История тульских мотороллеров

В этом году отмечает свое 80-летие Тульский машиностроительный завод. Нашим читателям хорошо известна продукция с маркой ТМЗ – это мотороллеры «Муравей» и мотоциклы «Тула». Чтобы узнать подробнее об истории завода и его продукции, наш корреспондент посетил заводской музей.

Текст: Андрей Мезин, фото автора

Со времен царя Петра-I недалеко от Тульского Кремля возникли поселения мастеров, производивших различные металлические изделия. Слава об их мастерстве распространялась далеко за пределы города. Коренные туляки уверены, что именно здесь жил и тот самый Левша, подковавший английскую блоху. В 1879 году в этом месте был построен настоящий металлообрабатывающий завод. По имени одного из совладельцев, он получил название «Байцуровский». После смены нескольких владельцев, в 1912 году, он становится частью Императорского тульского оружейного завода. Основным предназначением «Нового завода», как его называли в то время, стал выпуск металлорежущих станков, инструмента и оборудования для военной промышленности. В советское время объемы выпуска продукции выросли так сильно, что 8 июля 1939 года бывший «Байцуровский завод» снова становится самостоятельным предприятием. Сначала он называется станкостроительным, но после начала производства мотороллеров переименовывается в Тульский машиностроительный завод. Именно эту дату – июль 1939-го – завод отмечает как день своего рождения.

Экспозицию гражданской продукции ТМЗ открывает детский велосипед – первое транспортное средство, выпуск которого начался в 1953 году
Экспозицию гражданской продукции ТМЗ открывает детский велосипед – первое транспортное средство, выпуск которого начался в 1953 году

В первое послевоенное десятилетие Советский Союз в первоочередном порядке восстанавливал жизненно важные виды производств и сельское хозяйство. Вслед за этим настала очередь улучшить и качество жизни населения. С этой целью на Тульском станкостроительном заводе сперва освоили выпуск детских велосипедов, а затем взялись и за транспорт побольше: мотороллеры! Вопрос о начале производства мотороллеров в стране был решен на высшем правительственном уровне: соответствующее Постановление Совмина СССР вышло 19 июня 1956-го.
В Европе в это время сформировались две школы мотороллеростроения. Первая – итальянская, где типичным представителем стала компания Piaggio с моделью Vespa. Ее стиль можно определить как легкий и экономичный. Вторая школа – немецкая. Для нее стали характерными увеличенный рабочий объем двигателя в сочетании с повышенным комфортом для водителя. Яркий ее представитель – Goggo-Roller фирмы Hans Glas GmbH. Именно эти две модели – 150-кубовая Vespa и 200-кубовый Goggo-Roller – были закуплены Советским Союзом в качестве образцов для налаживания производства аналогичных машин. И уже 7 июля 1956 года приказом Миноборонпрома «Веспу» поручили осваивать машзаводу в Вятских Полянах, а «Гогго-Роллер» – машзаводу в Туле. Причем от обоих заводов потребовали выдать первые партии серийных мотороллеров уже до конца текущего года!

Слева – первая модель тульского пассажирского мотороллера Т-200. Справа – его модернизированный вариант Т-200М
Слева – первая модель тульского пассажирского мотороллера Т-200. Справа – его модернизированный вариант Т-200М

Вот что вспоминал об этом бывший главный инженер завода А.В. Лотоцкий: «Когда в конце 1956 года нам показали несколько иностранных машин, мы не только впервые их увидели, но большинство из нас только что и услышали о них». Для завода это было очень неожиданное и сложное задание. Предстояло не просто наладить производство, а разработать с нуля еще и всю конструкторскую документацию. Дело шло очень трудно и с задержками. В результате первые 5 опытных образцов нового советского мотороллера класса «Люкс» сошли с конвейера только 24 января 1957 года, а серийное производство началось с 27 апреля. В том же году для внутризаводских перевозок на шасси Т-200 была создана и грузовая модель, которая после соответствующих испытаний была рекомендована к серийному выпуску. Так, почти случайно, был создан прототип легендарного «Муравья», который за пару десятилетий вывел завод в число ведущих мотопроизводителей мира.

Грузовой мотороллер ТГ-200
Грузовой мотороллер ТГ-200

Всего в первый год было выпущено 992 мотороллера марки «Тула-200» (Т-200) и 99 машин «Тула Грузовая» (ТГ-200) с 200-кубовым двигателем. Легковой Т-200 получился почти на 15 кг тяжелее своего прототипа, а двигатель оказался слабее. Да и производство некоторых узлов было построено по временной схеме, не рассчитанной на массовый выпуск. Поэтому уже с момента начала серийного производства, конструкторы принялись модернизировать конструкцию мотороллера и технологию его производства. Уже в 1960 году «Тула-200» подверглась первой модернизации, получив заводской индекс Т-200М. Последующие модернизации происходили в 1967 (модель «Турист»), в 1971-м («Турист-М»), в 1978-м («Тулица»), в 1983-м («Тулица-02») и в 1986-м годах («Тулица-02М»). Одновременно с легковыми моделями, аналогичные изменения вводились и на грузовых мотороллерах, которые с 1967 года производились под маркой «Муравей».

Мотороллер «Турист-М»
Мотороллер «Турист-М»

Все вносимые изменения были направлены на улучшение внешнего вида, комфортности, снижение веса и повышение мощности двигателя. И конечно же, каждая последующая модель становилась более технологичной, а значит, и более дешевой в изготовлении, что отражалось на розничной цене. Нужно добавить, что с 1970-х годов «Муравей» выпускался в нескольких исполнениях: с 1- или 2-местным сиденьем и с разными надстройками (бортовой кузов, промтоварный фургон, изотермический фургон и даже самосвальная платформа!). Кроме того, отдельными партиями выпускались версии с закрытой кабиной водителя, а также моторикши для обслуживания ВДНХ. В качестве дополнительного оборудования завод предлагал покупателям ветровые стекла, зеркала и даже грузовые модули, которые присоединялись к легковому мотороллеру «Тулица», превращая его в грузопассажирский, а так же насосы для перекачки воды и переносные деревообрабатывающие станки, которые подключались гибким валом непосредственно к двигателю мотороллера.

1,5-миллионный мотороллер «Муравей» ТГА-200-01 в двухместном исполнении
1,5-миллионный мотороллер «Муравей» ТГА-200-01 в двухместном исполнении

С 1986 года Тульский машзавод приступил к выпуску первого в СССР мотоцикла для бездорожья – ТМЗ 5.951 «Тула». Мотоцикл внешне сильно отличался от продукции других заводов своим дизайном, напоминающим профиль птицы с большим клювом, и широкими колесами, которые отлично зарекомендовали себя в снегу и на сыпучем грунте. В 1991 году завод выпустил также трицикл на базе «Тулы», который был более устойчив на небольших скоростях. А вскоре появилась и дорожная версия этого мотоцикла на 16-дюймовых колесах, которая получила имя «Вепрь».

Семейство мотоциклов «Тула». Слева – внедорожная версия ТМЗ 5.952, в центре – трехколесный ТМЗ 5.971, справа дорожный вариант на 16-дюймовых колесах ТМЗ 5.952-01 «Вепрь»
Семейство мотоциклов «Тула». Слева – внедорожная версия ТМЗ 5.952, в центре – трехколесный ТМЗ 5.971, справа дорожный вариант на 16-дюймовых колесах ТМЗ 5.952-01 «Вепрь»

К сожалению, несмотря на далеко идущие планы и пакет новых разработок, в 1996 году из-за изменения экономической ситуации в стране завод прекратил серийный выпуск мотоциклов и мотороллеров. Всего за период с 1957-го по 1996 год тульскими конструкторами было разработано около 200 серийных, мелкосерийных и экспериментальных моделей, а общий объем выпуска мотороллеров и мотоциклов составил около 3 миллионов штук.

Макет перспективного мотороллера «Тулер», 1991 год
Макет перспективного мотороллера «Тулер», 1991 год

Нужно отметить, что выпуск грузового мотороллера «Муравей» в отдельные годы достигал 85% от общего выпуска, что составляло около 100 тысяч штук в год. Он стал популярен не только в СССР, но и более чем в 50 странах мира. Среди них – страны Восточной Европы, Ближнего Востока и Латинской Америки… А в Аргентине, Мексике, Бразилии, Колумбии и Иране было налажено сборочное производство из деталей, поставляемых Советским Союзом.

Экспериментальные модели с 50-кубовым двигателем, 1993-1995 гг.
Экспериментальные модели с 50-кубовым двигателем, 1993-1995 гг.
Скутер «Фрегат», выпущенный в 1996 году очень маленьким тиражом
Скутер «Фрегат», выпущенный в 1996 году очень маленьким тиражом

К счастью, на этом история марки «Муравей» не закончилась. В 2016 году завод принял решение о возобновлении выпуска транспортных средств под торговой маркой «Муравей». В музее уже представлен опытный образец, который прошел цикл предварительных испытаний. Ожидается, что в 2019 году завод выпустит первые товарные экземпляры – пока для использования в качестве внутризаводского транспорта, но впереди – сертификация для допуска к движению по дорогам общего пользования. Как видим, спустя 60 лет история повторяется. В добрый путь, «Муравей»!

Первый экземпляр нового «Муравья», который прошел серию испытаний и заслужил свое место в заводском музее
Первый экземпляр нового «Муравья», который прошел серию испытаний и заслужил свое место в заводском музее
Источник
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector