Содержание
- 1 Как работают противотуманки?
- 2 Установка противотуманных фар на «Калину»
- 2.1 Содержание
- 2.2 Виды ПТФ и подготовка к их установке на «Калину»
- 2.3 Установка ПТФ своими руками
- 2.4 Подключение ПТФ к проводке автомобиля
- 2.5 Регулировка противотуманок и ПДД
- 2.6 Виды ПТФ и подготовка к их установке на «Калину»
- 2.7 Установка ПТФ своими руками
- 2.8 Подключение ПТФ к проводке автомобиля
- 2.9 Регулировка противотуманок и ПДД
- 3 Основные правила регулировки противотуманных фар
- 4 Как установить противотуманки?
- 5 Подключение противотуманных фар через реле своими руками
- 6 Как отрегулировать противотуманные фары
- 7 Автомобильные противотуманные фары и фонари – устройство и рекомендации по их установке
- 8 Как подключить противотуманки своими руками?
Максимальное количество несчастных случаев на дороге происходит при выпадении осадков – дождь, снег, или, когда на дорогу ложится туман. Не попасть в дорожно–транспортное происшествием и улучшить видимость в плохую погоду, помогут противотуманные фары автомобиля. Как правило противотуманки идут в базовой комплектации, но есть модели, где в базовой комплектации их нет и приходится дооснащать машину противотуманной оптикой самостоятельно.
Как работают противотуманки?
Не использовать противотуманки, значит не осознавать их преимущество над обычными фарами при плохой видимости из-за осадков. У противотуманок длина волны больше, чем у простой оптики, поэтому свет глубже проникает в туман улучшая видимость.
Передние фары автомобиля, в отличие от противотуманных, будь они ксеноновыми или светодиодными, имеют короткую волну рассеивания.
Из-за короткой волны рассеивания, обычные фары не могут дать четкую видимость при обильных осадках, проигрывая в этом параметре противотуманной оптике.
Когда включают противотуманные фары:
- Противотуманки включаются в туман, в дождь, при обильном снегопаде;
- Если нужно обозначить автомобиль на неосвещенном участке дороги.
Какие противотуманные фары выбрать?
Противотуманки бывают белого, синего, янтарного, красного или стандартного желтого цвета. Яркие цвета стекол противотуманок служат маяком, сигналом для водителей встречных автомобилей, о идущем на встречу транспортном средстве. Желтый цвет – цвет осторожности, напоминает свет уличных фонарей.
Красный ассоциируется с резким торможением, с внезапной остановкой. Синие и белые противотуманки слишком ослепляют водителей машин, движущихся по встречной полосе, поэтому не рекомендуем. Статистика поиска запчастей на Zap-Online.
ru показывает, что спросом пользуются желтые противотуманки, а значит желтые и берите – оптимальный выбор.
Набирают популярность галогенные противотуманные фары, излучающие больше тепла и отбрасывающие более сплочённый, прямой луч света.
В галогенных противотуманках используют такие минералы как ртуть, натрий или галогенид, которые отбрасывают легкий фиолетовый оттенок. Цена галогенок от 900 рублей до 12 000 рублей.
Не советуем гнаться за «оригинальной» противотуманной оптикой, сейчас в магазинах есть очень хорошая «неоригинальная» – почитайте отзывы в интернете.
В большинстве противотуманных фар стоят ксеноновые лампы. В случае сильного снегопада или тумана они дадут фору обычным.
Универсальная инструкция по установке противотуманных фар
Найдите противотуманные фары, которые технически подойдут автомобилю.
Извлеките из коробки и проверьте, сколько в них Ампер. Установите переключатель на необходимый для автомобиля ампер-уровень.
Если производитель не предусмотрел место под кнопку включения / выключения противотуманных фар, придется оборудовать ее самому. Будьте внимательны, подключайте провода в отрицательную сторону от источника питания.
Подключив кнопку включения/выключения установите фары на штатные места. Если штатного места нет, придется сделать его самостоятельно.
Заведите автомобиль и проверьте работу противотуманок. Если предохранитель источника питания «выбивает», попытайтесь подключить фары к другому источнику.
- Если противотуманки не работают, проверьте все соединения.
- Замотайте соединения проводов изоляционной лентой для защиты от влаги и коррозии.
- Закрывайте капот, пользуйтесь.
Бонусом, посмотрите ролик, о дополнительных секретах вождения автомобилем в туманную погоду
Установка противотуманных фар на «Калину»
Содержание
Виды ПТФ и подготовка к их установке на «Калину»
Установка ПТФ своими руками
Подключение ПТФ к проводке автомобиля
Регулировка противотуманок и ПДД
Противотуманные фары относятся к дополнительному наружному освещению автомобиля и обеспечивают безопасность движения при неблагоприятных погодных условиях посредством горизонтального освещения дороги и обочины. Установка противотуманных фар на «Калину» производилась заводом изготовителем не на всех модификациях, поэтому проблема самостоятельной установки ПТФ существует в кругах автолюбителей.
Виды ПТФ и подготовка к их установке на «Калину»
Противотуманные фары – это самостоятельные световые приборы в собственном корпусе, крепятся ниже основных фар и не заменяют основной свет из-за маленькой дальности освещения.
Оптимальный выбор – это ПТФ с желтым светом, который хорошо видно в тумане, он не слепит водителей встречного транспорта и подсвечивает дорожную разметку. Передние противотуманные фары мощностью 50 Вт, задние – 21 Вт.
Иногда устанавливают задний красный фонарь, который хорошо виден вдалеке.
Противотуманные фары – это самостоятельные световые приборы в собственном корпусе
Противотуманные фары «Лада Калина» различные по комплектации, виду, производителю:
- с плоским стеклом (если производитель Bosch – продаются парой, у аналога ТМ «Луч» – нет клапана запотевания);
- с выпуклым, как линза, стеклом (можно приобрести поштучно от ТМ «Автосвет» или китайский ProSport);
- сдвоенные или одинарные;
- различной геометрической формы (круглые, квадратные, овальные);
- для наружной установки или утопленные внутрь.
Из-за того, что на «Калину» не предусмотрена электропроводка, для установки необходимо докупить помимо самих противотуманных фар с накладками, еще и комплект, состоящий из:
- проводов в гофре;
- маркированное реле для установки в монтажном блоке;
- кнопки включения фар;
- метизов (саморезы);
- коннекторов для соединения проводов;
- инструкции по установке с электрической схемой.
Противотуманные фары Lada Kalina
Из инструментов вам понадобится:
- ключ на 8 и 10;
- плоская и крестовая отвертка (большого размера);
- кусачки;
- пластиковые стяжки для фиксации проводов;
- изоляционная лента.
Установка ПТФ своими руками
Установка противотуманных фар на «Калину» может производиться как со снятием бампера (для новичков), так и без такового (с демонтажем передней части подкрылок).
Если бампер решено не снимать, для удобства выкрутите руль до упора в ту сторону, с которой начинаете установку, затем смените сторону.
Мы предлагаем вам универсальную, пошаговую инструкцию по установке ПТФ на «Ладу Калина», состоящую из двух этапов: работа снаружи кузова (включая демонтаж бампера), монтаж изнутри.
Нужно снять заглушку противотуманок Калины
Работу снаружи выполните в такой последовательности:
- выкрутите крепежи пор решеткой снизу бампера и в колесных арках;
- выведите бока бампера из-под арок колес и снимите его;
- с помощью плоской отвертки отогните защелки на заглушках и вытащите их;
- в образовавшиеся углубления установите приобретенные ПТФ;
- закрепите фары с помощью саморезов из комплекта установки изнутри бампера (по 3 шт. на каждую);
- установите накладки ПТФ до щелчка;
- отрегулируйте свет, после подключения электрики (с помощью рулетки и шестигранника);
- смонтируйте бампер в обратном порядке.
По желанию, накладки, которые идут в комплекте с фарами, можно окрасить в желаемый цвет. Если вы выбрали ПТФ нестандартной формы, придется выпиливать место для установки самостоятельно.
Внутренние работы делятся на: подключение ПТФ внутри салона, работа в моторном отсеке.
По желанию, накладки, которые идут в комплекте с фарами, можно окрасить в желаемый цвет
Подключение ПТФ к проводке автомобиля
Подключение ПТФ начинается внутри салона:
- найдите под педалью сцепления уплотнитель, вытолкните его и протяните в отверстие проводку противотуманных фар, помогая себе проволокой;
- соедините провода ПТФ с основной проводкой стяжками;
- снимите приборную панель, чтобы добраться до монтажного блока;
- дальнейшая протяжка электрики и демонтаж зависит от места установки кнопки включения ПТФ (в промежуток между сиденьями, вместо кнопки включения кондиционера, в блок управления наружным освещением);
- снимите заглушку и установите кнопки в нужном месте (в инструкции по установке рекомендуется место на центральной консоли, слева от кнопки включения обогрева заднего стекла);
- протяните два длинных провода от кнопки включения ПТФ к монтажному блоку через панель приборов (питание кнопки подводится через розовый провод из блока предохранителей);
- выдвиньте монтажный блок насколько возможно и подсоедините к нему реле, предохранители и провода от кнопки включения по инструкции (предохранитель должен быть на 15 А, к нему и проводам ПТФ подключаем силовые контакты реле 30 и 87);
- перейдите для работы в моторный отсек;
Перейдите для работы в моторный отсек
- проверьте работоспособность системы, заизолируйте контакты;
- установите назад панель приборов.
В моторном отсеке выполните следующее:
- откиньте клемму «+» с аккумуляторной батареи, для безопасности подключения;
- положите гофру с проводкой для ПТФ параллельно штатной в левом крыле автомобиля (к левой колодке коротким концом, к правой – длинным);
- подключите провода к самим фарам с помощью колодок;
- клемму «-» от каждой фары подключите под гайки крепления рамы радиатора на кузове;
- клемму «+» подсоедините к аккумуляторной батарее по приложенной в инструкции схеме;
- верните клемму «+» на аккумулятор и проверьте работу фар.
Регулировка противотуманок и ПДД
После установки и подключения противотуманных фар на «Ладу Калина» нужно обязательно выполнить регулировку направления и яркости светового потока. Автомобильный свет должен падать под определенным углом, со смещением в правую сторону для леворульных автомобилей, и влево – для праворульных (положение № 699 «Автомобильной международной конвенции» от 12.12.1999).
- Регулировка противотуманок
- Чтобы правильно отрегулировать свет фар самому, нужно:
- залить полный бак бензина;
- сделать в шинах одинаковое давление, отвечающее инструкции по эксплуатации автомобиля;
- поставить машину на площадке с ровным покрытием и стеной или забором перед ней на расстоянии 5–10 м от преграды;
- посадите за руль человека массой 75 кг или утяжелите водительское сидение неживым предметом. Загрузите багажник на 70 кг;
- измерьте расстояние от земли до центра ПТФ и проведите на стене горизонтальную линию на той же высоте;
- включите фары и с помощью винта, который находится в отверстии снизу накладки, отрегулируйте световой поток. Для этого по очереди закрывайте фары непроницаемым материалом и центруем по отмеченному на стене уровню, полученный поток должен быть на полметра ниже света основных фар. Расстояние между центрами световых пятен – 1200 мм;
- все действия проводить в темное время суток.
Все действия проводить в темное время суток
Согласно ПДД, противотуманные фары нужно использовать только при недостаточной (из-за погодных условий) или ограниченной видимости.
Правилам ЕЭК ООН гласят, что горизонтальный угол рассеивания света противотуманных фар должен быть до 70° и иметь четкую границу. Минимальная высота установки – 250 мм от поверхности дороги, максимальная – 700 мм, но не выше основных фар. Чем выше установлены ПТФ, тем хуже они будут исполнять свою функцию.
Основные правила регулировки противотуманных фар
Большинство современных автомобилей сходят с конвейера с набором дополнительных опций, которые направлены на повышение безопасности вождения и создание для водителя комфортных условий.
Важнейшими дополнительными приборами в транспортном средстве являются противотуманные фонари. Они устанавливаются и спереди, и сзади, образуя заметный световой пучок в условиях плохой видимости.
Однако противотуманки, как и другие узлы в машине, требуют заботы и внимания со стороны автовладельца. И в первую очередь это касается передних оптических элементов.
Когда дорожное полотно в условиях тумана или моросящего дождя остается недостаточно освещенных, требуется регулировка противотуманных фар. Практика показала, что эффективность освещения дороги напрямую зависит от правильной настройки устройств относительно шоссейного покрытия.
Требования законодательных документов
Конструктивные особенности противотуманных фонарей регламентируются несколькими законами. Важнейшими из них являются:
- Правила Дорожного Движения;
- Правила ЕЭК ООН;
- ГОСТ 8769-75.
В данных документах указаны следующие основные требования, касающиеся настройки противотуманок.
К световому пучку предъявляются такие требования:
- луч должен быть направлен вниз, при этом верхняя граница его должна иметь четкое очертание;
- горизонтальный угол рассеивания не должен превышать показатель 700.
Поэтому регулировка противотуманок производится с учетом этих параметров, влияющих на безопасность вождения.
В правилах также определен и режим использования противотуманных фонарей. Это условия ограниченной (крутые повороты, горные серпантины) и недостаточной (туман, снег, дождь) видимости.
Последовательность регулировочных работ
Основной задачей регулировки противотуманных фонарей является придание им такого положения в нишах автомобиля, при котором световой луч будет освещать дорогу и зону высотой 30-70 см над дорожным полотном.
На функциональности противотуманок негативно сказывается расширение этих границ в какую-либо из сторон.
Поэтому необходимо добиться оптимального положения фонарей, изменяя вертикальные и горизонтальные углы положения оптических приборов.
Подготовка к работе
Регулировка фар начинается с выполнения ряда подготовительных мероприятий.
Технология регулировки противотуманных фонарей
Сначала автовладельцу необходимо взять в руки мел или маркер и рулетку. С этого начинается регулировка противотуманных фар. Важно грамотно нанести разметку на вертикальном стенде или стене. В первую очередь рисуются следующие отправные точки:
- вертикальная линия, соответствующая центральной оси автомобиля;
- две параллельные линии, проходящие по центру противотуманных фар.
Эти размеры несложно перенести на вертикальную плоскость, пользуясь рулеткой или линейкой. Далее рисуются две горизонтальные черты:
- верхняя линия — это величина между центрами противотуманок и поверхностью дороги;
- нижняя линия зависит от показателя высоты верхней линии и расстояния до автомобиля. Например, при дистанции 10 м до авто и высоте верхней линии 250-500 мм этот показатель составит 100 мм. Если дистанция до авто 5 м, то при той же высоте верхней линии нижнюю черту придется рисовать на отметке 50 мм.
Теперь можно включить противотуманные фонари и проверить правильность их настройки. Для этого одну из фар необходимо закрыть светонепроницаемым материалом (картон, плотная ткань, фанера).
Если имеется нарушение в настройке, проводится регулировка света противотуманных фар. Это можно сделать с помощью специальных винтов, расположение которых легко узнать, открыв руководство по ремонту данного автомобиля. Винты вращаются до тех пор, пока не удастся добиться следующего направления светового пучка.
- Центр яркого пятна должен совпасть с точками пересечения крайних вертикальных и нижней горизонтальной линий.
- Четкая верхняя граница светового луча должна находиться на нижней горизонтальной линии.
После того, как будет выполнена регулировка противотуманок, необходимо сравнить идентичность расположения световых пучков, исходящих от каждого прибора. При выполнении всех условий можно свидетельствовать о завершении настойки дополнительной оптики.
Полезная информация
Если водителю после проведения всех работ по настройке противотуманных фонарей не понравилось их свечение, то возможно причина этого явления кроется в конструктивных особенностях оптики. Важную роль в освещенности дороги играет цвет образуемого луча.
Самыми эффективными считаются противотуманные фонари, генерирующие световой пучок с цветом, который находится в длинноволновой части спектра. Именно такой луч идеально проходит сквозь мельчайшие капли воды. Лучше всего в таких условиях работает красный свет, но в передней оптике его запрещено устанавливать правилами.
Из разрешенных цветов наиболее эффективным в условиях тумана или моросящего дождя остается желтый луч.
В заключение следует заметить, что регулировка противотуманных фар, выполненная своими руками будет не столь точна, как это сделают специалисты в автосервисе.
Основным отличительным моментом является наличие специального прибора реглоскопа, который оснащен измерительным оптическим углом.
Однако та миллиметровая точность, с которой сделают настройку противотуманок профессионалы, вряд ли стоит потраченных денег и времени.
Как установить противотуманки?
Как установить противотуманки?
В сегодняшней статье основное внимание уделим тому, как установить противотуманки на транспортное средство. Кроме того, не обойдем стороной и некоторые моменты, связанные с правилами их установки (согласно ПДД ГОСТ 8769-75) и предъявляемым к ним требованиям (сертификат соответствия по Правилам № 19 ЕЭК ООН).
Описание
Основным предназначением противотуманных фар является создание оптимального освещения пути во время тумана, сильного снегопада и дождя. Также должным образом отрегулированные и установленные, они используются для подсветки обочины дорог или вместо ближнего света
Инструменты
Первым делом покупаем комплект противотуманных фар, который состоит из:
- противотуманных фар;
- необходимых шнуров и клемм для них;
- реле на 4 контакта;
- выключателя;
- выносного предохранителя.
Из инструментов же необходимо иметь при себе следующие:
- отвёртки (крестовые и плоские);
- ключи на 8 и 10;
- плоскогубцы;
- также берём несколько вспомогательных коннекторов, несколько различных хомутов и креплений;
После этого ещё раз удостоверяемся в сохранности приобретённого комплекта и приступаем к следующему шагу – установке.
Установка
Первым делом полностью обесточиваем аккумулятор, тем самым исключая даже малейшую возможность возникновения какого-либо замыкания. Далее осматриваем авто на наличие неполадок механического характера, которые могут свести к нулю всю работу. Некоторые специалисты рекомендуют заранее спланировать последующий путь прокладки проводки.
Для удобства весь процесс можно разделить на несколько этапов: монтаж на бампере, установке специфической кнопки на приборной панели авто и финальное подключение.
Монтаж на бампере
Другую сторону шнура протягиваем внутрь авто.
Установка выключателя
Подключение
Правила установки и требования к противотуманным фарам
Несколько советов
Это можно сделать в любой мастерской.
Теперь вы знаете, как установить противотуманки.
Если четко следовать предложенной инструкции, то проблем возникнуть не должно.
Если вы хотите поставить ксеноновые лампы в противотуманные фары, читайте статью Как установить ксенон.
Если же вас интересует демонтаж противотуманных фар, обратитесь к статье Как снять противотуманки.
Подключение противотуманных фар через реле своими руками
Безопасность и комфорт – основные качества, достойные внимания владельца автомобиля. Если вы печетесь о себе и каждом пассажире, выбирайте автотранспорт с полной комплектацией.
Противотуманные фары не являются обязательным компонентом машины: заводы-изготовители нередко игнорируют данный функциональный и полезный элемент, желая максимально удешевить выпускаемые авто.
О том, как установить и как отрегулировать противотуманные фары, будет рассказано далее.
Достоинства функционального осветительного оборудования
Противотуманные фары позволяют частично снять нагрузку с глаз водителя во время вынужденной поездки в сложных погодных условиях. С их помощью удается добиться лучшего освещения дорожного полотна. Наибольшее значение фар кроется в точной подаче света, от чего зависит освещение дороги.
Приборы с точной регулировкой освещают до 10 метров пространства перед автомобилем, чего вполне достаточно для безопасного движения в сложных погодных условиях.
Разумеется, для этого понадобится придерживаться определенного скоростного режима. Регулирование фар осуществляется в процессе установки оборудования.
Качество освещения дорожного полотна полностью зависит от настройки угла падения светового потока.
Подключение противотуманок
Справиться с установкой противотуманных фар на авто сможет всякий водитель, имеющий представление, как правильно обращаться с инструментом.
Если же вы умеете лишь управлять автомобилем, при этом не касаетесь инструментария, едва ли удастся оборудовать личный автомобиль противотуманками. В таком случае рекомендуется обратиться к специалистам станции технического обслуживания.
Прежде чем подсоединить оборудование, понадобится собрать некоторые инструменты и материалы. Вам понадобятся:
- комплект проводов для подключения противотуманных фар;
- изолента;
- колодка и реле фар;
- колюще-режущие инструменты;
- предохранитель;
- кнопка включения.
Рекомендации по установке и требования к оборудованию
Осуществлять монтаж противотуманных фар необходимо согласно действующим Правилам дорожного движения. В ПДД прописаны пункты относительно того, как доукомплектовывать автомобиль противотуманками.
Если вы не можете самостоятельно разобраться в установке противотуманных фар, имея схему и четкую последовательность, рекомендуем обратиться к компетентному специалисту. Так удастся сократить нервные клетки и личное время.
Схема подключения противотуманок содержится на страницах ПДД.
Добиться качественного освещения дорожного полотна в плохих погодных условиях удастся при соответствующей регулировке угла светового потока.
Свет должен распространяться выше горизонтальной плоскости. Устанавливать фары следует в нижней области кузова, чтобы добиться сближения приборов с дорогой.
Устанавливая противотуманки в нижней части машины, позаботьтесь о сохранности фар, предотвращении ударов от палок, камней, нередко находящихся на дороге. Для этого воспользуйтесь специальными заглушками. Ухаживайте за противотуманными фарам, содержите их в чистоте, и тогда оборудование прослужит вам долгие годы.
Как отрегулировать противотуманные фары
Установка и регулировка противотуманных фар автомобиля.
Только противотуманные фары позволяют улучшить обзорность при неудовлетворительной видимости связанной с плохими погодными условиями (туман, плотный дождь, метель). Но эффективно работать могут только правильно отрегулированные противотуманки.
Рекомендации по установке:
Правильные размеры для регулировки противотуманных фар.
Дабы точно отрегулировать противотуманные фары, важно правильно установить их на автомобиль. Располагаться противотуманки должны на уровне около 250 мм от земли.
Помимо этого необходимо их закрепить так чтобы фары не выступали за габариты машины более чем основная оптика и не препятствовали работе. Рекомендовано крепление противотуманок на примерном расстоянии в 400 мм/600 мм от корпуса основной фары автомобиля.
После монтирования фар нужно необходимо правильно отрегулировать их вертикальные и горизонтальные углы расположения.Иначе эффективность их работы будет снижена,и вместо надежного источника света в туман они превратятся в источник проблем.
Процесс регулировки противотуманных фар:
Положение автомобиля и световых пучков на экране при регулировки.
1. Специальный подвижной экран подставляют вплотную или само транспортное средство подгоняют к ровной стене на расстоянии 7 или 6 метров.
2. На экране при помощи карандаша видимыми точками отмечается центр фар, после чего отступив 100 мм вниз проводится горизонтальная линия.
3. Следом за выполнением разметки подвижный экран необходимо отодвинуть на семь или шесть метров от автомобиля (а в случае со стеной – отогнать машину) и включить противотуманки.
4. При правильно отрегулированных противотуманных фарах, верхняя граница излучаемого ими света должна находиться на одном уровне с проведённой ранее горизонтальной чертой.Помимо этого необходимо измерить расстояние между центрами пучков света.Его оптимальная величина должна составлять 1200 мм.
Проверка свечения противотуманных фар:
После установки и регулировки противотуманной оптики необходимо обязательно её протестировать.Это поможет понять насколько точно светят противотуманные фары.Естественно что лучше всего это делать в туманный день,либо с наступлением сумерек выехав на трассу и включив противотуманки.
Правильно отрегулированные фары должны обеспечивать максимальную освещённость пути на расстоянии двадцати и более метров от автомобиля.
Если были замечены какие-либо отклонения от нормальной работы противотуманок и самостоятельно отрегулировать их правильно не получается.Необходимо обратиться в специализированный центр для проведения компьютерной коррекции света фар.
Автомобильные противотуманные фары и фонари – устройство и рекомендации по их установке
Автомобили приспособлены к эксплуатации в любых погодных условиях. При наличии тумана, интенсивных осадков или пылевых облаков ухудшение видимости приводит к снижению скорости их движения. Необходимый уровень безопасности движения автомобиля в этих условиях обеспечивается световыми приборами.
В тумане ближний и дальний свет фар головного освещения не обеспечивают удовлетворительной видимости дороги.
Лучи ближнего и особенно дальнего света отражаются от мельчайших капелек тумана, рассеиваются и создают молочно-белую пелену перед автомобилем, которая ослепляет водителя.
При включении обычных фар головного освещения в тумане с метеорологической видимостью меньше 20 м водитель автомобиля практически не видит дорогу и объекты на ней.
Условия видимости в темное время суток при движении в тумане, в снегопад и дождливую погоду зависят от светораспределения и точности регулирования фар. Для улучшения видимости дорожного полотна, обозначения габаритных размеров автотранспорта и снижения аварийности на автомобилях во время туманов, дождей и снегопадов применяют противотуманные фары и фонари.
Противотуманные фары отличаются от обычных большим углом рассеяния светового пучка в горизонтальной плоскости и более четкой верхней светотеневой границей (рис. 1).
Такое светораспределение в горизонтальной плоскости обеспечивается соответствующим микрорельефом внутренней поверхности рассеивателя с вертикальными цилиндрическими линзами и экраном перед лампой.
Больший угол рассеяния светового пучка обеспечивает хорошую видимость дороги и обочины на расстоянии 15—25 м.
Для того чтобы уменьшить рассеивающее действие тумана на световой пучок, противотуманные фары устанавливают ближе к дорожному полотну. В этом случае уменьшается длина пути световых лучей до пересечения с полотном дороги.
Размещать противотуманные фары следует не выше фар ближнего света на высоте (по нижней кромке светового отверстия) не менее 250 мм над полотном дороги. От плоскости бокового габарита они должны отстоять не более чем на 400 мм.
Углы рассеяния светового пучка противотуманных фар составляют ±5° по вертикали и +45 и —10° по горизонтали.
Высота установки противотуманных фар в меньшей степени влияет на условия видимости дороги, чем светораспределение и точность регулирования.
Так, увеличение высоты фары над уровнем дороги с 250 до 1000 мм приводит к снижению максимальной дальности видимости примерно на 10 %.
В то же время отклонение пучка света фары вверх на 3° (вследствие разрегулирования) может в 2 раза уменьшить дальность обнаружения объекта на дороге.
Для достижения большего цветового контраста рассеиватели противотуманных фар иногда изготовляют из желтого стекла. Однако заметных преимуществ в изменении спектрального состава излучения таких фар нет. Цвет светового пучка фары практически не влияет на условия видимости в тумане средней и высокой плотности.
Лучи желтого света с большей длиной волны лучше проникают через туман малой плотности или пылевую среду с малыми размерами частиц, соизмеримыми с длиной световых волн. В фары с рассеивателями желтого цвета устанавливают лампы большей мощности. Цвет рассеивателей двух фар на одном автомобиле должен быть одинаковым.
а- ФГ106, б- ФГ108, в- ФГ119, г- ФГ120, д- ФГ152 с галогенной лампой, е- 11.3743 с галогенной лампой
Противотуманные фары могут иметь круглое или прямоугольное световое отверстие (рис. 2). Их встраивают в кузов, в буфер или крепят к буферу автомобиля с помощью кронштейна. Противотуманные фары могут входить в состав блок-фары.
а — ФГ119- б — ФГ120-Б; в — 11.3743; 1 — рассеиватель; 2 — отражатель; 3 — экран; 4 — лампа; 5 — патрон; 6 — регулировочный винт; 7 — шаровая опора; 5 — корпус; 9 – контактная пластина; 10- зажим; 11 – ободок; 12 -защитная крышка; 13 – кронштейн крепления; 14 – провод; 15 – пружинный держатель лампы; 16 – держатель экрана
Оптическая система противотуманной фары включает отражатель 2 (рис. 3) параболоидного типа, рассеиватель 1, лампу 4, нить накала которой расположена в фокусе отражателя, и экран 3.
Лампу устанавливают в патроне 5 фары ФГ119 или в специальном держателе 15 галогенной лампы АКГ12—55—1 (категории НЗ) в противотуманной фаре 11.3743.
Противотуманные фары устанавливают в качестве дополнительного светотехнического оборудования на некоторые типы автомобилей и автобусов непосредственно на заводах-изготовителях или в эксплуатации.
Фары ФГ119 с круглым световым отверстием и лампой А12—50 + 40 применяют на грузовых автомобилях и автобусах семейств ЗИЛ, МАЗ, ЛАЗ, ЛиАЗ, ПАЗ, КАЗ. Фару устанавливают снаружи автомобиля обычно над или под буфером с помощью болта, закрепленного шарнирно в корпусе.
Прямоугольная фара ФГ120 предназначена для легковых автомобилей и автобусов. Ее также устанавливают на буфере или под ним с помощью болта. Шарнирное соединение болта с корпусом фары позволяет регулировать световой пучок как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях. Светораспределение фары, ФГ120 отвечает требованиям Правила № 19 ЕЭК ООН.
Противотуманную фару ФГ152 с галогенной лампой АКГ24-70 (категории H1) используют на автомобилях семейства КамАЗ, фара ФГ152-Б с лампой АКГ12-55 (категории H1) — на автомобилях ЗИЛ-133ГЯ и ЗИЛ-133ВЯ.
Включение противотуманных фар вместо ближнего света фар головного освещения в условиях плохой видимости позволяет на 20—30 % увеличить скорость движения автомобиля.
Для уменьшения слепящего действия на водителей встречного транспорта противотуманные фары рекомендуется применять при езде в городе.
Благодаря большему углу рассеяния светового пучка по горизонтали противотуманные фары целесообразно использовать для освещения крутых поворотов на горных дорогах.
В светлое время суток при движении в тумане видимость дороги не улучшается даже при использовании противотуманных фар. Однако они могут выполнять функции габаритных огней, снижая вероятность столкновения встречных транспортных средств.
В меньшей степени при движении в тумане автомобиль защищен от наездов сзади. Задние габаритные огни в этом случае малоэффективны. Поэтому на автомобили устанавливают задние противотуманные фонари красного цвета с повышенной силой света. Сила света заднего противотуманного фонаря в рабочей зоне должна быть в 100—300 раз больше силы света габаритных огней.
Его светораспределение с большим углом рассеяния светового пучка в горизонтальной плоскости аналогично светораспределению противотуманных фар. Задний противотуманный фонарь должен быть виден водителю приближающегося автомобиля в виде вытянутого вдоль его горизонтальной оси прямоугольника равномерной яркости.
При среднегабаритной яркости 104 кд/м2 расстояние обнаружения противотуманного фонаря в атмосфере малой прозрачности в 2 раза больше расстояния, при котором различимы контуры автомобиля. Силу света и яркость задних противотуманных фонарей ограничивают. Слишком яркие фонари могут вызвать у водителей других транспортных средств состояние дискомфорта.
Задние противотуманные фонари особенно эффективны в дневное время, когда резко возрастает интенсивность движения.
Один или два задних противотуманных фонаря устанавливают на высоте 250—1000 мм. Одиночный фонарь целесообразно располагать посредине задней части автомобиля или в той его части, которая обращена к осевой линии дорожного полотна.
Если задний противотуманный фонарь не является составной частью горизонтального блока сигнальных фонарей, желательно его устанавливать выше или ниже блока.
Более высокое расположение задних противотуманных фонарей по сравнению с противотуманными фарами позволяет уменьшить вуалирование их пеленой, создаваемой светом противотуманных фар.
Установка на автомобилях противотуманных фар и фонарей повышает безопасность движения и способствует росту эффективности автомобильных перевозок.
Как подключить противотуманки своими руками?
Допустим, Вы поставили противотуманные фары и вам необходимо разобраться с подключением. Надеюсь, мы поможем в этом, ничего сложного в данной ситуации нет.
Прежде всего необходимы:
- минимальные познания в электротехнике (найти +12в и массу);
- инструмент – нож, кусачки, плоскогубцы, клеммник;
- расходные материалы: изо-лента синяя, термоусадка подходящего диаметра, хомуты пластиковые, гофра автомобильная, клеммы массовые и соединительные.
Подобрать соответствующие основные материалы:
- провод 2-х жильный сечением 1.5 мм2 – прибл. 6м;
- реле включения с разъемом (обычное реле света с ВАЗ 2108) -1 шт;
- выносной предохранитель 30А -1 шт;
- кнопка включения (на выбор по дизайну, желательно с подсветкой);
- разъемы к туманкам (если нет)-2 шт.
Теперь, когда все готово собираем такую схему
рис 1.
Порядок сборки
Провод управления (зеленый) от клеммы 85 заводим в салон (допускается сверление щита моторного). Пары клемм 85-86 и 87-30 взаимозаменяемые.
Выбираем возможность включения противотуманок своими руками:
- автономное (включение независимо не от чего, но есть шанс разрядить полностью аккумулятор случайно забыв выключить туманки) подключаем к габаритам или постоянному +ACC.
- использование только при включенном зажигании (нет возможности использовать подсветку, например от сигнализации), берем плюс с замка зажигания или ищем IGN1,а лучше IGN2 по схеме, прибором или контрольной лампочкой. Все, проверяем работоспособность.
Несколько советов
- Кнопку включения можно использовать от задних противотуманных фонарей.
- В соединениях лучше использовать не скрутки и пайку, а соединительные клеммы с защитной термоусадкой
- Всю не штатную проводку желательно упаковать в гофру, и эстетичнее, и безопаснее.