Содержание
- 1 Как проложить велосипедный маршрут?
- 2 . Автомобильные багажники на крышу, боксы и автобагажники Атлант
- 3 Афиша Город: Как составлять велосипедные маршруты в центре города – Архив
- 4 Как правильно делать велодорожки
- 5 Как прокладываются велосипедные маршруты?
- 6 Как выбрать маршрут для велосипедной прогулки?
- 7 Составление описаний маршрутов велосипедных походов
Как проложить велосипедный маршрут?
Для многих езда на велосипеде — не просто модное увлечение или вид спорта. Это возможность больше узнать о своем городе, его окрестностях или отправиться в увлекательный туристический поход. Как составить веломаршрут, что учесть при этом и какие электронные сервисы в этом помогут?
Людям, которые увлечены ездой на велосипеде, со временем становится скучно просто так кататься по городу. Уже известны все улицы и повороты, знакома каждая дорожка и набережная. Со временем появляется набор своих маршрутов, и их выбирают в зависимости от погоды, самочувствия и необходимости посещения каких-то пунктов.
В больших городах специальная велосипедная дорожка не редкость. Путь уже проложен, и на его построение не надо тратить время. Не нужно опасаться транспорта или пешеходов, обращаться к карте. Но со временем одна и та же дорожка становится неинтересной. Построение собственного маршрута — вот что по-настоящему увлекает.
Обратите внимание
Отправляясь в путь по новым местам, подумайте: так ли важно для вас построить свой путь заранее? Ведь велосипеды — не автомобили, на них можно проехать практически везде: ввел в навигатор адрес, и вперед.
И все же настоящие знатоки велопрогулок делают записи в блокнотах, отметки пунктов на карте, используют и специальные сервисы, чтобы оценить рельеф местности. Путешествовать гораздо приятнее, когда заранее знаешь, где повернуть, где отдохнуть, а где проложить путь по зеленому парку вместо шоссе.
Предусмотреть все это можно, если заранее построить маршрут с набором основных пунктов.
- Интересы. С какой целью вы отправляетесь в путешествие: приятная прогулка, конкретный адрес, осмотр достопримечательностей, посещение намеченных пунктов или кардиотренировка;
- Модель велосипеда. Покрытие дорог, по которым вы собираетесь проложить путь, может не соответствовать возможностям вашего байка;
- Ландшафт. На бумажной карте трудно представить себе подъемы и спуски, особенно затяжные. Используйте цифровые сервисы, чтобы заранее изучить местность;
- Время, которое вы собираетесь затратить с момента отправления. Это будет утренняя или вечерняя прогулка по окрестностям, набережной или большой велопоход на несколько дней;
- Физическая форма. Оценивайте свою подготовку адекватно. Крутить педали не так уж просто, как кажется;
- Длина пути. Будет ошибкой построить весь путь, опираясь только на данные о километраже. Учитывайте энергозатраты. 10-километровый маршрут на Дальнем Востоке эквивалентен почти 100-километровому в средней полосе России.
Когда учтено все, что перечислено выше, настает время построить маршрут на карте. К счастью, сейчас не нужно возить с собой целый атлас, карандаш для отметки пунктов и записную книжку для заметок.
Онлайн-карты, интерактивные приложения, навигаторы и сервисы взяли на себя многие функции, которые раньше пришлось бы выполнять самим. Чтобы проложить маршрут, достаточно наметить на карте точки старта и финиша.
Более детальная проработка подразумевает прокладывание пути отрезками от пункта к пункту.
Построение маршрута отрезками займет больше времени, но ехать по нему будет проще. Вы заранее будете знать:
- о подъемах, после которых нужно остановиться и отдохнуть;
- о спусках;
- о путях объезда препятствий;
- о том, где есть дорожка для байков, и где ее нет.
Создаем маршрут с помощью сервисов
Очень удобное и быстрое построение веломаршрутов. Можно заранее ознакомиться с рельефом, есть просмотр фотографий тех пунктов, где собираетесь побывать. График высот будет создан автоматически, программа просчитает и набор, и сброс высоты. Самые популярные сервисы для велосипедистов:
. Автомобильные багажники на крышу, боксы и автобагажники Атлант
В жизни любого велосипедиста наступает тот момент, когда «просто покататься» становится попросту скучно. Любые «маршруты» образуются почти сразу.
«Вот за этим углом будет приятный парк», думает райдер, «а вот здесь будет удобно проехать по велодорожке до набережной».
Быстро или нет, в итоге образуется набор маршрутов – несколько удобных колец, которые подходят для той или иной погоды, или для того или иного самочувствия.
Современные городские власти, особенно в крупных городах, по аналогии с западными мегаполисами, развивают сквозную сеть велодорожек – собственные готовые маршруты для тех велосипедистов, которые не хотят тратить своё время на планирование и оценку различных вариантов. Однако обычно велодорожки – это лишь небольшая часть проторенных путей, на которые стоит обращать внимание тем, кто, действительно, любит велосипедные прогулки.
Важно
Особенности маршрутов.
Начнём с того, действительно ли маршруты важны? Ведь велосипед – не машина, и проедет практически где угодно, а возможность в любой момент сделаться пешеходом и вернуться домой на общественном транспорте делает радиус поездок огромным даже для неподготовленных райдеров.
Тем не менее, карты, схемы, записи в блокнотах и обсуждение различных линий занимают огромное время у настоящих ценителей. Почему? Ровно по той же причине велосипед – это не автомобиль.
Намного приятнее завершить свою поездку не посреди поля с одышкой, а в бодрой форме и точно в срок. Приятно знать, где поворачивать на скоростной трассе, а где приятно проехаться по тенистой аллее вместо загруженной восьмиполосной улицы.
Всё это возможно, если правильно проложить маршрут.
Действительно, следование заранее спланированному пути для велосипедиста может оказаться намного важнее, чем для автомобилиста или мотоциклиста, ведь сравнительно хрупкая техника, а главное, очень зависимый от собственного здоровья «движок» нуждаются в очень аккуратном использовании!
Важные элементы плана.
Итак, велосипедные маршруты полезны и даже необходимы при велосипедных прогулках, не говоря уже про велотуризм. Что необходимо учитывать при составлении маршрута?
Интересы – прогулка планируется для отдыха и лёгкого общения, или это часть кардио тренировок? Покрытие – очень важно, чтобы покрытие (асфальт, грунт, гравий, пересечённая местность) соответствовали покрышкам, модели велосипеда и уровню подготовки райдера. Ландшафт – важнейшая вещь, о которой очень легко забыть, глядя на карту с экрана компьютера. Прямая и кажущаяся очень лёгкой вполне может оказаться продолжительным и выматывающим подъёмом (тягуном).
Общая длина – многие оценивают маршрут исключительно по этому признаку, но он лишь третий по важности. Количество километров – обманчивый показатель, ведь по энергозатратам 10-15 километров по Владивостоку сравнимы с сотней в равнинных городах подобных Москве или Санкт-Петербургу.
Методика составления.
После определения четырёх составляющих – где и как мы хотим ехать, по какому покрытию, по какому ландшафту и на какое расстояние.
Совет
Ещё недавно для составления понадобился бы атлас с различными масштабами, записная книжка или тонкая бумага для дублирования главных ориентиров и долгие часы размышлений и вычислений с курвиметром. Сейчас большинство проблем берут на себя сервисы онлайн-карт, интерактивные атласы и навигационные приложения, рассчитать свой путь стало намного легче.
Проще всего построить маршрут по некоторым опорным точкам. Отмечайте на карте те места, которые хотите последить и связывайте их по проезжим дорогам и тротуарам. В одних сервисах это придётся сделать руками, большинство же позволит построить линии автоматически. Если какой-либо участок вам знаком и не очень удобен, добавляйте несколько промежуточных точек.
По отрезкам работать несколько сложнее, но ехать намного проще. Суть метода заключается в том, чтобы наметить удобные короткие подъёмы, после которых можно будет отдыхать, и длительные скоростные спуски (или наоборот, если задача, к примеру, тренировка выносливости). Имея набор отрезков, очень легко составлять из них, как из пазла, готовый маршрут.
Велодорожки и скверы даже в небольших городах стараются организовать в определённую сеть. Этот вариант прокладки идеален, если вы хотите познакомиться с новым городом.
Например, отлично организована сеть велосипедных дорожек и пешеходных зон в центре Москвы, где на арендованном на день велосипеде можно познакомиться со всей столицей, испытав минимум проблем с планированием и организацией.
Все участки изначально снабжены указателями и небольшими планами.
Условный метод круга – для тех, кто не ищет лёгких путей. В той или иной степени любой маршрут будет кольцом.
Велосипедная прогулка, если это не утилитарная поездка на работу или специализированный туристический заезд, заканчивается там же, где и начиналась.
Поэтому открываем карту и на удачу рисуем окружность длиной в 2/3 планируемой дальности заезда. Оставшуюся 1/3 организуют углы, объезды и различные препятствия на дороге.
Онлайн-возможности.
Обратите внимание
Кроме удобной работы с картой, современные приложения и сервисы идут дальше. Особенно в этом отличились различные американские социальные стартапы и фитнес-трекеры.
С целью привлечь как можно больше пользователей эти сервисы предоставляют возможность организованного коллективного катания, когда маршрут велопробега прокладывается заранее несколькими участниками, а сервис берёт на себя его публикацию и приглашение к заезду других людей.
Другая важная особенность современных сервисов – это не совместные прогулки, а обмен и обсуждение различных маршрутов, которые запланировали для себя или уже преодолели другие пользователи. Приезжая в новый город, на таких сервисах можно найти сразу несколько достойных велосипедных маршрутов, а можно в своём городе заочно соревноваться в преодолении тех или иных отрезков на скорость.
Афиша Город: Как составлять велосипедные маршруты в центре города – Архив
Переходы, разрытые улицы, горки — за пределами парков езда на велосипеде в Москве превращается в квест. «Афиша» попросила автора блога Velonation Анастасию Ромашкевич суммировать ее опыт в виде инструкции о московском планировании пути и карты с подсказками.
Езда на велосипеде в Москве напоминает компьютерную игру со множеством уровней: чем дольше практикуешься, тем дальше продвинешься. Вчера ты катался по парку, сегодня пытаешься маневрировать среди пешеходов по тротуару, а завтра спокойно двигаешься по дороге в потоке с машинами.
Главное — держать себя в руках, не форсировать ситуацию и не перескакивать через уровни: если человек в последний раз садился на велосипед пятнадцать лет назад у бабушки на даче, сразу гонять по Тверской точно не стоит.
Тем более что, в отличие от компьютерных игр, тут запасные жизни не предусматриваются.
Поездки в городе: базовые принципы
Выступим в роли Капитана Очевидность: да, дороги Москвы — это вам не Копенгаген.
Машины могут вполне легально развивать скорость до 80 км/ч (в большинстве европейских городов предел 50 км/ч), светофоры настроены так, что ждать зеленого приходится минуту-две, а на каждом шагу подземные переходы, которые к тому же непрестанно ремонтируют, вместо того чтоб поскорей их все зарыть.
Но даже с учетом этих обстоятельств по городу можно успешно перемещаться на велосипеде. Особенно в центре, где улицы поуже и поспокойней, имеются пешеходные зоны и даже стало появляться что-то похожее на велодорожки.
Не берите в голову эти кровожадные посты автомобилистов в соцсетях в духе «давайте-ка поскорей задавим всех велосипедистов» — на самом деле никто никого давить не собирается, и уж точно не будет это анонсировать в соцсетях. Выезжать в город на велосипеде как на войну — плохая идея.
Гораздо лучше исходить из того, что люди в автомобилях ничем принципиально от вас не отличаются и тоже хотят поскорей попасть из пункта А в пункт Б. При всякой возможности старайтесь установить с водителями визуальный контакт, благодарите кивком, когда вам уступают дорогу, а при случае, например, стоя на светофоре, перекиньтесь с ними парой реплик.
Хуже от этого точно никому не станет, добрососедство на дороге всем на пользу. Пусть это будет правилом безопасности номер один.
Правило номер два тоже очень простое: оставайтесь в зоне комфорта. Если при выполнении нового маневра в ушах застучал адреналин, переходить на новый уровень пока рано. Если вы все еще вздрагиваете от звука проезжающих мимо на большой скорости джипов, держитесь от них подальше.
Важно
Это дело привычки, привычка — вопрос времени. Не надо устраивать марш-броски через весь город, пока вы хотя бы раз не съездили на велосипеде в ближайшее кафе или булочную.
Кстати, поездки по району — отличный вариант для начинающих: наверняка обнаружите в радиусе двух-трех километров от дома массу интересных мест, а заодно освоитесь на двух колесах.
Карта местности: советы, подсказки и лайфхаки
Информация, размещенная на этой яндексовской карте, получена исключительно на личном опыте, соответственно, ее нельзя считать объективной.
Возможно, то, что кажется удобным нам, вам представляется сомнительным и с точки зрения комфорта, и соблюдения дорожных правил.
Надо оговориться, что ПДД в Москве, как и в любом другом большом городе, следуют с отступлениями: есть общие представления о том, что делать на дороге уместно, какие ограничения глупы и что делать нельзя никогда.
Точки на карте разделяются на четыре типа. Зеленые проходят под условным тегом «удобство» — это те места, где есть хотя бы какие-то огрызки велосипедной инфраструктуры, где в целом на двух колесах вам будет хорошо. Оранжевые — проблемы: дорожки в горку, подземные переходы, забитые пешеходами улицы.
Красные — стройки: разбитые переулки, перекрытые площади, которые стоит избегать. И синие — лайфхайки, которые помогут срезать путь или пересечь дорогу без утомительного спуска под землю.
С помощью этой карты не получится нарисовать свой маршрут, но ее имеет смысл изучить дома: ваши представления о велосипедной жизни внутри Садового кольца немного расширятся.
Мы будем также рады, если вы знаете какие-то неучтенные нами московские кочки или хитрости — их можно оставлять в комментариях под этим материалом, и до конца лета мы обновим эту карту с новыми данными.
Совет
Никакого однозначного сервиса для прокладки велосипедных маршрутов в Москве нет. Все опции небезупречны. Но есть совсем негодные: даже не пробуйте нажимать на кнопку «Построить маршрут» в дептрансовском приложении «Велобайк» — вас перенаправят на карты «Яндекса», после чего на экране чудесным образом возникнет надпись «Иран», что бы это ни значило.
Strava, которую многие используют для замера расстояний и сбора прочей статистики, имеет также конструктор маршрутов. Основой для него служат данные о поездках пользователей — кто все эти люди, абсолютно неясно, и одно это настораживает.
Пользовательскую информацию сервис дополняет своими, явно романтическими представлениями об устройстве города Москвы.
Конструктор запросто может отправить вас на левый разворот через четырехполосную улицу — это, кстати, не только небезопасно, но и против правил.
Самый лучший вариант — «Гугл-карты» для пешеходов. Если на дороге вам не понравилось, можно будет сместиться на тротуар. Неплохая идея — заранее прокрутить маршрут через визуализацию улиц. Особенно когда вы едете в новое, незнакомое место.
Но и данные пешеходной карты надо осмыслять творчески, потому что самый короткий и очевидный маршрут — необязательно самый быстрый и удобный. Перекрестки и светофоры, даже если ехать в потоке машин, съедают кучу времени.
А если перемещаться по тротуару, то на преодоление наземных переходов, где по правилам велосипедист должен спешиваться, и подземных, где велосипед часто приходится тащить на закорках, уходит едва ли не треть времени в пути.
Удачной альтернативой может оказаться путь по набережным или через парки, даже если по километражу он вдвое длиннее, — вы экономите время на переходах, да и ехать вдоль реки или по зеленой зоне приятней и безопасней, чем лавировать среди машин или людей.
Вообще, с поездками по тротуару все немного загадочно. Правила дозволяют это при отсутствии велодорожки и невозможности двигаться по проезжей части. В чем конкретно должна выражаться такая невозможность, из правил абсолютно непонятно. Логика подсказывает, что если на дороге страшно и некомфортно, то можно с чистой совестью ехать по тротуару.
Некоторые так и ездят, всегда и везде, но и это неоднозначный выбор. И не только из-за потери времени. Ощущение безопасности на тротуаре — штука очень обманчивая. Автотранспорт худо-бедно подчиняется правилам движения. Пешеходам, пока они у себя на тротуаре, никакие правила вообще не писаны.
Могут хоть задом наперед ходить — кое-кто так и делает. Прибавьте к этому собак и детей, высокие бордюры, арки, из которых выезжают машины, а также состояние асфальта и плитки, и станет понятно, что на тротуаре есть масса возможностей покалечить себя и окружающих.
Обратите внимание
Так что тротуар — хорошее решение до тех пор, пока вы едете с невысокой (10–15 км/ч) скоростью и готовы делить дорогу с пешеходами. Как только люди начинают бесить и возникает желание разогнаться посильнее, с тротуара надо самоликвидироваться.
Собственно, ваш дискомфорт — это и есть верный признак готовности к переходу на новый уровень.
Лучшие во всех смыслах маршруты обнаруживаются опытным путем. Практика показывает, что даже жители расположенных далеко за ТТК спальных районов умудряются находить приятные пути для поездок в центр — в обход диких развязок, многополосных магистралей и прочих дорожных ужасов. Велосипед, помимо прочих своих достоинств, отличный способ узнать город с новой стороны.
Если вам нужен вариант на каждый день, например, чтоб ездить из дома на работу, можно поэкспериментировать в выходные, когда обстановка в городе поспокойней и нет необходимости куда-то спешить. Иметь в запасе лишние пять-десять минут вообще никогда не повредит.
Велосипед может быть самым быстрым, экономичным, экстравагантным, практичным, экологичным (нужное подчеркнуть) способом передвижения по городу, но главное все-таки удовольствие от поездки.
Собственно, этим принципом мы руководствовались, составляя список полезных советов на карте: они призваны увеличить объем положительных эмоций и свести к нулю разочарования.
Еще больше полезной информации о передвижении на велосипеде в Москве ищите в блоге Анастасии Ромашкевич velonation.wordpress.com.
Как правильно делать велодорожки
21 июля 20152015-07-21T12:00:00Z2015-07-21T12:00:00Z Велодорожки есть практически в каждом крупном городе России, но нигде я не видел, чтобы они были сделаны правильно. Давайте разберемся, почему. Для начала надо определить, зачем нужен велосипед в городе. У него 2 два основных предназначения: спортивно-развлекательное и транспортное. С первым все понятно.
На велосипедах народ катается в парках и на набережных. Почти все велодорожки, что у нас строят, обслуживают как раз спортивно-развлекательную функцию велосипеда. От этого многие стереотипы, которые прочно вбиты в головы чиновников и простых людей. Например, часто можно услышать: «Зачем делать велодорожки, если у нас кататься можно только 3 месяца в году?».
То есть, человеку даже в голову не приходит, что ездить на велосипеде можно в любую погоду. Транспортной функции велосипеда у нас практически не уделяют внимания. А зря. В той же Москве по разным данным от 2-х до 5 миллионов велосипедов (точной статистики нет), и многие люди могли бы использовать велосипед как альтернативу общественному транспорту или личному автомобилю.
Важно
Проблема в инфраструктуре.Кроме того, с развитием техники велосипед и другие транспортные средства в ближайшие годы получат новую жизнь. Уже сейчас электрические велосипеды позволяют без труда передвигаться по городу даже с непростым рельефом. Электросамокаты компактны и маневренны.
Каждый год придумывают все новые индивидуальные средства передвижения по городу, так что мне сложно предположить, кого мы встретим на велодорожках через несколько лет. Возможно, они в скором времени утратят название «велодорожки», а станут полосами для индивидуального низкоскоростного (до 25 км/ч) транспорта.Но вернемся в настоящие.
Большинство людей не могут использовать велосипед для повседневных поездок, так как это небезопасно. Сейчас правила дорожного движения предписывают велосипедисту ехать по дороге. Учитывая общую низкую культуру вождения, велосипедист на дороге подвергается риску. Некоторые велосипедисты едут по тротуарам, это допускается правилами, но неверно.
Так как на тротуаре опасности уже подвергается пешеход, на которого может налететь велосипедист.Именно поэтому очень важно для велосипедистов создать отдельную инфраструктуру, чтобы они не пересекались ни с машинами, ни с пешеходами. И безопасность – это первое, что надо учитывать, когда мы говорим о проектировании велодорожек.
Забавно, но главными противниками развития велодвижения являются автомобилисты. Казалось бы, они первые, кто должен требовать хорошей велоинфраструтуры. Ведь многие, кто сейчас использует автомобиль, пересядут на велосипед, если это будет безопасно и удобно.
Будь я заядлым автолюбителем, я бы уже давно митинги проводил под окнами Департамента транспорта с требованием делать велодорожки и удобные парковки для велосипедистов. Все на велосипед, а я без пробок буду на машине ездить ;)В России сейчас нет никакого опыта развития велоинфраструктуры. Наши города только столкнулись с этим. В ближайшие годы многому предстоит научиться.
Будет хорошо, если мы обратимся к опыту разных стран и учтём его.
Вот в Хельсинки, столице Финляндии, о проблеме с транспортом задумались ещё 30 лет назад. Тогда был создан велосипедный департамент при администрации города. Собственный департамент для великов! А в Москве, к примеру, первая велодорожка появилась только в 2011 году на проспекте Вернадского. А первая велосипедная полоса и вовсе появилась совсем недавно. Правда, пока работает всё далеко не идеально.
Водители всё никак не привыкнут, что велодорожка – это не полоса для парковки.Кстати, согласно поправкам в ПДД, движение на автомобилях по велосипедной дорожке и полосе облагается штрафом в 2000 рублей. Вопрос только в том, как тщательно сотрудники ГИБДД будут это контролировать.
Возможно, стоит им напоминать о том, что бюджет государства можно пополнять с помощью нового штрафа.Одна из худших велодорожек в мире находится в Москве на Пятницкой улице. Какой идиот ее придумал, история умалчивает. Надеюсь, его уже скормили крокодилам. Сделать дорожку посередине узкого тротуара – это надо же додуматься до такого…
На пересечении дорожки и улицы нет никаких опознавательных знаков для водителей. Нет никаких знаков, цветовых обозначений и даже лежачего полицейского.Кроме всего прочего, дорожка начинается из ниоткуда и уходят в никуда.В других странах тоже дураков хватает.
Совет
Некоторым кажется, что для того, чтобы сделать велодорожку, достаточно нарисовать краской линии на тротуаре. Вот в Вильнюсе сделали такое. Как вам?Плохих примеров можно привести много, но не хочу тратить на них ваше время. Давайте разбираться, какими должны быть правильные велодорожки.
Недавно «Городские проекты перевели» и издали целую книгу «Проектирование городских велодорожек». В книге есть множество примеров, схем, иллюстраций того, как нужно делать велодорожки. Если вдруг в вашем городе мэр задумал развивать велодвижение, обязательно подарите ему такую книгу.
Самое главное, необходимо помнить, что велосипедист – это отдельный участник дорожного движения. Он не хуже автомобилей или пешеходов. И инфраструктура для велосипедистов нужна отдельная.
У нас часто к велосипедисту относятся либо как к пешеходу на велосипеде, либо как к маленькому автомобилю, предлагая пользоваться уже существующей инфраструктурой. Это невозможно. Большинство людей отказываются от поездок на велосипеде по причине безопасности.
И лишь грамотная инфраструктура позволит людям пользоваться велосипедом как альтернативой общественному транспорту или личному автомобилю.Велодорожки бывают нескольких типов. Тип первый – односторонние защищённые велодорожки.
Они расположены на уровне проезжей части и отделены от неё барьером, как эта велодорожка в Дублине. В качестве барьера могут быть столбики, клумбы или делиниаторы.А эта дорожка в Праге отделена от проезжей части парковкой.
В Нью-Йорке – столбики, парковка и клумбы.
Отделение бордюромВ России с физическими барьерами большие проблемы, так как они зимой мешают убирать снег. Здесь надо искать какое-то другое решение.На правильной велодорожке есть разметка, всем участникам дорожного движения должно быть понятно, что это зона велосипедистов. Если же не нашлось средств на столбики, дорожка от дороги обособляется разметкой. Автомобилисту должно быть четко понятно, что это велодорожка, и въезд на нее запрещен.Один из главных гарантов безопасности и комфорта – ширина велодорожки, от которой будет зависеть, разъедетесь ли вы со встречным велосипедом, сможете ли обогнать впереди едущего. Минимальная рекомендуемая ширина велодорожки составляет 1,5 м. Но в зонах интенсивного велодвижения её следует увеличить до 2 метров. Ширина буферной зоны парковки должна составлять метр. Отличные велодороги в Пекине ? Но это отдельный случай, так как раньше в Китае велосипед был вообще основным видом транспорта.Потенциально опасные точки правильно выделять цветом, разметкой и знаками «Уступи дорогу велосипеду».Люки и канализационные решетки не должны препятствовать движению велосипеда. Например, решетки ливневой канализации должны быть такими, чтобы колёса велосипеда в них не проваливались.
gup-mosvodostok.livejournal.comОчень важный и опасный момент – пересечение велодорожки с автобусными остановками. Здесь дорожку рекомендуется прокладывать за остановками общественного транспорта, чтобы велосипедисты не мешали подъезду транспортных средств и посадке пассажиров.Тип второй – приподнятые велодорожки.Они проложены выше уровня проезжей части и могут быть с односторонним или двусторонним движением.Как уже сказал, такая велодорожка должна проходить выше уровня проезжей части – например, на уровне тротуара или на промежуточном уровне. Дорожка должна быть отделена от проезжей части бордюром, зелеными насаждениями или уличной мебелью. Чтобы пешеходам было понятно, что это велодорожка, надо использовать другое покрытие. Отдельно для России надо заметить, что покрытие тротуара не должно уступать по качеству покрытию дорожки. Часто встречаю ситуации, когда на велодорожке идеальный асфальт, а на тротуаре кривая плитка. Потом все удивляются – а чего это пешеходы идут по дорожке?Дорожка должна быть безбарьерной, никаких бордюров!Рекомендуемая ширина односторонней приподнятой велодорожки составляет 2 м, что позволяет велосипедистам обгонять друг друга.Если велодорожка проходит вдоль полосы для парковки, то рекомендуемая ширина буферной зоны для выхода пассажиров составляет 0,9 м. Такая ширина позволит предотвратить столкновение велосипедистов с дверьми машин.Тип третий – двусторонние велодорожки. Это обособленные зоны для велодвижения в обоих направлениях, но расположенные на одной стороне дороги. Преимущество таких велодорожек в том, что они предотвращают движение велосипедистов по проезжей части навстречу потоку. Разметку, как и в предыдущих случаях, обязательно наносить по всей длине.Рекомендуемая ширина двусторонней велодорожки составляет 3,7 м.Для выполнения поворота с велодорожки необходимо предусмотреть зону ожидания для поворота в два приёма. Опять же, дорожку следует обособить столбиками и прочими разделителями. При проектировании велодорожек необходимо учитывать перекрестки и разграничить зоны, предназначенные для разных видов транспорта. Продуманная схема позволит сократить время ожидания для велосипедистов.Обязательно должны быть оборудованы зоны остановки у светофора. Согласно американскому исследованию, 77% велосипедистов чувствуют себя в большей безопасности, если на перекрёстках есть такая зона. Длина зоны обычно составляет от 3 до 5 метров. Стоп-линия указывает место, где должны остановиться автомобили.Кстати, светофор для велосипедистов обычно загорается на несколько секунд раньше, чем светофор для машин. Это позволяет велосипедистам набрать скорость и безопасно занять свою полосу за перекрестком.Зоны остановки следует выделять цветным покрытием, например, как в Лондоне.Безопасную траекторию на перекрёстках велосипедистам указывает разметка. Разметка должна быть выполнена из белого противоскользящего и светоотражающего материала. Вот перекрёсток в Нью-Йорке:Перекрёсток в Нидерландах.На перекрёстке можно использовать стрелки, символы «Велосипедист» и цветное дорожное покрытие.Правильным в деле проектирования велодорожек будет предусмотреть зоны ожидания для поворота в два приёма. Зоны ожидания маркируются символом велосипеда и стрелкой, которые указывают требуемое направление движения и расположение велосипедов.Такая зона размещается в защищенной части дороги, обычно на полосе для парковки или между велосипедной полосой и пешеходным переходом.Но также зона ожидания может размещаться у края поперечной дороги на парковочной, а не на автомобильной полосе или в кармане, выделенном из тротуара. Нелишними будут дорожные знаки и велосипедный светофор. На подъезде к перекрёсткам велодорожки организовывают таким образом, чтобы избежать столкновения велосипедистов с поворачивающим транспортом.Обычно для этого перед перекрестком завершается ограждение защищенной велодорожки или полоса для парковки, после чего велосипедная полоса смещается ближе к автомобильной полосе или совмещается с ней.Если велодорожка прерывается незадолго до перекрестка, то на нем следует предусмотреть традиционную велосипедную полосу, зону остановки у светофора или совмещенную полосу для движения велосипедов и поворота.Если велодорожка переходит в велосипедную полосу, то ее рекомендуемая ширина составляет 1,8 м. За 9–15 м до завершения буферной зоны велодорожки необходимо запретить парковку автомобилей.Пересечение проезжей части велосипедистам упрощают велосипедные светофоры. Это обычный красно-жёлто-зелёный светофор, оборудованный пиктограммой велосипеда. Светофор в АмстердамеПарковка, затрудняющая видимость, должна быть запрещена не менее чем за 30 м до перехода и не менее чем через 6 м после него. Что делает велодорожку наиболее заметной? Конечно же, цвет. Как следует из опросов, припаркованная на зеленой полосе машина становится слишком заметной, поэтому водители предпочитают не парковаться в этих местах.По краям цветной дорожки наносится стандартная белая полоса, улучшающая видимость в ночное время.Цветное покрытие должно быть выполнено из противоскользящего и светоотражающего материала. Кроме этого, необходимо установить знаки «Уступите дорогу велосипедисту». Зоны перестроения могут выделяться прерывистым цветным покрытием.Если нет возможности сделать велодорожку целиком цветной, надо хотя бы сделать её таковой на проблемных участках и перекрёстках, как в Копенгагене.Еще немаловажный вопрос: из чего делать разметку? Наиболее распространённый способ устройства разметки – это нанесение краски, в которую могут добавлять микрошарики и светоотражатели. Это наиболее дешевый и недолговечный материал, а при намокании краска становится скользкой.Эпоксидная смола и метилметакрилат более долговечны. Но смола чувствительна к влаге и температуре, долго сохнет, а второй вариант дороже смолы и обычной краски. Термопластик в качестве материала для покрытия долговечен и прост в нанесении, но это недешевый вариант. При этом срок его службы составляет от 5 лет, так что это компромиссный вариант и наиболее востребованный.Хотя есть ещё и цветной асфальт, но он требует трудоёмкого обслуживания. И как минус – нет светоотражающих свойств. Вот в Нидерландах, к примеру, чаще используется цветной асфальт и цветная дорожная плитка.При правильном построении инфраструктуры должна быть учтена и система велосипедной навигации. Сюда входят знаки подтверждения, поворота, принятия решений. Навигационные указатели может дополнять навигационная разметка.Очень хорошие знаки в Амстердаме. Всё как надо.А еще во многих странах на дорожках ставят счетчики, чтобы понять, сколько по ним ездит велосипедистов.Наглядно показывает эффективность дорожек.К сожалению, до сих пор любая попытка как-то улучшить велосипедную инфраструктуру встречается не только недоумением чиновников, но и острым неприятием со стороны автомобилистов и пешеходов. Как правило, они уверены, что велодорожки только усугубят транспортную ситуацию, и вообще, зачем нужен ещё один полноценный участник дорожного движения, если в городе и так места мало.
На самом деле, это всего лишь миф. Осенью я писал о том, как изменилось движение в Нью-Йорке после того, как ряд улиц города реконструировали под нужды велосипедистов.
Оказалось, что после того, как на дорогах открыли велосипедные полосы, число аварий сократилось (в том числе и тех, в которые попали велосипедисты), а скорость движения автомобилей не только не уменьшилась, но и выросла на некоторых участках за счёт того, что многие просто пересели на велосипеды.
Вот стандартная схема изменения нью-йоркских улиц, по которой Департамент транспорта города действует с 2007 года.Как видите, автомобильные полосы урезаются и сужаются, зато появились выделенные полосы для автобусов и велосипедов, а одна из парковочных полос была смещена для защиты велосипедистов и подверглась озеленению. Так, например, поступили с Первой авеню.
Эти меры не только снизили число аварий и увеличили количество велосипедистов на 160% (что в свою очередь улучшило экологическую обстановку), но и благотворно повлияли на местный бизнес: продажи в магазинах и кафе, расположенных в зоне «велосипедного ренессанса», резко выросли.Можно продолжать упорствовать, а можно проводить подобные эксперименты в России.
Тогда каждый сам сможет убедиться в том, что его город станет уютнее, безопаснее и привлекательнее не только для него самого, но и для туристов, студентов и инвесторов.
Как я уже писал, в дело велосипедизации страны огромный вклад вносят «Городские проекты».
Обратите внимание
И благодаря книге «Проектирование городских велодорожек», средства на перевод и издание которой мы собрали все вместе на Планете.ру, наконец-то можно создать правильную велоинфраструктуру.
Теперь велосипедисты и им сочувствующие могут не просто возмущаться, что им плохо ездится, а прочитать, как именно надо сделать, чтобы всем было хорошо и удобно, и со знанием дела требовать от городской администрации нормальную велодорожку.
Хороших примеров у нас в книге как раз много.
Все, кто к велодвижению неравнодушен, могут теперь приобрести «Проектирование городских велодорожек» в интернет-магазинах, например на «Озоне», или в обычных оффлайновых книжных.
Те, кто участвовал в сборе средств на публикацию, в самое ближайшее время получат свои лоты со всеми полагающимися бонусами в виде автографов, экскурсий и прочего.
Ну и, по традиции, книжка отправится в городские библиотеки, администрации, ВУЗы и другие места, где принимаются решения по поводу того, какими будут наши города.
- В посте использованы материалы из методического альбома проекта «Делайте ПРАВИЛЬНО!» На прошлой неделе мы обсудили, как сделать мир вокруг себя…
- Давайте сразу к делу. Все детские площадки в России делают неправильно. Конечно, бывают исключения, но в общей массе всё неправильно. Это при том,…
- Давайте вспомним, как выглядит стандартная площадка для мусорных контейнеров в вашем дворе. Если это хороший двор в Москве, то, как правило, это…
Популярные посты по тегу
- 6 октября 2018
- 1 декабря 2018
- 3 февраля 2018
- 6 марта 2019, 16:41
- 7 марта 2019, 12:47
- 6 марта 2019, 12:20
Как прокладываются велосипедные маршруты?
Содержание
- Особенности маршрутов
- Ответственные элементы замысла
- Методика составления
- Онлайн-возможности
- Заключение
В жизни любого велосипедиста наступает тот момент, в то время, когда « » делается попросту скучно. Каждые «маршруты» образуются практически сходу.
«Вот за этим углом будет приятный парк», думает райдер, «а вот тут будет комфортно проехать по велодорожке до набережной».
Скоро либо нет, в итоге образуется комплект маршрутов – пара эргономичных колец, каковые подходят для той либо другой погоды, либо для того либо иного самочувствия.
Современные муниципальные власти, в особенности в больших городах, по аналогии с западными мегаполисами, развивают сквозную сеть велодорожек – личные готовые маршруты для тех велосипедистов, каковые не желают тратить собственное время на оценку и планирование разных вариантов. Но в большинстве случаев велодорожки – это только часть проторенных дорог, на каковые стоит обращать внимание тем, кто, вправду, обожает велосипедные прогулки.
Особенности маршрутов
Начнём с того, вправду ли маршруты ответственны? Так как велосипед – не машина, и проедет фактически где угодно, а возможность в любую секунду сделаться пешеходом и возвратиться к себе на публичном транспорте делает радиус поездок огромным кроме того для неподготовленных райдеров.
Однако, карты, схемы, записи в блокнотах и обсуждение разных линий занимают огромное время у настоящих ценителей. Из-за чего? Ровно по той же причине велосипед – это не автомобиль.
Намного приятнее завершить собственную поездку не среди поля с одышкой, а в бодрой форме и совершенно верно в срок.
Приятно знать, где поворачивать на скоростной автостраде, а где приятно проехаться по тенистой аллее вместо загруженной восьмиполосной улицы.
Всё это быть может, в случае если верно проложить маршрут.
Важно
Вправду, следование заблаговременно спланированному пути для велосипедиста может оказаться намного ответственнее, чем для автолюбителя либо мотоциклиста, поскольку относительно хрупкая техника, а основное, весьма зависимый от собственного здоровья «движок» нуждаются в весьма аккуратном применении!
Маршрут на «хорошей» карте
Серьёзные элементы замысла
Итак, велосипедные маршруты нужны а также нужны при велосипедных прогулках, не говоря уже про велотуризм. Что нужно учитывать при составлении маршрута?
Методика составления
По окончании определения четырёх составляющих – где и как мы желаем ехать, по какому покрытию, по какому ландшафту и на какое расстояние – приходит время карты.
Как подобрать GPS-навигатор для велосипеда?
Ещё сравнительно не так давно для составления пригодился бы атлас с разными масштабами, записная книжка либо узкая бумага для дублирования основных ориентиров и продолжительные часы вычислений и размышлений с курвиметром. на данный момент большая часть неприятностей берут на себя сервисы онлайн-карт, навигационные приложения и интерактивные атласы, вычислить собственный путь стало намного легче.
Несложнее всего выстроить маршрут по некоторым опорным точкам. Отмечайте на карте те места, каковые желаете последить и связывайте их по проезжим тротуарам и дорогам. В одних сервисах это нужно будет сделать руками, большая часть же разрешит выстроить линии машинально.
В случае если какой-либо участок вам знаком и не весьма эргономичен, додавайте пара промежуточных точек.
По отрезкам трудиться пара сложнее, но ехать существенно проще. Сущность способа содержится в том, дабы наметить эргономичные маленькие подъёмы, по окончании которых возможно будет отдыхать, и долгие скоростные спуски (либо напротив, в случае если задача, например, тренировка выносливости). Имея комплект отрезков, весьма легко составлять из них, как из пазла, готовый маршрут.
Велодорожки Петербурга составляют фактически замкнутую совокупность
Велодорожки и скверы кроме того в маленьких городах стараются организовать в определённую сеть. Данный вариант прокладки совершенен, если вы желаете познакомиться с новым городом.
К примеру, превосходно организована сеть велосипедных пешеходных зон и дорожек в центре Москвы, где на снятом в аренду на сутки велосипеде возможно познакомиться со всей столицей, испытав минимум неприятностей с организацией и планированием.
Все участки изначально снабжены небольшими планами и указателями.
Совет
Условный способ круга – для тех, кто не ищет лёгких дорог. В той либо другой степени любой маршрут будет кольцом. Велосипедная прогулка, в случае если это не утилитарная поездка на работу либо специальный туристический заезд, заканчивается в том месте же, где и начиналась. Исходя из этого открываем карту и на успех рисуем окружность длиной в 2/3 планируемой дальности заезда.
Оставшуюся 1/3 организуют углы, различные препятствия и объезды на дороге.
Онлайн-возможности
Не считая эргономичной работы с картой, сервисы и современные приложения идут дальше. Особенно в этом отличились разные американские фитнес и социальные стартапы-трекеры.
С целью привлечь как возможно больше пользователей эти сервисы предоставляют возможность организованного коллективного катания, в то время, когда маршрут велопробега прокладывается заблаговременно несколькими участниками, а сервис берёт на себя его приглашение и публикацию к заезду вторых людей.
Вторая серьёзная изюминка современных сервисов – это не совместные прогулки, а обсуждение и обмен разных маршрутов, каковые запланировали для себя либо уже преодолели другие пользователи. Приезжая в новый город, на таких сервисах возможно отыскать сходу пара хороших велосипедных маршрутов, а возможно в собственном городе заочно соревноваться в преодолении тех либо иных отрезков на скорость.
Подробнее про онлайн-программы и сервисы для прокладывая веломаршрутов возможно почитать тут.
Маршруты велопробегов в Екатеринбурге
Заключение
Прокладка маршрута для велосипеда – несложная задача. Новейшие технологии разрешают делать фактически всё в автоматическом режиме. От любителя прогулок достаточно только определить, каковы цели поездки: скоро доехать из пункта А в пункт Б либо же взглянуть занимательные места, а на последних 10 километрах хорошенько потренировать собственную выносливость на долгом подъёме.
Как выбрать маршрут для велосипедной прогулки?
Ответ от специалиста
Когда у меня появился велосипед, я сразу отправилась его осваивать в расположенный рядом парк и попала на трассу для кантри-кросса. Поездка закончилась разбитой коленкой.
Как выбрать маршрут для велосипедной прогулки
При выборе оптимального маршрута, следует учесть следующие важные моменты:
- известность;
- безопасность;
- протяженность;
- сложность;
- увлекательность.
Конечно, желательно сочетание всех указанных факторов с запросами велосипедиста и уровнем его физической подготовки.
Известность веломаршрута
Выбор маршрута для велосипедной прогулки лучше начать с определения местности, где прокладывается маршрут – городская или парковая зона, ее известность для катающегося.
С этим связана необходимость использования средств ориентирования или их отсутствие. Если планируется использование компаса, навигатора и пр.
, стоит продумать способ крепления их на руль велосипеда, чтобы не испытывать неудобств.
Безопасность маршрута для велопрогулки
Неважно, планируете ли вы кататься в городе или в парке, необходимо быть предельно внимательным и соблюдать правила дорожного движения. Кроме того, не стоит выбирать места для велосипедной прогулки, сопряженные с риском для жизни и здоровья – строительные площадки, мусорные полигоны и пр.
Протяженность маршрута для велосипедной прогулки
Для выбора оптимальной протяженности поездки руководствуйтесь своей физической формой, скоростью движения, временем суток. В среднем скорость движения велосипедиста составляет 15 км/ч. Если вы начинаете маршрут в вечернее время суток, позаботьтесь о наличии фонаря и катафотов.
Сложность веломаршрута
Необходимо учитывать ландшафт местности, где вы собираетесь кататься. Стоит проложить маршрут таким образом, чтобы подъемы чередовались со спусками или более ровными участками, иначе можно быстро устать и не успеть насладиться поездкой.
Увлекательность велопрогулки
Иногда здорово просто поколесить по лесу, но интереснее выбрать маршрут для велосипедной прогулки с достопримечательностями по дороге – историческими или природными объектами (усадьбами, храмами, озерами и пр.). Так можно и прокатиться, и побывать в интересном месте, и узнать что-то новое.
Побольше всем увлекательных и интересных маршрутов и путешествий!
Помогли ответы на вопросы? Поставь оценку
Загрузка…
Похожие вопросы и ответы на них
Составление описаний маршрутов велосипедных походов
Маршруты могут быть разной дпитепьности и протяженности, на-чиная от коротких велопрогулок в 20-30 км для начинающих и роди-телей с детьми и кончая протяженными месячными путешествиями, длящимися весь отпуск. Это огромное поле деятельности велотури-стов, пока очень слабо «вспаханное».
Между тем объективная по-требность в сборниках веломаршрутов весьма велика. Тут в первую очередь надо мобилизоваться самим туристам, потому что составле-ние описания требует терпения. Причем чем короче маршруты, тем большему числу владельцев велосипедов они нужны.
Но именно в походах выходного дня опытным велотуристам не хватает времени, да и желания составлять описаиия маршрутов и достопримечатель-ностей объектов. (В многодневных-то походах, как правило, ведется описание маршрута для отчета).
Обратите внимание
И в какой-то степени это понятно: человек, вырвавшись из города на несколько часов, стремится ос-вободиться от дополнительных забот, кроме того в любую работу надо втянуться, а короткий однодневный поход не дает на это вре-мени.
Поэтому, если человек (или группа велотуристов) поставил перед собой цель составить сборник веломаршрутов, имеет смысл потратить на это дело отпуск, соединив обследуемые маршруты в единую цепочку и организовав по ним многодневное путешествие, методично, шаг за шагом, проезжая маршруты с блокнотом и запис-ной книжкой. При этом некоторые участки придется проезжать не раз, чтобы найти наилучший вариант. Но в целом работа пойдет быстрее, так как исключаются подъезды к маршрутам. А если за составление описаний возьмутся две группы, то за отпуск можно составить весьма солидный сборник.
Вокруг городов, из которых лучами расходятся несколько желез-ных дорог, можно составить серии маршрутов, представляющих со-бой кольцо. Из однодневных маршрутов получится кольцо поменьше, из двухдневных — побольше.
Группы по разработке маршрутов не должны быть большими. Оптимальный вариант — 3 человека, причем удобно, если один ве-дает составлением технического описания маршрута (дороги и их покрытие, повороты и развилки, расстояния и т. д.), другой — сбором информации в музеях, третий ведет беседы с местными жителями (хотя вовсе не значит, что все друг другу не помогают). Понятно,
_______ Общественно-полезная работа велотуристов
разработке маршрутов сопутствует изучение путеводителей, истори-ческой и географической литературы.
Близкая работа — составление схемы наиболее удобных для ве-лосипеда дорог своей области. Все знают, что приятнее всего ехать по местным дорогам и лесным тропам. Но их, как правипо, нет на картах, о хороших дорожках знает обычно лишь небольшой контин-гент фанатов велосипеда. С их стороны будет очень любезно, если они поделятся своими знаниями с начинающими велотуристами, осо-бенно семейными.
Вообще, учитывая, что детям моложе 14 лет Правила дорожного движения запрещают выезжать на автодороги страны, очень акту-альна деятельность членов велотуристских клубов по разработке специальных маршрутов по дорогам с редким автодвижением и тро-пам, по которым могут ездить дети.
При разработке описания многодневного маршрута надо выдер-жать чистоту «жанра», не следует увлекаться рассказом о том, как группа прошла маршрут, чем занимались ее члены.
Важно
Конечно, можно написать об эмоциональном состоянии, которое они испытывали, увидев, например, красивый пейзаж, но лучше сделать акцент на том, что предстоит увидеть тем, кто отправится путешествовать по маршруту.
Не следует забывать указывать протяженность отдельных участков маршрута до поворотов, развилок и перекрестков, о смене покрытия дорог и т. д. Должен быть в описании экскурс в историю тех мест, по которым пролегает маршрут, но главное — указать на то, что путешественник может посмотреть.
Рдзрдботкд ВЕЛомдршрутов для турбдз, кемпингов и прокдтных пунктов
Это еще бопее конкретная краеведческая задача велотуристов.
Подавляющее большинство в стране так называемых «плановых» веломаршрутов, которые один за другим открывались в нашей стра-не в восьмидесятых годах, разработаны самодеятельными велотури-стами.
Однако чаще всего бывало так, что привлеченные к этой работе туристы пройдут маршрут, составят отчет — и на этом их миссия кончалась. Между тем объективно фронт работ для турбазы, имеющей велосипеды, гораздо шире.
Правда, сейчас турбазы переживают нелегкие времена, многие веломаршруты не действуют, но мы должны рассчитывать на то, что этот увлекательный и полезный вид активного отдыха возродится, правда, может быть, в другом виде, например, прокатных пунктов, где можно получить велосипед и отправиться по определенному маршруту. Но его же нужно предварительно разработать. Поэтому мы считаем уместным рассказать, что могут сделать велотуристы.
Прежде всего ценно, если они составят схему троп и удобных для велоезды дорог в окрестностях турбазы (тургостиницы, кемпин-га) или прокатного пункта, чтобы неопытным велосипедистам как можно меньше ездить по автомобильным дорогам с интенсивным движением.
Маршруты в районе турбаз, кемпингов и прокатных пунктов нуж-ны разные: протяженностью ориентировочно 4-25 км для прогулок и 40-60 км для однодневных походов. Хорошо, если каждый маршрутМНОГОДНЕВНЫЙ ПОХОД
имеет свою тему, доминанту. Один знакомит с архитектурными па-мятниками или историей местности, другой — с природой района, третий наибольший упор делает на купание, спортивные игры. По-этому желательно чтобы маршрут целенаправленно вел к какому-то объекту: к озеру, монастырю, музею, к высокой точке, с которой открывается красивый вид, и т.д.
Остановки при разработке маршрутов надо намечать в особенно интересных местах: на опушках, откуда открывается живописная панорама окрестностей, на берегах рек и озер, на лесных полянах, около родников, водопадов, у старинных парков или деревьев-старожилов, у музеев и т. д.
Совет
Велотуристы, разрабатывающие мар-шруты, должны порекомендовать установить в этих местах лавочки или даже навесы от дождя, выполненные в стиле лесной архитекту-ры.
Следует также указать места, где желательно маршруты благо-устроить, засыпать лужи песком и щебнем, сделать лавы через реки или ручьи и т.д.
Короткие маршруты для самостоятельного катания полезно про-маркировать, а на длинные составить описания с четким указанием, где как проехать, на какую дорогу свернуть и т.д.
Кроме маршрутов можно предлагать туристам просто интересные места в окрестностях турбазы или прокатного пункта в границах велосипедной доступности, куда они смогли бы доехать самостоя-тельно, с указанием расстояния до них, удобного пути и необходи-мого времени, чтобы добраться до самой дальней точки и вернуться обратно. Такие места тоже должны быть отмечены на общей схеме дорог и троп, о которой сказано выше.
Чтобы разработать хороший многодневный веломаршрут, может потребоваться не одни выезд на местность, составление вариантов, которые могут потом пригодиться и при проведении походов. По уровню обслуживания многодневные маршруты могут быть четырех основных классов, что должно учитываться при их разработке. Осо-бенности походов каждого класса вкратце таковы.
Самый низший класс, четвертый. Походы совершаются на своих велосипедах, в сопровождении велогида (инструктора) или без него.
Туристы приезжают с велосипедами на турбазу (в кемпинг), получа-ют продукты и через 1-3 дня выезжают по одному из нескольких маршрутов. При этом могут быть два типа маршрутов: линейные и кольцевые.
На кольцевой маршрут группе может быть выдано сна-ряжение. Сопровождение велогида-инструктора целесообразнее пре-дусматривать именно на кольцевом маршруте.
Обратите внимание
Третий класс обслуживания: путешествие совершается на вело-сипедах турбазы (кемпинга) под руководством велогида-инструктора. Снаряжение и продукты (на весь маршрут или до другой базы, при-юта) туристы везут сами на багажниках велосипедов, ночлег — в палатках, пища готовится на костре. Ночлеги могут устраиваться на заранее подготовленных стоянках.
Второй класс обслуживания: велотуристы едут по маршруту на-легке, весь поход их сопровождает автомашина, которая везет за-пасные части или даже запасные велосипеды, походное снаряжение, личные вещи туристов. Пищу готовят на газовых плитах, примусах или на костре на оборудованных стоянках.
Первый класс предусматривает обслуживание с самым высоким
________Общественно-полезная работа велотуристов
уровнем сервиса. Туристы ночуют на турбазах, приютах, в кемпин-гах и гостиницах, их вещи везет автотранспорт. Питаются они в столовых и кафе. Такие маршруты возможны там, где много турбаз и приютов либо есть возможность заключить договор с гостиницами и кемпингами, арендовать на лето помещения.
Могут быть комбинированные варианты.
Каждый класс маршрутов адресуется опредепенному контингенту туристов, некатегорийные маршруты, проложенные по дорогам с малым автомобильным движением и лесным тропам, особенно нуж-ны семейным туристам.
Протяженность активной части подобных маршрутов может быть в среднем 150-200 км.
Дневной переход для родителей с детьми по хорошим дорогам (асфальт, плотно укатанная песчано-щебеночная дорога, гладкая тропа) должен составлять в среднем 30-40 км, для взрослых — 40-60 км, на худших дорогах нормы уменьшаются.
Более тренированных туристов можно ориентировать на маршру-ты I и II категорий сложности с ночевками и питанием в полевых условиях, с перевозкой груза на багажниках велосипедов. Катего-рийные маршруты могут быть только третьего и четвертого класса, причем чем выше категория маршрута, тем больше объем самооб-служивания туристов.
Необходимые сведения о дорогах, местности и достопримеча-тельностях группа, разрабатывающая маршрут, собирает по опреде-ленной программе, как и при подготовке описаний самодеятельных маршрутов.
Каждому участнику экспедиции дается задание: один ведет хронометраж движения и записывает пройденный километраж, заносит в блокнот показания двух-трех счетчиков или велокомпью-теров на привалах, у поворотов с одной дороги на другую, на раз-вилках, в местах смены покрытия дорог, в населенных пунктах, при пересечении рек, в удобных для привалов и ночлегов местах. Для подстраховки эту задачу можно возложить на двух человек.
Важно
Они же составляют техническую характеристику маршрута: со-стояние дорог, встречающиеся на пути труднопроезжие участки, крутые подъемы и спуски, время работы паромов, отмечают места, удобные для привалов и ночлегов.
Третий член экспедиции занят составлением культурной про-граммы: отмечает интересные для осмотра экскурсионные, истори-ческие объекты, узнает адреса музеев и время их работы.
Непременно нужно брать на заметку грибные и ягодные места и потом здесь планировать остановки групп. Кто-то из членов группы расспрашивает местных жителей.
Привалы и стоянки предпочтительнее планировать в таких мес-тах, где есть площадки для игр в мяч.
При подготовке окончательного отчета нужно дать рекомендации относительно пути следования (с вариантами на случай ухудшения погоды) и режима движения туристских групп.
В описании следует четко и последовательно отметить (с обязательным указанием рас-стояния) все повороты с одной дороги на другую, перекрестки, где могут возникнуть затруднения в определении направления дальней-шего движения, названия и местоположение промежуточных насе-ленных пунктов, ручьи, речки и характер переправ через них, места смены покрытия дорог, труднопроезжие (например, заболоченные) МНОГОДНЕВНЫЙ ПОХОД
участки, места для биваков, родники, колодцы и другие источники питьевой воды, места, удобные для купания, ягодники и т. д. Удобно нитку веломаршрута представить в виде таблицы.
Разведывательная группа может взять на себя труд составить историческую и географическую справки о районе, по которому поедут туристы, написать о его природе, растительности, животном мире, о местных обычаях, легендах, о выдающихся людях, родив-шихся, живших или работавших в районе маршрута. Полезно вклю-чить интересный рассказ местного жителя.
Хорошо, если кого-то из разработчиков маршрутов, имеющих ин-структорскую подготовку, разведывательная деятельность сподвигнет затем на работу велогидом-инструктором. Это еще одна форма об-щественно-полезной деятельности велотуристов.