«Мы должны немного по-другому попробовать посмотреть, как распределяются бюджеты, на что мы тратим усилия, в той ли части воронки находимся, какой продукт продаем и с каким брендом, действительно ли мы создали те самые связи, чтобы человек продолжал с удовольствием у нас покупать…», — такими рецептами для авторынка на форуме автобизнеса «MarketAuto – 2025», организованном агентством «АВТОСТАТ», поделился Василий Мельников, основатель коммуникационного агентства MITRA.
Он напомнил собравшимся о тяжелой ситуации на рынке легковых автомобилей, который, по данным агентства «АВТОСТАТ», в мае 2025 года упал на 28% и по итогам полугодия выходит, мягко говоря, на совсем не радужные результаты. Для более красочной иллюстрации положения дел спикер привел ряд фактов по итогам 2024 года.
Так, доходы бюджета от утилизационного сбора в прошлом году превысили 1 трлн рублей и сделали цены на автомобили еще более «космическими» для потенциальных покупателей. При этом государство вернуло автобизнесу в 2024 году 350 млрд рублей (столько получили автомобильные производства, включая оставшиеся без иностранных инвесторов) и помогло перезапустить 10 производственных площадок в разных регионах. Кроме того, 43 млрд рублей было направлено на льготное кредитование и лизинг для стимулирования спроса на авторынке. В 2025 году прогнозируется, что доходы бюджета от утильсбора будут увеличены в 2 раза (и это снова отразится на ценах на автомобили), при этом вернется помощью в стимулировании спроса примерно столько, сколько и год назад. Ситуация реально тяжелая…
Мельников также напомнил о втором важном факторе на авторынке – растущей конкуренции. Сегодня за покупателя борются в первую очередь дилеры (316 холдингов, 2 145 локаций, 3 082 автосалона, 4 516 дилерских контрактов). Добавим сюда еще «перекупские» компании, которые привозят автомобили. За наш авторынок борются 130 брендов! Кроме того, в эту борьбу за клиентов включились еще и маркетплейсы (Ozon, Wildberries, Яндекс Маркет и другие) и их становится все больше.
«Цены растут, склады битком, ключевая ставка 20%, утильсбор, денег у клиентов меньше, будущее туманно, пачка новых брендов, начальник орет «Где продажи?», а тут еще и Трамп что-то «мутит», — напомнил Мельников. — На все эти макропроблемы у нас почему-то отвечает микроменеджмент. Продажи падают – режем маркетинг…». В этих условиях маркетологи вынужденно говорят: «Брендинг нас спасет!».
Фото: АВТОСТАТ