Текущее состояние рынка автокредитования» стало темой сегодняшнего выступления Сергея Удалова на форуме «FinAuto – 2024. Финансовые инструменты авторынка». Исполнительный директор агентства «АВТОСТАТ» озвучил цифры, ярко демонстрирующие, как в 1 квартале 2024 года изменилась ситуация по выдаче кредитов на покупку автомобилей.
Так, в целом по рынку (суммарно новые и подержанные автомобили) в количественном отношении выдача кредитов выросла по отношению к 1 кварталу 2023 года на 92%. В денежном выражении рост оказался еще выше – в 2,2 раза.
Говоря о тенденциях на рынке автокредитования, эксперт напомнил, что в 2023 году по новым машинам он во многом рос за счет акций и скидок, а продажи росли быстрее, чем автокредиты. Так, доля «кредитных» новых машин в минувшем году составляла 43,3% (в 2022 году она была 41,3%). Однако в начале 2024 года картина совершенно изменилась, несмотря на высокую ключевую ставку ЦБ (16%, а банки предлагают заемные средства не менее 20% годовых). Казалось бы, автомобили не должны продаваться в кредит при таких заградительных ставках, но люди предпочитают совершать «эмоционально опережающие» покупки сейчас. И в помощь им идут дистрибьюторские скидки, субсидированные кредиты – поэтому в марте доля купленных в кредит новых автомобилей вышла уже на показатель в 63,3%. По итогам 1 квартала она чуть меньше, но тоже довольно высокая – 62,7%.
По подержанным машинам картина другая. Там никто ничего не субсидирует, ситуация выглядит более стабильной, но и здесь доля кредитных автомобилей стала увеличиваться. В марте 2024 года она составляет уже 12,3% (в декабре 2023-го была 7,7%).
Еще одну любопытную тенденцию на рынке автокредитования отметили эксперты агентства «АВТОСТАТ». Мы видим, что средний размер кредита на новые автомобили, который всегда был выше, чем на подержанные машины, уже с осени 2023 года начал снижаться, от месяца к месяцу, и в марте 2024-го упал до 1,47 млн рублей. Тем временем средний размер кредита на автомобили с пробегом рос без каких-то заметных скачков, медленно и поступательно, и в марте 2024 года дорос до 1,46 млн рублей. Таким образом, оба показателя уже почти сравнялись.
Фото: АВТОСТАТ