Необычное использование самосвалов в Советской Армии

Этот пост – о доброй советской традиции находить военное применение практически любому гражданскому транспорту. Сколько фугасных реактивных снарядов для БМД-20 за один раз способен увезти самосвал-«сельхозник» ГАЗ-САЗ-53Б? Сколько человек личного состава с полным снаряжением поместится в полукруглом кузове строительного самосвала ЗИЛ-ММЗ-555? И сколько ящиков со взрывчаткой влезет в кузов самосвала МАЗ-503Б? Всё это и многое другое самым тщательным образом было подсчитано еще в далеком 1969 году и опубликовано в виде военного справочника, некоторые страницы из которого мы сегодня и поизучаем. Приятного просмотра!

Первым «экспонатом» у нас сегодня будет сельскохозяйственный самосвал ГАЗ-САЗ-53Б. По задумке конструкторов, он был должен перевозить в колхозах зерновые культуры, силос, картофель и прочий навоз. Оснащен он прямоугольной бортовой платформой с 3-сторонней разгрузкой, поверх основных металлических бортов которой можно смонтировать дополнительные деревянные надставки, практически удваивающие полезную вместимость (до 9 кубометров). Испытуемый же экземпляр «газика» побывал на 38-м Опытном заводе Министерства обороны, где его оснастили съемными деревянными лавками и длинной металлической лестницей-трапом. Залезать в кузов через высоченные надставные борта – удовольствие сомнительное. Но вариантов нет, на этом самосвале задний борт нельзя откинуть вниз, как на простом бортовом грузовике (навеска выполнена на верхних петлях). Как видно на фото, в транспортном положении снятые лавки крепились снаружи правого борта, а снятая лесенка – снаружи заднего борта.

На трех лавочках «газика» удалось разместить 21 бойца. Коэффициент использования грузоподъемности (далее будем для краткости обозначать его аббревиатурой КИГ) составил 0,63, поскольку допустимая полезная нагрузка этой машины равнялась 3,5 тоннам.

Теперь на очереди погрузка армейских грузов. Картина маслом: мирный «газончик»-зерновоз под завязку загружен смертоносным тяжелым вооружением… 200-мм фугасные реактивные снаряды МД-20-Ф для реактивной системы БМД-20 – чересчур громоздкие, «с шапкой» в кузов влезло только 10 штук, недоиспользовано 18% грузоподъемности. А вот 140-мм турбореактивные снаряды М-14-ОФ для пусковой установки БМ-14 – для этой машины самое то: при исчерпании грузоподъемности занимают уже почти весь объем платформы (на картинке верхний ярус ящиков не установлен для удобства подсчетов). Также идеально укладываются в «газик» ящики с противотанковыми минами ТМ-57 (КИГ в этом случае достигает значения 0,99). А на нижнем правом фото показана погрузка в кузов 28 авиабомб модели ОФАБ-100. Как видно, поместились они отлично – как тут и были – но с перегрузом в 550 килограмм.

Сельский «газик» прекрасно подошел и для перевозки трех контейнеров типа КП-2 под ГСМ либо одной бочки типа Р-4 с горючим (в обоих случаях, правда, зафиксирован перегруз порядка полутонны). Танковых дизелей без упаковочных ящиков влезло три единицы, а полковой танковый комплект с запчастями разместился в кузове целиком. Что тут скажешь, к строевой такой «газик» годен, двух мнений быть не может!

Второй подопытный – строительный самосвал ЗИЛ-ММЗ-555. Для своего времени это была передовая машина, в которой благодаря полукруглому сечению платформы легко возили даже бетонный раствор: раз на днище нет углов, то и груз к нему практически не прилипал. И вот даже такой самосвал умудрились приспособить для перевозки личного состава, причем помимо лавок и спинок-надставок в кузов пришлось ставить еще и специальные упоры для ног – ведь ровного пола в таком кузове попросту нет! В результате «зилок» смог увезти в своем 3-кубовом кузовке 15 бойцов, но при грузоподъемности в районе 4,5 тонн КИГ у него оказался очень и очень скоромным – всего 0,38.

Крошечный кузов ЗИЛа был ожидаемо плохо приспособлен для транспортировки легковесных грузов. Вот, например, сухари в мешках, даже будучи нагруженными со здоровенной горкой, использовали лишь 1,2 тонны грузоподъемности (КИГ 0,28). Ничуть не лучше обстояли дела и с покрышками для грузовиков ГАЗ, коих уместилось лишь 1,34 тонны (КИГ 0,3). Контейнеров КП-2 с горючим в кузов влезло 2 штуки (КИГ 0,58), а резервуар РА-2М с окислителем для ракетного топлива – всего один, но в этом случае хоть КИГ получился более-менее приличный (целых 0,73).

Из-за скругленной формы тарные грузы в ящиках размещались в зиловском кузове не лучшим образом: с горем пополам удалось впихнуть в него лишь 1,54 тонны противопехотных мин модели ПМД-6. Более компактные ящики со взрывчаткой укладывались получше: их вместилось уже 3,3 тонны. А маленькими и весьма тяжелыми гусеничными траками без упаковки удалось занять весь кузов с полным использованием грузоподъемности. Но в то же время легких парашютов в машине уместилось всего 1,3 тонны.

А здесь на фото вверху слева – погрузка минного трала КМТ-4: он занял весь полезный объем кузова. Но при весе всего в 1,4 тонны КИГ оказался равным только 0,31. Ниже показана погрузка реактивных снарядов 9М14 для ПТРК «Малютка» в ящиках. КИГ тут получается еще меньше – всего 0,23, поскольку в нижней округлой части платформы остается много пустоты. А в правом столбце показана погрузка авиабомб ОФАБ-100 и САБ-500: из-за громоздкости в зиловский кузовок они тоже укладываются никак не оптимально, используя лишь 37…42% от грузоподъемности. И, кстати, меня крайне смущает загрузка такого содержимого с шапкой, прилично возвышающейся над бортами кузова: а ну как на дороге в повороте будет хорошая кочка? И полетят тогда клочки по закоулочкам…

А вот опять строительный самосвал – 7-тонный МАЗ-503Б. Его кузовок вместимостью 5 кубометров лишь немножко подлиннее зиловского, но хотя бы пол у него ровный. Трансформация по уже знакомому принципу: маленькие деревянные надставки для бортов, выполняющие попутно роль спинок, деревянные лавки, металлическая лесенка. Причем лесенку на сей раз сделали короткой, потому как наружные усилители заднего борта платформы предполагалось использовать как подножки. Ох, представляю, какими скользкими они становились после того, как на них налипала мокрая глина с сапог… В кузове МАЗа удалось разместить 21 бойца – прямо как в более легком «газоне». Но ведь у МАЗа-то грузоподъемность вдвое выше – 7 тонн, и «расходовалась» она в данном случае всего лишь на 31%. Страшно представить, как при такой небольшой загрузке трясло бы людей на жестких деревянных лавках в кузове этого самосвала…

Переходим теперь к перевозкам грузов. Фото в первом столбце: в кузов МАЗа влезают 4-тонная бочка Р-4 с ГСМ или пара резервуаров РА-2М с компонентами ракетного топлива. Во втором столбце показаны погрузка резинотканевой бочки МР-4 для ГСМ и коробки с противотанковыми минами ТМ-57. В обоих случаях грузоподъемность используется всего лишь наполовину. Третий столбец – погрузка 1,7 тонны сухарей и трех фугасных авиабомб ФАБ-1500 общим весом 5,82 тонны.

Для погрузки ящиков с крупнокалиберными унитарными патронами и снарядами, ПТУРСами и выстрелами к противотанковому гранатомету СПГ-9 кузов самосвала МАЗ-503Б подходит совсем неважно, позволяя использовать в лучшем случае половину запаса грузоподъемности (КИГ от 0,23 до 0,58). Зато патронов калибра 7,62 мм при загрузке чуть выше надставок в кузов влезает ровно 7 тонн! Вот только какой же знатный геморрой, наверное, их оттуда потом выгружать, когда укладка в кузове получилась очень плотная, а ни одного борта откинуть нельзя… На последнем фото – загрузка 8 цилиндрических укупорок под реактивные снаряды модели МД-20-Ф: то, как идеально точно они легли в кузов, вообще наводит на мысль, что возможность их перевозки была заложена в конструкцию самосвальной платформы еще на стадии ее проектирования!

Последние загрузки самосвала МАЗ-503Б: покрышки для «газонов» и КрАЗов, ящики с запчастями, контейнеры КП-2 и ящики со взрывчаткой. Из всего этого ассортимента всю грузоподъемность самосвала не смог «съесть» ни один из грузов, более-менее нормальный КИГ получился только у «комплекта запчастей № 1» (0,83) и взрывчатки (0,72).

Источник

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector