Как отрегулировать ободные и дисковые тормоза на велосипеде

Содержание

Настройка дисковых механических тормозов

Как отрегулировать ободные и дисковые тормоза на велосипеде

Механические тормоза состоят из тормоного диска (ротора), адаптера, которым тормозная машинка прикручивается к штанам вилки или перьям заднего треугольника и самой тормозной машинки (калипера).

Общий смысл настройки заключается в нескольких шагах:

  • закреплении адаптера
  • выравнивании и закреплении положения калипера относительно ротора двумя регулировочными болтами положения
  • закрепления тормозного троса с регулировкой хода тормозной ручки.
  • Совет

    После установки ротора на втулку и колеса на место, затягиваем болтами (эксцентриком) ось.

    Так как механика более чувствительна к смещению оси колеса, я рекомендую затягивать эксцентрик, непосредственно сидя на байке или прижимая вилку велосипеда, чтобы после дропчика не появился звук трения ротора о колодку.

    По сути дела, положение калипера на дисковой механике приходится регулировать при каждом снятии-установке колеса. Не наоборот! Иногда, чтобы не регулировать положение тормоза, пытаются отрегулировать положение колеса с помощью затягивания эксцентрика с разной силой. Это в корне неверно!

    Обратите внимание

    Со временем, затяжение эксцентрика меняется, что быстро приведет к тому, что придется все настраивать заново. К тому же, положение колеса без нагрузки (при перевернутом байке) и с байкером сверху — разное.

    Прикручиваем крепко адаптер (переходник; использование фиксатора резьбы приветствуется), прикручиваем к нему калипер (машинку), но шестигранники положения машинки не затягиваем (калипер должен «плавать»).

    Неподвижную колодку выдвигаем на пол оборота винта, который регулирует её положение.

    ! У Хаесов (Hayes) перед тем как крутить регулировочный болт, надо вывернуть блокирующий шестигранник, а по окончании настройки всего тормоза закрутить его обратно. !

    Слегка прижимаем пальцем калипер со стороны неподвижной (внутренней колодки), так чтобы плоскость внутренней колодки точно совпала с плоскостью ротора.

     Аккуратно поочерёдно постепенно прикручиваем болты крепления калипера.

    Плоскость колодки не должна сместится относительно плоскости ротора! Операцию, описанную в данном абзаце, лучше проводить с полностью отсоединенными рубашкой и тросиком. 

    Затянув оба шестигранника положения, отворачиваем запасённые пол оборота регулировочного болта, крутим колесо и проверяем взаиморасположение ротора и колодки на просвет или по звуку. Если ротор не трёт, то можно немножко придвинуть колодку рег.

    болтом и наоборот, если трёт — отодвинуть, посредством этих проверок регулировочным болтом выбираем положение статичной колодки ближайшее к ротору, но без чирканья о ротор.

    Крутим рычаг (к которому тросик прикручивается), тем самым, прижимая подвижную колодку, при этом ротор должен слегка смещаться к статичной колодке, но ни в коем случае не перегибаться.

    Важно

    Устанавливаем рубашку и тросик на место в рычаге так, чтобы внешняя колодка была прижата, и слегка притягиваем болтиком, плавно нажимаем на ручку до момента, в который тормоз должен начинать схватывать, таким образом, трос проскользнет в креплении рычага, и у вас будет меньше мороки с регулировками хода ручки.

    Затягиваем крепление троса, вращаем колесо, если колодка трёт, придётся немного закрутить регулировку на ручке, или наоборот выкрутить при слишком большом ходе.

    Рекомендую настраивать тормоз так, чтоб регулировка на ручке была минимально выкручена, лучше перезакрепить тросик в рычаге калипера, это сохранит резьбу ручки от повреждений.

    Если необходимый ход ручки не настроить, из-за того что ротор постоянно трёт, а точнее чиркает, значит, он погнут и придётся ротор ровнять. Об этом читайте отдельную статью на этом сайте.

    Кстати, у Avid и Tektro есть полезная фича, именуемая регулировкой натяга возвратной пружины. При ухоженных рубашках и тросах, ослабляя натяг (выкручиванием шестигранника) можно получить ощущение тормоза близкое к дешевой гидравлике, или наоборот, закрутив при загаженных или не очень грамотно проложенных рубашках, тем самым заставить ручку возвращаться в исходное положение.

    Рассмотрим настройку дисковой механики на прмиере Tektro IO

    Это механика славится своим часто гнущимся ротором и достаточно часто сбивающими настрйоками, но зато она достаточно проста в регулировке.

  • винт крепления троса
  • гайка регулировки натяжения троса
  • винты положения плоскости калипера, используемые для настрйоки
  • винт регулировки положения статической колодки
  • Последовательность действий:

  • Отсоединяем приводной тросик. Для этого отвинчиваем шестигранником фиксирующий винт №1.

  • Отодвигаем внутреннюю колодку. Для этого шестигранником ослабляем регулирующий винт №4. Делается для того, чтобы колодка не мешала выставлять калипер, потом мы её подвинем назад ля лучшего торможения.

  • Ослабляем два болта крепления калипера №3. Полностью откручивать не надо. Калипер должен легко двигаться в регулирующих пазах.

  • Устанавливаем калипер. Выставляем калипер так, чтобы тормозной диск шёл точно посредине прорези, не между колодками а именно посредине прорези. Найдя такое положение, придерживая руками калипер, чтоб не соскользнул, подтягиваем поочередно болты крепления калипера (не сильно, но чтобы держалось). При этом велосипед должен стоять строго вертикально.

  • Подводим внутреннюю колодку. Завинчивая регулировочный винт положения внутренней колодки №4, подводим колодку максимально близко к диску, но чтоб не задевало его.

  • Крепим тросик. Натягиваем рычаг привода тормоза, вставляем тросик в прорезь и фиксируем его там винтом №1.

  • Проверяем правильность установки калипера. При нажатии на ручку тормоза диск должен отклоняться равномерно, без перекосов. 

    • Отклонение диска по направлениям обозначенными стрелками должно быть одинаково. Если одна из сторон диска отклоняется на большее расстояние чем другая, следует поправить положение калипера, как было описано выше.
  • Снятие напряжения. После установки калипера, для снятия внутренних напряжений в нём следует отжать в начале один болт крепления калипера (следить чтоб калипер не сдвинулся при этом) и тут же зажать. Затем тоже самое проделать со вторым болтом.

  • Проверка установки калипера. После снятия напряжений ещё раз удостоверяемся в правильной установке калипера: диск посредине прорези, и при нажатии на тормоз откланяется равномерно.

  • Подводим колодки к диску. Колодки подводим к диску максимально близко, но чтоб диск не задевали. Наружную колодку подводим либо регулировочной гайкой на руле или гайкой №2 на самом тормозе (безразлично), либо используяю гайку крепления троcика №3.

  • Регулировка дисковых тормозов

    Как отрегулировать ободные и дисковые тормоза на велосипеде

    Велосипедные тормоза — это, без сомнения, одни из самых важных составляющих велосипеда. И очень важно перед каждой поездкой проверять, чтобы тормоза были чистыми и в хорошем состоянии. А для этого, конечно, стоит отрегулировать их должным образом.

    Со временем и после многочисленных километров, пройденных на велосипеде, дисковые тормоза начинают терять былую эффективность и это приводит к тому, что тормоза перестают реагировать столь молниеносно, а это, в свою очередь, приводит к тому, что становится тяжело контролировать велосипед.

    Дисковые тормоза используют кронциркуль, закрепленный к вилке спереди, каркасу сзади и на роторы (диски), установленные на ступицах колес. Когда вы сжимаете рычаг для тормоза, тормозные подушечки внутри кронциркуля сжимают диск, который останавливает колесо

    Примечание: для того, чтобы поддерживать тормозную систему в хорошем состоянии, нужно быть уверенным, что все детали велосипедных тормозов установлены правильно и находятся в рабочем состоянии.

    По теме: Замена тормозных колодок дисковых тормозов

    Как часто нужно проверять тормоза?

    Проверяйте тормоза перед каждой поездкой.

    Убедитесь, что все составляющие тормозов правильно установлены и находятся в хорошем рабочем состоянии Также, помимо собственных проверок тормозов, перед тем, как куда-то поехать на велосипеде, стоит обратиться к опытному механику для того, чтобы он проверил тормоза и нашел проблемы, которые вы не cможете найти или починить в силу неопытности (проверки раз в 6 месяцев вполне достаточно для не профессионального велосипедиста), если вы каетесь профессионально или просто очень часто, то стоит делать такие проверки чаще одного раза за 6 месяцев

    Как установить и настроить тормозной механизм?

    Тормоза включают тормозные суппорты и тормозные колодки. Эти сборки могут быть неправильно установлены или выскочить из правильного положения вследствие агрессивной езды, несчастных случаев или аварий.

    Чтобы убедиться, что с ними все в порядке, следует проверить все составные части, которые должны свободно двигаться и находиться в правильном положении, а также быть уверенным, что все винты плотно затянуты.

    Как проверить, правильно ли установлена тормозная система?

    Чтобы проверить положение тормозных агрегатов, нужно осмотреть передние и задние суппорты и убедиться, что диски центрируются между тормозными колодками. Каждая панель должна быть в полном контакте с ротором при наложении тормоза.

    Как починить тормозную систему?

    У многих возникает проблема с тем, что одна сторона тормозной системы соприкасается с колесом до того, как это сделает другая сторона, что приводит к ухудшению торможения и шума.

    Устранить эту проблему можно, ослабив болты и осторожно переместить суппорт в правильное положение.

    Совет

    Некоторые суппорты требуют, чтобы вы добавили или удалили регулировочные шайбы для центровки суппорта над колесом.

    Также, убедитесь, что болты на роторе и суппорте сидят плотно. Свободные части могут вибрировать и вызывать шум при торможении.

    Как проверить и почистить тормозные колодки?

    Дисковые тормоза имеют колодки, которые постепенно изнашиваются, в связи с нормальным использованием. Это может привести к замедлению реакции тормоза, а также потребовать больше усилий для того, чтобы тормоз сработал.

    Посмотрите, изношены ли колодки. Чтобы проверить колодки, можно снять колесо и посмотреть в пространство, где вращается ротор. Если колодки стали гладкими, нужно снять их с суппортов и слегка потереть об наждачную бумагу, лежащую на ровной поверхности. Если же колодки меньше 3 мм толщиной, включая металлический держатель, то их нужно заменить .

    Стук дискового тормоза часто является следствием того, что колодка загрязнена.

    Дисковые тормозные колодки могут загрязниться даже от малейшего попадания масла, включая масло кожи, поэтому стоит минимизировать контакт поверхности тормозной системы с вашей кожей.

    Если же вы используете сенсорные колодки, то их можно очистить с помощью спирта или продукта специально предназначенного для чистки дисковых тормозных колодок. Далее следует слегка обработать колодку наждачной бумагой.

    Тормозные диски (роторы)

    Осмотрите, не засорены ли тормозные диски грязью или мусором.

    Убедитесь, что диски прочные и не трутся об тормозные колодки.

    Если диски грязные, протрите их спиртом и после этого слегка пройдитесь наждачной бумагой.

    Пока осматриваете диски, проверьте, что все болты, которые прикрепляют диск к колесу, плотно затянуты.

    Если болты будут не затянуты, будет звук и вибрация при торможении.

    Тормозные рычаги

    Тормозные рычаги могут стать грязными с течением времени. Они также могут выйти из правильного положение на руле. Если у вас гидравлические дисковые тормоза, то ищите признаки утечки тормозной жидкости возле рычагов

    Как проверить тормозные рычаги?

    Тормозные рычаги находятся на руле и вы часто их используете, катаясь на велосипеде. Для того, чтобы проверить работают ли ваши тормоза, нужно просто сжать их. Когда рычаги полностью сжат, должно оставаться приблизительно 2,5 см пространства относительно рычагов и руля.

    Рычаги должны быть прочно прикреплены к рулю и не качаться (подергайте рычаги вверх вниз и в стороны), они должны двигаться плавно при сжатии без рывков.

    Примечание: что касается гидравлических дисковых тормозов, никогда не сжимайте рычаги тормоза, когда колесо снято с рамы и вилки, иначе саморегулирующиеся тормозные колодки могут зажаться так сильно, что будет потом проблемно разъединить их.

    Если вы обнаружили, что рычаги не реагируют, или не мгновенно задействуют тормозной диск, существует несколько шагов, которые стоит предпринять.

    Как починить тормозные рычаги?

    Очистите и смажьте рычаги: если велосипед плохо тормозит, возможно, стоит прочистить или починить рычаги. Попробуйте смазать небольшим количеством масла рычаги в месте, где рычаг сгибается.

    Если у вас механические дисковые тормоза, стоит смазывать маслом тросы хотя бы каждые два месяца (или когда признаки ржавчины появляются на поверхности).

    Смазывать нужно путем нанесения небольшого количества масла на кабель, который находится рядом с главным и направляющим кабелем, будьте осторожнее — главное при этом не попасть маслом на тормозные колодки и диски.

    Продуйте тормоза: если у вас гидравлические тормоза и рычаги проваливаются, когда вы их сжимаете, возможно, в гидравлику попал воздух. Чтобы его удалить, нужно «продуть» тормоза. Продувание — процедура, которая очищает гидравлические шланги от пузырьков воздуха.

    Переставьте тормозные колодки: если у вас механические дисковые тормоза, то тормозные колодки не могут быть достаточно близко к колесам. Прежде чем переставить их, нужно убедиться, что колодки не слишком изношены.

    Если колодки в порядке, нужно поворачивать циферблаты расположенные на суппортах, чтобы довести колодки ближе к колесам. Правильное расстояние между диском и колодками зависит от стиля ваших тормозов, поэтому лучше проконсультироваться по поводу этой информации у производителя тормозов.

    Примечание: гидравлические дисковые тормоза имеют саморегулирующийся тормозные колодки, которые обеспечивают последовательную тягу рычага, поэтому у них нет регулировочных циферблатов на гидравлических суппортах.

    Тормозные кабели

    Если у вас гидравлические дисковые тормоза, стоит проверить все гидравлические шланги и фитинги на предмет утечек. Утечку иногда бывает трудно обнаружить. Однако, грязь, как правило, находится там, где расположены утечки — это один из признаков , чтобы найти утечку. Если вы найдете утечки , отнесите велосипед к механику.

    Механические дисковые тормоза используют кабели и кожухи, как обычные тормоза. Кабели могут могут сломаться, заржаветь или ослабиться с течением времени. Когда это происходит, тормоза начинают реагировать не молниеносно, когда вы нажимаете на тормозные рычаги. Также кожухи, которые защищают тормозные кабели, могут ломаться, ржаветь, закупориться или стереться со временем.

    Настройка дискового тормоза, переднего и заднего переключателя велосипеда — видео

    Регулировка дисковых тормозов своими руками

    Как отрегулировать ободные и дисковые тормоза на велосипеде

    До недавнего времени дисковые тормоза велосипеда считались чем-то вроде экзотики. Сегодня многие люди, благодаря множеству преимуществ, отдают предпочтение именно этой конструкции. Тема статьи – регулировка дисковых тормозов. Поскольку конструкция разных систем отличается, будет отличаться и алгоритм регулировки. Итак, различают 2 категории дисковых тормозов.

    • Механические. Передача импульса торможения производится механически, через тросик.
    • Гидравлические. Велобайк оснащен специальной гидролинией. Передача тормозного импульса осуществляется давлением жидкостного столба.

    Механические или гидравлические дисковые тормоза

    Сравним эти 2 варианта.

    Механические дисковые тормоза

    Стоимость механической тормозной системы ниже. Тросики, посредством которых передается торможение, достаточно дешевы, в сравнении с гидравликой. Важный момент – высокая ремонтопригодность системы даже в полевых условиях. Регулировать и настраивать механическую систему можно и самостоятельно.

    Минус механики в том, что, всякий раз после демонтажа и монтажа колеса нужно заново отрегулировать систему торможения. Также тросики механической системы велобайка нуждаются в периодической смазке. При езде надо постоянно отслеживать отзывчивость тормозной системы велосипеда.

    Гидравлические дисковые тормоза

    Основное преимущество гидравлики – в предельно мягком и удобном торможении велосипеда (из-за плавного давления жидкостного столба). Гидравлика, по сравнению с механикой, меньше склонна к перегреванию.

    Кроме того, регулировать эту систему надо значительно реже, чем механические. Однако, настраивать и ремонтировать гидравлику очень сложно.

    В частности, самостоятельно исправить повреждение гидролинии нельзя никак.

    Отрегулировать тормозную систему велобайка нужно при сильном взаимном трении диска и колодок, а также если качество торможения велосипеда ухудшилось. Порядок действий следующий.

    • Выжмите до упора тормозную рукоятку. В случае, если рукоятка достала до пальцев, надо ограничить свободу ее хода. Ослабьте контргайку и выверните регулятор. После этого затяните контргайку и снова проверьте ход рукоятки;
    • Оцените величину расстояния между тормозными колодками и дисками. Желательно делать это на свет и на белом фоне: так будет виднее. Чтобы отрегулировать положение тормозной машинки, ослабьте винты, которые закрепляют калипер к адаптеру или вилке велосипеда;
    • Ослабьте винты. Это нужно для свободного движения тормоза;
    • Снова выжмите тормозную ручку велосипеда. Теперь зафиксируйте ее в таком положении, прибинтовав к грипсе резинкой или тканью. После этого отцентруйте тормозную машинку относительно диска;
    • Затяните крепежные винты, которыми калипер крепится к вилке велосипеда или адаптеру. Действуйте в строгой очередности, проворачивая винты по четверть оборота. Теперь можно отпустить ранее зафиксированную ручку.

    Если все выполнено верно, получается идеальное взаиморасположение колодок с ротором, без намека на какой-либо перекос.

    Как настроить гидравлические дисковые тормоза

    Повод для того чтобы отрегулировать гидравлику – появление посторонних шуршащих и скрипящих звуков, а также сопротивление движению колеса. Есть простейший тест: если колодки цепляются за ротор, то, если вывешенное колесо велосипеда раскрутить, оно остановится быстро.

    Порядок регулировки для гидравлической системы велобайка следующий.

    • Ослабьте болты калипера таким образом, чтобы он стал подвижным;
    • Выжмите тормозную рукоятку велосипеда, чтобы добиться прижатия колодок к диску;
    • Проверьте положение клапанов колодок. Важно, чтобы они были симметрично расположены относительно ротора;
    • Затяните винты на калипере, не отпуская при этом тормозную ручку;
    • Последний этап: отпустите ручку и проверьте корректность работы тормозной системы велосипеда. Нужно, чтобы расстояние колодок от ротора соответствовало толщине волоса. При этом, диск и колодки не должны соприкасаться между собой;
    • Если расстояние колодок от диска отличается (при этом, положение самого диска идеальное), то поступите таким образом. Для настройки прижмите ротор к более выступающей колодке и прокачайте десять раз тормозную ручку. Желательно выполнять это действие вместе с помощником. Один прижимает колодки дискового тормоза к ротору, другому достается прокачка рукоятки;
    • Используя регулировочный шестигранник, установите тормозную ручку верно.

    Тормозная система отрегулирована.

    Как выровнять дисковые тормоза если погнули

    Об этой поломке уже говорилось, когда речь шла о механической системе велика. Погнутый ротор – достаточно распространенная поломка. Достаточно сказать, что многие компании выпускают специальные инструменты по выправлению погнутого ротора. В каждой велосипедной мастерской они тоже имеются.

    Однако, велосипедисту-любителю совсем не обязательно иметь такой инструмент. Во-первых, это дополнительные расходы, а выпрямлять диск приходится не так уж и часто. Во-вторых, применение инструмента дает большое направленное усилие.

    И, если для опытного веломеханика это только плюс, то для рядового велосипедиста может закончиться не выпрямлением, а поломкой ротора, после чего его останется только выбросить.

    Итак, вам понадобятся.

    • Чистый текстиль;
    • Тонкий фломастер;
    • Пара резиновых перчаток;
    • Жидкость, применяемая для чистки тормозов велосипеда.

    Порядок действий следующий.

    • Определите место искривления диска: прокрутите колесо и определите место, где колодки цепляются за ротор;
    • Отметьте фломастером погнутое место. При этом отметки наносите лишь на грань ротора, а не на поверхность тормоза;
    • Надавливайте большими пальцами на спицы, пока не добьетесь нужного результата. Периодически прокручивайте колесо велосипеда. Это действие нужно производить, если выпрямление надо произвести в сторону велобайка;
    • Если диск надо выпрямлять в противоположную сторону, то одной рукой тяните за диск, а другой – придерживайте колесо велосипеда. Начинать надо с самого малого усилия, постоянно отслеживая изменения;
    • Нанесите на ротор жидкость для очистки тормозов велосипеда и подождите, пока она высохнет.

    Неважно, каким именно тормозам вы отдали предпочтение. Важно, чтобы они безупречно функционировали, были идеально отрегулированы и беспрекословно «слушались». Только в этом случае, прогулка на велосипеде доставит вам удовольствие.

    Как настроить дисковые тормоза на велосипеде? | КТО?ЧТО?ГДЕ?

    Как отрегулировать ободные и дисковые тормоза на велосипеде

    Современные велосипеды оснащаются 2 типами тормозов: дисковыми и ободными. От типа тормозной системы (ТС) зависят и действия по регулировке. Тем, кто интересуется, как настроить дисковые тормоза на велосипеде, следует понимать – слишком часто этого делать не стоит. Однако могут случиться непредвиденные обстоятельства, когда надо будет отрегулировать их в обязательном порядке.

    Часто под настройкой ТС велосипеда принято понимать правильную установку колодок на определённом расстоянии от дисков либо обода, причём симметрично относительно друг друга. Иногда при этом необходимо подтягивать трос либо настраивать ручку.

    О процессе настройки

    Процесс регулирования производится непременно путём подтягивания основного троса. Менять колодки требуется, если они до конца стёрлись.

    Замечено, что дисковые колодки истираются быстрее, чем ободные.

    Примечательно, что при истирании гидравлическая разновидность тормозов самостоятельно настраивается, однако при системе закрытого вида приходится настраивать тормозную систему специальными вентилями.

    Часто процесс регулировки дисков механического типа тормозов подразумевает обязательное натяжение троса для обеспечения надёжного торможения. Между диском, а также колодкой промежуток не может превышать 0,4 мм. При этом последние устанавливаются на идентичном расстоянии от диска. После тщательной натяжки троса нужно проверить положение тормозных колодок.

    Чтобы их хорошо настроить, надо воспользоваться болтами. После их подкручивания владелец велосипеда должен понаблюдать, как передвигается колодка. Далее выставляется расстояние между диском и колодкой и делается проверка, чтобы во время их вращений диск не цепляло. Также необходимо проконтролировать, чтобы величины зазора в 0,3 мм хватило для осуществления торможения.

    Обязательной после наладки дисковых тормозов является контрольная поездка. Выберите для этой цели несложную трассу и короткую дистанцию. Внезапно тормозить при этом не стоит, чтобы не спровоцировать неприятные последствия.

    О неисправностях дисковых тормозов

    Перечислим возможные варианты.

    • Искривление диска – устраняется разводным ключом, которым нужно осторожно отогнуть край, касающийся колодки.
    • Неравномерное выдвигание поршней тормозов – подразумевает такое действие, как очистка нерабочего поршня и смазывание минеральным маслом.
    • Невозможность поршня вернуться на место – при этом требуется прочистить тормозную ручку. Дополнительной причиной бывает протечка в гидролинии и мастерцилиндре.
    • Утрата мощности дискового тормоза – происходит по причине стирания и попадания масла.

    Воспользовавшись данными советами, можно попробовать самостоятельно исправить ситуацию. Если труды не увенчаются успехом, следует отправиться к специалистам, которые произведут качественный ремонт.

    Регулировка гидравлических тормозов на велосипеде

    Как отрегулировать ободные и дисковые тормоза на велосипеде

    Если на велосипеде начали скрипеть или свистеть тормоза, без всяких причин, то значит обязательно необходимо произвести регулировку. Регулировка гидравлических тормозов на велосипеде — дело не сложное и не долгое, займет не более 10ти минут, ну а там как повезет, шутка, все достаточно просто.

    Перед началом регулировки необходимо тщательно осмотреть тормозной узел, на различные повреждения.

    Первым делом осмотрите дисковый калипер (суппорт), он должен быть плотно затянут и не в коем случае не люфтить. Как правило он крепится к раме с помощью двух болтов под шестигранник.

    Обратите внимание

    Следующим шагом внимательно осматриваем дисковый тормозной ротор — он должен быть ровным. Для того чтобы было удобнее это увидеть, переверните велосипед и прокрутите колесо. Не должно быть никаких виляний. Также проверте затянутость болтов, крепящих диск к колесу.

    Часто при небрежном обращении с велосипедом, на котором установлены дисковые тормоза, замечается искривления ротора. Это может вызвать простое падение велосипеда на какое-то препятствие или попадания в колесо каких-то предметов, например, при поездке по лесу очень часты случаи попадания в колеса веток, что может привести к серьезным неприятностям.

    Теперь, когда мы проверили все визуально и убедились, что все в порядке, нас ждет непосредственно регулировка дисковых гидравлических тормозов на велосипеде.

  • Расслабляем болты суппорта (калипера) так, чтобы он свободно без больших усилий мог двигаться, при нажатии на ручку тормоза.
  • Зажимаем крепко речку дискового гидравлического тормоза (у которого ослабили болты крепления калипера), для надежности можно нажать пару раз. Это нужно для того, чтобы тормозной суппорт занял правильное положение на роторе.
  • Убедившись, что суппорт при нажатии зафиксировался надежно, продолжайте держать ручку тормоза зажатой и при этом, одновременно, равномерно затяните болты калипера. Затягиваем аккуратно и туго, но чтобы не сместить суппорт с заданного положения.
  • После проделанной регулировки системы, необходимо проверить гидравлический тормоз в деле. При правильной настройке тормозной диск не должен задевать калипер, а расстояние к колодкам должно быть минимальным, для быстрого и надежного срабатывания гидравлического тормоза.

    Как правило после проделанной работы все должно исправно и без всяких посторонних свистов и пищания работать. Рекомендуем к прочтению статью: если появился скрип дисковых тормозов велосипеда, рассмотрены еще примеры устранения причины такой неприятности.

    Есть еще маленькая хитрость, которую не все знают — это регулировочный болт на тормозной ручке. С помощью его мы можем подрегулировать ручку если чувствуете, что тормозное усилие при нажатии не достаточное, то можно отдалить ручку или же наоборот если ручка далеко – приблизить. Тут все просто — ослабляем или затягиваем с помощью шестигранника этот болт до необходимого нам положения.

    Еще одно замечание, если есть ручка имеет холостой ход, то есть при нажатии на нее не сразу ощущается тормозное усилие – это может означать утечку масла или завоздушивание гидролинии. Об устранении данной проблемы поговорим в следующих статьях.

    Поскольку принцип работы гидравлики одинаковый, то и настройка гидравлических тормозов на велосипеде различных фирм: shimano, avid, decipher, tektro и других — будет по такому же принципу.

    Настройка дисковых тормозов

    Как отрегулировать ободные и дисковые тормоза на велосипеде

    Самое «занятное» настраивать тормоза с креплением по международному стандарту (Hope Mono M4, Hope Mono 6ti, Magura Loise, Gustav…).

    Необходимо после закрепления колеса, отцентровать калипер относительно ротора, подбирая и устанавливая между крепами рамы и калипера шайбы из комплекта, которые имеют различные различной толщины.

    Загвоздка в том, что чем сильнее затягиваешь, тем лучше взаиморасположение шайб и => калипер окажется ближе к раме, Поэтому путём подбора толщины и количества шайб с точностью до долей миллиметра, нужно перепробовать множество комбинаций, посоветовать можно только, проявить терпение при использовании метода проб и ошибок.

    Важно

    Но у большинства производителей установка проходит проще — после установки ротора на втулку и колеса на место затягиваем болтами (эксцентриком) ось. Прикручиваем крепко переходник (использование фиксатора резьбы приветствуется).

    Прикручиваем калипер (машинку) но шестигранники не затягиваем (калипер должен «плавать»). Зажимаем тормозную ручку, проверяем, одинаково ли выдвигаются колодки при нажатии на ручку.

    После зажатия ротора колодками, калипер должен встать по месту, но лучше ему помочь, подёргав (попытавшись крутить) колесо вперёд-назад.

    Когда калипер встанет по месту, плавно, попеременно то верхний то нижний болт, затягиваем крепление калипера, если болты были слишком ослаблены, то ручку можно плавно отпустить и снова резко зажать.

    Тормозные колодки притянутого калипера нужно подвести к ротору на рабочее расстояние, делается это так: резко (почти ударами) нажимать на ручку тормоза 20-30 раз.

    Отпускаем ручку, крутим колесо… , если ротор трется, смотрим на просвет, к какой колодке он прикасается, расслабляем крепление калипера и чуть-чуть сдвигаем его в сторону трущей колодки, при этом плоскость колодки должна оставаться параллельной плоскости ротора. Подтягиваем слегка крепление, проверяем на просвет, при необходимости повторяем процедуру.

    Если ротор трёт по обеим колодкам их можно развести, выкрутив немного регулировочный шестигранник в тормозной ручке, при этом тормоза станут хватать позже, если вам нужен наоборот меньший ход ручки, то шестигранничек надо вкрутить, возможно, потребуется выровнять ротор.

    После того как всё настроено, ещё раз протягиваем все болты и проверяем работу: при нажатии на ручку ротор не должен смещаться и перекашиваться.

    Настройка механики

    Совет

    После установки ротора на втулку и колеса на место, затягиваем болтами (эксцентриком) ось.

    Так как механика более чувствительна к смещению оси колеса, я рекомендую затягивать эксцентрик, непосредственно сидя на байке или прижимая вилку велосипеда, чтобы после дропчика не появился звук трения ротора о колодку.

    Прикручиваем крепко переходник (использование фиксатора резьбы приветствуется), прикручиваем к нему калипер (машинку), но шестигранники не затягиваем (калипер должен «плавать»).

    Неподвижную колодку выдвигаем на пол оборота винта, который регулирует её положение.

    ! У Хаесов перед тем как крутить регулировочный болт, надо вывернуть блокирующий шестигранник, а по окончании настройки всего тормоза закрутить его обратно. !

    Слегка прижимаем пальцем калипер со стороны неподвижной (внутренней колодки), так чтобы плоскость внутренней колодки точно совпала с плоскостью ротора.

    Аккуратно поочерёдно прикручиваем болты крепления калипера.

    Плоскость колодки не должна сместится относительно плоскости ротора! Операцию, описанную в данном абзаце, лучше проводить с полностью отсоединенными рубашкой и тросиком.

    Затянув оба шестигранника, отворачиваем запасённые пол оборота регулировочного болта, крутим колесо и проверяем взаиморасположение ротора и колодки на просвет или по звуку.

    Если ротор не трёт то можно немножко придвинуть колодку рег.болтом и

    наоборот, если трёт отодвинуть, посредством этих проверок регулировочным болтом выбираем положение статичной колодки ближайшее к ротору, но без чирканья о ротор.

    Крутим рычаг (к которому тросик прикручивается), тем самым, прижимая подвижную колодку, при этом ротор должен слегка смещаться к статичной колодке, но ни в коем случае не перекручиваться, как показано на рисунке (пусть утрированно, но ясно).

    Обратите внимание

    Устанавливаем рубашку и тросик на место в рычаге так, чтобы внешняя колодка была прижата, и слегка притягиваем болтиком, плавно нажимаем на ручку до момента в который тормоз должен начинать схватывать, таким образом, трос проскользнет в креплении рычага, и у вас будет меньше мороки с регулировками.

    Затягиваем крепление троса, вращаем колесо, если колодка трёт, придётся немного закрутить регулировку на ручке, или наоборот выкрутить при слишком большом ходе.

    Рекомендую настраивать тормоз так, чтоб регулировка на ручке была минимально выкручена, лучше перезакрепить тросик в рычаге калипера, это сохранит резьбу ручки от повреждений.

    Если необходимый ход ручки не настроить, из-за того что ротор постоянно трёт, а точнее чиркает, значит, он погнут и придётся ровнять.

    Кстати у Авидов и Тектро есть полезная фича именуемая регулировка натяга возвратной пружины. При ухоженных рубашках и тросах, ослабляя натяг (выкручиванием шестигранника) можно получить ощущение тормоза близкое к дешевой гидравлике, или наоборот, закрутив при загаженных или не очень грамотно проложенных рубашках, тем самым заставить ручку возвращаться в исходное положение.

    Устранение смежных неполадок

    Ровняем ротор:

    Смотрим на просвет (лучше подложить белый лист), край ротора касающийся колодки, отгибаем разводным ключом в противоположную сторону.

    Важно!

    Ключ должен быть абсолютно чистым — лучше свеже обезжиренным!

    Отгибать нужно помаленьку сам ротор а не скручивать только тормозную поверхность, каждый раз проверяя результат на просвет, ибо чрезмерное усилие сделает только хуже легко гнущемуся ротору!

    Необходимо точно определять сектор, который загнут в одну сторону!

    С механикой можно поступить проще: находясь в тихом помещении, отводим полностью одну из колодок и довольно точно определяем сектор ротора загнутый в сторону прижатой колодки, который выравниваем ключом, тоже повторяем с другой колодкой, потом отводим эту и подводим к ротору другую колодку и опять ровняем.

    Важно

    Согнутые секторы более 25 градусов можно ровнять руками, но они должны быть идеально чистыми, без пота и тем более жира.

    Если поршни выдвигаются не равномерно:

    значит боковая поверхность одного из них (того, который «тормозит») засорилась.

    Нужно снять колесо, вынуть колодки. Жесткой, чистой пластиной с отверстиями под крепёжные штырьки колодок отвести не засорённый поршень и, удерживая его в задвинутом положении, нажимать на тормозную ручку, пока слегка не выдвинется загрязнённый поршень, боковую поверхность которого надо протереть начисто, после чего капнуть на неё минерального масла ( неагрессивного к резине).

    Задвинуть оба поршня и стереть излишки масла, лучше тряпочкой смоченной бензином или обезжиривающим средством.

    Если поршни не возвращаются обратно:

    Возможно, надо проделать вышеописанные операции с обоими поршнями, или забита грязью тормозная ручка, которую придётся разбирать и чистить, также стоит проверить, нет ли подтёков из гидролинии или из мастерцилиндра, собственно причины излечимы заменой либо линии либо резинок-поршеньков мастерцилиндра.

    Если ручка стала проваливаться это явный признак наличия воздушных пузырьков в гидролинии или её протечки, первое лечится прокачкой, второе заменой линии и прокачкой.

    Если тормоза потеряли мощность непонятно отчего:

    1. проверить остались ли колодки;

    2. полностью обезжирить колодки и ротор, с помощью растворителя, бензина, спирта или спец. средства, если это не спасло, придётся прокалить колодки (внимание! они должны быть металлическими).

    Для этого вынимаем их из калипера; вытягиваем пружинку.

    Задвигаем статическую колодку, или разводим колодки гидравлики, и смещая к центру вынимаем по очереди обе колодки через прорезь под диск.

    Раскаляем электрическую плитку или сковородку на газу, и подвешиваем обе колодки близко к раскалённой поверхности на стальной проволоке, жарим в таком положении минут 10-15 пока дым с них не выйдет (если было масло или прочая гадость). Выключаем плитку (газ) и даём колодкам спокойно остыть (в воду не кидать, иначе придётся снова притирать тормоза).

    Совет

    Протираем на всякий случай ещё разок ротор и колодки (они должны быстро и полностью высыхать «мокрое не высыхающее» пятно — это невыжаренное масло).

    Ставим всё по местам и настраиваем.

    Статья любезно предоставлена Алексеем Захаренков (aka Lexapskov).
    Оригинал и другие статьи можно найти на http://lexapskov.my1.ru/ и X-bikers.ru

    Ссылка на основную публикацию