НАМИ-095 – первопроходец среди советских снегоходов

Снегоход для такой страны, как СССР, был важным транспортным средством. Но руководству нашей страны это стало понятно лишь после окончания Великой Отечественной войны, когда большинство внедорожников, выпускаемых тогда в Советском Союзе, выработали свой ресурс. К тому же для перевозки легких грузов по бездорожью требовался особенный транспорт, и тогда в 1964 г. Научный автомобильный и моторный институт (НАМИ) по заказу Министерства связи СССР начал проектирование первого отечественного снегохода НАМИ-095.

Надежность и грузоподъемность

Его прототипом послужил канадский SK-60, конструкцию которого переработали в соответствии со спецификой советских условий. Внешне НАМИ-095 был очень похож на привычный всем снегоход: до боли знакомы передние лыжи, гусеница, капот, ветровое стекло и два сидячих места. Но советские машиностроители уделили много внимания надежности и грузоподъемности машины: НАМИ-095 мог буксировать прицеп, рассчитанный на 200 кг груза, а в конце 60х гг. снегоход успешно прошел испытания, преодолев 3000 км от Хабаровска до Якутска. Уже это событие говорило о серьезном потенциале новой машины и вообще снегоходов.
Министерство связи оценило НАМИ-095, и было принято решение организовать производство на хабаровском заводе «Промсвязь». Хотя предприятию пришлось перепрофилироваться, оно с поставленной задачей справилось: в 1969 г. из ворот завода выкатились первые серийные машины, которые с тех пор получили второе название «Амурец» по названию реки, на которой стоит Хабаровск. Интересно, что капот, раму и гусеницы производили в Хабаровске, а двигатель объемом 293 куб. см и мощностью 7 л.с. поставляли из Ленинграда. Отличным акссесуаром может служить оружейный чехол для снегохода, который придется как нельзя кстати для охотников.

Какие технические показатели снегохода

НАМИ-095 простым гражданам не доставался: в то время мощностей завода не хватало для обеспечения новым видом техники всей страны. Первый снегоход предназначался исключительно для метеорологов, полярных исследователей, геологов и почтальонов. Он мог передвигаться и по рыхлому снегу, и по твердому покрытию, для чего можно было установить спереди небольшие колеса. Снегоход мог разгоняться до 30 км/ч и преодолевать подъемы наклоном до 16%, что тоже было важно для подобной техники. Водителю же предоставлен только нужный минимум, но приятным бонусом было то, что мотор со стороны сидений прикрыт не был, и его тепло немного согревало в морозную погоду.
По сути, первый отечественный снегоход массовым не стал, получив распространение в основном на Дальнем Востоке и возможно в Сибири. Сколько же всего было выпущено «Амурцев», доподлинно неизвестно. Одно точно: НАМИ-095 послужил основой для дальнейших разработок и хабаровского завода, и других производителей снегоходов. Также до сих пор мелькают сводки о доживших до наших дней НАМИ-095, но точных данных о подобных машинах нет.
НАМИ-095 – важный шаг советских машиностроителей, продиктованный климатическими и экономическими условиями, ставший тенденцией развития на период вплоть до развала СССР. Современные снегоходы гораздо мощнее и комфортабельнее, но все же суть в них та, что была заложена в их родоначальнике.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector