Такси может стать «сервисом аренды машин с водителем». Такая форма позволяет обойтись без дорогостоящего ОСАГО, страховки перевозчика ОСГОП, а также медицинских и технических осмотров.
О новой схеме рассказал «Известиям» агрегатор «Максим», который аккумулирует до 70% легального рынка легковых перевозок в регионах. Причиной послужили ужесточение контроля в регионах за медосмотром таксистов, дополнительные страховки перевозчиков ОСГОП, а также закон о локализации машин.
Директор сервиса Максим Шашурин отмечает, что за рубежом модель бизнеса «аренда автомобилей с водителем» также практикуется и называется «райдхейлинг». Это кратковременное использование собственного транспорта на дорогах без использования инфраструктуры таксопарков.
По данным сервиса «Максим», если частное лицо с таксистским разрешением поймают без медицинского осмотра, то штраф предполагается от 30 000 до 50 000 рублей. А если водитель отказывается от разрешения, то за подобное нарушение наказание будет от 500 до 2 000 рублей. Сейчас от разрешений уже отказалось около 30 – 40% частников в регионах.
Глава Объединения самозанятых России Иван Литвинов отмечает, что в регионах легковые перевозки почти на 95% осуществляются самозанятыми на личных автомобилях, но они не считаются классическим такси. В России не запрещены другие виды легковых пассажирских перевозок помимо такси. Они предусмотрены ст. 632, 633 Гражданского кодекса РФ, и на них не распространяются нормы закона (ФЗ-580).
В министерстве транспорта отметили, что при перевозках по заказу на легковых автомобилях посредством заключения договора фрахтования в письменной форме получение дополнительных разрешений не требуется. Однако при наличии исчерпывающих доказательств об осуществлении перевозок в качестве легкового такси под видом заказных перевозок водителя оштрафуют по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ в размере от 2 000 до 2 5000 рублей.
По словам зампреда комитета по защите конкуренции Госдумы РФ Сергея Лисовского, рабочая группа в парламенте разрабатывает новые поправки в ФЗ-580. Есть два пути развития проблемы. Первый вариант – это упрощение медицинского контроля и обязательная ежегодная диспансеризация, которая будет обязательным условием при подключении к агрегатору. А второй вариант – подготовка отдельного законопроекта, который позволит регламентировать сегмент перевозок аренды автомобиля с водителем.
О том, как таксопарки будут переходить на локализованные автомобили, поделились автоэксперты в рубрике «Экспертное мнение».
Фото: АВТОСТАТ