Автомобильный портал
  • Главная
  • Новости

    Китайским маркам принадлежит около 6% автопарка РФ

    Эксклюзивные кроссоверы Evolute i-JET появились у дилеров

    GAC объявил старт продаж и цены полноприводного кроссовера GS4

    «CarXL – 2025»: до масштабного форума осталось 7 недель

    Belgee X80 выйдет на белорусский рынок в конце сентября

    Продажи новых пикапов в августе упали на 40%

    Автодилеры озвучили прогноз продаж на сентябрь

    Производство автомобилей Changan может быть налажено в РФ до конца 2025 года

    Китайские автоконцерны ищут новые рынки сбыта из-за сокращения экспорта в РФ

  • Авто
    Выбор Lada для города: советы и рекомендации

    Выбор Lada для города: советы и рекомендации

    Автомобили JETOUR: описание модельного ряда

    Автомобили JETOUR: описание модельного ряда

    Кому могут помочь отзывы об автосалонах

    Кому могут помочь отзывы об автосалонах

    Kia Sportage из Кореи: правила покупки

    Kia Sportage из Кореи: правила покупки

    Выбор Lada для города: советы экспертов

    Выбор Lada для города: советы экспертов

    Все за и против авто Lada

    Все за и против авто Lada

    Аренда манипулятора: кому и когда может быть интересна

    Аренда манипулятора: кому и когда может быть интересна

    Модельный ряд авто HAVAL

    Модельный ряд авто HAVAL

    Описание авто JETOUR X50

    Описание авто JETOUR X50

  • Ремонт
    Как снизить расход топлива на BMW

    Как снизить расход топлива на BMW

    Как выбрать автосервис для Porsche

    Как выбрать автосервис для Porsche

    Двухстоечные подъёмники: виды и применение

    Двухстоечные подъёмники: виды и применение

    Шины Shinko: Качественный выбор для мотоциклистов

    Шины Shinko: Качественный выбор для мотоциклистов

    Слесарный ремонт автомобиля: полезная информация

    Вскрытие сейфов: почему стоит обратиться к профессионалам

    Вскрытие сейфов: почему стоит обратиться к профессионалам

    Бронирование стекла пленкой для защиты окон

    Бронирование стекла пленкой для защиты окон

    Виды услуг по ремонту Ford

    Виды услуг по ремонту Ford

    Ремонт турбокомпрессоров: восстановление мощности двигателя

    Ремонт турбокомпрессоров: восстановление мощности двигателя

  • ТО
    Почему система контроля давления в шинах необходима для современных автомобилей?

    Почему система контроля давления в шинах необходима для современных автомобилей?

    Масло MOBIL оптом: преимущества, параметры выбора и правила транспортировки

    Масло MOBIL оптом: преимущества, параметры выбора и правила транспортировки

    Как выбрать, сочетать и ухаживать за бижутерией: полезные советы

    Как выбрать, сочетать и ухаживать за бижутерией: полезные советы

    День рождения: сколько цветов дарить имениннику

    День рождения: сколько цветов дарить имениннику

    Мифы о техническом обслуживании автомобилей: что нужно знать владельцу

    Мифы о техническом обслуживании автомобилей: что нужно знать владельцу

    Определение и устранение типичных неисправностей автомобиля

    Определение и устранение типичных неисправностей автомобиля

    Диагностика и лечение сахарного диабета

    Диагностика и лечение сахарного диабета

    Вывод из запоя в Екатеринбурге: где искать помощи?

    Вывод из запоя в Екатеринбурге: где искать помощи?

    Косметика из Крыма «Царство Ароматов»: в чем ее достоинства

    Косметика из Крыма «Царство Ароматов»: в чем ее достоинства

  • Запчасти
    Автомобильные ключи: виды и особенности

    Автомобильные ключи: виды и особенности

    Подшипники незаметная опора всей промышленности

    Гидромоторы в промышленности: применение и особенности

    Гидромоторы в промышленности: применение и особенности

    Запчасти для Chevrolet: Обзор и советы по выбору

    Запчасти для Chevrolet: Обзор и советы по выбору

    Мойка двигателя авто: пошаговая инструкция

    Мойка двигателя авто: пошаговая инструкция

    Анализ рынка пиломатериалов в России: текущая ситуация и ключевые тренды

    Анализ рынка пиломатериалов в России: текущая ситуация и ключевые тренды

    Выбор запчастей SOOSAN: советы экспертов

    Выбор запчастей SOOSAN: советы экспертов

    Учет на предприятиях-исполнителях ГОЗ: ключевые аспекты организации и ведения

    Учет на предприятиях-исполнителях ГОЗ: ключевые аспекты организации и ведения

    Персональные данные в 2025: актуальные правила уведомления

    Персональные данные в 2025: актуальные правила уведомления

  • Масла
    Как выбрать моторное масло для автосервиса и магазинов

    Как выбрать моторное масло для автосервиса и магазинов

    Выбор моторного масла: ключевые факторы

    Выбор моторного масла: ключевые факторы

    ‘Ароматы, преображающие жизнь: раскрываем тайны эфирных масел’

    ‘Ароматы, преображающие жизнь: раскрываем тайны эфирных масел’

    Моторные масла Motul: все что стоит знать

    Моторные масла Motul: все что стоит знать

    Замена масла в двигателе: периодичность и порядок выполнения

    Замена масла в двигателе: периодичность и порядок выполнения

    Ишемическая болезнь сердца

    Ишемическая болезнь сердца

    Аппаратная замена масла в АКПП с заменой фильтра: в каких случаях необходима? Как выполняется?

    Аппаратная замена масла в АКПП с заменой фильтра: в каких случаях необходима? Как выполняется?

    Моторное масло: что это такое? Где и для чего оно применяется? Как выбрать моторное масло в бочках?

    Моторное масло: что это такое? Где и для чего оно применяется? Как выбрать моторное масло в бочках?

    Масло для ДВС: критерии подбора

    Масло для ДВС: критерии подбора

  • Спецтехника
    Современные технологии в производстве спецтехники

    Современные технологии в производстве спецтехники

    Правила выбора КАМАЗа: советы экспертов

    Правила выбора КАМАЗа: советы экспертов

    Аренда автокрана в Москве: кому и когда может быть интересна

    Аренда автокрана в Москве: кому и когда может быть интересна

    Тягачи: История и Разновидности

    Тягачи: История и Разновидности

    Зеркало Volta Казино в Казахстане

    Зеркало Volta Казино в Казахстане

    Букмекеры: как ставить, выигрывать и не терять деньги

    Букмекеры: как ставить, выигрывать и не терять деньги

    Полный гайд по спецтехнике

    Полный гайд по спецтехнике

    Как выбрать экскаватор-погрузчик: ключевые параметры и характеристики

    Как выбрать экскаватор-погрузчик: ключевые параметры и характеристики

    Вилочный погрузчик 3 тонны: принцип работы, назначение, особенности

    Вилочный погрузчик 3 тонны: принцип работы, назначение, особенности

Безрезультатно
Просмотреть все результаты
Автомобильный портал
Безрезультатно
Просмотреть все результаты
Главная Авто

ЛиАЗ-158, УАЗ-69 и другие советские машины, которых никогда не было

05.06.2020
в Авто
0 0
ЛиАЗ-158, УАЗ-69 и другие советские машины, которых никогда не было

В просторечном общении часто мы так или иначе коверкаем названия машин или придумываем им различные прозвища. Просто потому, что так зачастую удобнее объяснить собеседнику, что мы имеем в виду. Очевидно ведь – очень немногие поймут, что такое УАЗ-3962-01. Зато, если сказать «УАЗ-буханка» или «таблетка» – будет сразу понятно, о какой машине речь. Между тем, к некоторым машинам неправильные и просторечные названия приклеились так сильно, что теперь их очень часто принимают за истинные, т.е. официальные…

Текст: Николай Марков, Денис Дементьев

ЗИЛ-158В ликинской сборки (фото С.Андреева). Данная машина, к слову, жива и сегодня

Один из самых ярких и глубоко «въевшихся» в сознание примеров такого рода – это «автобус ЛиАЗ-158». Маленькая предыстория. Когда Московский автозавод имени Лихачева перестал заниматься производством пассажирского транспорта, сборку городских автобусов ЗИЛ-158 перевели в Подмосковье, на Ликинский автобусный завод. При этом на ликинские автобусы, естественно, начали устанавливать новые фирменные эмблемы с надписью завода-изготовителя «ЛиАЗ» – и на передней панели кузова, и на задней. Оба эти шильдика, кстати, были официально зарегистрированными товарными знаками (Свидетельства № 19706 и № 19707 от 27.01.1961, выданные Госкомитетом по изобретениям и открытиям при Госкомитете по новой технике СССР). А в салоне, на перегородке кабины, появилась соответствующая маркировочная табличка с указанием нового завода-изготовителя.

Новая эмблема, которую ставили на ЗИЛ-158 после переноса производства на ЛиАЗ
Новая эмблема, которую ставили на ЗИЛ-158 после переноса производства на ЛиАЗ

Вот только официальное название автобусов серии «158», сходящих с конвейера Ликинского завода, так никогда и не поменялось с ЗИЛа на ЛиАЗ. В период 1959-1961 годов они продолжали нести обозначение ЗИЛ-158, а с 1961 года (после модернизации автобуса) по 1970-й – ЗИЛ-158В. Именно это название было нанесено на маркировочных табличках, оно же фигурирует в Технических условиях – главном конструкторском документе, который и предопределяет правильное название изделия (в данном случае для ЗИЛ-158В это были техусловия СТУ 35-188-62 Московского областного совнархоза от 30 декабря 1961 г., а затем и ТУ 37.025.055-66, утвержденные Замминистра автомобильной промышленности Н.И. Строкиным 26 августа 1966 года).

Заводская маркировочная табличка. Завод-изготовитель – Ликинский автобусный завод, модель – ЗИЛ-158В: нагляднее некуда!
Заводская маркировочная табличка. Завод-изготовитель – Ликинский автобусный завод, модель – ЗИЛ-158В: нагляднее некуда!

А вот еще один интересный фотодокумент: это фрагмент заводского извещения на изменение технической документации для автобуса модели 158К – одной из модификаций базовой модели ЗИЛ-158. В левом верхнем углу прекрасно виден штамп «ОГК ЛИАЗ», а в графе «Объект» – надпись «ЗИЛ-158К».

ЛиАЗ-158, УАЗ-69 и другие советские машины, которых никогда не было

Тем не менее, глядя на наружные эмблемы, в повседневной жизни эти ликинские автобусы постоянно называли ЛиАЗами. Фраза «ЛиАЗ-158» регулярно проникала в статьи в транспортных газетах и журналах, посвященные эксплуатации этих машин. Да что говорить, если даже в одном из изданий «Краткого справочника НИИАТ» этот автобус умудрились назвать ЛиАЗ-158В! В этой связи в собственной многотиражке Ликинского автобусного завода (она называлась «Ликинский машиностроитель») в 1968 году вышла статья товарища Соболева, начальника бюро технической документации Отдела главного конструктора. В ней черным по белому разъяснялось, как правильно называются автобусы, выпускаемые заводом! С фрагментом той статьи все желающие могут ознакомиться ниже:

ЛиАЗ-158, УАЗ-69 и другие советские машины, которых никогда не было

Еще один канонический пример путаницы с названиями касается автомобилей семейства ГАЗ-69. Разработали их на Горьковском автозаводе. Там же их и начали выпускать в 1953 году. Но почти сразу производство всего семейства вывели на Ульяновский автозавод: первые «шестьдесят девятки» там собрали уже в конце 1954 года, а с 1956-го УАЗ стал их единственным изготовителем. Первое время из Горького в Ульяновск поставлялcя полный комплект деталей для сборки машин, однако на УАЗе активно шел процесс локализации производства комплектующих.

ГАЗ-69 (фото Н.Маркова)
ГАЗ-69 (фото Н.Маркова)

И вот, в частности, на капотах, которые начали самостоятельно изготавливать в Ульяновске, вместо аббревиатуры «ГАЗ» появилась новая надпись «УАЗ» в качестве фирменного логотипа завода-изготовителя. Это обстоятельство послужило поводом для многих называть эти машины в быту как УАЗ-69 и УАЗ-69А. Мол, ну а что – написано же на них «УАЗ»! Однако это неправильно. Название машины после передачи производства никак не поменялось: все два десятка лет в Ульяновске продолжали выпускать автомобили ГАЗ-69 и ГАЗ-69А. Традиционно желающие убедиться лично могут обратиться к техническим условиям – например, ТУ 37.025.223-68 Минавтопрома от 30.08.1968. Вот странички оттуда:

1 из 2
ЛиАЗ-158, УАЗ-69 и другие советские машины, которых никогда не было
ЛиАЗ-158, УАЗ-69 и другие советские машины, которых никогда не было

Или можно заглянуть под капот любого «живого» автомобиля, на котором сохранилась штатная маркировочная табличка. Крепится она на моторном щите, на противоположной от водителя стороне. Вот как раз табличка от «шестьдесят девятки» самого позднего выпуска (1972 года), которая экспонируется в собственном музее Ульяновского автозавода:

1 из 2
ЛиАЗ-158, УАЗ-69 и другие советские машины, которых никогда не было
ЛиАЗ-158, УАЗ-69 и другие советские машины, которых никогда не было
Вот заводская табличка: «Ульяновский автозавод. Автомобиль ГАЗ-69-68. Год выпуска 1972»

Хотите еще примеров? Наверняка каждый из тех, кто сейчас читает эту статью, слышал фразу «ИЖ-412». Или «ИЖ-Москвич-412». Или даже «Москвич-412-ИЖ». Понятно, что она относится к автомобилю «Москвич» модели 412, собранному на Ижевском машиностроительном заводе. Но как же все-таки его называть правильно?

ИЖ, Москвич-ИЖ или ИЖ-Москвич? Как правильно? (фото Н.Маркова)
ИЖ, Москвич-ИЖ или ИЖ-Москвич? Как правильно? (фото Н.Маркова)

А правильно – «Москвич». Безо всякого упоминания о марке «ИЖ» вообще. Причем независимо от года выпуска и модификации: все седаны семейства 412 во все годы своего производства назывались «Москвичами». Для желающих как-то поспорить на этот счет, рекомендуем сперва ознакомиться с документами. В качестве перечня для ознакомления можем предложить, например, техусловия ТУ 37.001.494-78 от 14 июля 1978 года, которые называются «Автомобиль легковой «Москвич» 412ИЭ-0000028». Или вот еще более поздний документик, уже из девяностых годов –Свидетельство НИЦ ГАИ МВД РФ от 02.11.1993, служившее основанием для выдачи техпаспортов и регистрации в органах ГАИ. Так вот, выдано оно было на «… автомобиль легковой «Москвич-412ИЭ» Государственного завода «ИЖМАШ». Ну и можем добавить сюда еще Одобрение типа транспортного средства POCC RU.MT02.E01759 от 24.02.1998. Открываем, читаем: «Москвич-412ИЭ» производства ДОАО «ИЖМАШ-АВТО».

1 из 2
ЛиАЗ-158, УАЗ-69 и другие советские машины, которых никогда не было
ЛиАЗ-158, УАЗ-69 и другие советские машины, которых никогда не было
Копия первой странички из Одобрения типа транспортного средства – главного сертификационного документа в Российской Федерации, на основании сведений из которого осуществлялась выдача ПТС. Обращаем внимание, что это Одобрение на машины самого позднего выпуска, которые по мнению многих, якобы вообще не должны нести в своем обозначении марки «Москвич»

В истории отечественного автопрома есть и примеры, когда при передаче производства машины с одного завода на другой её марка сперва оставалась прежней, но после проведения модернизации новая усовершенствованная версия марку меняла. Вот ниже пара весьма характерных примеров.

ГЗА-651 производства Павловского автобусного завода
ГЗА-651 производства Павловского автобусного завода

В 1952 году Павловский автобусный завод начал выпускать автобусы ГЗА-651 – под той же самой маркой, какую они имели прежде на Горьковском автобусном заводе. Потому что именно так были оформлены технические условия на эти автобусы. Традиционно – показываем соответствующий документ:

Временные технические условия ТУВ-2451-53 на автобус ГЗА-651 павловской сборки
Временные технические условия ТУВ-2451-53 на автобус ГЗА-651 павловской сборки

Однако, после проведения первой глубокой модернизации – замены деревянного каркаса боковин кузова на металлический – были оформлены новые технические условия ТУВ-2451-58. Являясь разработчиком и держателем всей КД по этой модернизированной машине, павловчане с полным правом присвоили ей собственную марку ПАЗ-651А. Таким образом, сам завод ПАЗ никогда не производил автобусов «ПАЗ-651»: только ГЗА-651, а потом – сразу ПАЗ-651А.

По новым техусловиям 1958 года павловский автобус превратился из ГЗА-651 в ПАЗ-651А
По новым техусловиям 1958 года павловский автобус превратился из ГЗА-651 в ПАЗ-651А

В свою очередь, когда производство этих автобусов начали передавать из Павлово в Курган, там случилась точно такая же история с обозначениями. Первые годы Курганский автобусный завод выпускал автобусы ПАЗ-651А, работая по техусловиям, оформленным пазовцами. Однако вскоре курганцы самостоятельно оформили новые технические условия на эти автобусы (СТУ 28-1-18-0). С этого момента обозначение курганских автобусов официально поменялось с ПАЗ-651А на КАвЗ-651А. Чуть позже, при очередной модернизации, базовая модель получила новый индекс КАвЗ-651Б. И да – Курганский автобусный завод, таким образом, никогда не выпускал автобуса «КАвЗ-651» без дополнительной буковки в обозначении.

КАвЗ-651Б (фото Н.Маркова)
КАвЗ-651Б (фото Н.Маркова)

А еще можно вспомнить другую весьма известную машину – «Волынь». Помните такую? Ее выпускали в Луцке, а называли обычно «луазиком». Вот только первые годы выпускаемые заводом ЛуАЗ машины – те, что имели индексы 969В и 969 – никогда официально ЛуАЗами не назывались. Они несли марку «ЗАЗ». А все потому, что разработчиком этих машин был Запорожский автозавод «Коммунар», и он же являлся калькодержателем документации. И лишь когда в Луцке начали самостоятельно заниматься разработкой модернизированных «волынек», они уже получили марку «ЛуАЗ» (от модели 969А и далее). С

Серийная "Волынь" первых выпусков - ЗАЗ-969В, а еще вовсе не ЛуАЗ
Серийная «Волынь» первых выпусков — ЗАЗ-969В, а еще вовсе не ЛуАЗ

Всё то, о чем было сказано в этой статье – это, по большому счету, буквоедство на грани занудства )) Тем не менее, хотя бы для общего развития полезно знать, как на самом деле правильно

Источник

Предыдущая запись

Топ-10 самых сильных пород собак

Следующая запись

Почему не надо покупать машину, которая была у дилера на тест-драйвах, даже с большой скидкой

Новое на сайте

Новости

Китайским маркам принадлежит около 6% автопарка РФ

10.09.2025
Новости

Эксклюзивные кроссоверы Evolute i-JET появились у дилеров

10.09.2025
Новости

GAC объявил старт продаж и цены полноприводного кроссовера GS4

09.09.2025
Новости

«CarXL – 2025»: до масштабного форума осталось 7 недель

09.09.2025

Топ недели

Продажи среднетоннажных грузовиков в августе упали в 2 раза

05.09.2025

Китайским маркам принадлежит около 6% автопарка РФ

10.09.2025

Продажи новых автобусов в августе сократились на 23%

07.09.2025

Эксперт рассказал, почему не будут снижаться цены на автомобили

03.09.2025

Автомобильный портал

О нас

Автомобильный портал. Все про обслуживание и эксплуатацию автомобилей. Также новости автомобильного мира, тест драйвы, обзоры и многое иное

Выбор редактора

Новым генеральным директором Dacia стала Катри Адт

01.09.2025

JAECOO в сентябре представит в России спецверсию кроссовера J7

28.08.2025

ТОП месяца

Китайским маркам принадлежит около 6% автопарка РФ

10.09.2025

Эксклюзивные кроссоверы Evolute i-JET появились у дилеров

10.09.2025

© 2019-2022 Tj-service.ru. Все права защищены.

Безрезультатно
Просмотреть все результаты
  • Tj-service.ru
  • Карта сайта
  • Контакты
  • Сайт об автомобилях

© 2019-2022 Tj-service.ru. Все права защищены.

Добро пожаловать!

Войдите в свой аккаунт ниже

Забыли пароль?

Восстановите ваш пароль

Введите имя пользователя или электронную почту для сброса пароля.

Войти