Содержание
- 1 Горный велосипед
- 2 Горные велосипеды — подробная информация
- 3 Велолайфхак: выбор горного велосипеда от А до Я
- 3.1 Important question: как выбрать подходящий для мужчины горный велосипед самостоятельно
- 3.2 Подвеска
- 3.3
- 3.4 Рама
- 3.5 Components: выбор нового горного велосипеда по компонентам
- 3.6 Амортизационные вилки
- 3.7 Колеса
- 3.8 Определяем, какой горный велосипед лучше всего выбрать для различных целей: тормоза и трансмиссии
- 3.9 Трансмиссия
- 3.10 Тормоза
- 3.11 Цена
- 3.12 Заключительные рекомендации
- 4 Всё о горном велосипеде (история, виды и факты)
Горный велосипед
Горные велосипеды (mountain bike, сокращенно MTB) – велосипеды, которые сконструированы, в первую очередь, для езды за пределами дорог (не исключая при этом обратного), из-за чего имеют несколько отличную от других «двухколесников» конструкцию.
Как правило, маунтинбайки обладают рядом «характерных признаков»:
- упрочненная рама трапециевидной формы,
- увеличенный дорожный просвет,
- наличие передней амортизационной вилки (а у определенных моделей – и заднего амортизатора),
- толстые покрышки с «цепким» рисунком протектора и усиленные обода,
- многоскоростная трансмиссия с пониженной передачей (облегчающей подъем в гору).
Первый велосипед, оснащенный широкими покрышками, многоуровневой рамой и передней подвеской, «появился на свет» еще в 1930-х годах, а изобретен он был немецким инженером Игнацом Швинном… Именно этот «двухколесник» и послужил (спустя почти полвека) прототипом для современных маунтинбайков…
В начале 1970-х в США наблюдался повышенный интерес к велотранспорту, причем в Калифорнии одним из востребованных «видов развлечений» являлось катание по горам, для которого «шоссеры» подходили не лучшим образом… По данной причине постепенно стал «зарождаться» новый класс байков, получивших название «балунеры» (из-за широких шин)…
В 1974 году шоссейные гонщики Джо Бриз, Отис Гай, Гари Фишер и Чарли Келли оснастили свои старые «балунеры» переключателями передач, мотоциклетными тормозными ручками и барабанными тормозами – заявившись на них на очередную гонку по велокроссу… Таким образом тогда в Калифорнии, ранее никому не известными велогонщиками, и были сформированы основные идеи горного велосипеда…
Обратите внимание
Дальнейшее развитие маунтинбайков заключалось, в первую очередь, в совершенствовании существовавших конструкции и оборудования и заимствовании для «двухколесников» решений, ранее использовавшихся только на мотоциклах…
Ну а «пика своей популярности» горные велосипеды достигли в 1990 году – именно тогда они были признаны Международным союзом велосипедистов (UCI) и выделены в отдельную спортивную дисциплину… В том же году состоялся первый Чемпионат мира по MTB, а еще через шесть лет маунтинбайки (в дисциплине кросс-кантри) попали в программы Олимпийских игр…
Стоит учитывать, что горные велосипеды не только существенно отличаются от шоссейных или прогулочных моделей, но так же и в собственном сегменте могут значительно разниться «в деталях».
Один из важнейших параметров при выборе того или иного байка (от этого параметра зависит и «возрастная категория», и «спортивная дисциплина»):
- 24″– это подростковые «двухколесники», которые предназначены для катания юных велосипедистов в возрасте от девяти до пятнадцати лет. Как правило, они отличаются от «взрослых» моделей уменьшенными размерами (что сказывается и на весе), в остальном же имеют аналогичную им конструкцию и «ареал обитания» – как городские улицы, так и пересеченная местность.
- 26″ – классический размер, в последнее время встречающийся преимущественно на горных велосипедах «любительского» и «начального» уровней. Велосипеды с такими колесами отлично подходят для ежедневной эксплуатации по хорошим покрытиями с выездами на бездорожье, поскольку демонстрируют ряд преимуществ: небольшой вес, хорошая маневренность, высокая жесткость, быстрый разгон и неплохая надежность. Помимо прочего, 26-дюймовые колеса – наиболее распространенная на MTB размерность, отчего их можно найти в любом велосипедном магазине.Однако «катки» на 26″ обладают посредственным накатом на прямой и продолжительных спусках (что в конечном итоге влияет и на максимальную скорость), а также невысокими амортизационными показателями при езде в условиях серьезной пересеченной местности.
- 27.5″ – это компромисс между «классикой» и «найнерами», распространенный в экстремальных видах велосипедного спорта (именно такой размер чаще остальных встречается на «продвинутых» байках). Подобные колеса могут похвастать небольшой массой (всего на 5% выше, нежели у 26″), хорошей динамикой разгона, стабильностью при движении на высоких скоростях, достаточной прочностью и отличной проходимостью. Кроме того, такие «катки» позволяют легче справляться с препятствиями (например, корнями деревьев или камнями), но при этом уступают 26-дюймовым в маневренности и жесткости, а 29-дюймовым – в накате и уровне комфорта.
- 28″ – вообще, этот размер является стандартным для шоссейных «двухколесников», однако встречается и на гибридных моделях (больше нацеленных на езду по хорошим дорогам, но позволяющих при необходимости выезжать на несложное бездорожье). Такие колеса обеспечивают хороший накат и высокий уровень комфорта на асфальтированном покрытии и неплохо подходят для заездов на относительно большие расстояния, а наряду с этим внушают определенную уверенность на пересеченной местности. Из этого вытекают и их минусы – велосипеды с 28-дюймовыми колесами нельзя назвать полноценными маунтинбайками и рассматривать их можно лишь в качестве «дорожной альтернативы» 26-дюймовым «собратьям».
- 29″ – это так называемые «найнеры». Маунтинбайки с такими колесами оптимально подходят райдерам с ростом более 185 см, а также применяются для катания в стиле кросс-кантри и веломарафонов. Большие колеса позволяют лучше держать скорость и преодолевать препятствия, отличаются хорошими сцепными свойствами и накатом, обеспечивают высокий уровень комфорта и хорошо гасят удары и вибрации. Однако по ряду параметров «найнеры» проигрывают 26″ и 27.5-дюймовым – т.к. имеют большую массу, худшую динамику разгона, невысокую торсионную жесткость и посредственную маневренность.
Конструкция рамы и тип подвески условно делят маунтинбайки на четыре «подкатегории»:
- Rigid (ригид) – разновидность велосипеда, который лишен и переднего, и заднего амортизирующего элемента. Такие горные «двухколесники» выигрывают у других по целому ряду параметров – меньший вес, лучший накат и динамика разгона, более понятная маневренность и высокий КПД (вся энергия от педалирования уходит непосредственно на колеса). Но хватает у них и недостатков, один из которых – низкий уровень комфорта, особенно при катании по пересеченной местности.Стоит отметить, что байки с жесткой вилкой используются, как правило, для триала и дерта (где требуется полный контроль над «железным конем»).
- Hardtail (хардтейл) – разновидность велосипеда, не имеющего задней подвески. Подобные маунтинбайки весят меньше двухподвесов и превосходят их в легкости педалирования, но при этом из-за своих конструктивных особенностей не обеспечивают постоянного контакта заднего колеса с поверхностью при движении в условиях пересеченной местности.Это – один из наиболее распространенных видов горных «двухколесников», которые пользуются спросом не только у обычных велосипедистов, ведущих активный образ жизни, но и применяются спортсменами в таких дисциплинах, как кросс-кантри и олл-маунтин.
- Full Suspension (полноподвесный байк / двухподвес) – велосипед, оснащенный амортизацией на обоих колесах (причем если спереди устанавливается амортизационная вилка, то сзади – однорычажная или четырехрычажная подвеска). Такие «железные кони» превосходят остальные MTB не только в ездовом комфорте, но и в сцепных свойствах, поскольку могут похвастать постоянным контактом обоих колес с дорожным полотном (даже при преодолении препятствий), за что приходится расплачиваться лишним весом, более сложным педалированием и невысокой динамикой разгона.Двухподвесы используются во многих спортивных дисциплинах: кросс-кантри, дёрт, даунхилл, фрирайд, олл-маунтин и другие.
- Softtail (софттейл) – велосипед, имеющий и переднюю, и заднюю амортизацию, но (в отличие от двухподвеса) на роль задней тут «назначена» не рычажная, а деформационная подвеска (хотя в отдельных случаях может быть применен и амортизатор, но очень маленький).Такая конструкция не рассчитана на серьезные нагрузки, но заметно облегчает езду по неровным дорогам – смягчает «мелкие» удары (заднее колесо как бы «играет», следуя рельефу дороги) и повышает ездовой комфорт.
Но только лишь «рамой, амортизационными элементами и колесами» горный велосипед не ограничивается, он также имеет и другие, не менее важные, компоненты:
Маунтинбайки оснащаются ободными или дисковыми тормозами, причем и те, и другие могут обладать механическим или гидравлическим приводом (в первом случае усилие от ручки передается посредством тросиков, а во втором – жидкости по гидролинии):
Ободные тормоза подразумевают наличие тормозных колодок с каждой стороны велосипедного обода, которые при сжимании замедляют вращение колеса.
Дисковые тормоза представляют собой комбинацию из стального диска, находящегося в «объятьях» суппортов.
На горных байках данный узел бывает двух типов: резьбовой и безрезьбовой.
Первый вариант используется исключительно на бюджетных моделях, поскольку не отличается высокой надежностью и не подходит для повышенных нагрузок. Второй же предназначен для эксплуатации даже в экстремальных условиях.
Безрезьбовые рулевые колонки, в свою очередь, также могут быть двух разновидностей:
- Полуинтегрированные – две чашки по внутреннему диаметру рулевого стакана запрессовываются внутрь, в результате чего на поверхности практически отсутствуют выступающие части.
- Интегрированные – здесь запрессовываются уже не чашки, а сами подшипники.
Практически на все горные велосипеды устанавливается механизм внешнего переключения скоростей, который может приводиться в действие как электронной системой, так и посредством тросиков.
Своего рода «рукоятка переключения передач». Манетки для горных велосипедов бывают двух типов:
- Поворотные (грипшифт) – подразумевают вращение механизма по оси рукоятки руля (такие предлагаются по большей части для недорогих моделей),
- Триггерные – обеспечивают переключение передач при помощи рычажков под пальцами.
Дисциплины
Cross Country
Кросс-кантри – наиболее популярная спортивная дисциплина MTB, подразумевающая динамичное катание по пересеченной местности со спусками, продолжительными подъемами, а также техническими и скоростными участками.
Сами соревнования проходят на различных трассах, на которых присутствуют как естественные, так и искусственные препятствия.
Кросскантрийный «двухколесник» должен обладать легкой и прочной рамой (вес в данном случае играет особую роль), контактными педалями, фиксирующими ноги гонщика, а также ободные или дисковые тормоза. Такие велосипеды могут быть как с ригидной рамой, так и с одной или двумя подвесками.
All-mountain
Олл-маунтин – разновидность маунтинбайка, расположившегося между кросс-кантри и фрирайдом, но еще и с элементами эндуро. Такие велосипеды созданы для скоростного передвижения по несложной горной местности и способны без каких-либо проблем выдерживать серьезные нагрузки, однако также приспособлены для простого катания в городской среде.
«Железные кони» для данной дисциплины имеют ряд конструктивных требований: вес порядка 13-17 кг; подвески (может быть и передняя, и задняя) с ходом 130-170 мм; ободные или дисковые тормоза.
FreeRide
Фрирайд – стиль катания на горном велосипеде (и, по совместительству, одна из дисциплин велоспорта), который подразумевает езду по сложным трассам, изобилующим как естественными природными, так и искусственно возведенными препятствиями. Фрирайд требует не только хорошей физической подготовки райдера, но и использование специально приспособленных с технической точки зрения «двухколесников».
Для этой дисциплины применяются, как правило, мощные полноподвесные байки весом не более 18 кг, оснащенные передней вилкой с ходом 140-250 мм и задним амортизатором с ходом 100-200 мм. Тормоза допускаются только дисковые (желательно с гидроприводом), трансмиссия в основном имеет до 10 скоростей, а колеса должны обладать широким профилем и «цепким» протектором.
FatBike
Фэтбайк – горный велосипед на толстых покрышках, демонстрирующий повышенную проходимость: на нем можно без проблем ехать по различным рыхлым поверхностям, среди которых снег, высокая трава, песок и т.д.
Ключевой особенностью таких «железных коней» как раз таки и являются колеса с ободами шириной от 65 до 100 мм и толстенными шинами (давление в камерах обычно варьируется от 0.2 до 2 атмосфер – в зависимости от типа почвы основной части маршрута и стиля езды).
Enduro
Эндуро – дисциплина велоспорта, заключающаяся в агрессивном катании по бездорожью и на специализированных спортивных трассах, которые заполнены валунами, бревнами и различными другими препятствиями.
Велосипеды в данном случае должны обладать легкой, но прочной рамой (в идеале – из карбона, но допускается и из алюминиевого сплава), подвеской обоих колес (спереди – с ходом не менее 150 мм, сзади – 170 мм), трансмиссией с 10-ю и более скоростями (но в передней части устанавливается лишь одна звезда), широким рулем для улучшения маневренности и исключительно дисковыми тормозами с гидравлическим приводом.
Downhill
Даунхилл – экстремальная гоночная велодисциплина, подразумевающая прохождение трассы с крутыми спусками, резкими поворотами, трамплинами, обрывами и другими всевозможными препятствиями на время. Как правило, протяженность заезда составляет 1.5-2 км, и на столь небольшом участке средний перепад высот насчитывает порядка 500 метров.
Велосипеды для «скоростного спуска» комплектуются рамой с особой геометрией – у нее заваленные углы подседельного штыря и наклона вилки (для улучшения стабильности).
Кроме того, им полагаются: подвеска обоих колес (передняя – с ходом 203 мм, задняя – 180-200 мм); мощные тормоза с гидравлическим приводом и роторами диаметром 180-220 мм; специальные усиленные обода из алюминия или карбона; бескамерные колеса размерностью 27.5 или 29 дюймов; широкий руль с коротким выносом (для максимального контроля над «двухколесником»).
Dirt/Street
Дёрт/стрит – экстремальные дисциплины велоспорта: суть первой заключается в езде по специализированной трассе (изобилующей земляными насыпями-трамплинами), выполняя при этом прыжки и различные трюки, а второй – в катании по городским улицам, но также с прыжками и акробатическими элементами (только здесь в качестве препятствий используются трубы, бетонные плиты, бордюры, парапеты, заборы, лестницы и т.д.).
Как правило, велосипеды для дёрта и стрита имеют достаточно тяжелый вес, односкоростную трансмиссию, прочные колеса с «цепким» рисунком протектора и только задний тормоз.
Bike trial
Велотриал – одна из дисциплин MTB, которая заключается в преодолении препятствий (и естественных, и искусственных) на велосипеде, не опираясь при этом на посторонние предметы/поверхности ни ногами, ни руками и другими частями тела.
Байки для триала выделяются на фоне остальных компактной и легкой (из алюминия, карбона или магния), но прочной рамой, колесами величиной 26 дюймов с алюминиевыми или карбоновыми ободами и гидравлическими дисковыми тормозами (встречаются на подавляющем количестве моделей). Часто такие «двухколесники» лишены седла – из-за его ненадобности и прибавления лишнего веса.
Hybrid Mountain Bikes
МТБ-гибрид – велосипед, в котором сочетаются конструктивные особенности как горного, так и шоссейного «двухколесников»: у первого он заимствует прочные колеса (как правило – 28-дюймовые) с протектором, подходящим и для асфальта, и для бездорожья, переднюю амортизационную вилку и геометрию рамы, а у второго – узкие покрышки, направленные на скоростную езду по твердому покрытию, и большую звезду системы увеличенного размера.
Гибридные байки предназначены для не экстремального велотуризма и ежедневной эксплуатации. Но здесь стоит отметить, что такие «железные кони» уступают «шоссерами» в скоростных возможностях на асфальте и не позволяют чувствовать себя максимально уверенно на бездорожье, как в случае с полноценными горными моделями.
Рекомендации по выбору
Выбор горного велосипеда – занятие не из легких, а первым делом здесь стоит определиться как и на какой местности преимущественно будет эксплуатироваться «железный конь»: по ровным асфальтированным дорожкам, проселочным трассам, в лесополосах и парках, либо же на по-настоящему серьезной пересеченной местности.
- Для катания по дорогам, где преобладает асфальтированное покрытие, вполне себе подойдут «любительские» ригиды и хардтейлы со стальной или алюминиевой рамой (второй вариант в данном случае – более долговечный и легкий), простеньким навесным оборудованием и колесами размерностью 26 дюймов.Для тех, кто особо ценит уровень комфорта – более оптимальным выбором станет полноподвесный вариант, но также «бюджетного» класса.
- Если «ареал обитания» Вашего маунтинбайка состоит преимущественно из пересеченной местности, то в данном случае экономия точно будет не к месту. Здесь уже лучше присмотреться к более «продвинутым» моделям с рамой из алюминия или карбона (все зависит от финансовых возможностей), 27.5- или 29-дюймовыми колесами, дисковыми тормозами, обвесом хотя бы начального класса и амортизацией (как только спереди, так и «по кругу»).
- Если же на Ваших маршрутах катания чередуются асфальтированные дороги и пересеченная местность, то опять же стоит делать выбор в пользу хардтейла или двухподвеса, попутно определившись с уровнем своей «профпригодности». Например, для неспешных велопрогулок подойдут даже гибриды или простенькие кросскантрийные байки, в то время как более опытных райдеров удовлетворят горные велосипеды для кросс-кантри или олл-маунтина
Горные велосипеды — подробная информация
Катание на велосипеде даёт массу преимуществ катающемуся. Особенно если вело прогулки входят в жизнь человека каждодневно или хотя бы с периодическим постоянством.
Велосипедная езда — это отличное настроение, прекрасные пейзажи, весёлая компания или для любителей одиночества уединённые маршруты, отличное начало дня или его завершение. Кроме того она стимулирует работу организма, обеспечивает работу мышц и помогает сердечно-сосудистой системе.
А психологический аспект в виде профилактики стрессов и нервных срывов неоценимое преимущество велосипеда.
На сегодняшний день такое времяпрепровождения набирает всё большую популярность среди городского населения и это не удивительно.
Ведь кроме всего прочего катание на велосипеде может стать отличным способом сбежать от повседневной рутины! С горным велосипедом человек сможет насладиться приливом адреналина в полной мере.
Ведь что может быть захватывающее, чем вылазка на природу на колёсах по труднопроходимой местности? Для того, чтобы правильно выбрать подходящий велосипед стоит разобраться в его особенностях как понятия и в плане технического оснащения.
Раскрытие понятия «горный велосипед»
Горный велосипед — это двухколёсное средство передвижения, которое предназначено для катания специального назначения. К такой классификации специального катания относится зона бездорожья, холмистая и непроходимая местность преимущественно с каменистым покрытием.
Но не стоит думать, что он узкоспециализированный. Напротив. И в городе такой велосипед очень удобен и хорош в использовании.
В силу своей специализированной особенности горный велосипед имеет уникальное строение. Такая конструкция, которая будет рассмотрена ниже, отличает его от других видов (шоссейный, трековый, дорожный или городской).
Кроме всего вышеперечисленного, понятие «горный велосипед» может трактоваться в контексте спортивной дисциплины. Это означает, что к данному определению можно отнести все элементы различных названий, связанных со спортивными дисциплинами, направленными на реализацию действий с горными велосипедами.
Отличительные черты
Маунтинбайк, в силу своей узконаправленной специализации, имеет ряд уникальных признаков. Именно эти черты делают велосипед уникальным по своим характеристикам, отличающим его от любого другого вида велосипедов.
К таким чертам относятся следующие характерные особенности МТВ:
Каждая из данных отличительных особенностей присуща только маунтинбайкам. Любая из вышеперечисленных уникальных черт направлена на реализацию прямого замысла МТВ — безопасная, качественная и комфортная езда по бездорожью!
Общая характеристика
Горные велосипеды в среднем имеют массу от 7 до 20 килограмм в зависимости от модели и направленности спортивной дисциплины. Так лёгкие велосипеды массой до 10 кг чаще всего классифицируются как типовые карбоновые модели. А вот «тяжеловесы» свыше 13 кг больше подойдут для даунхилла (скоростной спуск) или фрирайда (спуск с неподготовленных для этого вершин).
Тормозная система МТВ за последние годы была модернизирована и усовершенствована.Так на смену отжившим свой век ободным тормозам пришли современные дисковые. К ним относятся механические (усиливают передачу через тягу троса) и гидравлические (имеют гидролинию, заполненную тормозной жидкостью).
Обычно, говоря о колёсах для горного велосипеда, упоминаются такие стандарты как 24 и 26 дюймов.
Не так давно появились и сразу же прижились стандарты 27, 5 дюймов (650В), а также 29 дюймов, прозванные «найнерами». В силу появления и широкого применения новых стандартов, колёса двадцатичетырёхдюймовые стали большой редкостью относительно классического понимания маунтинбайков. Но такие размеры до сих пор сохранились у велосипедов для подростков и фристайлеров.
Важно
Так на любительском уровне можно приобрести МТВ от 100 до 500 долларов. А вот спортсменам-профессионалам придётся отдать от одной да десяти тысяч долларов за велосипед.
Это напрямую зависит от материала и его качества, сложности конструкции и оснащённости деталей. Технологии производства также разнятся для велосипедов различных уровней интенсивности тренировок.
Все эти факторы напрямую связаны с ценой на маунтинбайк.
Виды велосипедов для бездорожья
Классифицировать МТВ можно по разным признакам. В зависимости от жёсткости подвески различают:
- хардтейлы, которые имеют жёсткую подвеску заднего колеса. Также отмечается наличие амортизационной вилки;
- двухподвесы, включающие в себя мягкую подвеску и переднего и заднего колеса;
- ригиды, имеющие жёсткую подвеску обоих колёс. Являются противоположностью двухподвесных.
Менее распространены софттейлы. Такие горные велосипеды обладают рамой, которая обеспечивает небольшую степень подвижности заднего колеса. Также они обладают передним амортизатором. Софттейлы не развиты массово, так как появились на рынке недавно, но постепенно завоёвывают своё место среди распространённых моделей горных велосипедов.
Внедорожные велосипеды также можно отнести к горным. Это произошло из-за схожести многих черт технологий конструирования и технических возможностей велосипеда. Они предназначены для езды по очень плохим дорогам.
Направлены прежде всего на туристов, так как в комплектующих имеет щитки, багажники и прочую атрибутику для путешествий. Есть специально созданные для внедорожных путешествий горные велосипеды — «Scott Nomad».
А вот горные велосипеды «Scott Street» и «Cannondale» ориентированы преимущественно на езду по городу. Они располагают вилками амортизации высокой степени жёсткости, а также имеют узкие сликовые шины.
Каждый из описанных видов МТВ имеет свои специфические особенности. Они направлены на разные уровни подготовки велосипедистов, а также учитывают особенности той или иной местности.
Не стоит гнаться за модными тенденциями и громкими названиями известных фирм. Подбирать стоит тот велосипед, который наиболее полно позволит удовлетворить потребности его хозяина.
Область применения маунтинбайков
Горные велосипеды незаменимы для езды по бездорожью. Само название «горный велосипед» говорит само за себя.
Грунтовые дороги, заснеженная и лесная местность, холмистые и каменистые участки — всё это с лёгкостью осилит опытный велосипедист на МТВ.
Совет
Кроме того грузоподъёмность и надёжность колёс и конструкции в целом позволяют ездить по грунтовым дорогам и неровной местности с грузом до 25-30 кг (в велорюкзаке).
Нередко универсальные (модели общего назначения) горные велосипеды покупаются и для езды по городу, ровным шоссейным дорогам, грунту. Конечно, никто не запрещает использовать маунтинбайк для езды по ровным покрытиям. Но лучше воздержаться от таких поездок по следующим причинам:
- скорость горного велосипеда на асфальте будет значительно уступать его дорожному собрату;
- обслуживание и внимание к подвеске у горных велосипедов в городе должно быть выше, чем у дорожных;
- горные велосипеды на асфальте менее удобны, чем гибриды или туринги, а также требуют больше силовых затрат, при этом быстрее расходуя энергию и силы велосипедиста.
Если часть поездок на велосипеде приходится на грунтовые дороги, а часть на асфальтированные, то стоит отдать предпочтение горным велосипедам.
Таким образом, рассмотрев общие аспекты выбора горного велосипеда, становится ясно, что выбор маунтинбайка не такое простое занятие, как может показаться сначала.
При покупке горного велосипеда стоит учитывать особенности различных видов, необходимо разбираться в своих предпочтениях. Также важно знание технических нюансов велосипедов и чёткое определение своих целей и задач относительно горного велосипеда.
Только разобравшись со всеми элементами подходящего маунтинбайка, не составит труда подобрать такую модель, которая будет подходить именно Вам!
Велолайфхак: выбор горного велосипеда от А до Я
Полезность велопокатушек сложно переоценить. Это и отличное средство от стресса, и один из лучших способов поддержания физической формы в тонусе, не говоря уже о том, сколько удовольствия способна доставить даже простая неспешная прогулка. Однако насладиться всеми достоинствами велоактивности можно только после осуществления правильного выбора байка.
Important question: как выбрать подходящий для мужчины горный велосипед самостоятельно
Универсальность горных двухколесных железных коней доказана многими профессиональными райдерами. Ведь не секрет, что именно этот тип машин рекомендуют приобретать новичками, толком не определившимся, что для них важнее: проходимость по лесным тропам или преодоление скоростных асфальтовых участков.
Темой, как выбрать горный велосипед для мужчины, чаще всего интересуются далеко не любители профессиональных дисциплин: кросс-кантри, фрирайд, даунхилл, триал, дерт джампинг. Среди поклонников этого вида великов самый большой процент приходится на велотуристов, а все потому, что любимый ими хардтейл обладает:
- отличными ездовыми качествами по пересеченной местности;
- высокой прочностью, что позволяет с уверенностью вешать на него багажник и рюкзак-штаны, внося до 20-25 кг дополнительной нагрузки;
- приемлемым накатом на шоссейных участках;
- превосходной адаптивностью к преодолению подъемов за счет большого количества скоростей.
Подвеска
Искать подходящую модель следует после определения желаемого типа горного байка по виду подвески:
- Хардтейл (жесткая рама + амортизирующая передняя вилка). Наиболее универсальный и доступный в денежном эквиваленте вид двухколесных средств передвижения. Подходит для использования в кросс-кантри, туризма, городского передвижения и паркового катания.
- Двухподвес (оба колеса оснащены амортизацией). Весьма дорогой и предназначенный для применения в условиях перемещения на большой скорости по сложной пересеченной местности. Зачастую используется исключительно в профессиональных целях: кросс-кантри и даунхилл.
- Ригидный (жесткие рама и вилка). Предназначен для профессионального применения в таких направлениях, как триал и дерт джампинг. Редко ригидные модели встречаются среди обычных прогулочных моделей МТВ бюджетного сегмента.
Рама
Конструктивно веломашина состоит из рамы и закрепленных на ней велокомпонентов. Познавая азы правильного выбора подходящего горного велосипеда, полезно знать, какое сырье используется для производства рамных конструкций:
- обычная сталь;
- хромомолибденовые стали;
- алюминиевые сплавы;
- титан;
- углеродное волокно.
Стальные рамы встречаются лишь на байках начальных уровней. Единственный недостаток – высокий вес. Преимущество – отличные демпфирующие свойства.
Наиболее распространены рамы из алюминиевых сплавов. Обладая оптимальной стоимостью эти конструкции весьма легкие, но жесткие.
Рамные изделия из углеродного волокна – основа дорогих моделей профессионального предназначения. Они и легкие, и способны смягчать удары, возникающие при передвижении велика.
Components: выбор нового горного велосипеда по компонентам
Если изготовление рамы закреплено непосредственно за производителем, имя которого и нанесено на ней, то велокомпоненты в виде колес, подседельных штырей, трансмиссии, вилок и прочего закупаются у других фирм.
Амортизационные вилки
Современные демпфирующие вилки для горных байков бывают нескольких видов. Первоначальная разница обусловлена видами демпфирующего элемента и пружины.
- Пружинно-эластомерные (так называемые «макеты»). Ставятся на велосипеды стоимостью до 600$. Вилки весьма посредственно отрабатывают дорожные неровности. Вполне подходят для передвижения по асфальту.
- Масляно-воздушные. Пружина – воздух, демпфер – масло. Устанавливаются на двухколесные изделия от 500$. Отлично справляются с демпфированием различных неровностей. Слабоваты для даунхилла.
- Пружинно-маслянные. Превосходно отрабатывают неровности. Наиболее дорогие. Подходят для всех дисциплин.
Колеса
Грамотное решение задачи, как выбрать свежий горный велосипед для мужчины, подразумевает подбор соотвествующей размерности колес. На данный момент горные байки комплектуются тремя типами колес:
- 26» – характерны для прогулочных моделей; хорошо управляются, способствуют динамичному разгону, удовлетворительный накат;
- 29» – экземпляры с такими колесами именуются как найнеры: отличный накат, хорошо глотают неровности. Минусы: долго набирают необходимую скорость, велосипед обладает худшей управляемостью, нежели аналог на 26-х.
- 27,5» – недавно появившийся рамер, компромиссный вариант между достоинствами 26-х и 29-х колес.
При осмотре колес следует поинтересоваться, из какого материала изготовлен обод и сколько стенок он имеет. Предпочтительны модели с двойным алюминиевым ободом: и прочны, и легки.
Самый важный элемент колеса – втулка. Практически все производители используют более-менее ресурсные втулки со среднем уровнем защиты от грязи и воды.
Определяем, какой горный велосипед лучше всего выбрать для различных целей: тормоза и трансмиссии
Трансмиссия
Любой МТВ имеет в базе трансмиссию с определенным набором скоростей. Количество последних определяет, степень комфортности подбора частоты вращения педалей (каденс должен быть 80-100 об/мин) на различных участках.
На байках среднего ценового диапазона распространены 27- и 30-скоростные трансмиссии. Велики до 500$ комплектуются 18-, 21-, 24- скоростями. Чем меньше скоростей, тем дешевле в обслуживании трансмиссия. Оптимальным с точки зрения надежность/качество считаются 27-диапазонные модели.
Трансмиссия формируется на основе следующих компонентов:
- Система (кассета + цепь + передние звезды с шатунами).
- Передний/задний переключатели скоростей.
- Манетки (штифтеры – элементы, которыми непосредственно посылается команда переключателям на смену скорости).
Производителей трансмиссии два: Shimano и SRAM. У каждого линейка состоит из различных групп. Разбираясь, какой горный велосипед лучше выбрать, следует обращать внимание на класс оборудования.
В линейке Шимано группы по возрастанию расположены следующим образом:
- Tourney.
- Altus.
- Acera.
- Alivio.
- Deore.
- SLX.
- XT.
- XTR.
У СРАМа высший класс именуется как Х0. Чем выше цифра рядом с буквой Х, тем выше группа.
Встретить велосипед, скоростная система которого скомплектована на базе одной группы, не удастся. Для снижения цены двухколесного друга компоненты подбираются из различных классов. Штифтеры, передний дерейлер, система – зачастую классом ниже.
А вот задний переключатель выбран из более высокой группы оборудования. Вне зависимости того, какая надпись нанесена на нем, и стиля катания необходимо знать, как настроить задний переключатель на велосипеде своими руками.
Это придется делать несколько раз в сезон, возможно даже в полевых условиях.
Тормоза
На MTB могут устанавливаться тормозные системы одного из двух видов:
Современная тенденция такова: дисковые тормоза практически вытеснили ободные. Последние зачастую ставятся лишь на бюджетные велики стоимостью до 300$. Ничего плохого в таких системах нет – они с лихвой обеспечивают требуемое в простых условиях замедление. В профессиональных дисциплинах же значительно проигрывают дисковым.
Дисковые тормоза бывают двух видов: механические и гидравлические. Системы с гидроприводом ставятся на модели от 500$ и обеспечивают превосходную модуляцию и требуют приложения весьма малых усилий. В сравнении с механикой сложнее в обслуживании, полевой ремонт невозможен, но отлично показывают себя в спортивных дисциплинах.
Цена
Осуществляя выбор горного велосипеда, как и любой другой вещи, следует привязываться к ее стоимости:
- до 300$: простые модели исключительно для прогулочного использования и городской эксплуатации.
- 300$ – 500$: начальные машины, предназначенные для передвижения по асфальту с редкими вылазками на пересеченную местность.
- 500 – 1 000$: вполне функциональные модели, подходящие для эксплуатации в смешанном цикле: асфальт/легкая пересеченка. Оптимальная ценовая категория для приобретения велосипеда с акцентом на туризм.
- 1 000 – 1 500$: достойные экземпляры любительского уровня, адаптированные к «пересеченке» различной сложности. Именно этот сегмент – осмысленный «потолок» для приобретения велосипеда, на котором планируется совершение длительных туристических поездок.
- 1 500 – 2 500$: гоночные модели базового уровня, предназначенные для участия в соревнованиях.
- свыше 2 500$: профессиональные гоночные модели превосходного качества. Применение оправдано только в специальных дисциплинах.
Заключительные рекомендации
Маршрут выбора подходящей модели двухколесного друга таков:
-
- Определиться с типом подвески байка: хардтейл, двухподвес или ригид. Вид напрямую зависит от условий эксплуатации веломашины.
- Рама: предпочтительны алюминиевые и конструкции из углеродного волокна; применение баттинга – признак качественного изделия.
- Колеса: серьезные производители имеют в ассортименте лишь два вида размерности колес: 27,5» и 29» (найнеры). 29-е тяжелее раскручивать и сложнее поворачивать, но они дают лучшие накат и плавность хода. Спрашивая, как выбрать горный велосипед для высокого мужчины, следует иметь в виду, что людям с ростом, начиная от 190 см, прописывают исключительно найнеры.
- Амортизационная вилка: для паркового катания или эксплуатации в основном по асфальтовым участкам и укатанному грунту подойдут пружинно-эластомерные вилки. Если велосипед будет эксплуатироваться в основном на «пересеченке» — предпочтительны воздушно-масляные и пружинно-масляные изделия.
- Трансмиссия: на прогулочные байки устанавливаются системы, переключатели и манетки базового уровня с относительно невысоким ресурсом, отсутствующей грязезащитой и требующими частой подналадки (SRAM X3, Shimano Tourney-Altus-Acera). Достойные модели для туризма и легкой/средней пересеченки комплектуются весьма надежной трансмиссией SRAM X4/X5, Shimano Deore-Alivio.
- Тормоза: модели для паркового катания оснащаются V-Brake. Дисковая механика более эффективна и самая надежная. Дисковая гидравлика еще эффективнее, но сложнее всех в обслуживании.
- Цена: прогулочные модели – до 500$; хорошие туристические экземпляры и изделия для уверенного передвижения по легкой пересеченной местности – 500-1 000$; отличные аппараты для туризма и передвижения по пересеченке средней сложности: 1 000-1 500$; гоночные – свыше 1 500$. До 1 500$ рекомендуется покупать хардтейл.
- Производители: при прочих равных условиях модель известной фирмы будет в любом случае дороже менее известного аналога. Гнаться за именем не стоит, поскольку производитель изготовляет только раму, а остальные велокомпоненты закупаются (например, трансмиссия на всех велосипедах либо от Шимано, либо от СРАМа). Смотреть при выборе лучшего горного велосипеда необходимо в первую очередь на механику – при одной и той же цене обязательно будут модели с обвесом более высоких/низких классов.
- Ростовка: определив подходящую модель, обязательно следует поинтересоваться, как выбрать велосипед по росту райдера. Веломашина наверняка изготавливается не менее чем в четырех типоразмерах. Неправильно выбранный велосипед чреват неудобствами и способен нанести вред здоровью катальца.
Всё о горном велосипеде (история, виды и факты)
Горный велосипед, маунтинбайк (от английского — mountain bike, сокращённо MTB) является типом велосипеда, предназначенного для спортивного бездорожья (не исключено обратное).
Имеет особую конструкцию, отличающуюся от городских, шоссейных, дорожных и трековых типов велосипеда.
А также «горный велосипед» — общее название спортивных дисциплин, связанных с использованием горного велосипеда.
Гонка на горных велосипедах по пересеченной местности
Этот вид велоспорта включает в себя обход камней и трещин, крутых спадов, троп с грязем по просёлкам и другим грунтовым местностям, обычно называемым маунтинбайком. Эти велосипеды должны быть в состоянии выдерживать нагрузок от бездорожья с такими препятствиями, как бревна и камни.
Используемые колеса на горных велосипедах, как правило, имеют широкие, узловатые шины. Они прочны на неровной поверхности и амортизации. С середины 1990-х годов, передние колеса подвески стали нормой, а с конца 1990-х годов, полная передняя и задняя подвеска становится все более частой.
Некоторые горные велосипеды также оснащены наконечниками на руле, чтобы дать дополнительные рычаги для холм-альпинизма.
Из-за развития спорта в 1970-х годах, было разработано много новых подтипов горного велосипеда, таких, как Кросс-кантри (Сross-country — XC, скоростная езда по пересечённой местности), Мотоспорт, Фрирайд на велосипеде, скоростной спуск на горных велосипедах (Даунхилл — Downhill), различные дорожки и слалом соревнования. Каждый из этих видов требовал к велосипеду различные конструкции для оптимальной производительности.
Горный велосипед
История
История горного велосипеда такая же большая и разнообразная, как у обычного велосипеда.
Первоначально известные как «Klunkerz», эти велосипеды ехали в бездорожьях с момента их изобретения.
В целях ввести хронику истории горных велосипедов и признать отдельных лиц и групп, которые внесли значительный вклад в этот вид спорта, в 1988 году был создан «Зал славы и музей Маунтинбайка» (от английского Mountain Bike Hall of Fame, сокращенно MBHOF), который располагается в г. Крестед Бат (Crested Butte), штат Колорадо.
1800
Одним из первых примеров специально доработанного велосипеда для внедорожного использования является экспедиция солдатов Буффало из Миссоула (штат Монтана) в Йеллоустон (Yellowstone) в августе 1896 года.
1900-1960-е годы
Другой пример из истории горного велосипеда, когда велосипедисты в квалификации шоссейных гонках использовали велокросс как средство поддержания формы в зимний период.
Велокросс в конечном итоге становится спортом в своем собственном праве в 1940 году, а первый чемпионат мира по велокроссу прошёл в 1950 году.
Французский спортивный клуб «Velo Cross Club Parisien» (VCCP) собрал 21 юных велосипедистов из предместий Парижа, которые в период 1951 и 1956 годах участвовали в состязаниях, которые удивительно были похожи на современные гонки с горным велосипедом.
В 1955 году Соединенном Королевстве была учреждена стипендия внедорожных велосипедистов «Roughstuff» (от немец. переводится как «грубый материал»). В 1966 году штате Орегон, член клуба «Chemeketan» Д. Гвинн, построил специальную дорожку для велогонок по пересеченной местности. Он назвал его «горный велосипед» по прямому месту использования. Это может быть первое использование этого имени.
Обратите внимание
В 1968 году Англии Джефф Аппс (Geoff Apps) мотоциклист — испытатель, начал экспериментировать с типы горного велосипеда. В 1979 году он разработал специальный легкий велосипед, который однозначно подходил для влажной и грязной бездорожью в юго-Восточной Англии. Они были проданы под маркой «Cleland Cycles» лишь в конце 1984 года.
1990-2000-е годы
На протяжении 1990-х годов и первого десятилетия 21-го века, горный велосипед переехал из малоизвестного спорта на основную деятельность. Горные велосипеды и снаряжение к ним, которые когда-то были доступны только в специализированных магазинах или по почте, нынче стали доступными в стандартных магазинах.
К середине первого десятилетия 21-го века, даже универмаги, такие как «Валмарт» (Walmart) начали продавать недорогих горных велосипедов с полной подвеской и дисковыми тормозами.
Все горные велосипеды характеризуется 4-6 дюймом (100-150мм) шириной, с ними есть возможность спускаться и обрабатывать очень разные тяжелые трюки в горах.
Виды горного велосипеда
Из всех видов велосипедов горные велосипеды отличаются широкими покрышками (26 – 29 дюйм), которые имеют своеобразные «зубки» и прочные (часто двойные) ободы. Маунтинбайк обычно имеет толстую и прочную раму, прямого руля и высокого клиренса (рама располагается высоко над землей).
Все части бывают повышенно-надёжными к износу, работают хоть в сильном загрязнении. Большое количество конструкции позволяют выбирать оптимальное передаточное число для эффективной езды по любому грунту.
Передняя амортизационная вилка велосипеду такого вида нужна в экстремальных ситуациях, для которых она и предназначена.
Как правильно выбрать нужный вам тип из классификации горного велосипеда? Ведь сегодняшнее время их так много, что и сами производители затрудняются назвать количество выпущенных брендов горных велосипедов как минимум за этот год. А стоимость велосипедов различаются так сильно, что не имеет смысла их сравнивать, не разделив их по типам.
По типу подвески горные велосипеды делятся на четыре вида:
- Твердые или как часто называют Ригиды (Rigid) — жесткая как вилка, так и рама
- Хардтейл (Hard Tail) — твердая рама и вилка с амортизацией
- Двухподвес (Full Suspension) — оба колес имеют амортизационную подвеску
- Софттейл (Soft Tail) — это эволюционный уровень с хардтейла до двухподвеса. У этого вида маунтинбайка или в конструкции заднего треугольника добавлен амортизатор, или сама рама смягчает характерные трюки при умно-согнутым видом. Этот тип встречается весьма редко. Часто перед выбором велосипеда имеет место важный вопрос — выбрать хардтейл либо двухподвес— это самые популярные виды горных велосипедов.
Имея в виду, что горные велосипеды техническом плане являются сложными велосипедами, с недавних пор выделившись в отдельную классификацию, они уже успели разбиться на виды, заточенные под различные нужды велосипедистов.
Видов экстремальной езды на маунтинбайках немало и для каждого из них есть специальный тип велосипеда. Ниже перечислены основные направления, и стили езды в которых применяются горные велосипеды. Каждые из них имеют свои умные особенности:
Cross Country (кросс-кантри)
CrossCountry (кросс-кантри)
В начале своей жизненной пути этот тип горных велосипедов обозначался как маунтинбайк для скоростного кросса по пересеченным местностям. Велосипеды класса кросс-кантри очень развиты, из основных критерии для них ставится малая тяжесть.
Часто используются хардтейлы с воздушной вилкой. Потому что технологии развиваются и нынче двухподвесы, как на фото, бывают никак не тяжелее класса хардтейл — они так же свободно применяются в кросс-кантри. Велосипеды кантри одни из самых дорогих в мире.
Они подойдут для городской езды и являются самыми уникальными горными велосипедами.
Trial (триал)
Trial (триал)
Этот класс горных велосипедов для истинных экстремалов, всегда желающих испытывать на крепкость как себя, как и велосипед. Критериям этих горных велосипедов входят выполнение сложных технических элементов, прыжок через и по барьеру.
Велосипед триал бывает обычно маленьким и легким, но при этом имеет прочную раму и в обязательном порядке гидравлических тормозов, потому что эта функция необходима максимально контролировать и управлять над байком. В категории подвески это могут как ригиды, так и хардтейлы.
Существует у этого вида и категория под названием MOD велосипеды, заточенные только для вида триал: скоростные качества минимальные, могут отличаться от других видов велосипеда уменьшенными до 20 дюймов колесами, особой конструкцией рулевого стакана с соединённым тормозом, как у BMX.
Эта конфигурация позволяет крутить руль на 360 градусов.
Downhill (даунхилл)
Downhill (даунхилл)
Этот термин дословно переводится как «вниз с горы», вид горного велосипеда предназначен для скоростного спуска с гор. В этом виде состязаний с даунхилами не могут состязаться другие виды. Эти маунтинбайки являются самыми дорогими. При производстве таких видов горного велосипеда применяются самые прочные рули, вилки с амортизацией, рамы и остальные части.
Из-за большой толщины амортизаторов (160-200 мм, а иногда и больше) они внешне похожи скорее мотоцикл, ежели велосипед. У этих велосипедов нет переднего переключателя и часто вообще используется трансмиссия, как на фото, вместо переключателей. Колеса имеют очень широкие покрышки для большей устойчивости и прочности.
Важно
На них устанавливаются исключительно гидравлические тормоза, а из за того что, скорость они набирают хорошую и нагреваемый от торможения диск может деформировать вилку, его ставят специально увеличенного диаметра. Эти маунтинкайки являются образцом надежности, для них вес не важен и порой весят больше 20 кг, центр тяжести даунхиллов перенесен на заднюю часть.
Использовать даунхилл для езды по городу является лишней тратой сил, потому что быстрее ехать не получится, разгоняться тоже.
FreeRide (фрирайд)
FreeRide (фрирайд)
Велосипеды для фрирайда смело назвать внедорожником по своему призванию. Обычно является двухподвесом, возможен и хардтейл. Эти горные велосипеды самое то для любителей езды. Особенность их структур в укороченном выносе и раме, что дает возможность не терять управление над велосипедом и контролировать на любой скорости.
Тормоза обычно бывают дисковые, возможно и установить механику. Одной из класификации продвижения фрирайда — North Shore является катание по мостикам (порою на очень большой высоте) и преодоление искусственных барьеров и трамплинов. И используются байки по установке похожие к даунхиллу, но немножко легче весом.
А вообще это раздел настолько широк, что маунтинбайк для фрирайда может очень сильно различаться один другого.
Улучшенная версия велосипеда даунхил фрирайд
Dirt Jumping (дерт джампинг)
Dirt Jumping (дерт джампинг)
Дорожка имеет в себе сплошные трамплины с контуром уклонов, которые идут друг за другом и прокладываются самими велосипедистами с помощью лопат. Велосипед должен быть твёрдым (Rigid) и достаточно тяжёлым, чтобы не потерять управление в воздухе.
Этот вид горного велосипеда чуточку похож на BMX: рама небольшая ростовкой, но с достаточно длинной верхней трубой.
Педаль так называемая «топталка» имеет большое количество агрессивных элементов, почти всегда у нее нет скоростей и можно обойтись без тормоза в передней части, потому что он будет мешать, когда будем выполнять трюки, связанные с кручением рулевой части. Для дерта подходит и хардтейл.
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 9.3/10 (12 votes cast)