Автомобильный портал
  • Главная
  • Новости

    На российский рынок вышел обновленный кроссовер Belgee X70

    Импорт автомобилей с пробегом из Китая и Южной Кореи вырос в несколько раз

    Мотоциклистам и водителям-инвалидам могут разрешить проезд по выделенной полосе

    Авторынок России в августе поднялся на второе место в Европе

    УАЗ произвел предсерийную партию внедорожников «Патриот» с новой трансмиссией

    Названа причина возможного роста спроса на LCV в сентябре

    Форум автобизнеса «СarXL – 2025» раскрыл имена первых спикеров

    Продажи автомобилей УАЗ в августе упали почти вдвое

    Покинут ли автомобили Chery российский рынок?

  • Авто
    Новые автомобили Geely: инновации и качество

    Новые автомобили Geely: инновации и качество

    Lada: все что стоит знать об авто

    Lada: все что стоит знать об авто

    Выбор Lada: советы экспертов

    Выбор Lada: советы экспертов

    Автомобили Lada: от чего зависит стоимость

    Автомобили Lada: от чего зависит стоимость

    Автомобили Lada: как выбрать авто для большой семьи

    Автомобили Lada: как выбрать авто для большой семьи

    Модельный ряд автомобилей SOUEAST

    Модельный ряд автомобилей SOUEAST

    Седельные тягачи SITRAK: Обзор и особенности

    Седельные тягачи SITRAK: Обзор и особенности

    Срочный выкуп авто в Санкт-Петербурге: кому и когда может быть интересен

    Срочный выкуп авто в Санкт-Петербурге: кому и когда может быть интересен

    Выбор Lada для города: советы и рекомендации

    Выбор Lada для города: советы и рекомендации

  • Ремонт
    Факторы, влияющие на стоимость автомобилей Lada

    Факторы, влияющие на стоимость автомобилей Lada

    Как снизить расход топлива на BMW

    Как снизить расход топлива на BMW

    Как выбрать автосервис для Porsche

    Как выбрать автосервис для Porsche

    Двухстоечные подъёмники: виды и применение

    Двухстоечные подъёмники: виды и применение

    Шины Shinko: Качественный выбор для мотоциклистов

    Шины Shinko: Качественный выбор для мотоциклистов

    Слесарный ремонт автомобиля: полезная информация

    Вскрытие сейфов: почему стоит обратиться к профессионалам

    Вскрытие сейфов: почему стоит обратиться к профессионалам

    Бронирование стекла пленкой для защиты окон

    Бронирование стекла пленкой для защиты окон

    Виды услуг по ремонту Ford

    Виды услуг по ремонту Ford

  • ТО
    Почему система контроля давления в шинах необходима для современных автомобилей?

    Почему система контроля давления в шинах необходима для современных автомобилей?

    Масло MOBIL оптом: преимущества, параметры выбора и правила транспортировки

    Масло MOBIL оптом: преимущества, параметры выбора и правила транспортировки

    Как выбрать, сочетать и ухаживать за бижутерией: полезные советы

    Как выбрать, сочетать и ухаживать за бижутерией: полезные советы

    День рождения: сколько цветов дарить имениннику

    День рождения: сколько цветов дарить имениннику

    Мифы о техническом обслуживании автомобилей: что нужно знать владельцу

    Мифы о техническом обслуживании автомобилей: что нужно знать владельцу

    Определение и устранение типичных неисправностей автомобиля

    Определение и устранение типичных неисправностей автомобиля

    Диагностика и лечение сахарного диабета

    Диагностика и лечение сахарного диабета

    Вывод из запоя в Екатеринбурге: где искать помощи?

    Вывод из запоя в Екатеринбурге: где искать помощи?

    Косметика из Крыма «Царство Ароматов»: в чем ее достоинства

    Косметика из Крыма «Царство Ароматов»: в чем ее достоинства

  • Запчасти

    Автостекло оптом — выгодно или нет

    Автомобили Lada: от чего зависит стоимость

    Автомобили Lada: от чего зависит стоимость

    Автомобильные ключи: виды и особенности

    Автомобильные ключи: виды и особенности

    Подшипники незаметная опора всей промышленности

    Гидромоторы в промышленности: применение и особенности

    Гидромоторы в промышленности: применение и особенности

    Запчасти для Chevrolet: Обзор и советы по выбору

    Запчасти для Chevrolet: Обзор и советы по выбору

    Мойка двигателя авто: пошаговая инструкция

    Мойка двигателя авто: пошаговая инструкция

    Анализ рынка пиломатериалов в России: текущая ситуация и ключевые тренды

    Анализ рынка пиломатериалов в России: текущая ситуация и ключевые тренды

    Выбор запчастей SOOSAN: советы экспертов

    Выбор запчастей SOOSAN: советы экспертов

  • Масла
    Новые автомобили Lada

    Новые автомобили Lada

    Как выбрать моторное масло для автосервиса и магазинов

    Как выбрать моторное масло для автосервиса и магазинов

    Выбор моторного масла: ключевые факторы

    Выбор моторного масла: ключевые факторы

    ‘Ароматы, преображающие жизнь: раскрываем тайны эфирных масел’

    ‘Ароматы, преображающие жизнь: раскрываем тайны эфирных масел’

    Моторные масла Motul: все что стоит знать

    Моторные масла Motul: все что стоит знать

    Замена масла в двигателе: периодичность и порядок выполнения

    Замена масла в двигателе: периодичность и порядок выполнения

    Ишемическая болезнь сердца

    Ишемическая болезнь сердца

    Аппаратная замена масла в АКПП с заменой фильтра: в каких случаях необходима? Как выполняется?

    Аппаратная замена масла в АКПП с заменой фильтра: в каких случаях необходима? Как выполняется?

    Моторное масло: что это такое? Где и для чего оно применяется? Как выбрать моторное масло в бочках?

    Моторное масло: что это такое? Где и для чего оно применяется? Как выбрать моторное масло в бочках?

  • Спецтехника

    Какое стекло подходит для спецтехники

    Новые автомобили Geely: инновации на дорогах

    Новые автомобили Geely: инновации на дорогах

    Высотные АГП выше 29 метров: назначение

    Высотные АГП выше 29 метров: назначение

    Автомобильный кран ZTC250V: технические характеристики и применение

    Автомобильный кран ZTC250V: технические характеристики и применение

    Современные технологии в производстве спецтехники

    Современные технологии в производстве спецтехники

    Правила выбора КАМАЗа: советы экспертов

    Правила выбора КАМАЗа: советы экспертов

    Аренда автокрана в Москве: кому и когда может быть интересна

    Аренда автокрана в Москве: кому и когда может быть интересна

    Тягачи: История и Разновидности

    Тягачи: История и Разновидности

    Зеркало Volta Казино в Казахстане

    Зеркало Volta Казино в Казахстане

Безрезультатно
Просмотреть все результаты
Автомобильный портал
Безрезультатно
Просмотреть все результаты
Главная Авто

История тульских мотороллеров

07.06.2020
в Авто
0 0
История тульских мотороллеров

В этом году отмечает свое 80-летие Тульский машиностроительный завод. Нашим читателям хорошо известна продукция с маркой ТМЗ – это мотороллеры «Муравей» и мотоциклы «Тула». Чтобы узнать подробнее об истории завода и его продукции, наш корреспондент посетил заводской музей.

Текст: Андрей Мезин, фото автора

Со времен царя Петра-I недалеко от Тульского Кремля возникли поселения мастеров, производивших различные металлические изделия. Слава об их мастерстве распространялась далеко за пределы города. Коренные туляки уверены, что именно здесь жил и тот самый Левша, подковавший английскую блоху. В 1879 году в этом месте был построен настоящий металлообрабатывающий завод. По имени одного из совладельцев, он получил название «Байцуровский». После смены нескольких владельцев, в 1912 году, он становится частью Императорского тульского оружейного завода. Основным предназначением «Нового завода», как его называли в то время, стал выпуск металлорежущих станков, инструмента и оборудования для военной промышленности. В советское время объемы выпуска продукции выросли так сильно, что 8 июля 1939 года бывший «Байцуровский завод» снова становится самостоятельным предприятием. Сначала он называется станкостроительным, но после начала производства мотороллеров переименовывается в Тульский машиностроительный завод. Именно эту дату – июль 1939-го – завод отмечает как день своего рождения.

Экспозицию гражданской продукции ТМЗ открывает детский велосипед – первое транспортное средство, выпуск которого начался в 1953 году
Экспозицию гражданской продукции ТМЗ открывает детский велосипед – первое транспортное средство, выпуск которого начался в 1953 году

В первое послевоенное десятилетие Советский Союз в первоочередном порядке восстанавливал жизненно важные виды производств и сельское хозяйство. Вслед за этим настала очередь улучшить и качество жизни населения. С этой целью на Тульском станкостроительном заводе сперва освоили выпуск детских велосипедов, а затем взялись и за транспорт побольше: мотороллеры! Вопрос о начале производства мотороллеров в стране был решен на высшем правительственном уровне: соответствующее Постановление Совмина СССР вышло 19 июня 1956-го.
В Европе в это время сформировались две школы мотороллеростроения. Первая – итальянская, где типичным представителем стала компания Piaggio с моделью Vespa. Ее стиль можно определить как легкий и экономичный. Вторая школа – немецкая. Для нее стали характерными увеличенный рабочий объем двигателя в сочетании с повышенным комфортом для водителя. Яркий ее представитель – Goggo-Roller фирмы Hans Glas GmbH. Именно эти две модели – 150-кубовая Vespa и 200-кубовый Goggo-Roller – были закуплены Советским Союзом в качестве образцов для налаживания производства аналогичных машин. И уже 7 июля 1956 года приказом Миноборонпрома «Веспу» поручили осваивать машзаводу в Вятских Полянах, а «Гогго-Роллер» – машзаводу в Туле. Причем от обоих заводов потребовали выдать первые партии серийных мотороллеров уже до конца текущего года!

Слева – первая модель тульского пассажирского мотороллера Т-200. Справа – его модернизированный вариант Т-200М
Слева – первая модель тульского пассажирского мотороллера Т-200. Справа – его модернизированный вариант Т-200М

Вот что вспоминал об этом бывший главный инженер завода А.В. Лотоцкий: «Когда в конце 1956 года нам показали несколько иностранных машин, мы не только впервые их увидели, но большинство из нас только что и услышали о них». Для завода это было очень неожиданное и сложное задание. Предстояло не просто наладить производство, а разработать с нуля еще и всю конструкторскую документацию. Дело шло очень трудно и с задержками. В результате первые 5 опытных образцов нового советского мотороллера класса «Люкс» сошли с конвейера только 24 января 1957 года, а серийное производство началось с 27 апреля. В том же году для внутризаводских перевозок на шасси Т-200 была создана и грузовая модель, которая после соответствующих испытаний была рекомендована к серийному выпуску. Так, почти случайно, был создан прототип легендарного «Муравья», который за пару десятилетий вывел завод в число ведущих мотопроизводителей мира.

Грузовой мотороллер ТГ-200
Грузовой мотороллер ТГ-200

Всего в первый год было выпущено 992 мотороллера марки «Тула-200» (Т-200) и 99 машин «Тула Грузовая» (ТГ-200) с 200-кубовым двигателем. Легковой Т-200 получился почти на 15 кг тяжелее своего прототипа, а двигатель оказался слабее. Да и производство некоторых узлов было построено по временной схеме, не рассчитанной на массовый выпуск. Поэтому уже с момента начала серийного производства, конструкторы принялись модернизировать конструкцию мотороллера и технологию его производства. Уже в 1960 году «Тула-200» подверглась первой модернизации, получив заводской индекс Т-200М. Последующие модернизации происходили в 1967 (модель «Турист»), в 1971-м («Турист-М»), в 1978-м («Тулица»), в 1983-м («Тулица-02») и в 1986-м годах («Тулица-02М»). Одновременно с легковыми моделями, аналогичные изменения вводились и на грузовых мотороллерах, которые с 1967 года производились под маркой «Муравей».

Мотороллер «Турист-М»
Мотороллер «Турист-М»

Все вносимые изменения были направлены на улучшение внешнего вида, комфортности, снижение веса и повышение мощности двигателя. И конечно же, каждая последующая модель становилась более технологичной, а значит, и более дешевой в изготовлении, что отражалось на розничной цене. Нужно добавить, что с 1970-х годов «Муравей» выпускался в нескольких исполнениях: с 1- или 2-местным сиденьем и с разными надстройками (бортовой кузов, промтоварный фургон, изотермический фургон и даже самосвальная платформа!). Кроме того, отдельными партиями выпускались версии с закрытой кабиной водителя, а также моторикши для обслуживания ВДНХ. В качестве дополнительного оборудования завод предлагал покупателям ветровые стекла, зеркала и даже грузовые модули, которые присоединялись к легковому мотороллеру «Тулица», превращая его в грузопассажирский, а так же насосы для перекачки воды и переносные деревообрабатывающие станки, которые подключались гибким валом непосредственно к двигателю мотороллера.

1,5-миллионный мотороллер «Муравей» ТГА-200-01 в двухместном исполнении
1,5-миллионный мотороллер «Муравей» ТГА-200-01 в двухместном исполнении

С 1986 года Тульский машзавод приступил к выпуску первого в СССР мотоцикла для бездорожья – ТМЗ 5.951 «Тула». Мотоцикл внешне сильно отличался от продукции других заводов своим дизайном, напоминающим профиль птицы с большим клювом, и широкими колесами, которые отлично зарекомендовали себя в снегу и на сыпучем грунте. В 1991 году завод выпустил также трицикл на базе «Тулы», который был более устойчив на небольших скоростях. А вскоре появилась и дорожная версия этого мотоцикла на 16-дюймовых колесах, которая получила имя «Вепрь».

Семейство мотоциклов «Тула». Слева – внедорожная версия ТМЗ 5.952, в центре – трехколесный ТМЗ 5.971, справа дорожный вариант на 16-дюймовых колесах ТМЗ 5.952-01 «Вепрь»
Семейство мотоциклов «Тула». Слева – внедорожная версия ТМЗ 5.952, в центре – трехколесный ТМЗ 5.971, справа дорожный вариант на 16-дюймовых колесах ТМЗ 5.952-01 «Вепрь»

К сожалению, несмотря на далеко идущие планы и пакет новых разработок, в 1996 году из-за изменения экономической ситуации в стране завод прекратил серийный выпуск мотоциклов и мотороллеров. Всего за период с 1957-го по 1996 год тульскими конструкторами было разработано около 200 серийных, мелкосерийных и экспериментальных моделей, а общий объем выпуска мотороллеров и мотоциклов составил около 3 миллионов штук.

Макет перспективного мотороллера «Тулер», 1991 год
Макет перспективного мотороллера «Тулер», 1991 год

Нужно отметить, что выпуск грузового мотороллера «Муравей» в отдельные годы достигал 85% от общего выпуска, что составляло около 100 тысяч штук в год. Он стал популярен не только в СССР, но и более чем в 50 странах мира. Среди них – страны Восточной Европы, Ближнего Востока и Латинской Америки… А в Аргентине, Мексике, Бразилии, Колумбии и Иране было налажено сборочное производство из деталей, поставляемых Советским Союзом.

Экспериментальные модели с 50-кубовым двигателем, 1993-1995 гг.
Экспериментальные модели с 50-кубовым двигателем, 1993-1995 гг.
Скутер «Фрегат», выпущенный в 1996 году очень маленьким тиражом
Скутер «Фрегат», выпущенный в 1996 году очень маленьким тиражом

К счастью, на этом история марки «Муравей» не закончилась. В 2016 году завод принял решение о возобновлении выпуска транспортных средств под торговой маркой «Муравей». В музее уже представлен опытный образец, который прошел цикл предварительных испытаний. Ожидается, что в 2019 году завод выпустит первые товарные экземпляры – пока для использования в качестве внутризаводского транспорта, но впереди – сертификация для допуска к движению по дорогам общего пользования. Как видим, спустя 60 лет история повторяется. В добрый путь, «Муравей»!

Первый экземпляр нового «Муравья», который прошел серию испытаний и заслужил свое место в заводском музее
Первый экземпляр нового «Муравья», который прошел серию испытаний и заслужил свое место в заводском музее
Источник
Предыдущая запись

Фишки приложения по вызову такси, о которых мало кто знает

Следующая запись

Кошки с короткими лапами: 12 пород котогномов

Новое на сайте

Новости

На российский рынок вышел обновленный кроссовер Belgee X70

18.09.2025
Новости

Импорт автомобилей с пробегом из Китая и Южной Кореи вырос в несколько раз

18.09.2025
Новости

Мотоциклистам и водителям-инвалидам могут разрешить проезд по выделенной полосе

18.09.2025
Новости

Авторынок России в августе поднялся на второе место в Европе

18.09.2025

Топ недели

Кроссовер Hongqi HS7 нашел первых покупателей в России

12.09.2025

Lada: ТОП популярных моделей

Lada: ТОП популярных моделей

14.09.2025

Названы причины успешных продаж Belgee в августе

15.09.2025

Автомобили Lada: как выбрать авто для большой семьи

Автомобили Lada: как выбрать авто для большой семьи

13.09.2025

Автомобильный портал

О нас

Автомобильный портал. Все про обслуживание и эксплуатацию автомобилей. Также новости автомобильного мира, тест драйвы, обзоры и многое иное

Выбор редактора

Автомобильные ключи: виды и особенности

Автомобильные ключи: виды и особенности

06.09.2025

В первой половине сентября цены на новые автомобили изменились у 10 брендов

16.09.2025

ТОП месяца

На российский рынок вышел обновленный кроссовер Belgee X70

18.09.2025

Импорт автомобилей с пробегом из Китая и Южной Кореи вырос в несколько раз

18.09.2025

© 2019-2022 Tj-service.ru. Все права защищены.

Безрезультатно
Просмотреть все результаты
  • Tj-service.ru
  • Карта сайта
  • Контакты
  • Сайт об автомобилях

© 2019-2022 Tj-service.ru. Все права защищены.

Добро пожаловать!

Войдите в свой аккаунт ниже

Забыли пароль?

Восстановите ваш пароль

Введите имя пользователя или электронную почту для сброса пароля.

Войти