Автомобильный портал
  • Главная
  • Новости

    Kia зарегистрировала в России новые товарные знаки

    В России повысят госпошлины для автомобилистов

    В России может сократиться количество таксопарков

    Тойота вернулась в ТОП-10 марок на авторынке РФ

    Какие изменения ждут автовладельцев с 1 июля 2025 года?

    Итоги 26-й недели на авторынке России: все – «в плюсе»

    GAC GS8 Dragon появится на российском рынке в июле

    Стало известно о замедлении спроса на новые мотоциклы

    Кроссовер Exlantix ET представлен в новой версии — для путешествий

  • Авто

    Авто из Германии в Москву: правила и тонкости оформления

    Выбор фургона с пробегом: советы и правила

    Выбор фургона с пробегом: советы и правила

    Выкуп авто: как выбрать надежную компанию

    Выкуп авто: как выбрать надежную компанию

    Автомобиль TANK 300: описание

    Автомобиль TANK 300: описание

    Обзор автомобиля JETOUR T2

    Аренда кабриолетов в Сочи: кому и когда может быть интересна

    Аренда кабриолетов в Сочи: кому и когда может быть интересна

    Отзывы об автосалонах: вся правда про серых дилеров

    Отзывы об автосалонах: вся правда про серых дилеров

    Описание автомобиля Changan CS55PLUS UNI-S

    Описание автомобиля Changan CS55PLUS UNI-S

    Интеграция технологий для эффективного управления транспортом: мониторинг, сплит-системы и тахографы

    Интеграция технологий для эффективного управления транспортом: мониторинг, сплит-системы и тахографы

  • Ремонт
    Бронирование стекла пленкой для защиты окон

    Бронирование стекла пленкой для защиты окон

    Виды услуг по ремонту Ford

    Виды услуг по ремонту Ford

    Ремонт турбокомпрессоров: восстановление мощности двигателя

    Ремонт турбокомпрессоров: восстановление мощности двигателя

    Ремонт топливной аппаратуры Daf: инструкция

    Ремонт топливной аппаратуры Daf: инструкция

    Выкуп битых авто в Москве: кому и когда может быть интересен

    Выкуп битых авто в Москве: кому и когда может быть интересен

    Ремонт телевизоров Sony: частые поломки и профессиональное восстановление

    Ремонт кузова в автосервисе: все за и против

    Ремонт кузова в автосервисе: все за и против

    Ремонт пневмоподвески: в каких случаях проводится

    Ремонт пневмоподвески: в каких случаях проводится

    Ремонт грузовиков MAN: причины, профилактика поломок

    Ремонт грузовиков MAN: причины, профилактика поломок

  • ТО
    Почему система контроля давления в шинах необходима для современных автомобилей?

    Почему система контроля давления в шинах необходима для современных автомобилей?

    Масло MOBIL оптом: преимущества, параметры выбора и правила транспортировки

    Масло MOBIL оптом: преимущества, параметры выбора и правила транспортировки

    Как выбрать, сочетать и ухаживать за бижутерией: полезные советы

    Как выбрать, сочетать и ухаживать за бижутерией: полезные советы

    День рождения: сколько цветов дарить имениннику

    День рождения: сколько цветов дарить имениннику

    Мифы о техническом обслуживании автомобилей: что нужно знать владельцу

    Мифы о техническом обслуживании автомобилей: что нужно знать владельцу

    Определение и устранение типичных неисправностей автомобиля

    Определение и устранение типичных неисправностей автомобиля

    Диагностика и лечение сахарного диабета

    Диагностика и лечение сахарного диабета

    Вывод из запоя в Екатеринбурге: где искать помощи?

    Вывод из запоя в Екатеринбурге: где искать помощи?

    Косметика из Крыма «Царство Ароматов»: в чем ее достоинства

    Косметика из Крыма «Царство Ароматов»: в чем ее достоинства

  • Запчасти
    Персональные данные в 2025: актуальные правила уведомления

    Персональные данные в 2025: актуальные правила уведомления

    Кресла реклайнеры: удобство и функциональность

    Кресла реклайнеры: удобство и функциональность

    Выбор зимних шин для авто: советы экспертов

    Выбор зимних шин для авто: советы экспертов

    Выбор аккумулятора для автомобиля

    Выбор аккумулятора для автомобиля

    Кабельно-проводниковая продукция: виды и назначение

    Кабельно-проводниковая продукция: виды и назначение

    Кормоуборочные комбайны: современные технологии и особенности

    Кормоуборочные комбайны: современные технологии и особенности

    Выбор грузовых шин: советы экспертов

    Выбор грузовых шин: советы экспертов

    CDP: платформа для бизнеса

    CDP: платформа для бизнеса

    Б/У автозапчасти: взвешиваем плюсы и минусы

    Б/У автозапчасти: взвешиваем плюсы и минусы

  • Масла
    Выбор моторного масла: ключевые факторы

    Выбор моторного масла: ключевые факторы

    ‘Ароматы, преображающие жизнь: раскрываем тайны эфирных масел’

    ‘Ароматы, преображающие жизнь: раскрываем тайны эфирных масел’

    Моторные масла Motul: все что стоит знать

    Моторные масла Motul: все что стоит знать

    Замена масла в двигателе: периодичность и порядок выполнения

    Замена масла в двигателе: периодичность и порядок выполнения

    Ишемическая болезнь сердца

    Ишемическая болезнь сердца

    Аппаратная замена масла в АКПП с заменой фильтра: в каких случаях необходима? Как выполняется?

    Аппаратная замена масла в АКПП с заменой фильтра: в каких случаях необходима? Как выполняется?

    Моторное масло: что это такое? Где и для чего оно применяется? Как выбрать моторное масло в бочках?

    Моторное масло: что это такое? Где и для чего оно применяется? Как выбрать моторное масло в бочках?

    Масло для ДВС: критерии подбора

    Масло для ДВС: критерии подбора

    Масла Shell: разновидности и назначение

    Масла Shell: разновидности и назначение

  • Спецтехника
    Тягачи: История и Разновидности

    Тягачи: История и Разновидности

    Зеркало Volta Казино в Казахстане

    Зеркало Volta Казино в Казахстане

    Букмекеры: как ставить, выигрывать и не терять деньги

    Букмекеры: как ставить, выигрывать и не терять деньги

    Полный гайд по спецтехнике

    Полный гайд по спецтехнике

    Как выбрать экскаватор-погрузчик: ключевые параметры и характеристики

    Как выбрать экскаватор-погрузчик: ключевые параметры и характеристики

    Вилочный погрузчик 3 тонны: принцип работы, назначение, особенности

    Вилочный погрузчик 3 тонны: принцип работы, назначение, особенности

    Когда стоит вызывать грузовой эвакуатор

    Когда стоит вызывать грузовой эвакуатор

    Деревообрабатывающее оборудование: виды с описанием, назначение, особенности

    Деревообрабатывающее оборудование: виды с описанием, назначение, особенности

    Какая спецтехника востребована больше всего

    Какая спецтехника востребована больше всего

Безрезультатно
Просмотреть все результаты
Автомобильный портал
Безрезультатно
Просмотреть все результаты
Главная Авто

История тульских мотороллеров

07.06.2020
в Авто
0 0
История тульских мотороллеров

В этом году отмечает свое 80-летие Тульский машиностроительный завод. Нашим читателям хорошо известна продукция с маркой ТМЗ – это мотороллеры «Муравей» и мотоциклы «Тула». Чтобы узнать подробнее об истории завода и его продукции, наш корреспондент посетил заводской музей.

Текст: Андрей Мезин, фото автора

Со времен царя Петра-I недалеко от Тульского Кремля возникли поселения мастеров, производивших различные металлические изделия. Слава об их мастерстве распространялась далеко за пределы города. Коренные туляки уверены, что именно здесь жил и тот самый Левша, подковавший английскую блоху. В 1879 году в этом месте был построен настоящий металлообрабатывающий завод. По имени одного из совладельцев, он получил название «Байцуровский». После смены нескольких владельцев, в 1912 году, он становится частью Императорского тульского оружейного завода. Основным предназначением «Нового завода», как его называли в то время, стал выпуск металлорежущих станков, инструмента и оборудования для военной промышленности. В советское время объемы выпуска продукции выросли так сильно, что 8 июля 1939 года бывший «Байцуровский завод» снова становится самостоятельным предприятием. Сначала он называется станкостроительным, но после начала производства мотороллеров переименовывается в Тульский машиностроительный завод. Именно эту дату – июль 1939-го – завод отмечает как день своего рождения.

Экспозицию гражданской продукции ТМЗ открывает детский велосипед – первое транспортное средство, выпуск которого начался в 1953 году
Экспозицию гражданской продукции ТМЗ открывает детский велосипед – первое транспортное средство, выпуск которого начался в 1953 году

В первое послевоенное десятилетие Советский Союз в первоочередном порядке восстанавливал жизненно важные виды производств и сельское хозяйство. Вслед за этим настала очередь улучшить и качество жизни населения. С этой целью на Тульском станкостроительном заводе сперва освоили выпуск детских велосипедов, а затем взялись и за транспорт побольше: мотороллеры! Вопрос о начале производства мотороллеров в стране был решен на высшем правительственном уровне: соответствующее Постановление Совмина СССР вышло 19 июня 1956-го.
В Европе в это время сформировались две школы мотороллеростроения. Первая – итальянская, где типичным представителем стала компания Piaggio с моделью Vespa. Ее стиль можно определить как легкий и экономичный. Вторая школа – немецкая. Для нее стали характерными увеличенный рабочий объем двигателя в сочетании с повышенным комфортом для водителя. Яркий ее представитель – Goggo-Roller фирмы Hans Glas GmbH. Именно эти две модели – 150-кубовая Vespa и 200-кубовый Goggo-Roller – были закуплены Советским Союзом в качестве образцов для налаживания производства аналогичных машин. И уже 7 июля 1956 года приказом Миноборонпрома «Веспу» поручили осваивать машзаводу в Вятских Полянах, а «Гогго-Роллер» – машзаводу в Туле. Причем от обоих заводов потребовали выдать первые партии серийных мотороллеров уже до конца текущего года!

Слева – первая модель тульского пассажирского мотороллера Т-200. Справа – его модернизированный вариант Т-200М
Слева – первая модель тульского пассажирского мотороллера Т-200. Справа – его модернизированный вариант Т-200М

Вот что вспоминал об этом бывший главный инженер завода А.В. Лотоцкий: «Когда в конце 1956 года нам показали несколько иностранных машин, мы не только впервые их увидели, но большинство из нас только что и услышали о них». Для завода это было очень неожиданное и сложное задание. Предстояло не просто наладить производство, а разработать с нуля еще и всю конструкторскую документацию. Дело шло очень трудно и с задержками. В результате первые 5 опытных образцов нового советского мотороллера класса «Люкс» сошли с конвейера только 24 января 1957 года, а серийное производство началось с 27 апреля. В том же году для внутризаводских перевозок на шасси Т-200 была создана и грузовая модель, которая после соответствующих испытаний была рекомендована к серийному выпуску. Так, почти случайно, был создан прототип легендарного «Муравья», который за пару десятилетий вывел завод в число ведущих мотопроизводителей мира.

Грузовой мотороллер ТГ-200
Грузовой мотороллер ТГ-200

Всего в первый год было выпущено 992 мотороллера марки «Тула-200» (Т-200) и 99 машин «Тула Грузовая» (ТГ-200) с 200-кубовым двигателем. Легковой Т-200 получился почти на 15 кг тяжелее своего прототипа, а двигатель оказался слабее. Да и производство некоторых узлов было построено по временной схеме, не рассчитанной на массовый выпуск. Поэтому уже с момента начала серийного производства, конструкторы принялись модернизировать конструкцию мотороллера и технологию его производства. Уже в 1960 году «Тула-200» подверглась первой модернизации, получив заводской индекс Т-200М. Последующие модернизации происходили в 1967 (модель «Турист»), в 1971-м («Турист-М»), в 1978-м («Тулица»), в 1983-м («Тулица-02») и в 1986-м годах («Тулица-02М»). Одновременно с легковыми моделями, аналогичные изменения вводились и на грузовых мотороллерах, которые с 1967 года производились под маркой «Муравей».

Мотороллер «Турист-М»
Мотороллер «Турист-М»

Все вносимые изменения были направлены на улучшение внешнего вида, комфортности, снижение веса и повышение мощности двигателя. И конечно же, каждая последующая модель становилась более технологичной, а значит, и более дешевой в изготовлении, что отражалось на розничной цене. Нужно добавить, что с 1970-х годов «Муравей» выпускался в нескольких исполнениях: с 1- или 2-местным сиденьем и с разными надстройками (бортовой кузов, промтоварный фургон, изотермический фургон и даже самосвальная платформа!). Кроме того, отдельными партиями выпускались версии с закрытой кабиной водителя, а также моторикши для обслуживания ВДНХ. В качестве дополнительного оборудования завод предлагал покупателям ветровые стекла, зеркала и даже грузовые модули, которые присоединялись к легковому мотороллеру «Тулица», превращая его в грузопассажирский, а так же насосы для перекачки воды и переносные деревообрабатывающие станки, которые подключались гибким валом непосредственно к двигателю мотороллера.

1,5-миллионный мотороллер «Муравей» ТГА-200-01 в двухместном исполнении
1,5-миллионный мотороллер «Муравей» ТГА-200-01 в двухместном исполнении

С 1986 года Тульский машзавод приступил к выпуску первого в СССР мотоцикла для бездорожья – ТМЗ 5.951 «Тула». Мотоцикл внешне сильно отличался от продукции других заводов своим дизайном, напоминающим профиль птицы с большим клювом, и широкими колесами, которые отлично зарекомендовали себя в снегу и на сыпучем грунте. В 1991 году завод выпустил также трицикл на базе «Тулы», который был более устойчив на небольших скоростях. А вскоре появилась и дорожная версия этого мотоцикла на 16-дюймовых колесах, которая получила имя «Вепрь».

Семейство мотоциклов «Тула». Слева – внедорожная версия ТМЗ 5.952, в центре – трехколесный ТМЗ 5.971, справа дорожный вариант на 16-дюймовых колесах ТМЗ 5.952-01 «Вепрь»
Семейство мотоциклов «Тула». Слева – внедорожная версия ТМЗ 5.952, в центре – трехколесный ТМЗ 5.971, справа дорожный вариант на 16-дюймовых колесах ТМЗ 5.952-01 «Вепрь»

К сожалению, несмотря на далеко идущие планы и пакет новых разработок, в 1996 году из-за изменения экономической ситуации в стране завод прекратил серийный выпуск мотоциклов и мотороллеров. Всего за период с 1957-го по 1996 год тульскими конструкторами было разработано около 200 серийных, мелкосерийных и экспериментальных моделей, а общий объем выпуска мотороллеров и мотоциклов составил около 3 миллионов штук.

Макет перспективного мотороллера «Тулер», 1991 год
Макет перспективного мотороллера «Тулер», 1991 год

Нужно отметить, что выпуск грузового мотороллера «Муравей» в отдельные годы достигал 85% от общего выпуска, что составляло около 100 тысяч штук в год. Он стал популярен не только в СССР, но и более чем в 50 странах мира. Среди них – страны Восточной Европы, Ближнего Востока и Латинской Америки… А в Аргентине, Мексике, Бразилии, Колумбии и Иране было налажено сборочное производство из деталей, поставляемых Советским Союзом.

Экспериментальные модели с 50-кубовым двигателем, 1993-1995 гг.
Экспериментальные модели с 50-кубовым двигателем, 1993-1995 гг.
Скутер «Фрегат», выпущенный в 1996 году очень маленьким тиражом
Скутер «Фрегат», выпущенный в 1996 году очень маленьким тиражом

К счастью, на этом история марки «Муравей» не закончилась. В 2016 году завод принял решение о возобновлении выпуска транспортных средств под торговой маркой «Муравей». В музее уже представлен опытный образец, который прошел цикл предварительных испытаний. Ожидается, что в 2019 году завод выпустит первые товарные экземпляры – пока для использования в качестве внутризаводского транспорта, но впереди – сертификация для допуска к движению по дорогам общего пользования. Как видим, спустя 60 лет история повторяется. В добрый путь, «Муравей»!

Первый экземпляр нового «Муравья», который прошел серию испытаний и заслужил свое место в заводском музее
Первый экземпляр нового «Муравья», который прошел серию испытаний и заслужил свое место в заводском музее
Источник
Предыдущая запись

Фишки приложения по вызову такси, о которых мало кто знает

Следующая запись

Кошки с короткими лапами: 12 пород котогномов

Новое на сайте

Новости

Kia зарегистрировала в России новые товарные знаки

30.06.2025
Новости

В России повысят госпошлины для автомобилистов

30.06.2025
Новости

В России может сократиться количество таксопарков

30.06.2025
Новости

Тойота вернулась в ТОП-10 марок на авторынке РФ

30.06.2025

Топ недели

В России стартовали продажи Chery Tiggo 7L с полным приводом

24.06.2025

Российский автопром в мае показал двузначное падение

26.06.2025

Персональные данные в 2025: актуальные правила уведомления

Персональные данные в 2025: актуальные правила уведомления

29.06.2025

Бронирование стекла пленкой для защиты окон

Бронирование стекла пленкой для защиты окон

26.06.2025

Автомобильный портал

О нас

Автомобильный портал. Все про обслуживание и эксплуатацию автомобилей. Также новости автомобильного мира, тест драйвы, обзоры и многое иное

Выбор редактора

С конвейера KAMA TYRES сошла 500-миллионная шина

02.06.2025

Кроссовер GAC GS8 получил новую комплектацию Dragon

18.06.2025

ТОП месяца

Kia зарегистрировала в России новые товарные знаки

30.06.2025

В России повысят госпошлины для автомобилистов

30.06.2025

© 2019-2022 Tj-service.ru. Все права защищены.

Безрезультатно
Просмотреть все результаты
  • Tj-service.ru
  • Карта сайта
  • Контакты
  • Сайт об автомобилях

© 2019-2022 Tj-service.ru. Все права защищены.

Добро пожаловать!

Войдите в свой аккаунт ниже

Забыли пароль?

Восстановите ваш пароль

Введите имя пользователя или электронную почту для сброса пароля.

Войти