В октябре выдача автокредитов в России показала падение как на новые легковые автомобили, так и на автомобили с пробегом. Причем как в количественном, так и в денежном выражении. Об этом стало известно в ходе онлайн-эфира «АВТОСТАТ Оперативка», прошедшего 7 ноября.
Отметим, что в октябре количество выданных кредитов на новые автомобили упало после трех месяцев роста. По сравнению с сентябрем оно уменьшилось на 24%, а в рублях – на 29%. При этом суммарно за 10 месяцев 2024 года оно все еще «в плюсе» – на 86% в штуках и на 77% – в деньгах.
По автомобилям с пробегом ситуация аналогичная, но величина и падения, и роста в этом сегменте автокредитования скромнее. Так, в октябре объем выданных кредитов на б/у машины за месяц упал на 15% в штуках и на 19% в рублях. А по итогам 10 месяцев мы наблюдаем рост на 5% в количественном выражении, и на 14% – в денежном.
И все это происходило на фоне растущей инфляции (которую Правительство РФ пытается сдерживать) и на фоне роста авторынка в октябре. Рынок автомобилей подогревался растущими ценами и некими маркетинговыми призывами: «Спешите купить машину сегодня, завтра она будет намного дороже». В сентябре интерес к машинам усилился из-за ожидания новых тарифов по утильсбору, вводимых с 1 октября 2024 года. Несмотря на высокие проценты по вкладам (которые сегодня предлагаются в банках) многие россияне предпочли вложиться в такие дорогие покупки, как транспортное средство.
Что будет с автокредитованием дальше? Многие эксперты высказывают опасения, что до конца года ключевая ставка ЦБ может подрасти еще (в настоящее время она составляет 21%), и это станет для автокредитования губительным. Однако есть небольшой шанс, что рынок автокредитов сумеет найти какие-то новые варианты трансформации. Например, по аналогии с ипотечным кредитованием, где в ответ на высокую ставку ЦБ застройщики стали брать на себя часть расходов своих клиентов. Может быть, какие-то шаги навстречу покупателям смогут сделать и автомобильные дистрибьюторы. В любом случае в ближайшие месяцы ситуация на этом направлении бизнеса будет серьезно меняться.
Фото: АВТОСТАТ