В Советском Союзе мотоциклы играли важную роль не только на гражданке, но и во время Великой Отечественной войны. И одним из самых известных мотоциклов военного времени стал ТИЗ-АМ600.
Его прототипом послужил британский BSA-500, появившийся в 1932 г. Поначалу на Таганрогском инструментальном заводе им. Сталина планировалось произвести новый мотоцикл по типу британского образца, но из-за сложной материально-технической базы от этой идеи отказались.
Создателям модели пришлось доработать конструкцию и приспособить ее к суровым советским реалиям. Первые опытные экземпляры, получившие обозначение ТИЗ-1, появились в 1936 г. и во время первомайской демонстрации вызвали большой интерес у горожан. В том же году модель успешно прошла заводские испытания и была оценена высшим партийным руководством. И уже осенью 1936 г. мотоцикл был запущен в серийное производство.
Конструктивные особенности
Конструкция мотоцикла достаточно проста. Главным его достоинством стала рама, которую можно было легко починить в полевых условиях, а это важно при ведении боевых действий. Кроме того, впервые в СССР мотоцикл получил взаимозаменяемые колеса и новые типы шин, применяемые даже на современных мотоциклах. Двигатель тоже был выдающимся: он производился на том же заводе, занимал объём 595 см3, развивал 16 л.с. и позволял мотоциклу разгоняться до 95 км/ч. Благодаря такому силовому агрегату АМ600 стал самым мощным мотоциклом 30х гг. В первую очередь мотоцикл создавался для нужд советских войск, поэтому окрас у него был неярким, и декоративные элементы практически отсутствовали. Зато к одиночному мотоциклу прилагалась коляска, на которой устанавливали ручной пулемет. Интересно то, что на военных парадах часто встречались «одиночки» с установленными на руле пулеметами. Однако во время боевых действий такое расположение было крайне неудобным, поэтому чаще всего экипаж ТИЗ-АМ600 состоял из двух человек: водителя и пулеметчика.
Исторический аспект
Особую роль АМ600 сыграл, конечно же, во время Великой Отечественной войны. Их использовали в разведке и для удержания позиций на отвоеванных у противника территориях. Но этот же мотоцикл часто обслуживал НКВД и даже отправлялся на экспорт в Китай, где его также применяли для военных целей.
Еще один важный факт из жизни модели. Во время Великой Отечественной войны, когда фронт приближался к Таганрогу, производство ТИЗ-АМ600 перенесли в Тюмень, где он выпускался до 1943 г. Сколько же всего было произведено таких мотоциклов, до сих пор не удалось установить: много документации было утрачено во время войны. Тем не менее, некоторые АМ600 дожили до наших дней. Они содержатся в музеях в Москве, Верхней Пышме, Челябинске, Владивостоке. ТИЗ-АМ600 стал одним из самых выдающихся советских мотоциклов. Высокие технические характеристики позволили ему стать верным боевым товарищем советских войск во время самой кровопролитной войны в истории нашей Родины, и именно доблестным советским солдатам этот мотоцикл обязан своей славой, которая не утихнет никогда. Современные модели любого мотоцикла рано или поздно нуждаются в замене шин. Качественные шины для мотоцикла служат отличным мерилом комфортной езды.