Содержание
- 1 Бортовой автомобильный компьютер — лучший помощник по контролю важных параметров
- 2 Бортовой компьютер для ВАЗ с цветным дисплеем и тачскрином
- 3 Бортовые компьютеры: хочу все знать – журнал За рулем
- 4 Простейший бортовой компьютер на любой инжекторный двигатель
- 5 Бортовые компьютеры
- 6 Бортовой компьютер инжектора Ваз 2110: недостатки и преимущества
- 7 Бортовой компьютер на карбюратор [Архив] – АвтоСаратов
Бортовой автомобильный компьютер — лучший помощник по контролю важных параметров
Главная страница » Электроника » Вспомогательные системы » Характеристика бортового компьютера, руководство по изготовлению БК своими руками
Что такое бортовой компьютер в автомобиле и какие задачи он выполняет? Для начала давайте разберемся в некоторых теоретических моментах.
БК представляет собой электронный узел, позволяющий реагировать и управлять различными процессами в работе разных систем авто. То есть благодаря БК водитель всегда сможет получать данные о работе тех или иных компонентов.
Что такое бортовой компьютер, мы разобрались, теперь расскажем о его назначении.
Что показывает бортовой компьютер:
- устройство демонстрирует расход бензина при разных режимах движения;
- позволяет управлять форсунками, а также системой зажигания транспортного средства;
- производит контроль работы трансмиссии;
- может управлять различными дополнительными системами двухсторонней связью, к примеру, камерой заднего вида, датчиком парковки и т.д.;
- позволяет определить уровень давления моторной жидкости, температуры антифриза;
- регулирует уровень напряжения в электроцепи авто, контролирует заряд аккумулятора;
- если транспортное средство оборудовано системой климат-контроля, то БК управляет и ей;
- одна из основных опций — бортовой компьютер для авто позволяет при необходимости считывать коды ошибок и показать их на дисплей, чтобы водитель мог их расшифровать и узнать, где искать поломку.
БК с дисплеем в центральной консоли
Принцип работы
Принцип функционирования автомобильного БК для карбюраторных двигателей или инжекторных вариантов не особо сложный.
Устройство подключается к цепи контроллеров и регуляторов, производит считывание необходимых данных, после чего обрабатывает полученную информацию. Для обработки используется специальное программное обеспечение.
К примеру, если БК по схеме получает данные о расходе горючего, то ПО позволит рассчитать возможный пробег на оставшемся объеме бензина.
Все данные выводятся на экран, установленный в салоне транспортного средства. Сам дисплей может быть цифровым, монохромным, цветным либо четырех- или трехразрядным.
Как показывает практика, монохромного экрана диагональю 2 дюйма вполне достаточно для того, чтобы показать водителю более десяти параметров.
Более современные варианты БК сегодня оснащаются жидкокристаллическим экраном большой точности.
Схема для изготовления БК на микроконтроллере
Виды
На сегодняшний день различаются несколько видов БК:
Настройка БК
Сделать бортовой компьютер своими руками – задача трудно осуществимая в домашних условиях.
Для изготовления устройства вам потребуется множество различных элементов, в том числе дисплей, микросхема, кнопки и т.д.
Сделать компьютер своими силами без опыта сборки подобных устройств – невозможно, поэтому если вы хотите, чтобы девайс работал правильно, то лучше заказать эту процедуру или купить новый БК.
Если вы решите поставить на свое авто бортовой компьютер для карбюраторных или инжекторных двигателей, то вам необходимо знать, как правильно настраивается девайс:
Цена вопроса
Минимальная стоимость БК от компании Мультитроникс составит в районе 130 рублей. Более дорогие варианты могут стоит 7500 рублей.
Извините, в настоящее время нет доступных опросов.
Видео «Как сделать БК своими руками»
Подробная инструкция по изготовлению схемы представлена на видео (автор — канал libral1973).
У Вас остались вопросы? Специалисты и читатели сайта LABAVTO помогут вам, задать вопрос
Бортовой компьютер для ВАЗ с цветным дисплеем и тачскрином
С приходом в жизнь автолюбителей инжектора и его окончательной победе над карбюратором, появилась необходимость в “его” периодической диагностике. Поскольку стоимость диагностики отечественной машины варьируется от 300 до 500 руб.
, а квалификация диагноста порой вызывает сильные сомнения, то практически каждому автолюбителю зачастую приходится вникать в суть проблемы (неисправности) самостоятельно. И как минимум без специального адаптера и компьютера тут не обойтись.
А если неисправность возникла где-то в пути и вдали от города? Поэтому порой просто необходимо иметь под рукой эдакий «миникомпьютер», который всегда будет в автомобиле и сможет помочь в пути.
Сам я являюсь обладателем автомобиля ВАЗ 11183 (Калина), поэтому далее повествование пойдет о бортовом компьютере для Калины. А в конце будет несколько слов про бортовой компьютер для ВАЗ 2115.
Цены на подобные устройства, мягко говоря, не очень радуют. Самый простой компьютер-кнопка для отображения каких-никаких кодов категорически не устраивает. Ввиду его убогости. Стоимость таких около 600-700 руб.
Ну а что-то посерьёзней, с дисплеем, уже порядка 1800-2000 руб. Ну и самые дорогие модели приблизительно по 5000 руб.
Поэтому было принято решение собрать бортовой компьютер для себя и с целью экономии денежных средств и с целью саморазвития.
Что я хотел видеть: параметры в режиме реального времени, текущие ошибки и возможность их сбросить. Замер времени разгона 0-100 км/ч (появилось позднее, так… побаловаться…)
Начался поиск информации. Поиск по интернету дал ответы на некоторые вопросы, но до остального пришлось доходить самому.
Итак. Обмен информацией между Электронным Блоком Управления (ЭБУ) и Бортовым Компьютером (БК) происходит при помощи интерфейса K-Line. При этом используются различные протоколы. Вот с этим то как раз и возникает первая трудность.
Где взять описание протокола? Мне повезло, я нашел в сети единственное описание протокола для ЭБУ Январь 5. На моей машине 2006 г.в. стоит ЭБУ Январь 7.2+.
Подключившись к диагностической линии и запустив программу диагностики, я увидел, что запросы и расшифровка ответов ЭБУ полностью совпадают с найденным описанием. Дело сдвинулось….
Я думаю многие задавались вопросом, зачем вообще используется какой то там адаптер для подключения к машине. Отвечаю: адаптер представляет из себя преобразователь уровней.
В стандартном COM порте (он же интерфейс RS-232) логическая единица это -12 вольт, логический 0 это +12 вольт. В K-линии логическая единица это +12 вольт, а логический ноль это 0 вольт. Т.е. размах сигнала 0-12 вольт против “-12” – “+12” у RS232.
К тому же разница не только в уровнях, RS-232 имеет 2 сигнальные линии RxD и TxD, а K-Line одну двунаправленную. Итак:
Вариант №1. Калина. Кнопочное управление компьютером
Я использовал:
1. Микроконтроллер фирмы Atmel: ATMega8
2. Дисплей от сотового телефона Siemens S65 3. Обвязка… питание, резисторы, конденсаторы и другая мелочевка.
4. Преобразование уровней на сдвоенном компараторе LM293. Просто и доступно.
Питание. Тут всё просто. LM317 формирует стабилизированный ток 20 мА для светодиодов подсветки дисплея. LM7805 стабилизирует напряжение для питания микроконтроллера. Защитный диод 1N6281 рассчитанный на 27 вольт спасет от возможных всплесков напряжения.
При отладке можно использовать +12 вольт с 16-го пина колодки OBD2. А при постоянной работе напряжение на БК должно подаваться при каждом включении зажигания. Т.е. необходимо протянуть провод от замка зажигания к БК.
Ну и сама схема:
Тут есть маленькая тонкость. Чтобы продлить срок службы дисплея необходимо перед отключением питания отправить в дисплей определенную последовательность команд. Транзистор на схеме в нормальном режиме работы придавливает вывод контроллера к нулю. Вывод настроен как вход с подтяжкой.
Как только напряжение пропадет, на выводе появится логическая единица. Энергии накопленной конденсатором 470 мкФ хватит на то чтобы микроконтроллер успел отправить команду выключения в дисплей.
Диод 1N5818 не даст разряжаться конденсатору в «сеть», а так же защищает от переплюсовки при подключении питания.
Прошивка для микроконтроллера написана в среде CodeVisionAVR 2.05 на языке Cи.
Описание протокола есть в приложенных к статье материалах. Кратко пробежимся по основным моментам. Чтобы начать диагностику, нам надо отправить в ЭБУ запрос startCommunication:
Запрос startCommunication:
81 10 F1 81 03 Ответ:
83 F1 10 C1 6B 8F 3F
В ответе C1 означает, что ЭБУ готов с нами работать (на связи).
После этого мы можем запросить у него параметры, отправив запрос:
82 10 F1 21 01 A5 ЭБУ моей машины отвечает:
80 F1 10 26 61 01 3B 90 41 04 00 00 00 00 47 80 00 00 00 52 52 80 18 00 8E 00 5C 00 00 00 00 00 00 00 00 00 FF FF DD A4 47 02 CE
Расшифровка (пример):
61 – Положительный ответ readDataByLocalIdentifier
01 – afterSalesServiceRecordLocalIdentifier (что то там….) …. 11-й байт – Температура охлаждающей жидкости …. Формула для расчета: N=E-40 [°C] E – передаваемое значение
N – физическая величина
У меня это значение 47. Берем windows калькулятор. Переводим 47 hex в dec. Получаем 71. Дальше 71-40=31°C. На момент снятия данных машина постояла на улице. До конца не остыла.
И так далее… со всеми остальными параметрами.
Запрос ошибок readDTCByStatus:
84 10 F1 18 00 00 00 9D ЭБУ моей машины отвечает:
88 F1 10 58 02 04 43 E0 14 26 E0 24
P0443 – всё верно, 2 ошибки у меня сейчас.
P1426
Самое сладкое, сброс ошибок clearDiagnosticInformation:
83 10 f1 14 00 00 98
Запрос значений АЦП:
82 10 F1 21 03 A7
Из АЦП взял напряжение на датчике кислорода и на датчике массового расхода. Хотя необходимость этого пункта под сомнением. Думаю вообще убрать. Всё остальное есть в описании.
Плата разведена на одностороннем фольгированном текстолите. Дисплей приклеен при помощи клея “секунда”. Защитное стекло для дисплея сделал из коробки от компакт диска. На самоклеящейся бумаге распечатал лицевую часть (черную), наклеил на пластик, совместил, приклеил к плате. Чтобы под стекло не набивалась пыль, промазал обычным герметиком.
Доработал напильником посадочное место в ящике для мелочей и просто вставил туда БК. Подключил питание и диагностическую линию. Левая кнопка смена режимов отображения, правая сброс ошибок (в режиме сброса ошибок) и сброс времени разгона на ноль (в режиме замера времени). На плате имеется место для памяти 24LC512. Но она не использовалась (не хватило flash памяти МК на реализацию).
Фьюзы МК выставлены на работу от внешнего кварца.
По себестоимости получилось порядка 450 руб
Зимой было очень удобно следить за температурой двигателя при прогреве. А не ждать когда же стрелка от отметки 50 градусов «оторвется»…
Видео работы устройства:
Вариант №2. ВАЗ 2115. Тачскрин
Далее был изготовлен компьютер под панель ВАЗ 2115. Элементная база остается та же. Только добавляется тачскрин от телефона Sony-Ericsson G900. Цена тачскрина 35 руб. Ну и естественно меняется прошивка. Были небольшие проблемы при калибровке экрана. Хотел сначала ввести алгоритм калибровки по 4-м точкам.
Добавить соответствующий пункт в меню. Но, почитав и посмотрев алгоритмы на англоязычных сайтах (под Андройд и прочее), понял, что это довольно сложно и в моём случае не нужно. Просто записываем значения АЦП по 2-м точкам, сопоставляем координаты и через уравнение прямой по 2-м точкам находим промежуточные значения нажатия.
У меня получилось: x = 232 – 0.276*ADC
y = 0.25*ADC – 67.5
Печатная плата претерпела существенные изменения. Теперь используется микроконтроллер ATMega16A.
При помощи ножа, напильника и шпатлевки по пластику тачскрин был вмонтирован в панель, которую потом обтянул карбоновой пленкой.
По началу прикупил стилус, но потом оказалось что проще «тыкать» пальцем в экран. Залапывается он конечно. Но не более чем на телефонах с сенсорным экраном.
Для повторения рекомендую вариант с тачскрином. Его можно использовать как под Калину, так и под Пятнашку. На этом всё.
– Прошивка и файлы печатных плат для ЭБУ Январь: [car_computer.rar]
– Прошивка для ЭБУ Bosch (Обновлено 17.03.2014): [car_computer_bosch.rar]
Бортовые компьютеры: хочу все знать – журнал За рулем
До начала испытаний искренне полагали, что добровольно потратить деньги на бортовой компьютер может разве что владелец «пятерки», все еще мечтающий превратить ее хотя бы в «десятку». Ан нет: и продавцы, и сервисмены дружно заявили, что спрос на информацию от стоимости автомобиля никак не зависит.
«Логаны» и «мерсы», «лексусы» и «тойоты», «субару» и «пыжики» разных мастей то и дело прикатывают на сервисы с просьбой установить, перепрошить или просто проконсультировать.
Тысячам водителей недостаточно спидометра, тахометра и контрольных лампочек, им подавай длительность импульса впрыска, а лучше — график его изменения во времени! Есть желания и попроще: например, оценить разгон до сотни.
Да ради бога! Современный автомобиль весь опутан датчиками, надо только обработать их сигналы.
Например, по массовому расходу воздуха не так уж трудно высчитать мгновенный расход топлива, а потом усреднить его и оценить пробег до заправки.
А если залезть в контроллер антиблокировочной системы, то увидишь на экране, какое из колес у тебя забуксовало. (Кстати, такой алгоритм реализован в «Мультитрониксе».)
Реальные таланты испытанных нами компьютеров сильно различаются, равно как и их применяемость. Настоятельно рекомендуем перед покупкой ознакомиться с нашими заметками и советами.
Да и установку лучше поручить мастеру.
Разброс времени монтажа солидный: к примеру, для «Шевроле-Нива» требуется примерно полчаса, для ВАЗ-2114 достаточно десяти минут, а вот какой-нибудь «Мицубиси» может потребовать изрядной возни.
ПОДРОБНЕЕ
Мультидисплейный маршрутный компьютер Multitronics C-570 Выбор ЗР
Происхождение ООО «Мультитроникс», Россия
Ориентировочная цена 4100 руб.
Совместим с контроллерами: Bosch MP7.0, Bosch M7.9.7, «Январь 7.2», а также с некоторыми другими (например, «Итэлма»), встречающимися в отечественных автомобилях.
Из ложной скромности этот самый продвинутый в нашей выборке бортовой компьютер изготовители назвали маршрутным. Хотя именно в маршрутном режиме тут нет ничего особенного.
А вот как бортовой диагностический он уникален: на цветном дисплее высокого разрешения отображаются любые мыслимые параметры работы двигателя, поодиночке и в совмещенном режиме, в виде цифр или графиков, — полный простор для… узкого специалиста-диагноста.
Есть режим работы с парктроником и даже с дополнительным щупом, превращающим прибор в осциллограф. Эконометр, таксометр, контроль качества топлива здесь также присутствуют, причем в усовершенствованном виде. Например, таксист сможет учитывать надбавки за скорость, ночной тариф, стоимость подачи авто.
Включить вентилятор охлаждения вручную? Нет проблем. Интересуетесь температурой во впускном коллекторе или в нейтрализаторе, давлением воздуха или топлива? И в этом нет ничего невозможного. Но стоит ли так грузить обычного водителя? Многие знания — многие печали.
Автомобильный компьютер Prestige-V55-01
Происхождение ООО «Микро Лайн», Россия
Ориентировочная цена 2800 руб.
Совместим с контроллерами: Bosch MP7.0 (Евро-2, —3), Bosch M7.9.7 (Евро-2, —3), «Январь 7.2», а также с целым рядом других (МИКАС, СОАТЭ), используемых в отечественных автомобилях.
Этот БК универсален: крепится на ветровое стекло или на торпедо (сверху) с помощью липучки. Универсальность оборачивается необходимостью тщательно проверить, совместим ли прибор с ЭСУД вашего авто. Этот компьютер выпускают и в версиях с индексами 02, 03, СAN, предназначенных для разных иномарок.
Обычный набор маршрутных функций дополнен режимом таксометра, рассчитывающего стоимость поездки по времени, пробегу или комбинированному алгоритму. Тариф, разумеется, вы задаете сами.
Переживаете за двигатель? Прибор показывает и расшифровывает коды ошибок ЭСУД, температуру жидкости, положение дроссельной заслонки и многое другое, причем возможен и графический контроль параметров. Есть режим эконометра и довольно необычная функция «контроль качества топлива».
Она позволяет сравнить с вашим эталонным бензином длительность импульсов впрыска в режиме холостого хода: на худшем бензине она будет больше.
Предусмотрены индикация графика разгона до сотни, запись скорости на последних 500 м до остановки (можно доказать, что вы не превышали скорость перед ДТП) и работа в комплекте с датчиками парктроника, для которого не понадобится отдельный монитор.
Бортовой автомобильный компьютер БК-09
Происхождение НПП «Орион», Россия
Ориентировочная цена 1500 руб.
Совместим с контроллерами: Bosch MP7.0 (Евро-2, —3), Bosch M7.9.7 (Евро-2, —3), Bosch 8.0, «Январь 7.2»
Прибор устанавливают на место штатного блока индикаторных ламп. Из параметров, не связанных с прохождением маршрута, он показывает температуру охлаждающей жидкости и положение дроссельной заслонки.
Коды ошибок появляются на дисплее, а их расшифровку прибор дает голосом — еще можно посмотреть таблицу в инструкции. Есть вольтметр и тахометр. Возможности вмешательства в работу ЭСУД ограничены сбросом ошибок.
Предусмотрена также просушка свечей высоковольтными импульсами при остановленном двигателе.
Бортовой компьютер Chevy Matrix-M
Происхождение ООО «Штат», Россия
Ориентировочная цена 3400 руб.
Совместим с контроллерами: Bosch MP7.0 (Евро-2, —3), Bosch M7.9.7 (Евро-2, —3, —4)
Прибор устанавливают на место штатного блока индикаторных ламп. Помимо обычных для маршрутного компьютера функций умеет показывать напряжение в бортсети, температуру охлаждающей жидкости, положение дроссельной заслонки, регулятора холостого хода, угол опережения зажигания, напряжение на датчиках кислорода, длительность импульсов впрыска.
Совместим с газобаллонной установкой, позволяет снизить температуру включения вентилятора охлаждения. Разумеется, показывает коды ошибок и их расшифровку. К сведению «гонщиков» — индикация времени разгона до сотни, время прохождения первых после старта 400 м и 1 км.
Используя функцию «плазмер», можно при выключенном двигателе подать на свечи серию импульсов, чтобы прогреть и просушить их.
ВОПРОС-ОТВЕТ
Бортовой и маршрутный компьютер — это одно и то же?
Строго говоря, нет. Любой маршрутный компьютер является бортовым, но не всякий бортовой компьютер — маршрутный. Все зависит от набора функций и назначения прибора.
Если речь только о том, чтобы вычислить и показать водителю параметры движения (мгновенный и средний расход топлива, остаточный пробег до заправки или до очередного ТО, среднюю скорость на отрезке маршрута и т. п.), то перед нами маршрутник в чистом виде. Бортовой компьютер умеет больше.
Он готов показать коды ошибок и их расшифровки, параметры сигналов датчиков, иногда их осциллограммы, позволяет сбросить сигналы ошибки, а порой и изменить некоторые настройки управления двигателем.
Не повредит ли автомобилю установка такого прибора?
Как правило, бортовые компьютеры лишь считывают информацию с диагностического разъема, а это не может как-то помешать работе ЭСУД.
Но в некоторые приборы заложена возможность вмешаться в заводские настройки — например, изменить установленную температуру включения вентилятора охлаждения двигателя.
Неквалифицированные манипуляции с кнопками или тачскрином бортового компьютера могут привести к неприятным неожиданностям. В этом смысле чистый маршрутник предпочтительнее.
Все приобретенные нами изделия проверили на «Шевроле-Нива».
Счастливого пути! И не отвлекайтесь от дороги!
Бортовые компьютеры: хочу все знать
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter
Простейший бортовой компьютер на любой инжекторный двигатель
Читать все новости ➔
Все началось с того, что как мне казалось, у меня большой расход топлива. Машина у меня Audi-80 с 2-х литровым движком (ABT) и моновпрыском (одна электрическая форсунка стоит во впускном коллекторе, т.с. вместо карбюратора).
Когда я разобрался, как работает система впрыска, все оказалось очень просто, вот тогда и загорелся сделать какой-то расходомер, типа. Тем более на моей машине 93 года с моновпрыском MOTRONIC 1.2 через K-Line можно снять только значения по лямбде, обороты двигателя и его температуру.
Даже, если разобраться в конкретном для моей машины протоколе обмена – больше того, что показывает диагностика уже не считать, ну и конечно, тем более не показывается там длительность впрыска. И тогда начал искать в Интернете, что можно придумать и сделать, а также спрашивать на разных форумах.
Если кто-то и делал что-то подобное, то обязательно тока за денежку. Но я ведь старый радиолюбитель, но никогда не работал с микроконтроллерами, правда. Тогда решил начать с их изучения, и мой выбор пал на микроконтроллеры семейства AVR фирмы Atmel. Писать решил на Си, т.к. в свое время увлекался Borland C++.
Все так в Интернете нашел похожую электрическую схему и использовал ее как образец. Переделал ее и изменил под свои “нужды” и получилось следующее:
Вначале схема отказывалась правильно считать – видно по осциллограмме, почему. Поэтому поставили на вход ключ на транзисторе, правда, сигнал инвертировался, но проще изменить было в программе. И тогда стало все просто гут, смотрите на осциллограммах (сигнал на форсунке; и на ноге входа котла, нижняя осциллограмма на фотках):
Также желательно (а может и обязательно) транзисторный ключ поставить на вход сигнала с датчика скорости (повторитель, не инвертор; или тогда изменить в коде). И так, эту схему можно подключить к любой машине (думаю) с электрическими форсунками.
Все подключение – к одному контакту на форсунке и к одному контакту на датчике скорости, ну и плюс питание. Конечно, эту схему я делал как опытный образец, и поэтому перед разводкой платы не предусматривал конкретного корпуса и места под установку в машине.
Также могу добавить, что сама разводка не очень удачная. Тем не менее, прикладываю то, что получилось:
Кстати производительность применяющихся электрических форсунок можно взять здесь. Исходя из этой таблицы производительность моей форсунки – 819 см3 в мин. Далее, от полной заправки до полной заправки “смерил” литраж и сверил по своему расходомеру.
В результате калибровки получилась произв. моей форсунки – 516.
То, что она так отличается от справочной, так это: “жизненное засорение” форсунки: основная причина – прослабление пружины в перепускной камере, следствие – уменьшение давления впрыска (надеюсь, что в диапазоне допустимого), ну можь еще что.
Датчик скорости – 2-х контактный, выдает 4 импульса за один оборот колеса с амплитудой ~8V.
Вначале у меня показывалось только: напряжение борт. сети, полный расход и часовой расход. В настоящее время число показаний режимов увеличено:
Краткое описание к приложенной фотке
При включении – на 0.5 сек. появляется – Audi, затем напряжение. Всего управляющих кнопок 4. При нажатии 1-й (слева) появляется (F.)ull – полный расход; при следующем ее нажатии – (Г.)рязный – расход стоя, на ХХ, при скорости < 7 км/ч; еще раз нажать - опять (U.) - напряжение.
Если держать кнопку при напряжении более 2-х сек. комп. переходит в спящий режим (Idle), из которого выходит по прерыванию от форсунки. При (F.) – более 2-х секунд, он обнуляется. Также при этом обнуляются (Г.) и (У.). (F.) и (Г.) сохраняются при выкл. двигателя. При нажатии 2-й (слева) кнопки появляется (Р.
)асход – мгновенный (за 1 сек.) расход на 100 км; далее (H.) – мгнов. (за 1 сек.) часовой расход; далее (У.)средненный расход на 100 км. за расстояние, пройденное при скорости >= 7 км/ч. При (H.) более 2-х сек. переходим к вводу производительности форсунки от 0-9999 см3(мл.)/сек.
У меня после калибровки – 516 мл/сек. (У.) сохраняется.
При нажатии 3-й (слева) кнопки появляется (С.)корость – мгнов. (за 1 сек.) скорость; далее (d.)anger- скорость, при превышении которой звучит пьезик 1 сек. Если скорость упадет меньше (d-5), при превыш. (d.) будет подан опять сигнал. В ином случае сигнал не повторится; далее (E.)xstra – макс. скорость которая была. При (С.) более 2-х сек.
переходим к вводу кол-ва сигналов с датчика скорости за 1 км. У меня – 465 (на 1 км). При (d.) более 2-х сек. переходим к вводу скорости, при превыш. которой будет подан сигнал. При (E.) более 2-х сек – знач. обнуляется. (d.) и (E.) сохраняются. При нажатии 4-й (слева) кнопки появляется (П.)уть – пройденный путь; далее (L.
)- пройденный путь 2; далее (d.OFF) – при этом будет отключен пьезик при превышении скорости при заданном знач. Когда мы вернемся опять к этому режиму появится (d. on) – и пьезик будет готов к работе. При (П.) и (L.) более 2-х сек. – знач. обнуляются. При (d.OFF) или (d. on) более 2-х сек.
– гасятся индикаторы, при этом комп продолжает работать и горит светодиод.
Там где значение с десятыми, при достижении 99.9 – отображение происходит в целых.
Код программы написан в IAR-е на Си. Насчет комментариев – когда я их писал, еще не очень до конца разбирался в работе микроконтроллеров, и в некоторых местах есть где-то немного неверные толкования, но думаю, все равно все и так будет понятно, а если кому надо, исправьте сами.
Единственная сложность в этой программе – это определение расхода. Все что касается вывода все остальных режимов так это уровень математики средней школы. …Так что кому все еще не понятно как вычисляется расход, немножко поясню.
Производительность форсунки (задается любая от 0-9999, находим (калибруем) ее после израсходования топлива от одной полной заправки до следующей), к примеру, у нас получилось – 530 см3/мин=0,53л/мин(0,00883л/сек).
Частота оборотов двигателя на ХХ, к примеру – 950, значит, форсунка открывается с частотой 29 Гц (примерно все более-менее и зависит от системы впрыска). Время открытия форсунки из осциллограммы – 1,33 мс (0,00133 сек), значит, за это время впрыскивается – 0,00883/(1/0,00133)=0,0000117 л.
Теперь умножаем на 29 и получаем – 0,00034 л/с, далее умножаем на 3600 и получаем – 1,226 л/час на ХХ. Это просто для примера. Естественно все это можно записать одной небольшой строкой и к тому же частоту, а, следовательно, время открытого состояния форсунки за нас будет делать таймер.
Ну а нам главное – это найти время впрыска одного импульса, используя 16-разрядный (желательно) таймер. Зная производительность форсунки за 1 сек., и определив общее время ее открытого состояния в 1 сек. можно найти расход (мгновенный на данном режиме) за одну секунду. А все остальное находим, уже оперируя этим значением.
Определение абсолютного расхода задача не стояла, т.к. при этом нужно учитывать много разных факторов. Естественно все мне это известно, тем более с теорией двигателя знаком не понаслышке. Так что для определения относительного расхода и знать из-за чего идет перерасход, на каких режимах, при каких нагрузках и т.д., такого алгоритма больше чем достаточно.
Для общей картины приведу некоторые снятые фактически данные.
На ХХ при 950 оборотах и Тдв.=90 гр. часовой расход 1,2 л, при 0 за бортом и выкл. потребителях, напряжение – 13.9-14В. Еще есть такие данные при -15 гр. зимой. Проехал – 71,8 км, полный расход получился – 16.8 л.
Расход на ХХ и при скорости < 7 км/ч - 7.9 л (на ХХ много в тот раз сжег). Средний расход при этом - 13,2 л. По трассе (перед этим все обнулил) расход средний был 7 л на 100 км, пока не въехал в город. При +10, как только заводишь в первые сек. часовой расход был - 2,5-3 л. При -15 гр.
– 8 литров, и соответственно мгновенный расход на 100 км больше, пока не прогреется достаточно. Средний расход конечно тоже в первые метры поездки немного увеличивается, потом опять восстанавливается до ~13 /100 км. На ХХ ходу при прогретом движке и при -15 гр. за бортом – те же 1,2 л в час.
(у меня картонка еще перед радиатором, не на весь, стоит). Ну и вот и все вкратце.
Теперь буду делать новый комп. с графическим ЖКИ, чтобы сразу отображалось все, а при нажатии – определенный режим высвечивался бы на весь экран. Также наверно применю 64-ю Мегу, отдельно поставлю память с часами реального времени через SPI, т.к. встроенная очень медленная, а также 2 цифровых датчика температуры – в салоне и за “бортом”, ну и может еще что.
Автор проекта: Кондратьев Дмитрий.
Возможно, Вам это будет интересно:
Бортовые компьютеры
Целый ряд современных автомобилей оснащен бортовыми компьютерами. Подобные программно-аппаратные комплексы:
- собирают данные с различных датчиков;
- анализируют проведенные измерения;
- отображают информацию о текущем состоянии различных систем транспортного средства на экран;
- выдают водителю соответствующие рекомендации.
Использование бортового компьютера позволяет своевременно выявлять явные и скрытые неисправности в работе автомобильных узлов, а значит, вовремя проводить необходимые ремонтные операции. В результате экономятся средства на диагностику в автосервисе, а эксплуатационный ресурс транспортного средства продлевается.
Функции бортового электронного комплекса
Автомобильный маршрутный компьютер выполняет массу функций. Среди них:
- контроль оборотов двигателя;
- слежение за температурой двигателя;
- мониторинг скорости автомобиля;
- измерение температуры воздуха внутри салона и вне автомобиля;
- выявление расхода топлива в зависимости от режима эксплуатации двигателя и кондиционера, загрузки транспортного средства, дорожных условий;
- замеры напряжения в бортовой сети;
- информирование о состоянии свечей и фильтров, уровне масла.
Данные о каждой обнаруженной неисправности отображаются на экране и автоматически заносятся в регистрационный блок. Здесь же хранится информация о правилах грамотной эксплуатации транспортного средства, способах устранении конкретной неисправности, данные о сервисных центрах. В той или иной ситуации бортовой компьютер выдает полезную информацию, соответствующую возникшей проблеме.
Среди дополнительных эксплуатационных возможностей маршрутного компьютера можно отметить:
- систему различных оповещений;
- отображение общего пробега автомобиля в километрах;
- планирование маршрутов с расчетом скорости движения и расхода топлива, указанием прохождения контрольных точек, а также с разработкой графика движения;
- составление отчетов обо всех событиях, происходящих в подконтрольных автомобильных системах;
- ручное и автоматическое управление кондиционером;
- симуляция радиоприемника или телевизора, выход в Интернет, осуществление громкой телефонной связи;
- функции монитора парктроника;
- функции октан-корректора для карбюраторных двигателей — коррекция угла опережения в момент запуска двигателя, при его эксплуатации, при переходе с одного вида топлива на другой; активизация многоискрового режима и прочее.
Таким образом, бортовой компьютер обладает большим количеством функциональных возможностей и настроек. Это позволяет владельцу транспортного средства подстраивать его работу под свои потребности. Эксплуатация маршрутного компьютера повышает комфорт и безопасность поездки.
Монтаж электронного управляющего центра
Существует несколько вариантов монтажа бортового компьютера.
В частности, он может устанавливаться в стандартное гнездо, расположенное на приборной панели автомобиля, либо выноситься вне ее с вмонтированием лицевой панели в крышу машины.
В первом случае обычно используется маршрутный компьютер штатных размеров — 1Din, 1/5Din, 2Din. Обе модели не создают никаких проблем при прохождении технического обслуживания.
Современный бортовой компьютер подсоединяется в разрыв:
- к датчикам уровня и расхода топлива, скорости;
- к колодке диагностики;
- к цепи зажигания;
- к другим штатным узлам автомобиля.
Следует отметить, что маршрутный компьютер доступно устанавливать на транспортные средства с различными двигателями — дизельными, карбюраторными, инжекторными.
Специфика электронных автомобильных систем «Орион БК»
Автомобильный бортовой компьютер «Орион БК» может работать в самых разных условиях — при низких/высоких температурах, значительном скоплении пыли, повышенном уровне влажности, существенных вибрационных нагрузках. Ведь подобный программно-аппаратный комплекс имеет:
- высокий уровень пыле- и влагозащиты IP66 по стандарту IEC-952;
- надежный фрезерованный алюминиевый корпус;
- систему ударо- и виброзащиты;
- пассивное охлаждение.
Следует отметить тот факт, что даже при высокой эксплуатационной нагрузке энергопотребление этого электронного оборудования не превышает 16 Вт.
В комплектацию устройства входят:
- интегрированный графический 2D/3D контроллер;
- контроллеры ЛВС Gigabit Ethernet и Fast Ethernet;
- последовательные порты, интерфейс USB 2.0;
- каналы цифрового и аналогового ввода/вывода;
- интерфейсы CAN2.0, MILSTD-1553 «Манчестер»;
- твердотельный накопитель серии «РОТОР» с интерфейсом SATA;
- светодиодный, жидкокристаллический, сегментынй либо графический дисплей.
Отличительные свойства отдельных видов электронных систем «Орион БК»
Под маркой «Орион БК» выпускается около трех десятков модификаций автомобильного бортового компьютера. Каждый из них имеет свои особенности.
Так, например, БК-02 ориентирован на применение в дизельных двигателях с генераторами, имеющих W выход. В число его функций входят:
- индикация времени,
- измерение оборотов коленчатого вала,
- контроль напряжения бортовой сети,
- оценка состояния стартерных аккумуляторных батарей,
- отчет времени поездки.
Модель БК-08 дополнительно снабжена термометром для определения температуры окружающего воздуха.
Функции БК-03 аналогичны набору функционалов БК-02. Но это устройство работает с карбюраторными двигателями.
БК-06 отличается от БК-03 наличием термометра.
БК-11 предназначен для автомобилей ВАЗ 10-го семейства, укомплектованных карбюраторным двигателем, а БК-17 ориентирован на использование в таких моделях ВАЗ как 2108, 2109, 21099, 2115 и 2120.
БК-21 интегрируется с карбюраторным или дизельным двигателем с W-выходом.
БК-05 рекомендован к использованию в автомобилях ВАЗ с инжекторным двигателем и электронными блоками управления.
БК-04 подходит для автомобилей ГАЗ 3110, ГАЗ 3102, ГАЗЕЛЬ, СОБОЛЬ.
Автомобильный таксометр предназначен для оперативного контроля основных параметров поездки, определения стоимости поездки и т.д.
Таксометр устанавливается на автомобили отечественного и иностранного производства, оснащенные карбюраторным, инжекторным или дизельным двигателем.
Необходимо убедится, до подключения таксометра, что в автомобиле установлен датчик скорости или автомобиль оборудован ABS. Либо конструкция автомобиля позволяет установить и подключить датчик скорости.
Таксометр (от фр. Taximètre «счётчик цены») – это прибор, который устанавливается в автомобилях отечественного или импортного производства для определения стоимости проезда и для оперативного контроля основных параметров поездки.
Принцип работы таксометра в том, что он измеряет расстояние, пройденное автомобилем, и умножает его на стоимость одного километра пути.
Первый таксометр изобретает в 1907 году немецкий ученый Вильгельм Брюн, и сразу же после этого на улицах Лондона появляются первые таксомоторы, оборудованные таксометрами. В скором времени компания «Рено» запустила производство машин, оборудованных таксометрами.
Повсеместное распространение таксометров вызвало шквал негодования со стороны таксистов, которые отныне не могли взимать завышенную плату с пассажира за проезд в ночное время или в криминальный район города, а должны были возить всех и куда угодно по одной и той же цене, установленной таксопарком.
Как и сто лет назад, таксисты до сих пор воюют с владельцами таксопарков. А потому широкое распространение приобрели скрытие заработка таксистами и обман клиента. Только лишь начиная с нового тысячелетия таксометры стали электронными.
До этого, все таксометры были механическими. Необходимость замены продиктовали новые автомобили, начиненные электроникой.
Электронные таксометры отсчитывают расстояние от электронного датчика, который расположен на коробке передач автомобиля.
Существуют как стандартные методы расчета цен от расстояния и времени, так и такое понятие как «минимальная цена», то есть пассажир должен проехать некоторое минимальное расстояние, для того чтобы эксплуатация автомобиля оправдывалась его владельцу.
Также Вы можете скачать программное обеспечение для настройки и калибровки таксометра.
Помимо этого, существует немало навигаторов, реализующих в себе таксометр.
Особенность ТАКСОМЕТРа ТХ – 01 заключается в большом графическом дисплее.
Установить ТАКСОМЕТР ТХ – 01 Вы можете в любом удобном месте и двумя разными вариантами, либо с кнопками с правой стороны, либо с кнопками с левой стороны от экрана. К тому же это очень просто. Таксометр имеет энергозависимую память.
Но прежде чем устанавливать таксометр в автомобиль убедитесь, что в нем присутствует датчик скорости. А непосредственно перед установкой убедитесь, что он подключен.
Дисплей таксометра матричный и графический. Основной экран отображает параметры посадки и поездки. Также при покупке, Вы сможете выбрать дисплей, который Вам нужен: обычный или инверсный.
Вы можете купить таксометр в фирменном магазине «НПП Орион». Наши товары всегда отличного качества и по доступным ценам. Заходите на наш сайт и в наш интернет-магазин. Мы ждем Вас!
Бортовой компьютер инжектора Ваз 2110: недостатки и преимущества
Бортовой компьютер Ваз 2110
Бортовой компьютер инжектора Ваз 2110 необходим тогда, когда наблюдаются проблемы в работе автомобиля. Именно с его помощью можно быстро и легко определить, в чем же причина неполадок инжектора.
Бортовой компьютер на Ваз 2110 – это аппарат, который значительно облегчает управление транспортным средством, но как и любая система имеет свои недостатки и преимущества, речь о которых и пойдет ниже.
Отличия между инжектором и карбюратором
Бортовые компьютеры для Ваз 2110
На самом деле инжектор практически ничем не отличается от карбюратора. У них почти вся конструкция одинакова. Однако если считать, что замена карбюратора инжектором не принесет никакой пользы, то это не так.
Рассмотрим преимущества инжектора:
- Если в автомобиле появились какие-то неполадки, то найти их можно будет всего за несколько минут.
- Даже на холостых оборотах двигатель работает так, как нужно. И зимой завести автомобиль можно без проблем, не прогревая предварительно двигатель.
- И в целом машина ездит гораздо лучше. При этом она тратит намного меньше топлива, если сравнивать ее с карбюраторной моделью.
- Периодически карбюратор следует чистить и регулировать, в то время как инжектор не требует почти никакого вмешательства.
Комплект для инжектора Ваз 2110
Обычно новый инжектор(см.ВАЗ 2110: промывка инжектора своими силами) работает длительное время. И даже если он по каким-либо причинам ломается, то его можно отвезти в автосалон, где ремонт будет произведен бесплатно, так как он будет на гарантии.
Если же сломан какой-то датчик, то заменить его можно за считанные секунды. Да и стоят такие детали недорого.
Недостатки инжектора
Комплект инжектора Ваз 2110
К основным недостаткам инжектора относят:
- Катализатор, который располагается на расстоянии 0,1 м над землей.
- Поскольку двигатель старой модели, установленный на Ваз 2110 не рассчитан для инжектора, добраться до некоторых его деталей очень непросто.
Маршрутный компьютер Ваз 2110
Можно дать несколько важных советов по эксплуатации автомобиля с инжектором:
- Нужно проводить техническое обслуживание вовремя.
- Заправлять автомобиль следует только рекомендованным топливом от производителя.
- Необходима звукоизоляция, так как инжектор работает довольно громко.
- Кузов следует обработать антикором.
Преимущества бортового компьютера
Маршрутный компьютер Ваз 2110 для инжекторного двигателя
Бортовой компьютер инжектора способен самостоятельно проверить состояние автомобиля.
Многие его устанавливают на свою машину, так как:
- Он показывает правильный расход топлива, поэтому водитель всегда может знать, когда ему нужно заправить машину.
- Есть вольтметр и тахометр.
- Работает функция напоминания о замене масла.
Проблемы, о которых извещает компьютер:
- Во время эксплуатации автомобиля могут возникнуть такие проблемы: может загораться лампочка, сигнализирующая об неисправности в двигателе (но при этом компьютер работает нормально).
- Машина расходует слишком много топлива. Иногда на сотню может расходоваться даже больше максимального предела – 12 литров.В таком случае поможет только прошивка контроллера. Этот процесс лучше доверить только высококлассным специалистам, так как он должен быть выполнен правильно.
Установка
Бортовой компьютер и его установка
Прежде чем начинать установку бортового компьютера, следует обратить внимание на схему подключения.
Его установка происходит в несколько основных этапов:
- Снять клемму, идущую от аккумулятора.
- Найти колодку включения сигнализации(см.Сигнализация на ваз 2110 — выбираем и устанавливаем сами) и достать ее. Именно к ней и будет подключаться бортовой компьютер.
- Вынуть из седьмого контакта оранжевый провод.
- На его место закрепить красно-белую проводку, вытянутую из жгута бортового компьютера.
- Отсоединить оранжевый провод и установить его в разъем, из которого ранее был вынут провод.
- От десятого контакта отсоединить красно провод с черными полосками. Сюда установить красный провод из жгута. А на место красного подсоединить красно-черный. То есть, провода нужно поменять местами.
- От пятого контакта отцепить черный провод. К нему присоединить черный провод из жгута.
- Сюда подсоединить черный провод колодки.
- От восьмого контакта снять белый провод и подключить к этому разъему белый провод из жгута. И наоборот.
- Теперь следует проверить, хорошо ли зафиксированы провода. Место их скручивания следует изолировать при помощи изоляционной ленты.
- Через внутреннюю часть консоли жгут нужно протянуть до места установки бортового компьютера.
- Подключить его к датчику, регулирующего уровень топлива в машине.
- Снять щиток приборов, получив доступ к серой колодке.
- Отсоединить блок предохранителей.
- Из серой колодки нужно вытянуть розовый провод, который дает сигнал топливному датчику. К нему нужно подсоединить розовый жгутовой провод.
- Установить бортовой компьютер.
- Включить зажигание и проверить, как он работает.
Наша инструкция поможет без проблем установить бортовой компьютер на машину своими руками. Примерная цена бортового компьютера колеблется в пределах 2000 рублей. За работу авто слесаря нужно будет заплатить еще около 2000 рублей. Поэтому можно сэкономить, проделав всю работу самостоятельно.
Прежде чем начать работу, следует рассмотреть фото и видео на заданную тему.
Бортовой компьютер на карбюратор [Архив] – АвтоСаратов
Просмотр полной версии : Бортовой компьютер на карбюратор
бортовой компьютер на карбюратор где его можно достать в саратове? и отличаеться ли они по функциям от инжекторных?
трудности при установке?
В биби (например) целая полка. Да, отличается. На карбе нет датчика дроссельной заслонки, поэтому, чем он будет считать расход – загадка. Показывать обороты, пробег, время какую-нить температуру – это максимум (ну, может ещё какие не очень существенные данные).
Трудности есть и в отвинчивании гаек. Если внимательно почитать мануал и знать машину не только снаружи – трудностей никаких. Ставится либо в место посадки магнитолы, либо как-нить не встраиваясь в торпеду (в зависимости от модели компа).
Мне кажется, что невстраиваемая установка несколько правильнее.
На карбе нет датчика дроссельной заслонки, поэтому, чем он будет считать расход – загадка.
На некоторых классиках стоит эконометр, его датчиком не как нельзя воспользоваться?
На некоторых классиках стоит эконометр, его датчиком не как нельзя воспользоваться?
У эконометра нет датчика. Он работает как обычный манометр для проверки давления в колёсах, но измеряет вакуум во впускном коллекторе. К нему от коллектора подходит трубка.
я так понимаю расход топлива не мереет бортовой на карбе?
$$$ Sasha $$$
01.11.2009, 12:38
В биби (например) целая полка. Да, отличается. На карбе нет датчика дроссельной заслонки, поэтому, чем он будет считать расход – загадка. Показывать обороты, пробег, время какую-нить температуру – это максимум (ну, может ещё какие не очень существенные данные).
Трудности есть и в отвинчивании гаек. Если внимательно почитать мануал и знать машину не только снаружи – трудностей никаких. Ставится либо в место посадки магнитолы, либо как-нить не встраиваясь в торпеду (в зависимости от модели компа). Мне кажется, что невстраиваемая установка несколько правильнее.
Время, температура(куда сунешь провод та температура и будет), напряжение сети, тахометр, насчет пробега не встречал(наверно от модели зависит) расход он не считает! помоему все…
поэтому, чем он будет считать расход – загадка
у меня, на карбовой девятке, стоял БК и расход показывал, там в магистраль датчик врезался, сразу за топлипливным фильтром, и кстати расход показывал с точностью до капли!
у меня, на карбовой девятке, стоял БК и расход показывал, там в магистраль датчик врезался, сразу за топлипливным фильтром, и кстати расход показывал с точностью до капли!
Если бы такие датчики выпускались – не было бы проблем. Их выпуск прекращен давно (хотя спрос остался).
Когда была копейка, тоже хотел себе поставить БК, заезжал в БИ-БИ там был для карбов, приклеивался присосками на стекло, по описанию в функциях расход топлива он должен был считать, но мои вопросы каким образом, ответа не услышал, собсьно после этого я плюнул на эту затею, потому что толку от такого БК никакого. И топикстартеру тоже предлагаю на это забить.
Время, температура(куда сунешь провод та температура и будет), напряжение сети, тахометр, насчет пробега не встречал(наверно от модели зависит) расход он не считает! помоему все…
БК-21 считает и пробег и скорость, уровень топлива в баке, расход считает на основе уровня и пробега.
Ну и усредненные данные типа пробег за поездку, средняя скорость, опасность гололеда, нагрузочная вилка и УЗСК.
А кто-нибудь знает сколько они стоят и сколько стоит установка???
ramballan
12.11.2009, 19:42
во всё для авто напрмер мне сказали что на карбюратор бортовиков у них давно нету
mike/64rus