Помните, как в детстве, мы прижимались к стеклу перегородки кабины водителя у автобусов, с замиранием сердца наблюдая за той магией, которую совершал водитель.
Да что уж там говорить, даже сейчас, когда мне уже за 30, я всё-равно пытаюсь сесть поближе к лобовому стеклу, чтобы видеть дорогу.
И раз уж у нас тут минутка ностальгии, предлагаю посмотреть на водительские места советских автобусов.
Заранее прошу прощения за то, что некоторые фотографии будут без авторства. Если вы вдруг нашли свой снимок, то просьба написать мне, чтобы я добавил информацию в подписи.
Таджикистан-3205
Очень вероятно, что вы никогда в жизни не видели автобус марки «Таджикистан». Они выпускались на Чкаловском автобусном заводе (ЧАЗ) в Бустоне, Таджикистан.
Большая часть автобусов оставалась в Таджикской ССР, поэтому в настоящее время найти их на дорогах России — большая редкость.
Сам автобус выглядел довольно простенько и представлял собой модернизированный вариант предыдущей модели «Таджикистан-5».
Автобусы строились на шасси грузовиков ЗИЛ-130 и имели 25 мест для сидения. Общая пассажировместимость не превышала 42 человек.
ЗИЛ-158В
В 1957 году на московском заводе имени Лихачева началось производство городского автобуса ЗИЛ-158. Выпуск продолжался всего пару лет — до 1959 года, после чего производство было передано на новый Ликинский автобусный завод.
Там автобус был немного модернизирован и выпускался до 1970 года под индексом ЗИЛ-158В.
Посмотрите на уютную кабину водителя с огромным рулевым колесом и плавными линиями передней панели и моторного отсека.
Да, тут было довольно тесно и шумно по сегодняшним меркам, но тогда автобус представлял собой довольно перспективную разработку.
ЗИЛ-158В имел 32 сидячих места, а номинальная пассажировместимость составляла 60 человек. Двигатель ЗИЛ-158 выдавал 109 л.с. при 2800 об/мин.
ЛАЗ-695М
В 1969 году Львовский автобусный завод приступил к производству модернизированной модели ЛАЗ-695М.
Эта модификация стала последним «круглолобым» автобусом этой модели. Следующий ЛАЗ-695Н, пришедший на смену в 1974 году, получил хорошо узнаваемую всеми советскими гражданами плоскую переднюю часть.
Модификацию 695М легко отличить по плоской крыше без окон в скатах. При этом боковые окна стали выше.
Кроме этого автобус получил ряд технических новшеств, включая венгерский задний мост Raba, усовершенствованную тормозную систему и один общий глушитель вместо двух ранее.
КаВЗ-3270
В 1971 году Курганский автобусный завод приступил к выпуску автобуса среднего класса КаВЗ-685 на шасси ГАЗ-53-40 — особой разновидности ГАЗ-53А.
После ряда модернизаций, в 1986 году автобус превратился в КаВЗ-3270. Он базировался на новом шасси ГАЗ-53-12 с двигателем ЗМЗ-53-11.
Так как автобус представлял собой чистый компромисс, то его водительское место получилось довольно необычным.
Во-первых, передняя панель тут практически вертикальная, и от этого страдала множеством эргономических проблем.
Во-вторых, кузов автобуса был значительно шире кабины базового грузовика, поэтому водитель сидел на приличном расстоянии от левого борта.
Привод единственной пассажирской двери был механическим. Рычаг располагался слева от водителя и длинной тягой соединялся с дверью.
Номинальная вместимость автобуса составляла 25 человек. Существовали традиционные версии для северного и южного климата.
Родник-32301
Помните про «Таджикистан-3205», о котором речь шла в самом начале статьи? После распада СССР, в 1994 году, была сделана попытка производства тех самых автобусов «Таджикистан» в России.
На базе СП «Родниковское управление предприятий» в городе Родники Ивановской области, был организован «Родниковский машиностроительный завод».
Там из машинокомплектов, поставляемых из Таджикистана, попытались производить автобусы, но затея провалилось. И тогда предприятие решило наладить выпуск самостоятельно на основе чкаловских чертежей.
Такие автобусы делали до 1998 года, а потом появилась модернизированная модель — Родник-3230, а примерно в 2002 году модель модернизировали еще раз, сменив индекс на 32301.
Родник-32301 получил более надежную двустворчатую дверь вместо трехстворчатой, а дверь запасного выхода опустилась ниже окон.
ЗИУ-682
В 1972 году за Заводе имени Урицкого стартовало производство принципиально новой модели ЗиУ-682, которая станет основой электропарков множества советских городов.
Эта модель — настоящий долгожитель. Выпуск продолжался с 1972 по 2015 год! До сих пор разновидности этой модели можно встретить в самых разных городах России (и не только!).
В 1990-е годы ремзаводы освоили выпуск собственных модификаций на основе ЗиУ-682, поэтому в классификации этих троллейбусов сейчас разбираются только нёрды.
И так как я полнейший ноль в троллейбусах, то хочу задать знатокам один вопрос.
Зачем на панели справа от водителя столько тумблеров, ни один из которых не подписан? Это выглядит, как какой-то самолет! Я ума не приложу, зачем троллейбусу столько тумблеров и как найти нужный, если они не подписаны?