В ноябре на автобусном рынке России произошла сенсация. Впервые за более чем два десятка лет отечественный «пазик» оказался оттеснен от лидерской позиции автобусами большой вместимости. Наш канал разбирался в этом удивительном «происшествии».
Сразу сообщим, что самой популярной моделью автобуса РФ в ноябре по данным Автостат-инфо оказалась модель большого городского автобуса НефАЗ-5299. (см. таблица)
А на втором месте ликинский автобус ЛИАЗ-5292. На третьем месте – ПАЗ-3204. И лишь на четвертой позиции — старый добрый «пазик» ПАЗ-3205.
Главными покупателями древних «пазиков», как известно, являются частные предприниматели, бизнес который задействован на пассажирских перевозках в небольших городах и пригородных маршрутах, а также в сельской местности. Покупают «пазики» и муниципалы, преимущественно из глубинки. В целом это очень дешевая и распространенная модель, поэтому она уже много лет в лидерах автобусного рынка страны и до последнего времени не уступала никому лидерства.
Но прошедший ноябрь 2020 года оказался в некотором смысле переломным. И вот почему. Начались поставки автобусов по национальному проекту Безопасные и качественные дороги 2.0.
В приведенной табличке список городов-победителей. Привычной в автомобильной новостной ленте стали «парады» автобусов, выстроившихся на центральных площадях областных центров. Вдобавок, институт развития ВЭБ.рф начал реализацию транспортных реформ в ряде областных и краевых центров, например, в Перми, куда также поставляются новые автобусы.
Помимо этого идет ранее объявленный процесс обновления автобусного парка в двух столицах – Москве и Санкт-Петербурге. О чем свидетельствует шестое место автобуса особо большой вместимости ЛИАЗ-6213, и белорусской модели МАЗ-203. Также ряд субъектов проводят обновление парка пассажирской техники по своим программам. Например, крымские города пополняют автобусные парки новым подвижным составом.
Тут следует пояснить. В прошлом году в национальный проект «Безопасные и качественные дороги 2.0.» по настоянию регионов была включена подпрограмма по модернизации наземного городского транспорта в крупных городах. В свою очередь, федеральная поддержка осуществляется при участии ПАО ГТЛК с применением механизма лизинга — путем предоставления перевозчикам права приобретения транспортных средств со скидкой 60%.
Поставки современного городского пассажирского подвижного состава, отвечающего всем требованиям по комфорту, безопасности и экологичности. Новые автобусы и троллейбусы — большой вместимости, обязательно низкопольные. Автобусы должны работать на компримированном природном газе. Кроме того, чтобы исключить «дикие» проявления частного автобусного извоза, как отсутствие автобусов на маршрутах в вечернее время, когда спадает пассажиропоток, в программе для претендентов на федеральную помощь имеются требования, чтобы автобусы работали на магистральных маршрутах до 23 часов с определенным интервалом.
Как видим, программа стартовала и уже на этом начальном этапе существенно изменила рынок автобусов Российской Федерации. Конечно, пока рановато делать далеко идущие выводы.
Но стоит отметить, что национальный проект БКАД 2.0. будет переформатирован. Программа по модернизации пассажирского транспорта выделена в отдельный федеральный проект с финансированием как из федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, так и внебюджетных источников. Целью федпроекта является повышение качества транспортного обслуживания в городских агломерациях. В рамках федпроекта Минтранс планирует решить задачи обновления подвижного состава пассажирского транспорта. А вот индикатором решения этой проблемы и станет автобусный рынок, который отражает и будет отражать эти процессы.
Таблица
Регистрации новых автобусов в РФ в ноябре
Источник