Это на 12,5% меньше, чем в апреле
Газпромбанк Автолизинг и агентство «АВТОСТАТ» провели совместное исследование рынка новых легковых автомобилей в России и определили его финансовую емкость* по итогам мая 2025 года. Согласно результатам исследования, в конце весны россияне потратили на покупку новых машин 285,2 млрд рублей. Это на 12,5% меньше, чем месяцем ранее (в апреле — 325,7 млрд рублей), и на 22,2% ниже показателя годичной давности (в мае 2024-го — 366,3 млрд рублей). Таким образом, финансовая емкость рынка после апрельского «пика» в мае вернулась на уровень ниже 300 млрд рублей.
Доля премиального сегмента составила менее четверти
В мае уменьшилась доля премиальных машин в структуре финансовой емкости. В конце весны в нашей стране было реализовано 8,2 тыс. новых автомобилей премиум-сегмента, включая люксовые марки (на 20,7% меньше по сравнению с продажами апреля), что обернулось потраченными 68,8 млрд рублей (на 21,1% меньше, чем в апреле). Как следствие, доля премиальных машин в структуре затрат за месяц снизилась с 26,8% до 24,1%.
На этом фоне доля автомобилей массового сегмента в структуре финансовой емкости выросла — с 73,2% до 75,9%. При этом объем реализации и затраты в этом сегменте в мае тоже уменьшились: было продано 83,1 тыс. автомобилей (-9,5% по сравнению с апрелем) на 216,4 млрд рублей (-9,3%).
«В плюсе» оказались только «корейцы»
За месяц затраты на покупку автомобилей увеличились только у корейских брендов. В мае жители РФ потратили на них 5,7 млрд рублей — на 2,7% больше, чем месяцем ранее. У остальных марок эти показатели сократились. Затраты на покупку японских машин за месяц снизились на 9,1% до 16 млрд рублей, европейских — на 11,2% до 41,5 млрд рублей, российских — на 13% до 46,1 млрд рублей, китайских — на 13,5% до 163 млрд рублей, американских — на 23,7% до 2,9 млрд рублей.
В структуре финансовой емкости абсолютное лидерство сохранили «китайцы», доля которых составила 57,2%. Далее в затратах мая следуют: отечественные бренды — 16,2%, европейские — 14,6%; японские — 5,6%; корейские — 2% и американские — 1%.
Если же рассматривать объемы реализации за месяц, то здесь тоже лидируют китайские марки (49,8 тыс. шт.), за которыми располагаются российские (30,2 тыс. шт.). Показатели остальных участников рынка составили менее 4 тыс. экземпляров.
Три четверти денег ушло на сегмент SUV
Доля кроссоверов и внедорожников в мае снизилась. Так, было продано 60,5 тыс. новых автомобилей сегмента SUV, а потрачено на них — 215,2 млрд рублей. Таким образом, на долю кроссоверов и внедорожников пришлось 66,3% в штуках и 75,4% в деньгах. Стоит отметить, что месяцем ранее эти показатели были немного выше — 67,8% и 76,8% соответственно.
Второе место на нашем рынке по-прежнему занимают автомобили В-класса. По итогам последнего месяца весны реализовано 20,3 тыс. новых таких машин на сумму 29,7 млрд рублей. Их доля составила 22,2% в объеме продаж и 10,4% — в финансовой емкости.
В общей сложности на долю этих двух сегментов (SUV и B) пришлось 88,5% всех реализованных машин и 85,8% затраченных средств. Суммарные показатели остальных сегментов рынка по итогам мая составили 11,5% и 14,2% соответственно. В то же время доля каждого из них как в количественном, так и в денежном выражении не дотянула до 3%.
«После апрельского небольшого подъема продажи новых легковых автомобилей в мае вернулись на уровень ниже 100 тысяч единиц. Всего в конце весны их было реализовано в количестве 91,2 тыс. штук против 102,1 тыс. машин месяцем ранее. Одной из причин этого является меньшее количество рабочих дней: в мае их было всего лишь 18, а в апреле — 22. Несмотря на снижение продаж автомобилей, жители нашей страны по-прежнему отдают предпочтение более дорогим моделям сегмента SUV, на долю которых приходится две трети от общего объема реализации», — отмечает Сергей Удалов, исполнительный директор агентства «АВТОСТАТ».
«Если в апреле россияне впервые в этом году потратили на покупку новых легковых машин свыше 300 млрд рублей, то в мае сумма затраченных денег опустилась ниже этой отметки, составив 285 млрд рублей. Помимо снижения продаж автомобилей в целом, стоит обратить внимание и на уменьшение доли премиальных моделей в структуре финансовой емкости рынка, которые имеют более высокую цену. А вот доля машин массового сегмента, имеющих меньшую стоимость, напротив, выросла, что тоже сказалось на итоговой сумме затрат», — объясняет Николай Фомин, директор департамента продаж Газпромбанк Автолизинг.
* Финансовая емкость — сумма денег, которую в общей сложности потратили россияне на покупку новых легковых машин за отчетный период. Рассчитана на основе средневзвешенных цен новых легковых автомобилей и их продаж за отчетный месяц.
Фото: АВТОСТАТ