В СССР было несколько ключевых заводов, выпускавших седельные тягачи. ГАЗ создавал модели только для очень короткого плеча. ЗИЛ и КАЗ производил машины для региональных маршрутов. КрАЗ занимался техникой для транспортировки тяжелых грузов. А «Урал» производил «проходимцев» для бездорожья. Для полноценных поездок на дальние расстояния были рассчитаны только КАМАЗ и МАЗ. Но, когда у нас в стране кого-то останавливало первоначальное предназначение машины? Ведь ее всегда можно было самому приспособить под дальние рейсы – благо, руки у водителей росли из нужного места!
Очередная подборка грузового отечественного автопрома, к которому владельцам пришлось приложить руки. Скажу сразу, в подписях к фотографиям очень приблизительное название того, чем когда-то был конкретный экземпляр. А может и не был…
В 1958 году на Московском автомобильном заводе им. Лихачева (ЗИЛ) был собран первый опытный образец седельного тяга ЗИЛ-130В, который в 1966 году стал серийной моделью ЗИЛ-130В1. В разные годы завод экспериментировал с двигателями, коробками, мостами и внешним видом своих «седельников». Единственное, что оставалось неизменный – кабина. «Сто тридцатые» так и не получили варианта со спальным отсеком, и для сна водители использовали «сиденье-диван» – благо, он был мягкий.
Зато в постсоветские времена «далнобойные» ЗИЛы все же появились. Вот пример того, как можно в три раза увеличить полезный объем «зиловской» кабины. И выглядит при этом очень аккуратно.
Только в 1992 году на ЗИЛе был построен первый образец седельного тягача ЗИЛ-133ВЯ со спальным отсеком. Но, пусть вас не вводит в заблуждение название – это была уже совсем другая модель с угловатой кабиной от ЗИЛ-4331. Общего с семейством «ЗИЛ-130» было только название. Впрочем, предложенный заводом размер спального отсека никак не походил на то, что хотели видеть водители в 90-х. А действительно интересный в этом плане ЗИЛ-640403 со здоровенным спальником, так и остался опытным образцом.
Впрочем, водители и сами неплохо справились, переделывая под седельные тягачи бортовые «трехосники» и самосвалы. Мне вот очень нравится вариант на фото. Здесь даже приваривать ничего не стали, а наоборот – отрезали! Вы же помните, что семейство «Бычок» с унифицированной кабиной ЗИЛ имело в модельном ряду и фургоны? Вот такой фургончик и стал основой для дальнобойной «квартиры» — и гармонично и функционально. Кстати, первый владелец тягача ограничился лишь новой кабиной, а «хром» появился значительно позже.
1976 год для Кутаисского автомобильного завода имени Г.К. Ордженикидзе (КАЗ), ознаменовался постановкой на конвейер третьего поколения (как звучит!) автомобилей. Собственно, весь модельный ряд состоял из седельных тягачей КАЗ-608В «Колхида», но тем не менее. Грузинские «седельники», хоть и имели кабину со спальным отсеком, но по остальным характеристикам мало подходили для работы на «дальнобое» — 150-сильный моторчик не располагал к нагрузкам.
Однако, за неимением лучшего «Колхиды» исколесили российские просторы вдоль и поперек. Правда, для этого к ним под кабину «вселялись» совсем другие моторы «поднимавшие» ее заметно выше обычного расположения. А в варианте на фото тягач еще и высокую крышу получил. Может там, в основе МАЗ?
Камский автомобильный завод (КАМАЗ) – главный специалист по седельным тягачам для межрегиональных перевозок. Именно в Набережных Челнах в 1976 году из цехов выкатился КамАЗ-5410, кабина со спальным отсеком которого сразу вошла в бессмертие. Ведь именно она, пусть и в несколько измененном виде, до сих пор находится в производстве.
Впрочем, некогда передовая, а сейчас морально устаревшая кабина водителей категорически не устраивает. Трассы кишат «улучшенными» вариантами, от фэйслифтинга, до серьезного прироста высоты. На фото, пожалуй, «король переделок» — кабина данного тягача раздалась и в длину и в высоту. Да и приподнялась со штатного места, так что под ней явно что-то более внушительное, чем исходный «татарин»…
Седельные тягачи Кременчугского автомобильного завода (КрАЗ) всегда были «вещью в себе». Перевезти башенный кран, потаскать за собой трал с бульдозером – это, пожалуйста. А вот в дальний рейс – не стоит. Да и деревянная кабина без спального отсека, родом из 60-х особо к этому не располагала.
Тем не менее, 90-е внесли свои правки, и первое поколение КрАЗов стало частым гостем междугородных маршрутов. Причем сама форма тягача просто располагала к превращению его в «американца». Чтобы потом как в фильме «Конвой», всей бандой, да по трассе, да против «гаишников»… Класс!!!
А вот появление седельных тягачей КрАЗ второго поколения сильно затянулось. Если бортовые грузовики КрАЗ-250 пошли в серию еще в 1984 году, то седельные тягачи КрАЗ-6444 начали сходить с конвейера только с 1988 года. И опять же, до начала 2000-х никакого спального отсека в них не предусматривалось. Да и после появления, как и в случае с ЗИЛом, его размеры не соответствовали ожиданиям водителей.
Но, тут уже был в запасе путь, освоенный на «двести пятьдесят восьмом» — побольше железа и вот огромный спальник готов! На фото, кстати, один из самых скромных вариантов исполнения…
Неплохие для своего времени седельные тягачи производил Минский автомобильный завод (МАЗ). По крайней мере, когда в 1965 году МАЗ-504 пошли в серию – это было круто. Кабина с большой площадью остекления и шикарным спальным местом ставилась на все семейство «пятисотых» МАЗов, включая самосвалы, краны и т.п. технику. И долгое время «лобатый» оставался единственным настоящим «дальнобойщиком» СССР.
Так как семейство «МАЗ-500» окончательно было снято с производства только 1990 году, на постсоветском пространстве оставалось множество работоспосбных экземпляров. Даже на момент завершения выпуска «круглая» кабина неплохо подходила для дальних рейсов, так что вся модернизация водителей в основном сводилась к наращиванию ее высоты. Хотя, встречаются и более серьезные усовершенствования. Как вам такой «прирост»?!
Третье поколение МАЗов остается самым «немодернизируемым» из всего советского автопрома. Хотя свое начало его кабина ведет аж с 1973 года, конструкторам удалось создать отличную «капитанскую рубку», чтобы она не требовала серьезного водительского вмешательства.
Даже сейчас встретить «усовершенствованный» МАЗ можно очень редко. Хотя, варианты тюнинга, конечно же, попадаются. На фото наиболее яркий из них.
А еще у нас по дорогам бегают «кентавры». Понятно, что «скрещивание» разных марок происходит не от хорошей жизни. Но, то, что в итоге, получается, производит очень сильное впечатление.
Как вам такое сочетание капота от «КрАЗа-крокодила», состыкованного с кабиной от ЗИЛ-130, да еще и с приваренным оригинальным спальником? Обратите внимание на ходовую – узнаете от чего она взята?
А в данном варианте и вовсе можно безошибочно опознать только кабину от бескапотного сельскохозяйственного полноприводного самосвала КАЗ-4540 «Колхида». Все остальное – плод умелых рук владельца автопоезда. Откровенного говоря огромные лобовые окна производят неизгладимое впечатление!
И напоследок симбиоз элементов от кабин МАЗа и КамАЗа. Стоит понимать, что серьезный «тюнинг» «головастиков» — наиболее сложный для исполнения. Ведь предполагается, что за тягач должен цепляться стандартный полуприцеп. А значит получить вместительную кабину – проблематично. Но, варианты, как видите, есть!