Движение накатом на автомобиле давно стало объектом для споров. Одни водители убеждены, что в таком случае нужно включать нейтраль, другие считают необходимым оставаться на высокой передаче. У каждой стороны есть свои аргументированные доводы, которые следует рассмотреть. Я вооружился помощью знакомого моториста и получил ответы на поставленные вопросы.
Статья будет полезной? Не забудьте поставить «палец вверх» и подписаться на канал!
Необходимость включения нейтрали при движении накатом водители объясняют двумя основными доводами. Во-первых, ехать так комфортнее, двигатель не слышно, а о педали газа можно забыть. Во-вторых, в таком случае, по их мнению, экономится топливо. Фактически автомобиль потребляет столько же, сколько и на холостом ходу. Но другая часть водителей с этими аргументами не согласна.
Приверженцы движения накатом на включённой передаче говорят о небезопасности включения нейтрали, особенно в зимний период. Если же посмотреть мгновенный расход топлива по бортовому компьютеру, то зачастую можно увидеть показания в 0 литров. В подобные данные верится с трудом. Как двигатель внутреннего сгорания может работать без топлива? Этот вопрос я задал мотористу, который дал мне развернутое объяснение.
Начать стоит со строения автомобилей, оснащённых карбюратором. Принцип образования воздушно-топливной смеси у них был очень прост. Топливо подавалось через жиклёры, а ,в зависимости от действий водителя, параметры образования смеси регулировались механически. Такая система проста по своему строению, но неэкономична. Инженеры стали искать способы повысить эффективность карбюратора.
Конструкторы поняли, что, при достижении определённых оборотов двигателем, подача воздушно-топливной смеси в двигатель необязательна. На карбюраторах стал использоваться клапан ЭПХХ (Экономайзер Принудительного Холостого Хода). Выглядела система достаточно сложно, а её задача заключалась в перекрытии подачи топлива через систему холостого хода при достижении определённых оборотов, как правило, от 2 000 об./мин. Бензин в двигатель не поступал, и мотор фактически «гонял» воздух.
С появлением инжекторной системы подачи топлива всё стало значительно проще. За счёт наличия ряда датчиков инженерам было достаточно прописать нужные настройки в электронном блоке управления двигателем. Если ЭБУ видит, что педаль газа отпущена, а обороты выше установленных (обычно от 1 500 об/мин), импульсы на форсунки и систему зажигания отключаются.
Двигатель в такой ситуации выполняет роль своеобразного компрессора. Он перекачивает воздух и не глохнёт за счёт того, что вращательный момент от колёс передаётся на коленвал. Работоспособность сохраняют зависимые от силового агрегата узлы — генератор, ГУР, кондиционер и т.п. При достижении оборотов ниже заданных, блок управления начинает постепенно подавать топливо.
Получается, что движение накатом на включённой передаче действительно может происходить при нулевом расходе топлива, даже на запущенном двигателе, если обороты выше установленных производителем. К тому же, такой подход действительно более безопасен при эксплуатации автомобиля в условиях снега или гололёда.