Содержание
Если вы летаете на самолёте хотя бы пару раз в год, то наверняка сталкивались с задержкой рейса, а в некоторых случаях – с посадкой в запасном аэропорту из-за погодных условий. На грузовые авиаперевозки погода тоже влияет, однако характер этого влияния несколько иной. В статье мы расскажем, как ветер, осадки и видимость сказываются на перелётах грузовых бортов.
Влияние погодных условий на грузовые авиаперевозки
Воздушное судно с грузом, в отличие от пассажирского борта, невозможно посадить в запасном аэропорту соседнего населённого пункта, потому что таким образом будет нарушена логистика доставки. Это усложняет планирование авиаперевозок, увеличивая срок перевозок, т.к. из-за погоды рейс может откладываться несколько раз.
Метеорологический минимум
Условия, при которых взлёт может быть разрешён, называют метеорологическим минимумом. Важно, что его рассчитывают как для пункта отправления, так и для точки приземления.
При определении метеорологического минимума смотрят на:
-
скорость и направление ветра;
-
видимость;
-
границы облачности;
-
состояние взлётно-посадочных полос.
Виды метеорологических минимумов
Система метеоминимумов применяется в большинстве стран мира. Лётные возможности определяются по трём ключевым видам:
1. Воздушное судно. Для разных моделей отличаются допустимые условия для взлёта и посадки, поскольку характеристики бортов тоже очень отличаются. Метеорологический минимум для самолёта задаёт производитель, ориентируясь на результаты тестов по безопасности.
Например, в пункте отправления может разыграться непогода с постоянными порывами ветра скоростью около 30 м/с. Взлёт может быть разрешён только для тех воздушных судов, чей метеоминимум установлен на планке 30 м/с и выше;
2. Аэропорт. Условия крупных международных аэропортов очевидно отличаются от небольших аэродромов в российской, китайской или американской глубинке. Метеорологический минимум пункта отправки и назначения зависит от оснащения и состояния взлётно-посадочной полосы, приборов освещения, радиолокационных станций и даже рельефа.
Современный крупный аэропорт, такой как Домодедово, обладает мощными осветительными приборами, позволяющими даже в условиях тумана посадить самолёт. В тех же условиях небольшой аэропорт, например, в заполярном городе Воркута, который используется, в основном, для региональных перевозок, будет закрыт.
3. Экипаж. От опытности пилотов тоже зависит, смогут ли они справиться с погодными условиями. Если команда лётчиков проходила специальное повышение квалификации, доказав, что готова работать при сильном ветре или пониженной видимости, то их метеоминимум будет находиться в широком диапазоне.
Поэтому пилоту гражданской авиации, только закончившему лётное училище, наверняка не позволят выйти на старт при сильном дожде или снегопаде, хотя более опытные асы иногда могут совершать перелёты в таких условиях. При этом расчёт метеорологического минимума ведут по менее подготовленному члену экипажа.
Метеорологические минимумы рассматривают в совокупности. Если хотя бы по одному из параметров взлёт невозможен, рейс откладывают.