Содержание
Для чего определяют вязкость
Вязкость меняется в зависимости от назначения и других факторов. Таких как:
- Условия работы ДВС;
- Режимы работы;
- Степень износа;
- Вида топлива;
- Сезонности.
Понятно, что в гоночном режиме или при работе с прицепом, новому или с большим пробегом двигателю, потребуется масло с разной вязкостью. Чтобы подобрать оптимальный вариант и определяют его вязкость, степень которой отражает цифровой индекс.
Выбор масла для авто на основе вязкости
Подбирая смазку для очередного ТО нужно обращать внимание не только на индекс вязкости, но и на целесообразность применения масел разных категорий. Так если машина эксплуатируется на юге, где не бывает сильных морозов, нет надобности в масле с индексом – 0 или 5
Вполне подойдет всесезонное 10W 40, 15W 30-40. Эти масла не потеряют качество при морозе в -20 и в жару больше +35 °С.
Для езды в условиях, крайнего севера и Сибири нужны 0W 30-40, 5W 30, а для Арктики и вовсе специальные.
Любишь погонять покупаешь с высокой вязкостью. Если машина старенькая и пробег более 100 000 км, то масло должно сочетать низкую вязкость при запуске, с высокой при полном прогреве и больших оборотах. Для такой категории производители выпускают специальные виды типа «Нью лайф» у Мобил
Важно помнить, что чем больше разница между температурой замерзания и потерей вязкости при перегреве, тем меньше у масла меж сервисный пробег
О применяемых маслах для обычной гражданской езды позаботились авто производители. Обычно на последних страницах руководства по эксплуатации у всех марок, есть раздел с перечнем материалов и сроков ТО. Там же и перечень рекомендованных смазочных материалов. Поэтому если вы не практикуете экстремальную езду, то не надо ничего выдумывать, просто следуйте рекомендациям завода изготовителя. Масла с одинаковым индексом вязкости независимо от производителя, должны быть и одинакового качества. Однако на деле это не всегда так. Очень часто под видом уважаемого бренда продаётся поддельное, которое непригодно для работы. Поэтому приобретать лучше у официальных дилеров и представителей заводов производителей. Стоимость, возможно, будет больше, но экономия на масле приведет к излишним расходам при езде и на ремонт двигателя.
Предыдущая
Зольность масла
Следующая
Отработка масла
Индекс вязкости моторных масел для авто
Важнейшим свойством моторного масла является его вязкость. На основании исследований: углеводороды алканового ряда не являются «носителями вязкости». Наличие в моторном масле большого количества парафинов и церезинов, особенно высокомолекулярных, отрицательно влияют на эксплуатацию моторного масел в условиях низких температур, хотя эти масла и обладают пологой температурной кривой вязкости. Это объясняется тем, что парафины и церезины способны кристаллизоваться. Автомасла с небольшим количеством парафинов и церезинов при условии применения присадок, препятствующих кристаллизации парафинов, могут быть использованы в условиях низких температур.
Большое влияние на вязкость автомобильных масел оказывают циклановые, ароматические и смешанные (цикланово-ароматические) углеводороды.
По данным проф. Н. И. Черножукова, подтвержденным рядом других исследователей, большое влияние на вязкость оказывает число циклов в молекуле, причем с возрастанием этого числа вязкость значительно повышается. При извлечении из масла полициклических углеводородов вязкость этого автомасла падает.
При понижении температуры указанных полициклических углеводородов вязкость еще более повышается и тем самым подвижность моторного масла, содержащего эти углеводороды, сильно уменьшается. Наоборот, машинные масла, содержащие не более двух или может быть трех молекул с длинными боковыми цепями, отличаются значительно меньшим повышением вязкости при низких температурах, а следовательно, и большей подвижностью.
Моторные масла, содержащие малоциклические углеводороды, более удовлетворяют требованиям практики.
Поскольку смолистые вещества являются полициклическими соединениями, то удаление их из масел делает последние, более подвижными при низких температурах. Этим и объясняется большая подвижность при низких температурах дестиллатных моторных масел по сравнению с остаточными маслами.
Наличие в масляных фракциях парафинового основания преобладающего количества малоциклических углеводородов позволяет получать из этих фракций (после их депарафинизации и удаления обработкой селективными растворителями нежелательных полициклических углеводородов) высококачественные моторные масла, обладающие пологой температурной кривой вязкости и надлежащей подвижностью при низких температурах.
Индекс вязкости
Прямая боковая цепь в смысле повышения индекса вязкости является более эффективной, чем разветвленная; малоциклические углеводороды обусловливают более высокий индекс вязкости. Парафины и церезины, наоборот, имеют высокий индекс вязкости, и их удаление из масла снижает его индекс вязкости. Следует отметить, что чем выше содержание Н в молекуле, тем выше индекс вязкости. Точно так же, чем выше индекс парафинистости, т. е. отношение парафиновой части молекулы к циклической, тем выше и индекс вязкости.
Температура застывания
Для моторных масел, работающих в условиях низких температур, важной константой является температура застывания, т. е
та температура, при которой автомасло теряет свою подвижность. Эта потеря подвижности является следствием, с одной стороны, выпадения кристаллов парафинов и церезинов и образования кристаллической сетки, а с другой — повышения вязкости автомобильного масла с понижением температуры.
Чем вязче среда, тем легче она задерживается между кристалликами сетки. Поэтому удаление кристаллов парафина и церезина, наблюдаемое при депарафинизации, а равно и выделение вязких полициклических углеводородов с короткими боковыми цепями (асфальтово-смолистых соединений) будет, естественно, увеличивать подвижность среды.
При охлаждении моторного масла момент выпадения кристаллов парафина характеризуется помутнением автомасла. У депарафинированных машинных масел точка помутнения и точка застывания близки друг другу; при наличии же церезинов (особенно высокоплавких), дающих взвеси, температура помутнения будет значительно выше температуры застывания.
Более подробно о видах моторных масел можно узнать здесь http://motornoe-maslo.com.ua/, на сайте по продаже автомобильного масла.
На что влияет вязкость и расшифровка
Основная задача, которую должно выполнять моторное масло – исключить износ деталей двигателя за счет уменьшения трения между ними. Уменьшение трения происходит благодаря создаваемой маслом пленке между трущимися деталями. Одна деталь скользит по масляной пленке относительно другой. Так поршневые кольца скользят по стенкам цилиндра, не делая задиров, потому что на стенках цилиндра остаётся тончайшая масляная пленка.
Но не все так просто.
Сгорание топлива в цилиндрах происходит при высоких температурах. Поддержание рабочей температуры двигателя осуществляется при омывании наружной поверхности цилиндров, охлаждающей жидкостью. Масло плохой проводник тепла. Излишнее его количество на внутренней поверхности цилиндра приводит к перегреву, потери мощности и преждевременному износу. А с низкой вязкостью не ухудшает теплообмен, но плохо смазывает.
Кроме того при низких температурах запуск двигателя легче происходит на масле небольшой вязкости, но после прогрева, вязкость становится ещё меньше, давление в системе смазки резко падает. Приспосабливая смазку к разным условиям эксплуатации, производители начали изготавливать летние и зимние виды, для бензиновых и дизельных двигателей, для легковой и тяжелой техники. Затем появились всесезонные, как компромисс и попытка унифицировать применение. В начале ХХ века чтобы упорядочить и внести ясность в маркировку масла и других нефтепродуктов, Сообщество Автомобильных Инженеров Америки создало систему классификации и характеристик, которую сейчас называют SAE.
Чтобы расшифровать такую маркировку надо понимать, что значит каждый цифровой и буквенный индекс.
- Первая цифра говорит о том, при каких температурах пропадает текучесть смазки. За начало отсчета взята температура – 40 °С. От этой температуры нужно отнять первую цифру в индексе, допустим — 10W, получим -30 °С. Это значит, что масло замерзает при остывании до -30 °С.
- Обозначения с сочетанием первых двух знаков, т.е. цифр и буквы W, говорят о том, что масло зимнее. А комбинация 10W – зимнее, температура замерзания -30 °С, температура проворачиваемости — 25°С. (От температуры замерзания отнять ещё 5). Т.е рекомендовано оно для работы до – 25 °С.
- Летние смазки обозначаются только цифровым кодом — SAE 40, где число 40 индекс вязкости при рабочей температуре ДВС в 100 °С.
- Обозначения цифровыми кодами перед буквой W и после неё, говорят о том, что масло всесезонное. Так смазка с кодом 0W30 – рекомендованна к эксплуатации при температурах от -35 до + 35°С.
Повышение — индекс — вязкость — масло
Повышение индекса вязкости масел до требуемых величин может быть осуществлено двумя путями: вовлечением в масло остаточных компонентов, после их деасфальтизации и очистки, а также применением загущающей присадки. Как показали проведенные исследования, при использовании гудрона бала-ханской масляной нефти и дистиллятного компонента из смеси нефтей может быть получено дизельное масло с индексом вязкости 80 пунктов.
Для повышения индекса вязкости масел используются также поливинилацетат, по-ливинилхлорид, этилцеллюлоза, поливиниловые эфиры высокомолекулярных жирных кислот.
Для повышения индекса вязкости масел, получаемых по наиболее распространенной схеме ( см. рис. 9) из нефтей типа ромаш-кинской, предложено применять предварительную гидроочистку масляных дистиллятов перед их селективной очисткой, что помимо повышения индекса вязкости ( до 90 — 100) позволяет увеличить выход рафинатов и депарафинированных масел, а также повысить скорость фильтрования. Нефти с уникальными свойствами могут перерабатываться по индивидуальным схем-ам. Например, для получения из ъысокопарафинистой мангышлакской нефти высоко-индексных дистиллятных масел и парафиновой продукции предложена следующая схема: предварительная депарафинизация масляных дистиллятов при 5 — 10 С, в результате которой содержание парафина в дистиллятах уменьшается с 35 — 40 до 15 — 18 %; очистка фенолом этих обедненных парафином дистиллятов с последующей депарафинизацией их рафинатов.
Для повышения индекса вязкости масел в Европе широко применяют присадки типа ПМА, потому что они лучше поддерживают высокий индекс вязкости при умеренном содержании полимерных присадок и добавлении к довольно вязким базовым маслам
Для полиизобутиленов с подходящим средним молекулярным весом необходима большая осторожность при выборе базового масла, особенно в отношении его испаряемости. Однако они дают возможность получать весьма интересные загущенные масла особенно для очень низких температур.
S. Зависимость критической нагрузки Рк от содержания С полиметакрилата в высокоочищенном нефтяном масле. |
Вязкостные ( загущающие присадки), обеспечивающие повышение индекса вязкости масел, применяют в зимних и всесезонных загущенных сортах масел. Эти масла отличается высокой текучестью при низких температурах и обеспечивают пуск двигателей в зимнее время при отрицательных температурах наружного воздуха.
Зависимость вязкости, индекса вязкости и выхода масла. |
Повышение давления от 100 до 250 ат при гидрировании деасфальтизата на А1 — Со-Мо катализаторе не всегда приводит к повышению индекса вязкости масла, хотя и обусловливает более глубокое гидрирование ароматических углеводородов. Индекс вязкости масел, полученных при 250 и 100 ат, практически одинаковый.
Исследование показывает, что добавление к маслу присадок, понижающих температуру застывания такого типа, как парафлоу и сантопур, не влияет на повышение индекса вязкости масла.
Присадка представляет собой вязкую, липкую массу светло-коричневого цвета, в любом соотношении растворяющуюся в смазочных маслах различного происхождения. Ее применяют для снижения температуры застывания и повышения индекса вязкости масел.
В результате очистки масляных фракций от смолистых веществ цвет масел изменяется — они становятся светлее. Удаление смолистых веществ и полициклических ароматических углеводородов с короткими боковыми цепями способствует снижению коксуемости и повышению индекса вязкости масел. Удаление смолистых веществ и непредельных углеводородов значительно увеличивает термоокислительную стабильность. Очистка от кислых соединений снижает коррозионную активность, а выделение из состава масел твердых углеводородов приводит к понижению температуры застывания. Эффективность технологических процессов производства масел и характеризуется в основном достижением необходимых качественных показателей масел, а также выходом целевого продукта ( в вес.
Если масло переочистить, то многие показатели его качества улучшаются, но оно крайне нестабильно. Когда необходимо получить масла с более высоким индексом вязкости, их переочищают и для обеспечения стабильности добавляют к ним соответствующие присадки. Кратность фенола к сырью ( по массе) обычно выдерживают в пределах от 0 9: 1 до 2: 1 при получении дистиллят-ных масел и от 1 5: 1 до 4: 1 при получении остаточных. Для повышения индекса вязкости масел это отношение увеличивают.
Список источников
- pomaslam.ru
- www.ngpedia.ru
- articleland.ru