Крупнейший в нашей стране музей, специализирующийся на мототехнике времен СССР, расположен недалеко от города Тула. В здании в виде крепости с башенками, на одной из которых располагается большая табличка «Мото-Авто-Арт», собраны более 250 единиц мотоциклов, мотороллеров и мопедов, причем некоторые образцы из коллекции дошли до наших дней в единственном экземпляре!
Помните ли вы о таком типе транспорта, как грузовой мотороллер? Предлагаю заглянуть в экспозицию крупнейшего мото-музея и ознакомиться с представленными в нем экспонатами!
На сегодняшний день, уже мало кто помнит такой вид транспорта, как мотороллер. Отличается мотороллер от привычных всем мотоциклов иной посадкой водителя, для ступней которого вместо трубчатых подножек предусмотрены плоские площадки (почти как полы в автомобиле), наличием оперения, защищающего ноги водителя и скрывающего узлы силового агрегата, а также колесами маленького диаметра. Выпускали мотороллеры в СССР всего два завода – Вятско-Полянский машиностроительный завод «Молот» в Кировской области и Тульский машиностроительный завод.
Итак, прошу на экскурсию!
Грузовой мотороллер Вятско-Полянского машзавода получил марку МГ-150. Мотороллер был способен перевозить до 250 кг грузов со скоростью до 35 км/ч. Всего было выпущено не более 75 тысяч штук
А это уже грузовая версия «Вятки» МГ-150Ц с цистерной
Тульский трехколесный грузовой мотороллер марки ТГ-200. В отличие от «Вятки», вместо деревянной грузовой платформы на ТГ-200 была применена цельнометаллическая. Кроме того, у тульского мотороллера имелся электрический стартер, тогда как «Вятку» можно было завести только педалью пускового механизма
Модернизированный в 1962 году вариант тульского грузового мотороллера получил наименование ТГ-200М. Внешний вид мотороллера изменился благодаря внедрению переднего крыла новой формы и грузовой платформы с бортами уменьшенной высоты
Новая версия тульского грузового мотороллера появилась на Тульском машиностроительном заводе в 1968 году, получив обозначение ТГА-200 и собственное имя «Муравей». Полностью обновился дизайн переднего оперения. Двигатель форсировали до 11 сил, что это позволило поднять скорость до 60 км/ч . Появились указатели поворотов и амортизаторы в задней подвеске. Изменилось расположение аккумулятора
Слева – образец «Муравья» из выпущенной в 1974 году опытно-промышленной партии мотороллеров-самосвалов для перевозки сыпучих строительных грузов, готовой бетонной смеси и цементного раствора
Грузопассажирский мотороллер ТГА-200-01П с двухместным сиденьем и укороченной платформой
С середины 1983 года на смену «Муравью» модели ТГА-200-01 пришел модернизированный мотороллер ТМЗ-5.403 (на фото слева)
В 1988 году грузовые мотороллеры подверглись новому витку модернизации, который принес повышение грузоподъемности до 360 кг и смену марки на «Муравей-2М-01». Визуальное отличие обновленных машин – передние указатели поворотов нового типа. На этом фото – 2-местная модификация ТМЗ-5.402-02
На «панели приборов» мотороллеров «Муравей» поздних выпусков имелись спидометр со счетчиком пройденного пути и четыре контрольные лампы: зеленая – сигнализатор включения нейтрали в КП, красная – зарядка АКБ, оранжевая – указатель поворотов, синяя – дальний свет фар
В 1986 году Тульский машзавод изготовил на продажу партию грузовых модулей. Такой модуль можно было за 40 минут прицепить к легковой «Тулице» вместо заднего колеса и тем самым превратить ее в грузовой «Муравей» с самосвальной платформой! На фото – ТМЗ-5.301-02 «Тулица-02М» с присоединенным грузовым модулем
В 1973 году ТМЗ выпустил опытно-промышленную партию двухдверных стеклопластиковых кабин для фургонов ТГА-200Ф. По бокам от фургона — легковые мотороллеры Т-200К с колясками
На переднем плане – внутризаводской транспортер для перевозки эмульсии на базе ТГА-200 с подкатной осью и стеклопластиковой кабиной. На заднем плане – опытный грузовой транспортер повышенной проходимости на агрегатах «Муравья», построенный на Тульском машзаводе на рубеже восьмидесятых и девяностых годов
Очередной возврат к теме закрытой кабины для грузового мотороллера состоялся уже в перестроечные годы. Новый вариант каркасной кабины с пластиковыми наружными панелями был разработан совместно со специалистами Минского филиала ВНИИТЭ и выпускался небольшими сериями с 1989 года. На фото – изотермический фургон ТМЗ-5.403-03ИФ «Муравей-2М-02», проработавший 20 лет на автобазе Почты России
Экспериментальный образец мотороллера «Муравей-2М-02» с кабиной комбинированного типа, в которой двери и передняя панель из пластика сочетались с крышей из кожзаменителя
Экспериментальный «Муравей-3», разработанный в конце 1980-х, должен был со временем заменить на конвейере привычные мотороллеры «Муравей» серии 2М. Однако этого не произошло: после развала Союза спрос на серийные грузовые мотороллеры начал неуклонно снижаться, заставив завод в 1996 году вовсе отказаться от их дальнейшего производства
После ухода с рынка «Муравьев» в освободившуюся нишу недорогих грузовых мотомашин попробовал зайти Завод имени Дегтярева (г. Ковров). Там были освоены трехколесный грузовой мокик ЗДК-2.404 грузоподъемностью 100 кг (красный на заднем плане) и грузовой модуль ЗДК-9.906 для мотоциклов «Восход» в составе бортовой платформы на 175 кг груза, двух колес и редуктора с передачей заднего хода. Впрочем, ковровские «грузовики» массовому покупателю также оказались неинтересными