Вообще слово «кабриолет» обычно ассоциируются с достаточно дорогими машинами. Ну или, по крайней мере, с наиболее дорогими модификациями. Но бывают из этого правила исключения. Причем одно из таких исключений в свое время массово выпускалось прямо в Советском Союзе и имело всего три колеса! Угадали, о чем речь? Правильно, об «инвалидке» Серпуховского мотозавода.
Знакомьтесь: мотоколяска С1Л 1954 года выпуска. Выглядит так, словно она совершенно новая, только вчера сошла с конвейера. В какой-то мере это даже соответствует действительности: машина действительно эксплуатировалась всего один летний сезон, за который успела проехать лишь 640 километров. А затем на целых 64 года она встала в гараж, где сгнила практически в труху. Нынешний же ее вид – заслуга мастерской «Ретрорембаза», которая без малого полтора года занималась возвращением маленького пациента с того света на этот.
О моторизованных транспортных средствах для инвалидов Великой Отечественной в СССР задумались в первой же послевоенной пятилетке. В самые сжатые сроки Киевский мотозавод наладил выпуск мотоколясок К1В на базе легкого мотоцикла «Киевлянин». По сути, это был 2-местный диванчик, поставленный на три мотоциклетных колеса. Более сложную «инвалидку», уже похожую на микроавтомобиль, освоили на Серпуховском мотозаводе. С января 1953-го до 1958 года там успели построить порядка 40 тысяч «трехколесок» С1Л и С3Л. Однако судьба многих из них сложилась по тому же сценарию, что и у машины с наших фотографий. Почему? Да просто эксплуатировать С1Л было сложно даже здоровому человеку, что уж говорить про инвалидов… Ненадежность, низкая проходимость, плохая устойчивость – вот то, с чем водителям «трехколесок» приходилось сталкиваться ежедневно. Отсюда и прозвище «Привет от Гитлера», которым нарекли первые советские «инвалидки» в народе. А вообще С1Л удивляет своей конструкцией буквально на каждом шагу! Знаете, как выглядят у нее замки дверей? Сейчас покажем:
Изнутри и снаружи двери фиксируются при помощи такого кожаного хлястика, который застегивается на металлический штырь. Петлей как таковых нет: брезент, которым обтянут каркас дверей, частично прикручен прямо к дверному проему. Причем из-за формы проема и рамки ветрового стекла получается, что двери открываются не просто вбок, а вбок и вверх: Lamborghini, покури в сторонке! )) Естественно, что в открытом состоянии двери не держатся. Чтобы они не захлопывались, нужно пользоваться специальными металлическими упорами:
Интерьер мотоколяски – это своеобразный симбиоз мотоцикла и автомобиля. Руль тут обычный мотоциклетный, с вращающейся рукояткой газа. Педалей нет совсем, но вместо них – целый «куст» рычагов в центральной части салона: для торможения задних колес, переключения передач, включения реверса, пуска двигателя. Еще один рычаг спрятан слева под панелью приборов: это «ручник», затормаживающий на стоянках переднее колесо.
Но при этом у мотоколяски есть вполне автомобильная панель приборов со спидометром, «бардачком» и замком зажигания, да и расположение водителя и пассажира – тоже автомобильное: рядом друг с другом. Правда, посадку пассажира сильно осложняет «запаска», закрепленная прямо у него в ногах. Если сюда поставить грязное проколотое колесо, то у пассажира не остается никаких шансов сохранить одежду в чистоте. После этого даже не говорите, что крепление запасного колеса у «Нивы» или «Оки» под капотом неудобное: оно там шикарное! Просто всё познаётся в сравнении…
В качестве силового агрегата на С1Л использовался 125-кубовый двигатель с 3-ступенчатой коробкой передач от мотоцикла «Москва» М1А. Будучи полностью исправным, этот мотор развивал 3,6 л.с.: негусто для транспортного средства, которое даже без пассажиров весило 275 кг. Для доступа к двигателю служила дверца в задней части кузова мотоколяски. Оригинальным узлом С1Л стал картер главной передачи, объединенный с реверсивным механизмом: благодаря нему мотоколяска, в отличие от мотоцикла М1А, могла ездить задним ходом. Ну, а от главной передачи крутящий момент передавался на оба задних колеса. Следующий блок фотографий подробно покажет вам, что скрыто в моторном отсеке С1Л:
Пару слов стоит сказать и о ходовой части С1Л – благо, тут тоже есть интересные моменты. Подвеска задних колес у нее, например, независимая, на поперечных рычагах с пружинами. Есть и амортизаторы, причем не привычные нам сейчас гидравлические, а фрикционные, в которых гашение колебаний происходит за счет трения. Спереди же у мотоколяски стоит качающаяся вилка, подвешенная при помощи пары пружин с амортизатором и поворачиваемая при помощи системы тяг.
Говорят, что до наших дней в том или ином виде дошли всего 11 трехколесных серпуховских мотоколясок. Почему так мало? Большинство «трехколесок» полностью выходили из строя в первые же годы эксплуатации, а после возврата органам соцобеспечения они просто утилизировались. Так что на сегодняшний день полностью комплектная С1Л – это действительно уникальная машина, несмотря на большой первоначальный тираж.