывается второй по величине в нынешнем году. При этом рекордным остается апрельский показатель — около 326 млрд рублей. Что касается финансовой емкости рынка по итогам 1 полугодия, то она составила примерно 1,7 трлн рублей, хотя за те же 6 месяцев прошлого года достигала 2,3 трлн рублей», — отмечает Николай Фомин, директор департамента продаж Газпромбанк Автолизинг.
* Финансовая емкость — сумма денег, которую в общей сложности потратили россияне на покупку новых легковых машин за отчетный период. Рассчитана на основе средневзвешенных цен новых легковых автомобилей и их продаж за отчетный месяц.
Фото: АВТОСТАТ