13 мая 2025 года Государственная Дума приняла законопроект, связанный с локализацией машин, предназначенных для работы в такси. Документ принят сразу во втором и третьем чтении, сообщается на сайте парламента.
Первоначальный вариант документа предполагал, что с октября 2025 года все новые автомобили для пассажирских перевозок в нашей стране должны быть только российского производства. И это сразу вызвало целую волну протестов со стороны бизнеса и отраслевых объединений, включая РСПП и Национальный совет такси. Депутатам, которые выдвигали предложение, пытаясь своей инициативой поддержать отчественный автопром, пришлось прислушаться к мнению профессионалов и внести в свой законопроект целый ряд поправок.
Из истории вопроса: законопроект был вынесен на рассмотрение еще в ноябре 2023 года. В пояснительной записке к нему сообщалось: нужна дополнительная законодательная норма, которая обеспечит баланс между потребностью рынка в поддержании и обновлении парка транспортных средств, используемых в качестве легковых такси, и необходимостью поддержки и развития отечественной автомобильной промышленности как одного из ключевых секторов экономики.
Приводя свои расчеты, инициативная группа оперировала цифрами 2021 года. Так, по данным Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, в 2021 году в стране насчитывалось более 400 тысяч автомобилей легкового такси (число активных разрешений на таксомоторную деятельность). Таким образом, подсчитали депутаты, спрос на новые машины, используемые в качестве легкового такси, остается и будет оставаться стабильным, так как по оценкам специалистов отрасли, автомобили в парках такси целесообразно обновлять каждые 3 — 5 лет. Такой срок службы легкового такси связан с тем, что через 3 — 5 лет интенсивной эксплуатации автомобиль требует значительных вложений. Кроме того, такой срок эксплуатации и соответствующий такому сроку пробег автомобиля является наиболее оптимальным для его реализации на рынке.
Также было предложено предоставить субъектам Российской Федерации право устанавливать обязательные требования к уровню локализации транспортных средств, используемых в качестве легковых такси, измерять эти требования в баллах (в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2005 № 719), аналогично норме о допуске автомобилей к участию в госзакупках.
Сейчас законопроект с учетом поправок, внесенных после широкого обсуждения с профессиональным сообществом и участниками пассажирских перевозок, принят. Что изменилось? Определено, что с 1 марта 2026 года машины смогут попасть в реестр такси только при соблюдении ряда условий. Автомобили, предназначенные для такси, должны соответствовать балльной системе локализации, которая используется при госзакупках или произведены в рамках СПИК, заключенного с марта 2022 года по март 2025-го.
Для транспорта, уже включенного в региональные рееестры до 1 марта 2026 года, такие требования применяться не будут. Таким образом, таксопарки и самозанятых в этой отрасли не заставят отказаться от использования низколокализованных автомобилей, которые они уже начали эксплуатировать на момент вступления акта в законную силу. Для ряда регионов решено установить отсрочку: до марта 2028 года — для Калининградской области и субъектов Сибирского федерального округа, до марта 2030 года — для Дальнего Востока. С 2033 года балльная система станет единственным критерием допуска в реестр.
В будущем, когда отечественные автопроизводители обеспечат достаточное предложение широкого модельного ряда продукции для таксомоторной отрасли, в регионах могут появиться полномочия по установлению обязательных требований к уровню локализации автомобилей, используемых в качестве такси. Эти критерии будут выражены в виде определенного числа баллов. Количество таких баллов должно быть не меньше минимального уровня, который будет установлен правительством.
Фото: АВТОСТАТ