В 1968 году было принято Постановление ЦК КПСС о строительстве в городе Тутаев Ярославской области специального цеха для производства дизельных агрегатов Ярославского моторного завода.
В 1971 году новое предприятие было преобразовано в Тутаевский завод дизельных агрегатов (ТЗДА). Завод выпускал детали поршневой группы для двигателей ЯМЗ.
***
В 1976 году согласно Постановлению Совмина СССР на заводе началась разработка новых дизельных восьмицилиндровых двигателей ЯМЗ-840.
Завод стал градообразующим предприятием с собственной социальной инфраструктурой, а в 1985 году был переименован в Тутаевский моторный завод.
В 1990-е годы на ТМЗ был разработан и запущен в серийное производство четырехколесный мотоцикл (мотовездеход) «Рысь» рамной конструкции с цепным приводом на задние колеса и редукторным задним мостом.
***
В 1993 году завод преобразован в акционерное общество и приступил к производству коробок передач для двигателей. Всего производилось около 30 модификаций дизельных двигателей для тракторов и большегрузных автомобилей.
После кризиса конца 1990-х годов ТМЗ прошел через сложную процедуру банкротства, а уже в 2007 году началась техническая модернизация производства.
В 2016 году контрольный пакет акций ТМЗ получил КАМАЗ (входит в состав государственной корпорации «Ростех»).
***
В сентябре 2018 года было подписано соглашение о создании совместного предприятия с крупнейшим производителем двигателей из КНР – компанией «Вэйчай» (Weichai), которое будет производить мощные дизельные двигатели объёмом более 17 литров.
В настоящее время обновлённый Тутаевский моторный завод производит более двадцати модификаций дизельных восьмицилиндровых двигателей и коробок передач.
В мае 2019 года была закончена разработка нового модернизированного двигателя ТМЗ-8481.10 для тяжёлых тракторов «Кировец» серии К-7 Петербургского тракторного завода.
***
Новые двигатели, окрашенные в синий цвет, уже начали отгружать петербургским тракторостроителям.
Восьмицилиндровый V-образный двигатель ТМЗ-8481.10 объёмом 17,2 литра имеет номинальную мощность 350 лошадиных сил и максимальный крутящий момент 1570 Нм.
Двигатель оснащён системой турбонаддува чешского производства, восьмисекционным ТНВД, тремя фильтрами очистки топлива, водомасляным радиатором и двумя масляными полнопоточными фильтрами.
Мы желаем Тутевским моторостроителям успехов в их благородном и почётном труде!