Снегоход для такой страны, как СССР, был важным транспортным средством. Но руководству нашей страны это стало понятно лишь после окончания Великой Отечественной войны, когда большинство внедорожников, выпускаемых тогда в Советском Союзе, выработали свой ресурс. К тому же для перевозки легких грузов по бездорожью требовался особенный транспорт, и тогда в 1964 г. Научный автомобильный и моторный институт (НАМИ) по заказу Министерства связи СССР начал проектирование первого отечественного снегохода НАМИ-095.
Надежность и грузоподъемность
Его прототипом послужил канадский SK-60, конструкцию которого переработали в соответствии со спецификой советских условий. Внешне НАМИ-095 был очень похож на привычный всем снегоход: до боли знакомы передние лыжи, гусеница, капот, ветровое стекло и два сидячих места. Но советские машиностроители уделили много внимания надежности и грузоподъемности машины: НАМИ-095 мог буксировать прицеп, рассчитанный на 200 кг груза, а в конце 60х гг. снегоход успешно прошел испытания, преодолев 3000 км от Хабаровска до Якутска. Уже это событие говорило о серьезном потенциале новой машины и вообще снегоходов.
Министерство связи оценило НАМИ-095, и было принято решение организовать производство на хабаровском заводе «Промсвязь». Хотя предприятию пришлось перепрофилироваться, оно с поставленной задачей справилось: в 1969 г. из ворот завода выкатились первые серийные машины, которые с тех пор получили второе название «Амурец» по названию реки, на которой стоит Хабаровск. Интересно, что капот, раму и гусеницы производили в Хабаровске, а двигатель объемом 293 куб. см и мощностью 7 л.с. поставляли из Ленинграда. Отличным акссесуаром может служить оружейный чехол для снегохода, который придется как нельзя кстати для охотников.
Какие технические показатели снегохода
НАМИ-095 простым гражданам не доставался: в то время мощностей завода не хватало для обеспечения новым видом техники всей страны. Первый снегоход предназначался исключительно для метеорологов, полярных исследователей, геологов и почтальонов. Он мог передвигаться и по рыхлому снегу, и по твердому покрытию, для чего можно было установить спереди небольшие колеса. Снегоход мог разгоняться до 30 км/ч и преодолевать подъемы наклоном до 16%, что тоже было важно для подобной техники. Водителю же предоставлен только нужный минимум, но приятным бонусом было то, что мотор со стороны сидений прикрыт не был, и его тепло немного согревало в морозную погоду.
По сути, первый отечественный снегоход массовым не стал, получив распространение в основном на Дальнем Востоке и возможно в Сибири. Сколько же всего было выпущено «Амурцев», доподлинно неизвестно. Одно точно: НАМИ-095 послужил основой для дальнейших разработок и хабаровского завода, и других производителей снегоходов. Также до сих пор мелькают сводки о доживших до наших дней НАМИ-095, но точных данных о подобных машинах нет.
НАМИ-095 – важный шаг советских машиностроителей, продиктованный климатическими и экономическими условиями, ставший тенденцией развития на период вплоть до развала СССР. Современные снегоходы гораздо мощнее и комфортабельнее, но все же суть в них та, что была заложена в их родоначальнике.