Содержание
- 1 Как прочистить сажевый фильтр без снятия способом регенерации, как промыть сажевый фильтр после демонтажа. Как почистить сажевый фильтр методом регенерации. Чистка сажевого фильтра способом регенерации
- 1.1 Сажевый фильтр дизельного автомобиля, зачем он нужен
- 1.2 Сажевый фильтр дизеля, как он устроен и где установлен
- 1.3 Причины загрязнения сажевого фильтра
- 1.4 Признаки загрязнения сажевого фильтра
- 1.5 Сажевый фильтр забит, что грозит автомобилю
- 1.6 Регенерация сажевого фильтра
- 1.7 пассивная (подробный ход работы)
- 1.8 принудительный прожиг
- 1.9 Как промыть сажевый фильтр после демонтажа
- 1.10 Как промыть сажевый фильтр без демонтажа фильтра
- 1.11 Как часто нужно менять сажевый фильтр
- 1.12 Советы профи: качество топлива, манера вождения их влияние на работу сажевого фильтра
- 1.13 Как на Алиэкспресс найти и заказать автотовары, автозапчасти, мобильные телефоны по сходной цене и бесплатной доставкой
- 2 Чем и когда чистить сажевый фильтр? – АвтоЖидкость
- 3 Средства для промывки сажевого фильтра дизельного мотора
- 4 Регенерация сажевого фильтра — ответы на вопросы
- 5 Своевременный прожиг сажевого фильтра — залог исправной работы дизельного двигателя
- 6 Регенерация или очистка сажевого фильтра, прожиг сажевого фильтра – ИП Мартюченко А. Н
- 7 Стоит ли удалять сажевый фильтр дизельного двигателя и как правильно провести эту процедуру?
- 7.1 Типы фильтров
- 7.2 Сажевый фильтр – благо или проблема?
- 7.3 Почему засоряется сажевый фильтр?
- 7.4 Признаки засорения сажевого фильтра
- 7.5 Способы очистки сажевого фильтра дизельного двигателя
- 7.6 Регенерация устройства
- 7.7 Прожиг сажевого фильтра
- 7.8 Промывка сажевого фильтра своими руками
- 7.9 Жидкость для очистки TUNAP MP 131
- 7.10 Жидкость для промывки DPF Flushing Liuquid
- 7.11 Самостоятельная вырезка сажевого фильтра
- 7.12 Последствия вырезки фильтра
- 7.13 Как правильно удалить сажевый фильтр из автомобиля?
- 7.14 Методы удаления
- 7.15 Физическое удаление компонента
- 7.16 Программное удаление компонента
- 7.17 Преимущества удаления сажевого фильтра
- 7.18 Последствия удаления сажевого фильтра
- 7.19 Видео «Снятие сажевого фильтра»
Как прочистить сажевый фильтр без снятия способом регенерации, как промыть сажевый фильтр после демонтажа. Как почистить сажевый фильтр методом регенерации. Чистка сажевого фильтра способом регенерации
В прошлом веке экологи начали свирепо бороться с владельцами нефтяных вышек и автомобильных компаний, обвиняя их в избыточном загрязнении окружающей среды.
С целью хоть как-то утихомирить недовольство борцов за очищенную атмосферу, инженеры разработали такой элемент, как сажевый фильтр.
С его появлением в автомобилестроении люди перестали дышать сажей, выделяемой в процессе сгорания дизельного топлива. Об этом далее в статье.
Сажевый фильтр дизельного автомобиля, зачем он нужен
Сажевый фильтр применяется в конструкции дизельных двигателей. Он дает возможность тщательно очищать выхлопные газы от разных нежелательных примесей, поскольку характеризуется мелкой структурой ячейки.
Сажевый фильтр задерживает сажу, а затем выжигает ее по экологически безопасной технологии. Использование фильтра дает возможность добиться уменьшения частиц сажы в выхлопных газах до 99,9 процентов.
Сажевый фильтр дизеля, как он устроен и где установлен
Сажевый фильтр в автомобиле находится, как правило, за каталитическим нейтрализатором. В некоторых конструкциях данная деталь объединена с катализатором окислительного типа и расположена прямо за выпускным коллектором, где температура выпускных газов максимальна. Называют его сажевым фильтром с каталитическим покрытием.
Главный конструктивный компонент сажевого фильтра — матрица, которую изготавливают из керамики (то есть карбида кремния). Матрица расположена в металлическом корпусе. Керамическая матрица обладает ячеистой структурой, состоящей из каналов мелкого сечения, закрытых попеременно с обеих сторон. Боковые стенки каналов играют роль фильтра и имеют пористую структуру.
Причины загрязнения сажевого фильтра
Несмотря на все свои полезные качества, сажевый фильтр обладает одним существенным недостатком — потребностью в частой очистке.
Проблема в том, что фильтр способен самопроизвольно очищаться лишь при движении на высоких оборотах, а это не всегда возможно для автовладельца. Эксперты рекомендуют после каждых 150 километров прогазовывать транспортное средство на трассе.
Но даже при соблюдении данного совета замена этой детали неизбежна, поскольку сажевый фильтр не может очищаться полностью.
Признаки загрязнения сажевого фильтра
Существует несколько основных признаков загрязнения сажевого фильтра:
Сажевый фильтр забит, что грозит автомобилю
Большая степень загрязненности сажевого фильтра способна повлечь за собой следующие нежелательные последствия:
Регенерация сажевого фильтра
Чтобы восстановить работоспособность сажевого фильтра, следует очистить его поры от инородных частиц. Для этого предусмотрена такая процедура, как регенерация сажевого фильтра, которая бывает активной и пассивной.
пассивная (подробный ход работы)
Очистить внутреннюю поверхность таким образом довольно просто. Это предусмотрено конструкцией фильтрующего элемента.
Применяются следующие способы:
принудительный прожиг
Активная регенерация осуществляется посредством принудительного повышения температуры выхлопных газов на протяжении определенного временного промежутка. Сажа, накопленная при этом, окисляется, то есть сгорает.
Существует ряд методов увеличения температуры выхлопных газов во время активной регенерации:
Как промыть сажевый фильтр после демонтажа
Начнем с метода, предполагающего демонтаж сажевого фильтра. Подобная процедура промывки, как правило, требует около восьми часов. Когда работы по снятию фильтрующего элемента окончены, корпус полностью заполняется специальным средством для очистки. Данные жидкости широко представлены на рынке. Лидерами является продукция PRO-TEC, Luffe, Liqui Moly.
Жидкости изготавливаются из нефтяных компонентов, чаще всего фасуются в пятилитровые канистры.
Расход для эффективной промывки одного фильтра, как правило, составляет не меньше четырех литров состава.
Обратите внимание
Помимо этого, канистра может заранее обладать наличием специальной горловины, поскольку далее понадобится подсоединить шланг. Также возможны варианты канистр, уже укомплектованные готовым шлангом.
Принцип работы промывочного средства заключается в том, что жидкость качественно растворяет смолы (выдерживается примерно восемь часов), на которых и держится появившийся нагар. Нужно старательно следить за требованиями изготовителя, поскольку крайне важно выждать требуемое время для полноценного влияния промывки на сажу.
Затем освободившаяся сажа попросту смывается обычной струей воды под давлением. Далее фильтр сушится и монтируется на место. Важно знать, что промывка с демонтажем допускает применение лишь специальных жидкостей, которые оказывают влияние на смолы на молекулярном уровне. Строго запрещено применять другие средства, поскольку матрица внутри фильтра обладает хрупким платиновым слоем.
Как промыть сажевый фильтр без демонтажа фильтра
Второй метод — промывка сажевого фильтра без его демонтажа, то есть все работы проводятся прямо на автомобиле. Фильтрующий элемент дизельного автомобиля оборудован датчиками температуры и/или давления. Если датчик выкрутить, появляется возможность подать промывочное средство.
Поскольку промывка производится на автомобиле, производители учитывают возможные риски возгорания промывочного состава. Применять в таких условиях нефтепродукты нельзя. Для очистки рекомендуются водно-щелочные растворы вместе со смывающей жидкостью.
Такая жидкость способна нейтрализовать вредоносную щелочь после завершения процесса очистки с помощью раствора. Жидкость в корпус элемента подается благодаря специально предназначенному для этого пистолету.
Также используется изогнутый либо прямой зонд, дополнительно предусматривается насадка-распылитель.
Пистолет, набор жидкостей, зонды и распылители позволяют работать фактически с любой моделью дизеля, оборудованного сажевым фильтром. Промывка этим методом подразумевает дозированную поэтапную подачу очистителя посредством отверстия датчика.
Зачастую применяется место монтажа именно датчика давления, расположенного перед элементом. Автомобиль заранее прогревают, затем позволяют фильтру остыть до примерной отметки сорок градусов по Цельсию.
Стоит отметить, что щелочной состав наиболее эффективен именно при такой температуре.
Важно
Для чистки понадобится примерно один литр жидкости, которую оставляют на пятнадцать минут в корпусе элемента. Пистолет-распылитель высокого давления подсоединяется к изогнутому либо прямому зонду, который вводится в отверстие датчика.
Распыляется очиститель с перерывами прямо на поверхность фильтра — десять секунд распыляется, десять секунд пауза. Рабочее давление во время распыления должно составлять примерно восемь бар.
Желательно вращать зонд при распылении состава и перемещать назад-вперед для достижения наилучшего качества нанесения очищающего средства на матрицу.
Затем аналогичным образом распыляем ополаскиватель, нейтрализующий и смывающий очиститель. Понадобится примерно пол литра очищающей жидкости.
Смывается состав с помощью того же пистолета-распылителя, между этапами распыления соблюдаются похожие временные интервалы. Затем монтируем обратно датчик давления, запускаем и прогреваем дизель. После этого запускается режим самоочистки.
Как часто нужно менять сажевый фильтр
Срок службы современных сажевых фильтров составляет примерно 120 000 километров пробега. Из-за высокой стоимости автовладельцы, как правило, не меняют сажевые фильтры, которые выработали ресурс, а просто удаляют их с дальнейшей перепрошивкой системы управления мотором.
Советы профи: качество топлива, манера вождения их влияние на работу сажевого фильтра
На преждевременный износ в существенной степени воздействует манера езды, условия движения и, конечно же, качество топлива. Если данные условия являются тяжелыми для транспортного средства, замена может понадобится гораздо раньше.
Как на Алиэкспресс найти и заказать автотовары, автозапчасти, мобильные телефоны по сходной цене и бесплатной доставкой
- Переходим на сайт Алиэкспресс.
- Проходим регистрацию. Соответствующая кнопка расположена в правом верхнем углу сайта. При нажатии на нее откроется форма регистрации. Вам будет нужно ввести email-адрес, фамилию, имя и придумать пароль. Важно не забыть подтвердить email-адрес, иначе вам аккаунт будет заблокирован.
- Перейдите в свой профиль. Здесь есть много интересного — сообщения, заказы, список желаний, отзывы, споры и так далее. Желательно добавить адрес доставки, чтобы в дальнейшем не пришлось к этому возвращаться. Очень важно заполнять адрес доставки именно латинскими символами.
- Поскольку на Алиэкспресс миллионы товаров, несложно найти нужный. Намного сложнее выбрать с тысяч результатов поиска. Чтобы сузить поиск, воспользуйтесь фильтрами, а также дополнительными функциями сортировки.
- На Алиэкспресс больше двухсот тысяч продавцов, которые и отправляют вам заказы. Чтобы выбрать лучших продавцов, воспользуйтесь удобной системой рейтинга Алиэкспресс. Кроме того, не забудьте обратить внимание на отзывы других покупателей.
- Когда вы найдете искомый товар, выберите нужное количество, цвет и размер.
- Нажмите «Купить сейчас», если будете оплачивать товар сразу, либо «Добавить в корзину», если желаете оплатить заказ позже.
- Оплачиваем заказ.
Чем и когда чистить сажевый фильтр? – АвтоЖидкость
Как правило, на такое средство, как очиститель сажевого фильтра, автомобилисты обращают внимание уже после того, как система борьбы с твёрдыми частицами приходит в негодность. Узнаем, как и когда нужно использовать это средство, а также кратко рассмотрим несколько популярных очистителей сажевых фильтров.
Как работает сажевый фильтр?
Дизельное топливо, за счёт более тяжёлых и структурно разветвлённых фракций углеводородов, сгорает с образованием мелкодисперсных частиц сажи. Эти сажевые частицы наносят вред окружающей среде и человеку.
Поэтому, начиная со стандарта ЕВРО-3, допустимое в выхлопах количество сажевых частиц дизельных моторов строго регламентируется.
Причём с переходом на новый стандарт массовая доля в отработавших газах сажи всё жёстче ограничивается.
Совет
Для борьбы с твёрдыми частицами в выхлопных газах и был разработан сажевый фильтр. Сажевый фильтр представляет собой ячеистый цилиндр или куб, состоящий из продольных каналов (сот) диаметром 2-4 мм.
Архитектура проходных каналов продумана таким образом, чтобы летящие сажевые частицы за счёт свой массы и инерции задерживались в теле фильтра, а выхлопные газы беспрепятственно проходили дальше.
Когда в сажевом фильтре скапливается определённое количество сажи, затрудняется проход выхлопных газов. Это улавливают датчики давления и дают сигнал на начало прожига фильтра.
Для осуществления этой операции форсунки начинают впрыскивать в цилиндры обильное количество дизельного топлива, гораздо большее, чем нужно для стехиометрического соотношения.
Это топливо и догорает в сажевом фильтре, пережигая твёрдые углеводороды и расщепляя их на углекислый газ и воду.
В некоторых случаях, из-за сбоев в работе алгоритма прожига или по другим причинам (неисправность системы питания, износ цилиндро-поршневой группы, плохое качество топлива), сажевый фильтр чрезмерно забивается твёрдыми частицами или загрязнителями другой природы. И естественная очистка уже не способна полностью освободить соты от накопленного балласта.
Если не принять своевременных мер по восстановлению сажевого фильтра, его придётся удалять или заменять на новый. А это дорого. Один из способов борьбы с ранними засорами сажевого фильтра – использование очистителей сажевого фильтра.
Случаи, когда нужно промывать сажевый фильтр
Многие автомобилисты относят сажевый фильтр к сложному, дорогостоящему и в целом ненужному устройству в конструкции авто. Действительно, вышедший из строя сажевый фильтр – головная боль при любом раскладе. Менять – дорого. Удалять – не всегда легко из-за необходимости вносить изменения в систему выпуска и программу ЭБУ, что также обойдётся в приличную сумму.
Поэтому ниже мы подобрали несколько неисправностей и их признаков, при которых использование очистителей сажевых фильтров будет актуальным и поможет продлить срок службы этой непростой системы.
Косвенно на проблемы с сажевым фильтром указывает увеличившийся расход топлива и пониженная мощность ДВС.
Средства для промывки сажевых фильтров
Известны три принципиально различающиеся методики очистки сажевых фильтров:
- через присадки в топливо;
- с использованием пенного очистителя, который заливается в корпус фильтра без его демонтажа;
- механическая очистка или промывка с физическим извлечением тела сажевого фильтра из корпуса.
Последний способ практикуется редко. С одной стороны, этот метод позволяет достигнуть наилучшего результата. Прямая промывка сажевого фильтра увеличивает шансы на успех. Но сам способ трудоёмкий.
И, как показала практика, более чем в половине случаев не приводит к действительно хорошему результату. Дело здесь только в одном: автомобилисты, не желающие разукомплектовывать оригинальную систему выпуска, цепляются за этот метод как за последнюю соломинку.
Однако убитый сажевый фильтр с критическим засорением сот или механическими повреждениями восстановлению не подлежит.
Кратко рассмотрим средства для промывки сажевых фильтров.
Помните, что проще избежать проблем с сажевым фильтром, чем потом их устранять. Особенно это касается России, где качеств топлива не всегда соответствует требованиям стандартов автопроизводителя. И одним из средств, которое поможет в этом вопросе, может стать очиститель сажевого фильтра.
Средства для промывки сажевого фильтра дизельного мотора
Смеси для промывки сажевого фильтра дизельного мотора легко найти в автомагазинах. Самостоятельно почистить указанный элемент можно придерживаясь некоторых правил, изложенных в статье.
Когда выполняется промывка, какие есть способы?
Сажевый фильтр дизельного мотора
Чистка сажевого фильтра необходима если у дизельного авто наблюдаются такие симптомы:
- приборная панель выдает ошибки по сажевому фильтру;
- пропадает тяга;
- плавают холостые обороты;
- возрастает расход топлива.
К ухудшению состояния фильтровальных элементов DPF приводят такие факторы:
В указанных ситуациях происходит неполное сгорание сажи, ее остаток накапливается, забивая фильтрующий элемент. Как следствие возникает необходимость заменить или промыть фильтрующее устройство. Второй вариант значительно дешевле, чем первый.
Чистка указанного элемента фильтрования бывает двух видов:
Кроме чистки фильтра необходимо выполнить процедуру его промывки. Промыть фильтрующий элемент можно двумя способами:
- не снимая фильтр;
- сняв элемент фильтрации.
Перед очисткой указанного элемента самостоятельно учитывайте: применение непредназначенных для этих целей жидкостей приведет к полной поломке устройства.
Рекомендуем посмотреть видео об использовании смеси для промывки сажевого фильтра дизельного двигателя:
Способ первый
Сначала приобретем средство для промывки сажевого фильтра дизельного двигателя. Для качественного проведения очистки от загрязнений на один сажевой фильтр придется израсходовать до 5 литров смеси для промывки.
Действуют указанные смеси таким образом: за определенное время химический состав промывочной смеси может растворить определенное количество смол, на которых держится образовавшийся нагар.
Поэтому нужно ознакомиться с требованиями производителя жидкости для очистки и выдержать указанное время.
Забитое фильтрующее устройство
Почистить сажевый фильтр можно таким образом:
- снимите устройство с автомобиля;
- залейте в него смесь для очистки;
- подождите указанное производителем смеси время (примерно 8 часов), чтоб смолы расщепились;
- слейте смесь из агрегата;
- смойте струей чистой воды отделившуюся сажу;
- высушите фильтрующее устройство;
- установите агрегат на прежнее место.
Осуществлять указанные манипуляции можно применяя специальные смеси для очистки, оказывающее воздействие на смолы, а также легко смывающиеся водой. Использование других веществ приведет к повреждению хрупкого слоя внутри устройства для фильтрации.
Второй способ
Промывка фильтрующего агрегата непосредственно на автомобиле
Этот метод позволяет почистить фильтр, не снимая его с авто.
При указанном способе производителями средств для очистки учтена возможность воспламенения состава промывочной жидкости. Поэтому для промывки используются растворы, имеющие водно-щелочную основу.
Применяются они в паре со смывающей смесью, способной нейтрализовать щелочь после окончания процесса очистки.
Для указанной процедуры используются:
- набор жидкостей;
- пистолет;
- распылитель;
- зонды.
Все эти элементы продаются в автомагазине или на рынке. Позволяют произвести очистку элемента фильтрации на любой модели дизельных авто, оснащенных сажевым фильтровальным устройством.
Чистка выполняется поэтапным дозированием поступающего очистителя через отверстие для датчика измерения давления и температуры. Перед началом процедуры автомобиль прогревают, после чего дают фильтрующему устройству остыть до температуры 400С.
Это оптимальный температурный показатель для эффективной работы щелочной смеси.
Чтоб промыть устройство фильтрации понадобится пистолет-распылитель, его нужно подключить к зонду, который будет вводиться в отверстие датчика. Очищающее вещество распыляют внутрь фильтра, затем выдерживают до 10 сек. и снова распыляют с перерывами. Указанную процедуру повторяют несколько раз.
Обратите внимание
Для увеличения эффективности очистки зондом необходимо выполнять вращательные движения вокруг его оси. Затем используется вещество для промывки, второй зонд и процедура повторяется аналогично с выдерживанием временного интервала.
Результатом указанных манипуляций станет равномерное распределение сажи по поверхности матрицы, ее с большей эффективностью можно будет дожечь.
После окончания очистительных работ датчик устанавливается на прежнее место, запускается двигатель машины и автомобиль эксплуатируется 20 мин на средних и высоких оборотах, затем запускается регенерация либо эта процедура начинается в автоматическом режиме.
Регенерация сажевого фильтра — ответы на вопросы
Апрель 16, 2016Февраль 16, 2019
Такое устройство, как сажевый фильтр, имеется во всех дизельных авто, выпускаемых с 2011 года (а также на ряде моделей, выпущенных после 2000 года – тогда он еще не был обязательным элементом, но уже использовался некоторыми производителями автомобилей) на территориях стран, входящих в ВТО (стандарт «Евро-5», принятый Таможенным союзом).
Новый сажевый фильтрСажевый фильтр после отработки
Главная задача такого элемента – максимально очистить выхлопные газы от вредных для окружающей среды примесей.
Использование сажевых фильтров позволило сократить содержание частиц сажи в выхлопе дизельных автомобилей практически на 100 % — если точнее, на 99,9 %.
Для чего нужен и как работает сажевый фильтр автомобиля
На текущий момент в автомобилях применяется два типа очистителей сажи:
Сажевый фильтр DPF (аббревиатура от слов Diesel Particulate Filte) для дизельного авто улавливает частицы сажи размером до 1 мкм, которые образуются в результате сгорания топлива. Такой фильтр отличается простотой устройства, но при этом требует регулярных действий по очистке (регенерации).
Фильтр типа FAP (сокращение французского выражения Filtre A Particules) представляет собой более сложное устройство, не требующее регулярного вмешательства. Регенерация (очищение) происходит здесь в автоматическом режиме.
Местоположение сажевого фильтра (см. рис. 1) – в системе выпуска отработанных газов, за каталитическим нейтрализатором. В некоторых случаях он также может быть объединен с нейтрализатором, и тогда его местоположение – прямо за выпускным коллектором.
Это место, где отработанные газы имеют наивысшую температуру. В таком варианте устройство называется «сажевый фильтр с каталитическим покрытием».
Средний ресурс сажевых фильтров рассчитан на пробег в 150 тыс. км. Но это европейский стандарт. На российском топливе, по отзывам владельцев и работников автосервисов, этот показатель снижается почти втрое.
В момент, когда бортовой компьютер выдаст ошибку, говорящую о том, что сажевый фильтр засорился, автовладельцу необходимо будет принять одно из следующих решений:
Своевременный прожиг сажевого фильтра — залог исправной работы дизельного двигателя
Своевременный прожиг является основой корректной работы дизельного двигателя на любом автомобиле. Этим узлом в обязательном порядке комплектуются все авто с данным мотором, так как это необходимо для соответствия стандартам евро-4 и евро-5.
В процессе сгорания топлива в дизельном двигателе образуется довольно много сажи — микрочастиц, наносящих урон окружающей среде и представляющих опасность для здоровья человека. И если две вышеназванные трудности сажевым фильтрам удаётся успешно решать, то для кошелька автовладельцев они часто создают дополнительные проблемы.
Конструкция фильтров предполагает, что задерживаемая в них сажа будет прожигаться со значительно меньшим ущербом для окружающей среды. Прожиг выполняемый с определенной периодичностью, обеспечивает оптимальное состояние фильтра и позволяет ему отработать определенный производителем ресурс, который составляет около 200 тысяч километров пробега.
Как активируется режим прожига в сажевом фильтре?
Основным показателем, по которому определяется эффективность работы данного узла, является давление, измеряемое на входе и выходе из элемента.
Для этого неотъемлемой частью системы являются специальные датчики, подающие сигнал непосредственно в ЭБУ.
Как только фильтр заполняется сажей до критического уровня (обычно это стандартные 80%) и эффективность работы падает, из блока управления поступает команда об очистке элемента.
Прожиг производится следующим образом:
Система является весьма продуманной в теории, однако на практике имеет целый ряд недостатков. В частности, для того чтобы узел был запущен необходимо соблюдение целого ряда условий. А именно:
- Потребуется достаточно длительная работа двигателя — процесс запускается через 2-5 минут после начала его работы и занимает по времени не менее получаса;
- Достаточно высокая температура охлаждающей жидкости — не менее 70 градусов Цельсия, прожиг сажи возможен только на хорошо прогретом двигателе, в противном случае данный механизм просто не будет запущен;
- Отсутствие больших промежутков, когда двигатель работает на холостом ходу. В случае функционирования в таком режиме более 5 минут процесс регенерации фильтра будет прерван;
- Если в ЭБУ уже есть ошибки, связанные с некорректной работой фильтра, процесс регенерации часто вовсе не запускается, а фильтр постепенно продолжает загрязняться.
Особенности запуска механизма прожига сажи на дизельных двигателях
Естественно, что вышеперечисленные условия, необходимые для прожигания сажи, доступны далеко не всем автовладельцам. К примеру, автомобили, эксплуатируемые только в городских условиях, как правило, имеют с данными узлами серьёзные проблемы.
Причина обычно заключается в том, авто не разгоняется до нужных скоростей и часто простаивает в пробках на холостых оборотах. Вследствие этого прожиг часто либо вовсе не запускается, либо прерывается до окончания осуществления процесса.
Несвоевременное прекращение регенерации фильтра до окончания его очистки представляет собой едва ли не большую опасность, чем отсутствие своевременной регенерации. В этом случае каналы фильтра быстрее закоксовываются и фактически не поддаются прочистке в дальнейшем.
Важно
В целом на исправном моторе прожиг сажи в фильтре должен запускаться не слишком часто — 1 раз на 20-30 тысяч километров.
Однако, если он по каким-либо причинам не осуществляется до конца, механизм приводится в действие чаще. По мере дальнейшего загрязнения фильтра регенерация может запускаться и каждые 300 километров, а в дальнейшем данный показатель может доходить и до сотни.
Как определить, что сажа не прожигается в фильтре?
Заметить отклонения в работе данного узла довольно просто, особенно на запущенной стадии, когда они проявляются достаточно интенсивно. О неполадках сигнализируют:
- Контрольная лампа неисправности фильтра. Обычно она загорается при повороте ключа в замке зажигания и гаснет сразу же после того, как двигатель запущен. Если лампа горит при работающем двигателе даже в течение непродолжительного времени — это тревожный симптом;
- Если на приборной панели нет лампы фильтра, о его неполадках может сигнализировать «Check engine». Однако, в этом случае потребуется тщательная диагностика всей системы для выявления точного источника неполадок;
- При работе двигателя слышится нехарактерный шуршащий шум, а на холостых оборотах его работа не отличается стабильностью;
- Расход топлива растёт, потому что система постоянно инициирует повышенный впрыск топлива для прожигания сажи. Это увеличивает давление и ускоряет износ всей системы;
- Ухудшаются мощностные характеристики автмобиля, падает динамика. Если фильтр слишком сильно загрязнён, турбина перестаёт работать, и здесь не заметить неполадки становится попросту невозможно.
В случае наличия любого из вышеперечисленных признаков откладывать обращение в сервис нельзя, чтобы избежать повышенной нагрузки на двигатель, коробку передачи другие узлы.
Прожиг сажевого фильтра и способы решения проблемы в автсоервисе
Недостаточная интенсивность очистки фильтра вполне поддаётся «лечению» в руках опытных мастеров. Для устранения проблемы в первую очередь необходима компьютерная диагностика состояния фильтра, которая позволяет корректно определить степень его загрязнения.
По результатам обследования, если проблема действительно заключается в фильтре, мастер может предложить один из следующих вариантов:
Внимание! Для того, чтобы фильтр отслужил свой срок без серьёзных проблем необходима проверка эффективности его работы при каждом ТО.
Регенерация или очистка сажевого фильтра, прожиг сажевого фильтра – ИП Мартюченко А. Н
При езде в городских условиях при наличии постоянных «пробок» на светофорах, при езде с частыми остановками и небольшими подвижками, в выхлопных газах любого, даже самого совершенного дизельного двигателя, будет содержаться увеличенное количество частиц сажи. По этой причине, городской режим движения является самым худшим и опасным для сажевых фильтров.
Сажевый фильтр может быть быстро закупорен частицами сажи, мощность и крутящий момент двигателя упадут, автомобиль “перестанет ехать”, регенерация (т.е. попытки очистить сажевый фильтр) перестанет быть эффективной и начнет запускаться все чаще.
Когда частицы сажи выхлопных газов достаточно сильно закупорили микроканалы сажевого фильтра, от осевшей в фильтре сажи следует избавиться при помощи её “выжигания”. Для этого блок управления двигателем увеличивает температуру внутри фильтра до 600 – 800°С.
Для увеличения температуры в сажевом фильтре или впрыскивается дополнительное топливо, которое сгорает непосредственно в сажевом фильтре или впрыскивается специальная присадка (мочевина, EOLYS). При увеличении температуры в сажевом фильтре происходит реакция окисления углерода, содержащегося в частицах саже до состояния CO и CO2.
Для запуска процесса регенерации некоторые автопроизводители производители рекомендуют – “…время от времени активировать процесс регенерации сажевого фильтра, проезжая примерно 40 км со скоростью 80 км/ч на низких передачах, либо двигаться в обычном режиме, также используя низшую из возможных передач…”.
Проблема состоит в том, что в обычных городских условиях обычный водитель не всегда имеет возможность двигаться в необходимом режиме. В результате, сажевый фильтр забивается ещё больше, и, в конце концов, может выйти из строя, сигнализируя об этом ошибкой на приборной панели.
В качестве полумеры, блок управления двигателем некоторых автомобилей имеет возможность самостоятельно менять параметры работы двигателя (изменяются параметры системы впрыска топлива) с целью “прожечь” и принудительно очистить сажевый фильтр (запустить прожиг сажевого фильтра).
Поэтому даже в городских условиях можно наблюдать за некоторыми машинами столбы черного или сизого дыма. Во время регенерации сажевого фильтра DPF клапан EGR открыт для повышения температуры выхлопных газов.
Совет
В результате попадания в сажевый фильтр не полностью сгоревшего топлива или дополнительно разогретых выхлопных газов, жаропрочная керамическая начинка сажевого фильтра разогревается до 700°С и даже до более высокой температуры (локальные температуры достигают порядка 1000°С), в результате чего, все осевшие в микроканалах частички сажи быстро выгорают практически без остатка и сажевый фильтр очищается (происходит прожиг сажевого фильтра или сажевый фильтр чистка).
Если по какой либо причине этого не произошло, необходимо запустить регенерацию вручную, с помощью диагностического оборудования. Большинство автопроизводителей допускают эту функцию.
Стоит ли удалять сажевый фильтр дизельного двигателя и как правильно провести эту процедуру?
Владелец автомобиля с дизельным двигателем может столкнуться с проблемой засорения и выхода из строя фильтра, предназначенного для улавливания частиц сажи. В этом случае можно установить новые детали или провести процедуру удаления сажевого фильтра.
Конструктивно сажевый фильтр представляет собой контейнер, изготовленный из нержавеющей стали.
Элемент размещается в выпускном тракте на минимальном расстоянии от турбокомпрессора для обеспечения высокой температуры газов.
В одном корпусе с очистительным устройством размещается нейтрализатор газов окислительного типа. Поток газов сначала проходит через нейтрализатор, а затем попадает в фильтр.
Внутренний объем фильтра заполнен сотовым керамическим элементом (карбид кремния) с каталитическим покрытием поверхности. Керамика применяется по причине способности выдерживать нагревы до высоких температур.
Соты расположены параллельно и по очереди перекрыты то с одной, то с другой стороны. За счет этого обеспечивается проход газов через пористые стенки каналов, покрытых катализатором.
На этом этапе происходит фильтрация частиц сажи.
Система сажевого фильтра
Сажевый фильтр входит в состав целого комплекса, состоящего из узлов:
- 1 — контроллер, расположенный в комбинации приборов;
- 2 — блок управления работой двигателя;
- 3 — измерительный датчик расхода воздуха (ДМРВ);
- 4 — двигатель;
- 5 — сенсор температуры газов перед турбокомпрессором;
- 6 — турбокомпрессор;
- 7 — сенсор температуры газов перед фильтром;
- 8 — лямбда-зонд;
- 9 — фильтр;
- 10 — сенсор замера перепада давления выхлопных газов в фильтре;
- 11 — сенсор температуры газов после фильтра;
- 12 — глушитель.
На V-образных двигателях установлены индивидуальные сажевые фильтры и датчики на каждый блок цилиндров.
Типы фильтров
На дизелях применяются два типа фильтров, отличающихся способом очистки от сажи:
- тип DPF, требующий ручной промывки специальными жидкостями;
- модель FAP, с системой самоочищения по данным от датчиков.
На ранних моделях дизелей мог применяться внешний фильтр, устанавливаемый в выхлопной трубе. В настоящее время подобное устройство не используется.
Сажевый фильтр – благо или проблема?
Система очистки газов от сажи имеет важное значение для экологии. Но препятствием является качество дизельного топлива, которое в России далеко от идеала.
Если в Европе и Северной Америке сажевые фильтры служат по 150-200 тыс. км, то в РФ очиститель зачастую выходит из строя через 40-50 тыс. км. Можно провести замену устройства, но ценник запчастей превышает 100 тыс.
рублей и не факт, что новый фильтр прослужит долго.
Для продления срока службы сажевого фильтра рекомендуется проводить принудительный прожиг сот при каждом плановом ТО и использовать моторное масло с пометкой «для двигателей, оснащенных сажевым фильтром».
Обратите внимание
Помимо оригинальных деталей, на рынке встречаются аналоги, обладающие сниженной стоимостью. Несмотря на экономическую выгоду, не рекомендуется установка подобных узлов. Это связано с низким качеством компонентов, не выдерживающих температурной регенерации. Из-за этого керамическая вставка разрушается, а корпус может прогореть. Прогар устройства становится причиной возгорания автомобиля.
Некоторые владельцы авто пытаются заменить керамические соты металлической стружкой, мотивируя это тем, что сохранится функциональность фильтра. По факту подобное изделие не выполняет своих обязанностей. Датчики будут фиксировать ошибки и выводить информацию на комбинацию приборов. Некоторые автомобили при появлении ошибок фильтра сразу переводят двигатель в режим аварийной работы.
Почему засоряется сажевый фильтр?
Причинами ускоренного засора являются:
- неисправность элементов системы рециркуляции газов;
- попадание в фильтр масла из турбокомпрессора;
- поломки топливной аппаратуры, приводящие к подаче излишнего горючего;
- засоренный воздушный фильтр, из-за которого смесь становится обогащенной;
- эксплуатация автомобиля в режиме коротких поездок без полноценного прогрева мотора;
- использование моторного масла ненадлежащего качества.
Особенно вредны для фильтра частицы сульфатов металлов, которые входят в состав присадок моторных масел. Частицы попадают в устройство через изношенную цилиндро-поршневую группу или через опоры роторов компрессора и турбины. Загрязнения формируют на поверхностях фильтра прочный слой нагара, который не удаляется прожигом или химической очисткой.
Разрез керамических сот, забитых сажей
Причиной повреждения фильтра может стать выход из строя сенсоров температуры или давления. Некорректный сигнал от датчиков переводит двигатель в режим аварийной работы с отключенным турбокомпрессором. Длительное функционирование дизеля в режиме ограниченной мощности способствует интенсивному отложению сажи на сотах.
Признаки засорения сажевого фильтра
Признаки фильтра с забитыми каналами или разрушенным каталитическим слоем:
- постоянные ошибки в системе управления, вызывающие включение лампы Check Engine и переход двигателя в аварийный режим работы;
- снижение мощности мотора из-за уменьшения проходных сечений системы выпуска;
- увеличение расхода топлива из-за попыток проведения регенерации фильтра;
- плавающие обороты холостого хода;
- возможно появление посторонних шумов при работе двигателя и возникновение дымного выхлопа.
Большинство автомобилей с сажевым имеет специальный индикатор на комбинации приборов, включение которого сигнализирует водителю о неисправности компонента.
Значок аварийной работы сажевого фильтра
Способы очистки сажевого фильтра дизельного двигателя
Дизельные двигатели оснащены электронными системами управления, которые ведут очистку фильтра автоматически. Но может наступить момент, когда владельцу придется промывать и чистить фильтр при помощи специальных химических составов. Процедура очистки жидкостями может выполняться самостоятельно.
Регенерация устройства
По мере оседания частиц сажи потоку выхлопных газов становится все труднее проходить в атмосферу. Помимо этого, снижается эффективность работы устройства.
Для предотвращения подобного явления применяется периодическая регенерация устройства. Во время процедуры происходит выжигание частиц сажи.
Процесс выполняется в автоматическом режиме без вмешательства водителя. Поведение автомобиля при этом не меняется.
Прожиг сажевого фильтра
Различают два вида температурной регенерации:
Пассивная очистка происходит в постоянном режиме и не требует корректировок в программе блока управления двигателем.
Прочистка производится за счет высокой температуры выхлопных газов в фильтре, которая находится в пределах 400-500 ºС.
Нагрев становится катализатором химической реакции, при которой углерод соединяется с диоксидом азота, получая на выходе диоксид углерода. Дополнительным ускорителем реакции является слой платины, нанесенный на сотах фильтра.
Активный режим очистки включается при помощи блока управления двигателем. Активация специального алгоритма приводит к повышению температуры выхлопных газов.
Подобная процедура автоматически включается на машинах, перемещающихся на короткое расстояние, недостаточное для пассивной очистки. Включение режима происходит по данным от датчиков, температура выхлопа доходит до 650 ºС.
Очистка занимает не более 10 минут, химические процессы аналогичны пассивному режиму.
Процедура прожига сажевого фильтра на двигателе Ford Focus 1,6 TDCI показана в видеоуроке от канала «MCAR BMW Михаил М».
Промывка сажевого фильтра своими руками
Промывка фильтра жидкостью выполняется на устройствах любого типа. Процедура применяется в тех случаях, когда температурный метод регенерации не позволяет удалить слой сажи.
Существуют две методики промывки:
- со снятием фильтра с автомобиля;
- без снятия.
Жидкость для очистки TUNAP MP 131
Жидкость МР 131 производится германской компанией Tunap Group. Входящие в состав присадки активно растворяют сернистые соединения, отложившиеся на поверхности фильтра.
Жидкости МР 131 и 132
Чистка сажевого фильтра жидким средством ТУНАП производится следующим образом:
Если промывка жидкостями МР 131 и 132 не дала ожидаемого эффекта, то потребуется снять фильтр для повторной очистки более активными средствами.
Жидкость для промывки DPF Flushing Liuquid
Жидкость немецкого производства содержит компоненты, разрушающие слой нагара и отложений. Вещества абсолютно инертны по отношению к материалам фильтра.
Упаковка DPF Flushing Liuquid
Очищение DPF Flushing Liuquid производится следующим образом:
Самостоятельная вырезка сажевого фильтра
Если фильтр не удается прочистить прожигом или промыть спецрастворами, то владельцы автомобилей удаляют устройство. Непосредственно фильтр возможно вырезать самому, но требуется программное регулирование системы управления двигателем. Данная операция выполняется в условиях специализированного сервиса.
Последствия вырезки фильтра
Из-за того, что сажевые фильтры работают со специальным алгоритмом программного обеспечения, существует риск некорректной работы двигателя. Вернуть мотор к прежнему состоянию можно только путем установки нового дорогостоящего сажевого очистительного элемента.
Распространенные проблемы некорректного удаления фильтра:
- невозможно контролировать работу двигателя по имеющимся датчикам;
- наблюдается некорректная работа двигателя с переходом в аварийный режим;
- затрудняется диагностика системы управления двигателем.
Некоторые модели автомобилей включают регенерацию по объему израсходованного топлива. Не получая обратной связи от датчиков, блок управления станет инициировать прожиг постоянно.
Подача лишнего топлива приведет к перегреву выпускной системы и возгоранию. Излишки топлива могут попасть в моторное масло, что становится причиной неконтролируемой работы дизеля «в разнос».
Конечным итогом станет капитальный ремонт двигателя.
Как правильно удалить сажевый фильтр из автомобиля?
Перед началом удаления очистительного устройства необходимо убедиться в наличии скорректированного программного обеспечения для двигателя. ПО работы дизелей с удаленным фильтром существует не для всех моделей автомобилей.
Корректная процедура удаления сажевого фильтра состоит из:
- вырезки керамического сотового наполнителя;
- аккуратной заделки отверстия или установки пламегасителя;
- полноценного программного удаления фильтра.
Процедура удаления сажевого фильтра применяется тюнинговыми ателье, которые форсируют дизельные двигатели. Параллельно удаляются вихревые заслонки, стоящие на впуске, и глушится клапан рециркуляции выхлопных газов EGR.
Методы удаления
Для демонтажа фильтра имеется всего одна методика — механическое удаление сотового наполнителя, а затем корректировка программы. Обе операции должны производиться совместно, любые другие методики недопустимы.
Подготовленный к удалению наполнителя фильтр
Физическое удаление компонента
Убрать фильтр можно следующим образом:
Некоторые владельцы монтируют на место сажевого фильтра даунпайп, который призван убрать неприятный звук резонанса в пустом корпусе.
На фотографиях приведены этапы удаления наполнителя из сажевого фильтра автомобиля Фольксваген Каравелла.
Корпус фильтра разрезан Хорошо виден слой сажи Остатки сажи на стенках корпуса Выбивание наполнителя Стыковка половин корпуса Нанесение антикоррозионной защиты на шов
Программное удаление компонента
Примерная последовательность выполнения работ:
Преимущества удаления сажевого фильтра
К положительным аспектам удаления относятся:
- небольшой рост мощности двигателя из-за снижения сопротивления потоку выхлопных газов;
- нет необходимости слежения за состоянием фильтра и отсутствуют затраты на запасные части;
- снижается расход топлива из-за отсутствия алгоритма регенерации;
- меньшая температура нагрева выпускного коллектора;
- нет необходимости стоять и ожидать окончание регенерации (прерывать процедуру не рекомендуется);
- нет потребности в периодических поездках по трассе, необходимых для очистки сажевого фильтра;
- возможность использования для двигателя универсального моторного масла, предназначенного для дизельных и бензиновых моторов.
Последствия удаления сажевого фильтра
По отзывам владельцев автомобилей с удаленным фильтром, можно выделить минусы операции:
Видео «Снятие сажевого фильтра»
Процесс снятия сажевого фильтра на Фольксваген Т5 показан в видеоролике, снятом для канала Drive Time.