Желание продавать автомобиль без привлечения сотрудников, сидя на диване, сегодня есть у дистрибьюторов. Желание покупать автомобиль без появления в дилерском центре, имеется и у покупателей. Технологически российский рынок к этому готов, сообщила Александра Рыжакова (FAST.Credit) на форуме автобизнеса «FinAuto – 2025. Финансовые инструменты авторынка», организованного агентством «АВТОСТАТ».
При получении автокредитов людям нужны прозрачность, безопасность, скорость и удобство. На сегодняшнюю модель работы с дилером это пока не очень хорошо ложится, потому что сразу возникает вопрос: а где тут доходность дилера?
При этом шаги к онлайн-кредитованию автобизнес начал делать уже давно, внедряя новые инструменты. Лет 10 назад на сайтах многих дилеров и дистрибьюторов появились кредитные калькуляторы. Сегодня все пытаются добиться, чтобы эти калькуляторы работали корректно. Следующий инструмент – это онлайн-одобрение, который тоже появился несколько лет назад. Долго время банки не хотели работать с онлайн-одобрениями, но сегодня ситуация изменилась и здесь.
Однако полного запуска автокредитования через Интернет все еще нет. Причины: большое количество регуляторов со стороны ЦБ, низкая конверсия заполнения данных, большое количество полей заполнения анкеты, подписание некоторых документов требует личной встречи с клиентом, отсутствие прозрачной цены автомобиля, одобрение без включения финансовых продуктов.
На данном этапе часть этих причин тоже можно было бы опустить – у рынка появились новые продукты. К примеру, есть технологии безбумажного подписания документов, возможность полноценного получения одобрения кредита онлайн, идентификация клиентов через «Госуслуги» для рассмотрения кредита и автозаполнение анкеты данными из цифрового профиля.
Что остается сделать? Добиться прозрачности финансовых условий покупки автомобиля онлайн, подписания кредитно-обеспечительной документации без личной встречи и регистрации транспортного средства по документам, подписанным электронно. Готовы ли к этому клиенты? Дилеры? Банки? Вероятно, нет. Поэтому рынок застрял на гибридных версиях: клиент начинает оформление сделки онлайн, а заканчивает ее уже офлайн (в автосалоне или на встрече с менеджером), либо наоборот.
Некоторые эксперты полагают, что российский авторынок не похож на европейский или китайский – он ближе к американскому. Но даже в США, где рынок старше, к полному онлайн-кредитованию так и не пришли. И вопреки опасениям, там дилеры не превратились в склады для хранения машин. Не будем забывать, что авторынок имеет более сложную структуру (в нем есть трейд-ин и многое другое). Эксперты считают, что сегодня процесс покупки автомобиля в кредит следует делить на два этапа (до выбора машины и после). И ближайшей целью авторынка должна стать возможность оформления покупки кредитного автомобиля онлайн за 15 минут.
Фото: АВТОСТАТ